Глёден, Вильгельм фон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вильгельм фон Глёден
Род деятельности фотограф

Барон Вильгельм фон Глёден (нем. Wilhelm von Gloeden; 16 сентября 1856, усадьба Фольксхаген близ Висмара — 16 февраля 1931, Таормина) — немецкий фотограф, живший и работавший в Италии. Один из крупнейших мастеров изображения мужской наготы. [1], предшественник перформанса[2].

Биография

Дом и студия фон Глёдена в Таормине

Пасынок влиятельного прусского политика барона фон Гаммерштейна. Изучал историю искусства в Ростоке и Висмаре, готовился стать художником.

Стремясь побороть обнаружившийся у него туберкулёз, в 21 год по совету врачей переехал на Сицилию и обосновался в Таормине. Занялся фотографией, в чём начинающему помог его также переселившийся в Италию двоюродный брат Вильгельм Плюшов. В 1905 году прошла первая выставка его фоторабот на территории Российской империи — в Риге.

Дом барона в Таормине посещали такие знаменитости «прекрасной эпохи», как Оскар Уайлд, Рихард Штраус, Габриеле д’Аннунцио, Гульельмо Маркони и Элеонора Дузе[2]. Во многом благодаря успеху его фотостудии Таормина превратилась в курорт международного реноме; здесь стали приобретать недвижимость состоятельные люди из других стран Европы[3]. Глёден похоронен на протестантском кладбище Таормины (фото могилы).

Творчество и наследие

Хотя фон Глёден прославился прежде всего изображением обнаженной мужской натуры, при жизни в основном экспонировались его более традиционные фотоработы. Моделями ему служили местные юноши наподобие Винченцо Гальди (часто его любовники), но композиция фотографий, как правило, строилась с опорой на образцы античного искусства, с использованием живописной природы Южной Италии. Также ему принадлежат портреты (включая автопортреты) и пейзажи (в основном фотографии руин).

В искусстве фон Глёдена реализована лучшая возможность раздвоенной между позитивизмом и романтизмом культуры второй половины XIX века: стремление к фактической правде жизни и реалистическому воспроизведению древности сочетается в нём с романтической внеморальной идеей тотальной красоты и вечной безгрешной природы, в том числе и человеческой, воплощенной в прекрасной естественности чувств.искусствовед Чарльз Лесли[4]

Постановочные костюмированные фотографии эфебов отражали моду конца XIX века на «живые картины» и по своей эстетике близки к неоакадемическим полотнам Л. Альма-Тадема[2]. Барон придавал большое значение гриму и косметике, одним из первых экспериментировал с фо­то­фильт­ра­ми. Доходами от продажи фотографий делился со своими моделями (что было для того времени редкостью).

«Гипноз» (около 1900 года)

Работы ценили Оскар Уайлд, Анатоль Франс, Габриеле д’Аннунцио, Вильгельм II, король Эдуард VII, Альфред Крупп, Рихард Штраус и др., хотя многие ценители отметали их как китч[2]. Небольшой мемуар о посещении фон Глёдена оставила Зинаида Гиппиус[5], также он упоминается в её дневнике «Contes d’amour»[6].

Фотонаследие (несколько тысяч клише) по завещанию отошло одному из его натурщиков и возлюбленных[7]. В 1936 году 2,5 тысячи клише были уничтожены фашистской полицией Италии как порнографические, а их владелец был на короткое время отправлен в тюрьму. После смерти натурщика в 1963 году его сын продал сохранившиеся клише антиквару.

Первая монографическая выставка работ фон Глёдена в Италии состоялась в Сполето в 1978 году и вызвала общественный скандал. С 2000 года во флорентийском музее Алинари создан фонд фон Глёдена. Широко расходятся открытки с его фотоработами, издаются и переиздаются каталоги его выставок, монографии о нём; к одной из первых (1978) написал предисловие Ролан Барт.

Источники

  1. Frankel, Nicholas. Oscar Wilde: the unrepentant years. Harvard University Press, 2017. ISBN 978-0674737945. P. 166.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 ГЛЁДЕН • Большая российская энциклопедия - электронная версия
  3. Woods, Gregory. Homintern: how gay culture liberated the modern world. New Haven: Yale University Press, 2016. ISBN 978-0300218039. P. 225.
  4. Чарльз Лесли. «Живые картины» Вильгельма фон Глёдена Архивная копия от 2 февраля 2009 на Wayback Machine // «РИСК»: Альманах. Вып. 1. — М.: АРГО-РИСК, 1995. — C.83-88.
  5. З. Гиппиус. Вечер у барона Г. Архивная копия от 1 февраля 2009 на Wayback Machine // «РИСК»: Альманах. Вып. 1. — М.: АРГО-РИСК, 1995. — C.88-92.
  6. З. Гиппиус. «Contes d’amour». Дневник любовных историй (1893—1904). Дата обращения: 2 июля 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.
  7. Панкрацио Бучуни[en] по прозвищу Мавр (итал.  Il Moro)

Литература

  • L’innocenza morbosa dell’occhio fotografico di Wilhelm von Gloeden = The inquisitive innocence of the photographic eye of Wilhelm von Gloeden. Taormina: Nino Malambri, 1980 (каталог выставки в Таормине)
  • Pohlmann U. Wilhelm von Gloeden: Sehnsucht nach Arkadien. Berlin: Nishen, 1987
  • Weiermair P. Wilhelm von Gloeden. Köln: B.Taschen, 1993
  • Wilhelm von Gloeden, Guglielmo Plüschow, Vincenzo Galdi: et in arcadia ego; turn-of-the-century photography. Zürich: Edition Oehrli, 2000 (каталог выставки Глёдена, Плюшова, Гальди в Цюрихе)
  • Zannier I. Wilhelm von Gloeden: fotografie, nudi, paesaggi, scene di genere. Firenze: Alinari 24 ore, 2008

Ссылки