Гелиополь (Древний Египет)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Древний город
Гелиополь
Иуну
иероглифами
iwnnw
O49

Гелио́поль, Гелио́по́лис, Илио́поль (греч. Ἡλιούπολις или греч. Ἡλίου πόλις[1], егип. ỉwnw иуну, копт. ⲱⲛ Он или копт. ⲡⲉⲧⲫⲣⲏ Петпфре, в Библии — ивр.אן‏‎, греч. Ὂν Он) — один из древнейших и важнейших городов в Древнем Египте, расположенный к северо-востоку от современного Каира. Центр 13-го нижнеегипетского нома Хека-анджу. В Гелиополе находился главный центр поклонения верховному богу солнца (первоначально Атуму, затем Атуму-Ра) и циклу связанных с ним божеств — «Великой Девятки Иуну». Греки отождествляли Атума и Ра с Гелиосом, откуда и греческое название города — 'Ἡλιούπολις («город солнца»). Древнеегипетское название, транскрибированное ỉwnw, чаще всего передаётся как Иуну или Он (Ὂν в эллинизированном варианте и ‏אן‏‎ или ‏און‏‎ в еврейском тексте Библии).

История

По Диодору город был основан Актием, сыном Гелиоса, вынужденным бежать с острова Родос после убийства брата. Город он назвал в честь отца[2].

Гелиополь известен с додинастического периода. В период Раннего и Древнего царства наряду с Абидосом и Мемфисом принадлежал к числу наиболее застраиваемых городов. Первоначально Гелиополь был основным центром почитания Атума, считающегося первым общеегипетским солярным божеством. Однако уже к началу Древнего царства Атум был вытеснен схожим гелиопольским богом Ра и отождествлён с ним в образе Ра-Атума (кроме Ра и Атума, в Гелиополе также был распространён культ быка Мневиса). Приход к власти V династии египетских правителей утвердил гелиопольское жречество в качестве наиболее влиятельной политической группировки при фараоне.

Несмотря на возвышение культа Амона в результате политического доминирования Фив, Ра сохранял своё значение и авторитет как древний верховный бог. Гелиопольское жречество адаптировалось к новым политическим условиям, развив представления о синкретических божествах Ра-Хорахте (Ра + Хор) и Амоне-Ра (Ра + Амон). Тем не менее, теологическое преобладание гелиопольской космогонии, с которой сопоставлялись другие мифологические схемы, не помешало фиванским жрецам стать главной опорой агрессивной внешней политики фараонов XVIII династии Нового царства. Последняя попытка восстановить былое политическое могущество Гелиополя была предпринята в начале правления Эхнатона, планировавшего проводить радикальные преобразования, используя недовольство жрецов Ра-Хорахте укреплением позиций жречества Амона-Ра. В это время в Гелиополе был воздвигнут храм Ведж-Атон, посвящённый солнечному диску Атону.

Гелиополь был хорошо известен древним грекам и римлянам. В 332 до н. э. в городе на короткое время останавливался Александр Македонский; храмы Гелиополя, известные своими успехами в астрономии и философии, неоднократно посещались Солоном, Пифагором, Платоном и другими выдающимися мыслителями античности. Манефон, по всей видимости, бывший верховным жрецом Гелиополя, в начале III века до н. э. на основании храмовых архивов подготовил «Египтику», считавшуюся в античном мире основным источником по истории Древнего Египта. Однако к I веку до н. э. интерес Птолемеев к гелиопольским древностям угас, и Страбон обнаружил храмы города заброшенными. После установления римского владычества по приказу императора Августа в 19 году н. э. из Гелиополя в Александрию римским префектом Барбаром были вывезены так называемые «иглы Клеопатры» — пара обелисков, установленных перед храмом Ра Тутмосом III и бывших одними из высочайших в Египте. В 1819 году Мухаммед Али Египетский подарил британцам одну «иглу», в сентябре 1877 года перевезённую в Лондон. Другая «игла»[en] в 1880 году увезена в США и с 1881 года украшает Центральный парк в Нью-Йорке[3][4]. Многие храмы и остальные крупные постройки древнего Гелиополя впоследствии использовались как строительный материал для постройки Фустата, позднее переросшего в Каир.

Упоминания в Библии

Гелиополь был центром провинции Гесем. Был одним из трёх городов со складами пищи, во время семилетнего голода при Иосифе. Иосиф, ставший визирём и соправителем фараона в Древнем Египте, имел тестем жреца Гелиополя[5][6].

Септуагинта рассказывает, что Гелиополис вместе с городами Пифом и Раамсес, строили по приказу фараона порабощённые евреи, что и спровоцировало Исход евреев из Древнего Египта.

Во времена библейских пророков, Исаиа упоминал Гелиополис как один из 5 египетских городов, сообщавшихся с евреями. Но он сделал лингвистическую ошибку в слове «город солнца» (’ir hašemeš), записав его как Ир-га-герес[7] (’ir haheres) — «город разрушения».[8] Эта игра слов позже утвердилась у Иеремии и Иезекиля.[9] Еврейское слово «бет-шемеш», означающее «храм» (бет) «солнца» (шемеш) использовал Иеремия. Он пророчил судьбу городу, заявляя что царь Вавилона Навуходоносор сокрушит обелиски (столбы, статуи) в Гелиополисе (Бефсамисе, «доме бога солнца») и сожжёт храмы египетских богов.[10] Иезекиль, современник Иеремии, укрепил это сообщение, заявив что «молодёжь Она […] падёт от меча и будет порабощена»[11]. Иезекиль тоже играл словами используя топоним «Он» — библейское имя Гелиополиса во времена Иосифа; В других переводах Библии фигурирует в этой строке не топоним «Он», а слово иврита «авен»[12], означающее «безумие, несправедливость», и значит место называют «храмом жестоких сумасшедших».

Современный Гелиополь

Ныне Гелиополисом также называют современный пригород Каира (араб. مصر الجديدة‎, Маср эль-Гедида — «Новый Египет»), расположенный вблизи древнего города. Сам древний Гелиополь находился на территории современных окраинных каирских районов Эль-Матария[en]* и Айн-Шамс. В районе Эль-Матария сохранился обелиск Сенусерта I, вокруг которого организован небольшой музей под открытым небом (у площади эль-Массала).

Примечания

  1. Heliopolis // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885. — С. 598.
  2. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 57
  3. Гнедич П. П. История искусств : живопись, скульптура, архитектура. — М.: Эксмо, 2005. — Т. 1: Древний Египет и Древний Восток : живопись. скульптура. архитектура. — С. 21. — 141 с. — ISBN 5-699-09392-3.
  4. Ионина, Н. А. Александрия Египетская // Сто великих городов мира. — М.: Вече, 2009. — 480 с. — (100 великих). — ISBN 978-5-9533-3852-3.
  5. Быт. 41:45, 50
  6. Иосиф Флавий. The Antiquities of the Jews, Book II, 6.1.91
  7. Ир-га-герес // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  8. Freedman, Myers, & Beck. Eerdmans Dictionary of the Bible, (ISBN 0-80-282400-5, ISBN 978-0-80-282400-4), «City of the Sun», p. 261
  9. Ис. 19:18
  10. Иер. 43:13
  11. Иез. 30:17
  12. Иезекиль 30:17 (перевод American Standard Version) Архивная копия от 20 мая 2016 на Wayback Machine (англ.)

Литература

Ссылки