Гипнопедия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Гипнопедия (др.-греч. ὕπνος — сон, παιδεία — обучение; обучение во сне) — методика обучения во время естественного сна[1], заключается в прослушивании обучаемым во время сна голоса гипнотизёра или его записи. Выводы некоторых ранних исследований дискредитировали эффективность методики,[2][3] в то время как другие обнаруживали, что мозг действительно реагирует на раздражители и обрабатывает их, когда человек спит[4][5].

История

Использовать сон для обучения человечество пыталось с древних времён, особенно преуспели в этом йоги и факиры в Индии, лебаши в Эфиопии и буддийские монахи.

Первые попытки применения гипнопедии в рамках классической научной школы относятся к XX веку. В 1923 году Д. А. Финней пытался применять её в морском училище в Пенсаколе[источник не указан 2538 дней]. В 1927 году Алоиз Бенджамин Салигер изобрел Психо-телефон для изучения сна, заявив: «Было доказано, что естественный сон идентичен гипнотическому сну, и что во время естественного мозг в бессознательном состоянии наиболее восприимчив к внушениям»[6]. В СССР первые шаги в этой области были сделаны в 1936 А. М. Свядощем.

Со времён исследований с помощью электроэнцефалографии Чарльзом Саймоном и Уильямом Эммонсом в 1956 году, обучение во сне не воспринималось всерьёз. Исследователи пришли к выводу, что обучение во сне было «непрактичным и, вероятно, невозможным». Они сообщили, что материал для запоминания, представленный во время сна, не вспоминался позже, когда испытуемый пробуждался, если только не активизировался альфа-ритм одновременно с подачей стимула. Поскольку активность альфа-волн во время сна свидетельствует о том, что субъект пробуждается, исследователи считают, что любое обучение произошло в состоянии бодрствования[7][8].

В 2012 году исследования Института Вейцмана показали, что условные рефлексы могут возникать во время сна через использование распознавания запахов. «Во время сна люди могут укрепить в памяти уже полученные знания, но могут ли они получить абсолютно новую информацию, неизвестно. Невербальная природа нюхательной реакции, благодаря которой приятные запахи приводят к более сильному обнюхиванию и неприятные — к более слабому, позволяет нам изучать процессы обучения людей во время сна».[9][10]

Особенности

Гипнопедия не может рассматриваться как замена другим методикам обучения, так как подходит для закрепления в памяти лишь некоторых типов информации (например, числовых таблиц, формул, иностранных слов, а также телеграфной азбуки, шифрованных кодов и другой узкоспециализированной информации). Успешность применения гипнопедии зависит от слишком большого количества факторов (типа информации, особенностей памяти и возраста обучаемого), чтобы говорить о массовом применении. В целях повышения эффективности варьируется количество и продолжительность сеансов обучения, интонация речи.

Для обучения в состоянии гипноза, а также искусственно вызванного сна (электросон, медикаментозный сон), термин «гипнопедия» не применяется, так как в этом случае происходит гипнотическое или постгипнотическое внушение, имеющее другой механизм[11].

В культуре

В романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» гипнопедия была описана, как один из столпов нового утопичного общества, с помощью которого в голову детей записывались основы поведения в обществе, их предпочтения и образ мысли в зависимости от касты, к которой они относились.

В романе Роберта Хайнлайна «Звездный десант» гипнопедия использовалась в кадетских корпусах для обучения офицерского состава.

В романе Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» после проведения операции Чарли ставят телевизор в комнату и дают несколько кассет с лекциями на разные темы. Ему необходимо было включать его на ночь, когда он спал.

Литература

  • Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Т. 1. — М.: «Большая российская энциклопедия», 1993.
  • А. М. Свядощ. Восприятие речи во время естественного сна (диссертация, 1940).

Примечания

  1. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Т. 1. — М.: «Большая российская энциклопедия», 1993
  2. Ackerman, Jennifer. Sex Sleep Eat Drink Dream (англ.). — Houghton Mifflin Books, 2007. — ISBN 0-618-18758-8. p. 171
  3. Turkington, Carol. 12 Steps to a Better Memory (англ.). — Simon and Schuste, 2003. — ISBN 0-7434-7575-5. p. 9
  4. Stromberg, Joseph Experiments Show We Really Can Learn While We Sleep. smithsonianmag.com. Smithsonian magazine (26 июня 2012). Дата обращения: 18 ноября 2015. Архивировано 24 апреля 2021 года.
  5. Learning while you sleep may be possible, The Telegraph. Архивировано 18 декабря 2014 года. Дата обращения 13 декабря 2014.
  6. Psycho-Phone, The New Yorker. Архивировано 16 августа 2019 года. Дата обращения 18 ноября 2010. «Well, sir, since 1927, Mr. Saliger has sold more than 2500 Psycho-phones ...».
  7. Fromm, Erika; Ronald E. Shor. Hypnosis (англ.). — Aldine/Atherton, 1972. — ISBN 978-0-202-30856-2. p. 78 Referring to Charles W. Simon and William H. Emmons EEG, Consciousness, and Sleep Архивная копия от 17 апреля 2016 на Wayback Machine, Science, 1956, 124, 1066—1069.
  8. Kleitman, Nathaniel. Sleep and Wakefulness (англ.). — University of Chicago Press, 1987. — ISBN 0-226-44073-7. Page 125
  9. Arzi, A.; Shedlesky, L.; Ben-Shaul, M.; Nasser, K.; Oksenberg, A.; Hairston, I. S.; Sobel, N. Humans can learn new information during sleep (англ.) // Nature Neuroscience : journal. — 2012. — Vol. 15, no. 10. — P. 1460—1465. — doi:10.1038/nn.3193. — PMID 22922782.
  10. Amanda L. Chan. Sleep Learning May Be Possible: Study. Huffington Post (29 августа 2012). Дата обращения: 3 сентября 2012. Архивировано 23 августа 2017 года.
  11. Популярная психологическая энциклопедия. Издательство: «Эксмо», 2005. Автор: Сергей Степанов. ISBN 5-699-08839-3