Гек, Фридольф Кириллович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фридольф Кириллович Гек
Шкипер ГекШкипер Гек
Имя при рождении Фабиан Фридольф Гек
Дата рождения 30 декабря 1836 (11 января 1837)(1837-01-11)
Место рождения Экенес, Великое княжество Финляндское, Российская империя
Дата смерти 4 (17) июля 1904(1904-07-17) (67 лет)
Место смерти Владивосток, Россия
Страна  Российская империя
Род деятельности мореплаватель, китобой, исследователь
Отец Карл Гек
Супруга Пелагея Васильевна
Дети Елена (1883)

Фридольф Кириллович Гек (швед. Fridolf Fabian Höök; 30 декабря 1836 (11 января 1837) — 4 (17) июля 1904) — мореплаватель, китобой и исследователь Дальнего Востока.

Гек выполнил съёмку бухт некартографированных участков побережий Чукотки, Камчатки и Японского моря. Им было открыто несколько новых бухт, составлены карты с промерами глубин устьевых участков рек, глазомерные планы многих якорных стоянок. Нынешнее поколение дальневосточных моряков до сих пор пользуется навигационными картами, на которых в примечаниях указано: «По глазомерной съёмке шкипера Гека».

Биография

Фридольф Кириллович родился на юге Финляндии в семье обедневших дворян 30 декабря 1836 года (11 января 1837)[1] в Финляндии, в Экенесе[2]. В 11 лет убежал из дома и поступил юнгой на бриг «Ольга»[3].

В 1855 году в порту Або (ныне Турку) сдал вступительный экзамен в мореходную школу, а 6 мая 1856 года успешно сдал экзамен на штурмана, но ему недоставало плавательного ценза (42 месяца). В августе 1857 года Гек был зачислен гарпунёром на китобой «Граф Берг» финско-русской китобойной компании и несколько лет бороздил воды Тихого океана. В 1863 году окончил мореходную школу и получил диплом капитана.

20 мая 1869 года бриг «Император Александр II» под командованием Гека вошёл в залив Находка и высадил финских переселенцев[4]. Фридольф Гек первым из россиян организовал китобойный промысел в Приморье, помимо этого он занимался транспортными перевозками и рыболовством.

В 1870 годах Фридольф Гек поселился на острове Аскольд, где подружился с исследователем Приморья и управляющим золотым рудником на острове М. И. Янковским. На острове обустроил ферму, и возил на продажу во Владивосток на собственной небольшой шхуне хлеб, овощи и молоко.

В июне 1879 года жена Фридольфа Кирилловича была жестоко убита хунхузами, как и другие работники фермы, а сын пропал без вести. Вот как это описывалось в газете «Голос» от 4 февраля 1880 года[5]

«в задней комнате женщина найдена повешенною со связанными руками; оба конюха и один работник с разрубленными черепами свалены в кучу, семилетний сын повешенной женщины пропал без вести. Судя по степени гнилости трупов и другим данным, надо предположить, что нападение совершено в первую ночь после вторичного отплытия Гека на шхуне с двумя рабочими; очевидно, хунхузы, скрываясь вблизи, следили за жертвами и выбрали время. Грабители удалились на шлюпках Гека, куда сложили и награбленное имущество.»

Дальнейшие попытки найти своего похищенного сына не принесли результата. После трагедии О. В. Линдгольм предложил Фридольфу Геку взять под командование парусную китобойно-коммерческую шхуну «Сибирь»[6].

Китобойная шхуна «Сибирь», на которой было совершено множество географических открытий

В 1884 году Фридольф Гек взял в жёны уссурийскую казачку с двумя дочерьми[7]. С этого же года являлся членом Общества изучения Амурского края во Владивостоке[2].

7 мая 1885 года на шхуне «Сибирь» отправился с товарами для торговли на Чукотку. На шхуне также был отправлен штабс-капитан А. А. Ресин для ознакомления с северо-восточными территориями, с положением дел аборигенов и организации торговых отношений. Также Фридольф Гек провёл исследования побережья Чукотки для гидрографического отдела. В это плавание были глазомерно сняты и описаны многочисленные бухты Чукотки до мыса Сердце-Камень[7] при помощи октана из чёрного дерева и лимба из слоновой кости, купленные ещё в 1860-х годах в Англии. В своих записках А. А. Ресин отзывался о Геке так[8]: «Правда, нелегка служба его была до сих пор. Держась все время у самых берегов, нужно было постоянно следить, за движением шхуны, постоянно командуя то вправо, то влево, то „так держать“ и при том то по-русски, то по-английски, смотря по тому, русский или иностранец стоит на руле, и в то же время торговаться с чукчами, которые толпою окружали его, оценивать их товары, отсчитывать или отмерять свои и всякую купленную мелочь, записывать в памятную книжку для отчета владельцу шхуны».

Музей шкипера Гека, семей Бриннеров и Янковских, построенный правнуком Гека в поселке Безверхово (Сидими) на месте бывшей усадьбы шкипера
Погреб Гека - одна из экспозиций музея шкипера Гека, семей Бриннеров и Янковских в поселке Безверхово (Сидими) на месте бывшей усадьбы шкипера

11 августа «Сибирь» вошла в Ледовитый океан, 20 августа обогнула мыс Сердце-Камень, далее Фридольф Гек планировал дойти до острова Врангеля, но из-за появившегося льда повернул обратно. Он вернулся во Владивосток 25 октября 1885 года. Результатом плавания стало описание почти всего побережья Чукотки до мыса Сердце-Камень и восточного берега Камчатки между мысами Ильинским и Фаддея; открытие нескольких новых бухт и гаваней, в том числе — мыс Земля Гека, залив Корфа, бухта Натальи, названая в честь дочери; коллекция предметов эскимосской культуры и быта; а также чистая прибыль более шести тысяч рублей[8].

После шхуны «Сибирь», Фридольф Гек взял под командование шхуну «Надежда», принадлежащую отставному капитану 2-го ранга А. Е. Дыдымову. На ней он провёл исследования берегов Кореи[9].

2 сентября 1887 года Гек стал членом-соревнователем Общества изучения Амурского края (ОИАК) во Владивостоке. Собранную эскимосскую коллекцию он передал в ОИАК, где её признали не имеющей аналогов во всем мире. Так же он стал регулярно привозить для музея Общества экспонаты по этнографии и морской зоологии[9][2].

В 1893 году поступил на государственную службу[3]. С этого же года назначен командовать шхуной Министерства государственных имуществ «Сторож» с командой из 15 человек. 18 июня шхуна «Сторож» впервые вышла на охранное дежурство котиковых лежбищ. Также шхуна была наделена правом таможенного надзора, с районом действия от корейской границы до севера Приморья. Фридольф Кириллович командовал «Сторожем» около десяти лет, почти до самой смерти, продолжая нести вахту[9] и проводя гидрографические работы, составляя лоции бухт и устий рек Японского моря[3].

Фридольф Кириллович застрелился на почве психического расстройства 4 июля 1904 года. Похоронен на Покровском кладбище Владивостока. В 1986 году перезахоронен на Морском кладбище[2].

Память

Корабль береговой охраны «Шкипер Гек» во Владивостоке.

В честь Фридольфа Гека названы:

Примечания

  1. Знаменательные даты на 2011 год. Декабрь. ПГПБ им. А. М. Горького. Дата обращения: 9 июня 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Александровская Л. В. Одиссея Фридольфа Гека: документально-историческое повествование. — Общество изучения Амурского края. — Владивосток, 1999. — 134 с. — (Библиотека краеведа: Имена).
  3. 3,0 3,1 3,2 Гек Фридольф Кириллович (биография). Дата обращения: 8 мая 2017. Архивировано 25 декабря 2016 года.
  4. Александровская Л. В. Карл Шульц — фотолетописец Владивостока конца XIX века. — Владивосток: ПГОМ им. В. К. Арсеньева, 2013. — 256 с. — ISBN 978-5-9902947-2-1.
  5. Хисамутдинов, 1989, с. 234-236.
  6. Хисамутдинов, 1989, с. 236.
  7. 7,0 7,1 Хисамутдинов, 1989, с. 237.
  8. 8,0 8,1 Хисамутдинов, 1989, с. 238.
  9. 9,0 9,1 9,2 Хисамутдинов, 1989, с. 239.

Ссылки