Гермоген (Долганёв)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Епископ Гермоген
Епископ Гермоген
Епископ Тобольский и Сибирский
8 марта 1917 — 29 июня 1918
Предшественник Варнава (Накропин)
Преемник Иринарх (Синеоков-Андреевский)
Епископ Саратовский и Царицынский
21 марта 1903 — 17 января 1912
Предшественник Иоанн (Кратиров)
Преемник Алексий (Дородницын)
Епископ Вольский,
викарий Саратовской епархии
14 января 1901 — 21 марта 1903
Предшественник Никон (Софийский)
Преемник Палладий (Добронравов)

Имя при рождении Георгий Ефремович Долганёв
Рождение
Новая Одесса, Херсонский уезд, Херсонская губерния
Смерть
близ Тобольска, Тюменская губерния, Тюменская область РСФСР
Принятие монашества 1890
Епископская хиротония 14 января 1901

Награды
Орден Святого Владимира 2-й степени Орден Святого Владимира 3-й степени
Орден Святой Анны 1-й степени Орден Святой Анны 2-й степени Орден Святой Анны 3-й степени

Епи́скоп Гермоге́н (в миру Гео́ргий Ефре́мович Долганов или Долганёв; 25 апреля (7 мая) 1858, Новая Одесса, Херсонский уезд, Херсонская губерния — 29 июня 1918, близ деревни Карбаны, Тобольская губерния) — епископ Православной российской церкви, Епископ Тобольский и Сибирский.

Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2000 году. Память 16 (29) июня и 20 августа (2 сентября), а также в Соборе Московских святых, Соборе Саратовских святых, в Память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917—1918 гг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской[1].

Биография

Родился в семье священника, который впоследствии принял монашество и был возведён в сан архимандрита в Саратовском Спасо-Преображенском монастыре. С детских лет был глубоко религиозным человеком.

Окончил Одесское духовное училище и пять классов Одесской духовной семинарии. Аттестат зрелости получил в классической гимназии города Ананьева Херсонской губернии. Два года учился на медицинском факультете Женевского университета. Окончил юридический факультет Новороссийского университета (1889) и Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1893).

Неоднократно прерывал обучение, устраивался на службу, пытался заниматься хлебопашеством, путешествовал. В состоянии душевного кризиса подверг себя самооскоплению[2][3][4][5][6]. В 1890 году пострижен в монашество, посвящён в сан иеродиакона, а 15 марта 1892 года — в сан иеромонаха.

В 1894 году награждён набедренником и наперсным крестом. С 1895 цензор русских текстов в журнале «Пастырь-Мцкемси».

С 1893 года — инспектор, с 1898 года — ректор Тифлисской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Тогда же он был назначен членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы, председателем епархиального училищного совета, редактором «Духовного вестника Грузинского экзархата». Лично исключил из семинарии Иосифа Джугашвили за прогулы и низкую успеваемость[7].

Архиерейское служение

С 14 января 1901 года — епископ Вольский, викарий Саратовской епархии.

Развернул широкую миссионерскую деятельность, к которой привлекал и мирян. Организовал внебогослужебные чтения и беседы, разрабатывал программы для воскресных школ[8]. Председатель епархиального училищного совета.

С 21 марта 1903 года — епископ Саратовский и Царицынский. Чин хиротонии в Казанском соборе совершили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), Киевский и Галицкий Феогност (Лебедев), Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), архиепископ Холмский и Варшавский Иероним (Экземплярский), епископы Кишинёвский и Хотинский Иаков (Пятницкий), бывший Полоцкий и Витебский Маркелл (Попель), Ямбургский Борис (Плотников), Гдовский Вениамин (Муратовский) и Нарвский Никон (Софийский).

Призывал духовенство к истовому, неспешному и строго-уставному совершению церковного богослужения. Значительное внимание уделял борьбе с сектантством, в рамках которой устраивал внебогослужебные пастырские беседы. За время его правления в Саратовской епархии были построены свыше пятидесяти храмов, основаны 4 монастыря, открыты 400 одноклассных церковно-приходских школ, налажено издание еженедельника «Братский листок» («Россиянин» в 1907 году), но последующая ревизия выявила полное расстройство финансового положения и необоснованные перемещения в отдалённые приходы даже почитаемых паствой священников[9].

Во время революции 1905 года выступал с ярко выраженных антиреволюционных позиций, часто выступал с проповедями, проявив себя как убеждённый и последовательный монархист. Изданное им «Патриотическое воззвание» спровоцировало еврейский погром в Саратове.[источник не указан 902 дня]

Один из организаторов отделения Союза русского народа в Саратове. В 1907 году Гермоген из-за того, что Союз русского народа принимал в свои ряды старообрядцев, создал и возглавил Православный братский Союз русского народа, предав анафеме членов саратовского отделения Союза русского народа[10].

Один из самых неоднозначных русских архиереев начала XX века. Выступал с резкой критикой современных ему тенденций в литературе и театральной жизни. Его публичные выступления были «предельно резкими, зачастую нарушали положения российского законодательства»[11]. Ходатайствовал перед Святейшим синодом о запрете пьесы Леонида Андреева «Анатэма» и отлучении от Церкви более 100 русских писателей, в том числе Дмитрия Мережковского и Василия Розанова[12]. Отменил назначенную в кафедральном соборе панихиду по актрисе Вере Комиссаржевской (она скончалась во время гастролей от чёрной оспы).

На заседании Святейшего синода в конце 1911 года выступил против предлагавшегося московским митрополитом Владимиром (Богоявленским) и великой княгиней Елизаветой Фёдоровной введения чина диаконисс в православной церкви. Апеллировал в резкой форме по этому вопросу к императору — направил ему телеграмму, в которой утверждал, что Святейший синод учреждает в Москве «чисто еретическую корпорацию диаконисс, фальшивое подложное учреждение вместо истинного». В этой телеграмме критиковал также проект введения особого чина заупокойного моления об инославных, заявив, что этим оказывается «открытое попустительство и самовольное бесчинное снисхождение к противникам Православной Церкви».

Hieromartyr Hermogen of Tobolsk.jpg

Одновременно вступил в конфликт с Григорием Распутиным, которого первоначально поддерживал. Ради борьбы с «блудливым старцем» образовал союз с черносотенным иеромонахом Илиодором (Труфановым), который первоначально поддерживался церковными и светскими властями, видевшими в нём успешного антиреволюционного пропагандиста. На квартире епископа 16 декабря 1911 года Гермоген, Илиодор, юродивый Митя, писатель Иван Родионов и другие стали обличать Распутина и, угрожая саблей, заставили целовать крест. В результате Распутин был вынужден поклясться, что покинет царский дворец.

3 января 1912 года уволен императором от присутствия в Синоде с предписанием выехать во вверенную ему епархию. Отказавшись подчиниться, давал интервью газетам, в которых критиковал членов Синода. 17 января уволен от управления епархией и водворён в Жировицкий монастырь. В августе 1915 года был переведён в Николо-Угрешский монастырь Московской епархии.

С 8 марта 1917 года — епископ Тобольский и Сибирский; назначен на этот пост как «жертва старого режима». Сохранил монархические убеждения, призывал паству «сохранять верность вере отцов, не преклонять колена перед идолами революции и их современными жрецами, требующими от православных русских людей выветривания, искажения русской народной души космополитизмом, интернационализмом, коммунизмом, открытым безбожием и скотским гнусным развратом». Резко критиковал Декрет об отделении церкви от государства.

В 1917 году член Поместного собора Православной российской церкви по должности, участвовал только в 1-й сессии, член III отдела.

15 апреля 1918 года в Тобольске прошёл большой крестный ход, после окончания которого епископ был помещён под домашний арест. Затем был отправлен в Екатеринбург, куда прибыл 18 апреля; был заключён в тюрьму, где занимался чтением Нового Завета в переводе Константина Победоносцева и житий святых, молился и пел церковные песнопения.

Тобольский епархиальный съезд направил в Екатеринбург делегацию, которая просила выпустить епископа под залог. В состав делегации входили брат епископа Гермогена протоиерей Ефрем Долганёв, священник Михаил Макаров, присяжный поверенный Константин Минятов. Делегация выплатила установленный залог в размере десяти тысяч рублей (первоначально власти требовали сто тысяч), однако епископ не был освобождён, а члены делегации оказались сами арестованы и вскоре расстреляны.

В июне 1918 года епископ и ещё несколько заключённых (священник села Каменского Екатеринбургской епархии Пётр Карелин, бывший жандармский унтер-офицер Николай Князев, гимназист Мстислав Голубев, бывший полицмейстер Екатеринбурга Генрих Рушинский и офицер Ершов) были увезены в Тюмень и доставлены на пароход «Ермак». Вначале их заставили работать на строительстве укреплений около Покровского, затем перевели на пароход «Ока», который направился к Тобольску. На пути к этому городу Павел Хохряков лично дал распоряжение об уничтожении всех взятых с отрядом заложников 29 июня 1918 года. Епископа Гермогена и священника Петра Корелина утопили 29 июня в реке Туре[13].

Тело епископа Гермогена было обнаружено 3 июля и на следующий день захоронено крестьянами села Усольского. Через месяц, 2 августа, останки епископа были перезахоронены в склепе, устроенном в Иоанно-Златоустовском приделе Софийско-Успенского собора Тобольска. Склеп и мощи новомученика были обнаружены во время ремонта собора в 2005 году.

Канонизация и почитание

В ноябре 1981 года Архиерейский Собор РПЦЗ канонизировал Собор новомучеников и исповедников Российских, но без поимённой канонизации. В дальнейшем в число новомучеником был включён и епископ Гермоген с установлением памяти 16 июня[14].

В августе 2000 Деянием Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви его имя было внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Тем же Деянием к общецерковному почитанию в Соборе новомучеников и исповедников Российских были канонизированы пострадавшие вместе со св. Гермогеном священномученики Ефрем Долганёв, Михаил Макаров, Пётр Карелин и мученик Константин Минятов.

4 мая 2017 года решением Священного Синода Русской православной церкви включён в собор «Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917—1918 гг.» (память 5/18 ноября)[15].

Сочинения

  • «К нашей юной духовной среде» // Духовный вестник Грузинского Экзархата, 1898, Ч. неофиц., № 24. — C. 2-10.
  • "Очерк деятельности Епархиального миссионерского духовно-просветительного Братства в г. Тифлисе за два года его существования (с 19 окт. 1897 г. по 22 окт. 1899 г.) // Духовный вестник Грузинского Экзархата, 1900, Ч. неофиц., № 6. — C. 7-23.
  • Борьба за истину нашей духовной школы: Отзыв о проекте новой организации этой школы // Саратовский духовный вестник, 1908. — № 44. — C. 3-10.
  • Негодующее осуждение дозволенного кощунства: (Истинное изображение смерти Толстого). — Саратов, [1910].
  • От света «истинного» во тьму «кромешную»: (Открытое письмо к рус. людям). — Пг., 1916.
  • Толкование на «Откровение» Иоанна Богослова // Первый и последний. — М., 2003. — № 2(6).

Награды

Примечания

  1. Православная энциклопедия «Азбука веры» — «Священномученик Гермоген (Долганев), епископ Тобольский и Сибирский». Ссылка. Архивная копия от 7 февраля 2021 на Wayback Machine
  2. Мраморнов А. И. Ермоген. Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XVIII : «Египет древний — Эфес». — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5. С. 654. Из электронной версии статьи информация удалена.
  3. Акт судебно-медицинского освидетельствования трупа епископа Гермогена. Дата обращения: 5 февраля 2021. Архивировано 1 декабря 2020 года.
  4. Фирсов С. Л. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. — СПб., 1996. — С. 207.
  5. Мраморнов А. И. Церковная и общественно-политическая деятельность епископа Гермогена (Долганова, 1858-1918). — Саратов: Научная книга, 2006. — С. 81. — 366 с. — ISBN 5-9758-0189-3.
  6. Согласно 22-му правилу Святых Апостолов, оскопивший сам себя не может быть принят в клир. Однако, в соответствии с традицией Православной церкви, пострижение в монахи может служить основанием для снятия имеющегося канонического препятствия для принятия в клир. Митрополит Иларион (Алфеев) пишет: «Монашеский постриг — такое же таинство, как и брак, как и другие таинства Церкви, потому что содержит в себе все признаки таинства. Человек, принимающий монашество, получает другое имя, подобно тому как это происходит в Крещении. Он облачается в новую одежду. Как и в таинстве Крещения, по вере Церкви, человеку прощаются грехи, в том числе и те, что являются каноническим препятствиям для принятия священного сана» (Иларион (Алфеев). Обряды Православной Церкви. — М.: Эксмо, 2012).
  7. Оптина Пустынь.. Дата обращения: 9 декабря 2016. Архивировано 5 февраля 2021 года.
  8. Свящ. Михаил Воробьёв. Вольское викариатство // Православная энциклопедия. — М., 2005. — Т. IX : «Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие». — С. 287—288. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  9. Жалоба на еп. Гермогена // Саратовский листок. — 1911. — № 256; Еп. Гермоген как администратор // Саратовский листок. — 1912. — № 17; Биография // Саратовский листок. — № 28; Мизякин Л. Растрата еп. Гермогена // Саратовский листок. — № 41; Ревизия епархии // Саратовский листок. — № 54, 56, 64.
  10. Мошненко А. В. Православное духовенство и Союз Русского народа: проблемы взаимоотношений // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. — 2014. — № 4. — С. 16—17.
  11. Мраморнов А. И. Ермоген // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. XVIII : «Египет древний — Эфес». — С. 654—658. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5.
  12. Свенцицкий В., прот. Собрание сочинений. — М., 2014–2017. — Т. 3, 4.
  13. Кручинин А. М. «Кочегар со старого броненосца» (П. Д. Хохряков) Архивировано 14 августа 2011 года.
  14. Кострюков А. А. Первоначальный список новомучеников, подготовленный Русской Зарубежной Церковью для канонизации 1981 года // Церковь и время. 2020. — № 2 (91). — С. 51—116.
  15. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 4 мая 2017 года / Официальные документы / Патриархия.ru. Дата обращения: 5 мая 2017. Архивировано 4 мая 2017 года.

Литература

Ссылки