Герберт, Эдуард, 1-й барон Герберт из Чербери

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Герберт Чербери, Эдуард»)
Герберт Чербери, Эдуард
Edward Herbert 1st Baron Herbert of Cherbury by Larkin.jpg
Портрет работы Исаака Оливера, 16131614

Эдуард Герберт, первый барон Герберт из Чербери (англ. Edward Herbert, 1st Baron Herbert of Cherbury; 3 марта 1583 — 20 августа 1648) — английский религиозный философ, политический и государственный деятель, старший брат поэта Джорджа Герберта. Основоположник деизма (естественной религии).

Биография

Он происходил из знатного уэльского семейства, в 1595 году поступил учиться в Университетский Колледж в Оксфорде, в 1599 году женился, после чего удалился в Лондон. После вступления на престол Якова I Эдуард Герберт получил звание Рыцаря ордена Бани. С 1608 до 1618 год он большую часть времени провёл наёмным солдатом на континенте, составляя компанию учёным людям между своими сражениями или поединками.

С 1619 по 1624 год Герберт был посланником в Париже. Здесь он написал большую часть своей книги «De veritate» и прочел её Гроцию и теологу Тилению, которые советовали Герберту напечатать его произведение, что он и сделал в 1624 году. А после отзыва в 1624 году в Англию король Яков наградил его званием ирландского пэра, а затем Эдуард Герберт получает и английский титул барона Чербери. В гражданской войне он стал на сторону парламента, тем самым сохранив свою собственность, и умер в Лондоне.

Учение

В его учении автономия религиозного познания формируется посредством анализа способности религиозного познания. В этом основательном анализе он отверг традиционное номиналистское воззрение о невозможности познания трансцендентных истин и об участии откровения в каждом выходящем за пределы природы познании и попытался доказать, что религиозно-нравственные истины обосновываются разумом: так он примирил неразрешимый для Средневековья спор между fides и ratio и впервые представил разум в его автономном величии.

Чербери признает четыре вида истины: истину предметную, истину явления, истину представления и истину разума, устанавливающую гармонию всех остальных видов. Душа сама в себе заключает в возможности истину, которая развивается под влиянием разнообразных условий. Таким образом, у Чербери ясно выражена идея априорного знания, которому Чербери приписывает признаки всеобщности и необходимости, почти в том же значении, какое впоследствии придал им Кант.

Чербери сформулировал пять основных положений деизма. Из-за рационалистических установок обвинялся в атеизме (наравне с Гоббсом и Спинозой).

Дж. Локк, опровергая концепцию врожденных идей, имеет в виду не столько Декарта, сколько Чербери.

Труды

  • «De veritate», 1624
  • «De causis errorum», 1645
  • «De religione gentilium errorumque apud eos causis», 1645 — сравнительное исследование религий.

Примечания

Литература