Гварнери, Джузеппе

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гварнери Бартоломео Джузеппе Антонио
Guarneri, Bartolomeo Giuseppe Antonio
Дата рождения 21 августа 1698(1698-08-21)
Место рождения неизвестно
Дата смерти 17 октября 1744(1744-10-17) (46 лет)
Род деятельности лютерия
Отец Джузеппе Джованни Баттиста Гварнери
Мать Барбара Франки

Гварнери, Бартоломео Джузеппе Антонио по прозвищу дель Джезу́ (Bartolomeo Giuseppe Antonio Guarneri, detto del Gesù (ит.)), 21 августа 1698 — 17 октября 1744) — итальянский мастер изготовления смычковых инструментов.

На его инструментах играли многие выдающиеся скрипачи — в частности, на скрипке Il Cannone Guarnerius  (англ.) («пушка» Гварнери) играл Никколо Паганини, а также на его скрипках играли Вьетан, Сивори, Изаи, Крейслер, Менухин, Вечеа.

Биография

Джузеппе Гварнери — внук основателя семейства Андреа Гварнери (1626—1698) и сын Джузеппе Джованни Баттиста Гварнери (1666—1739/1740). Историками скрипичного мастерства его принято называть «дель Джезу́», так как на этикетках в его скрипках изображен значок, похожий на эмблему иезуитского монашеского ордена («дель Джезу́» означает «от Иисуса»).

Чьим учеником был Гварнери — точно не известно, но Патерик (английский лютомонограф) считал, что он был учеником малоизвестного итальянского мастера Джизальберти, примыкавшего к брешианской школе.

Путем различных экспериментов Гварнери увеличил размер инструментов и постепенно понизил и придал другой характер сводам дек. Употреблял для их изготовления более плотное дерево, избегая тангенциального распила дерева, который использовали брешианцы и, наконец, увеличил толщину дек и добился великолепного звука, очень напряженного по силе и интересного по окраске тембра.

Инструменты его работы также отличались грубоватой работой; он использовал очень плотный клён с радиальным распилом.

При сравнении звуков инструментов Гварнери и Страдивари заметно, что звуки скрипок Страдивари близки к сопрано, а звуки скрипок Гварнери по тембру близки к меццо-сопрано. Скрипки Гварнери сконструированы таким образом, что допускают более мощный напор смычка на струны, чем инструменты Страдивари. Его скрипки также обладают бо́льшим концертным звуком.

Его творчество делят на три периода:

  1. Первый период длился до 1732 года. Получил название экспериментального периода.
  2. Второй период — с 1732 по 1741 год.
  3. Третий период — последние три года его жизни, с 1741 по 1744 год. Получил название периода упадка.

Он был единственным мастером, который не делал виолончели.

Гварнери был болезненным человеком, и большие физические усилия доставляли ему страдания. К концу жизни его скрипки имели небрежный вид и его заработки упали. Он был вынужден переехать из собственного дома, которым владели его предки, в чужой дом, где и умер.

Бытующее мнение, что последние годы Гварнери сидел в тюрьме, в настоящее время документально опровергнуто, а так называемые «тюремные» скрипки не принадлежат работе его рук и являются работами его слабых безымянных подражателей.

Учеников у Гварнери не было, но были последователи. Один из них — Лоренцо Сториони, работавший в Кремоне.

В кино

Х/ф Визит к Минотавру (1987), роль исполнил Николай Денисов

Литература

  • William Henry Hill. The Violin Makers of the Guarneri Family: Their Life and Work (англ.). — London: W.E. Hill & Sons, 1932.
  • Henley, William. Universal dictionary of violin and bow makers. Vol. 3 / by William Henley. — 256 с. стр. 4.

Ссылки