Гинзбург, Григорий Романович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Григорий Гинзбург
Основная информация
Полное имя

Гинзбург

  • Григорий Романович
Дата рождения 16 (29) мая 1904(1904-05-29)
Место рождения Нижний Новгород, Российская империя
Дата смерти 5 декабря 1961(1961-12-05) (57 лет)
Профессии пианист, музыкальный педагог, профессор
Инструменты фортепиано
Награды

Григо́рий Рома́нович Ги́нзбург (16 [29] мая 1904, Нижний Новгород, Российская империя5 декабря 1961, Москва, СССР) — советский пианист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Лауреат Сталинской премии второй степени (1949).

Биография

Родился 16 мая (29 мая по новому стилю) 1904 года в Нижнем Новгороде. Окончил МГК имени П. И. Чайковского у А. Б. Гольденвейзера. В 1927 году участник Первого Международного конкурса пианистов имени Ф. Шопена, лауреат четвёртой премии. В 1933 году Григорий Коган, характеризуя манеру Гинзбурга, отмечал:

Гинзбург — большой виртуоз. Немало известных пианистов могло бы поучиться у него в этом отношении… Но, говоря как виртуоз, он мыслит как музыкант. Гинзбург — прежде всего музыкант: точная формулировка, совершенное выражение определённых музыкальных мыслей — вот что такое его виртуозность. Виртуозные увлечения, нарушающие логику музыкального мышления, виртуозные эффекты, в угоду которым искажается музыкальный смысл хотя бы самомалейшей детали, совершенно чужды его натуре. Наоборот, сосредоточенное «вникание» в произведение настолько «обуздывает» порой его пианистический темперамент, что скорее можно было бы — временами — сделать ему упрек в чрезмерной созерцательности, недостаточно действенном характере исполнения[1].

С 1929 года преподавал в МГК имени П. И. Чайковского. Профессор (1935). Среди учеников Гинзбурга — Глеб Аксельрод, Сергей Доренский, Алексей Скавронский, Валентина Белых.

Г. Р. Гинзбург умер 5 декабря 1961 года в Москве. Похоронен на Донском кладбище (уч. 3).

К столетию Гинзбурга, определяя его место в истории русского пианизма, современный специалист утверждает:

Гинзбург представляется последним мастером классического рояля, инструмента, освящённого работой и именем Листа. Последним, а вместе с тем, если говорить о совершенстве самого художественного организма классического рояля, оживающего под пальцами исполнителя, — может быть, и вершинным его мастером. Замечательные исполнители новых поколений, вышедшие на сцену в последней трети XX века — мастера другого инструмента, после-классического рояля. В этих поколениях меняется даже типическая конституция рук пианиста: рука становится суше, сообразно росту ударного компонента в интонативном спектре фортепианного звука. Тогда как руки Гинзбурга принадлежали ещё классическому типу пианистических рук, одетых мышечной плотью, выделяясь своей гармонической красотой, сами по себе представляясь произведениями искусства[2].

Семья

Награды и премии

Литература

  • Гинзбург Г. Р. Статьи. Воспоминания. Материалы. Сост. Яковлев М. — М.: Сов. композитор, 1984.
  • Черников О. Жил на свете рыцарь бедный // «Музыка и время». — 2001. № 7.
  • Черников О. Рояль и голоса великих. Серия: Музыкальная библиотека. Изд-во: Феникс, 2011. — 224 с. ISBN 978-5-222-17864-5
  • Рабинович Д. А. Портреты пианистов. — М.: Сов. композитор, 1962. — 268 с. (глава о Гинзбурге Г. Р. — стр. 94-132).

Примечания

  1. Г. Коган. Григорий Гинзбург. // Коган Г. Вопросы пианизма: Избранные статьи. — М. Советский композитор, 1968. — С.365-373.
  2. А.Андреев. Классический рояль Григория Гинзбурга (недоступная ссылка) // Российский музыкант: Газета Московской Государственной консерватории имени П. И. Чайковского. — № 7 (1229). — Ноябрь 2004. — С.3.
  3. Нам пишут — АЛЕФ: О Менахеме Мендле Шнеерсоне и Григории Гинзбурге. Дата обращения: 27 сентября 2022. Архивировано 30 сентября 2022 года.