Гастольди, Джованни Джакомо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джованни Джакомо Гастольди
Джованни Джакомо ГастольдиДжованни Джакомо Гастольди
Основная информация
Профессии композитор

Джованни Джакомо Гасто́льди (Gastoldi; после 1550, Караваджо — 4.1.1609, Мантуя) — итальянский композитор.

В 1572—1608 служил в придворной капелле мантуанских герцогов Гонзага (капельмейстер с 1592). Как композитор, более всего известен своими баллетти, которые опубликовал в двух сборниках, 1591 (для 5 голосов)[1] и 1594 (для 3 голосов)[2]. Словом итал. balletto Гастольди обозначал многоголосную танцевальную песню, развлекательную по характеру и лирическую по тексту. Для баллетти Гастольди характерны строфическая форма, старогомофонная («аккордовая») фактура, силлабика, тактовая метрика, простая (ранне)тональная гармония (без хроматических изысков). Каждый баллетто Гастольди снабжал тематическими заголовками — L’innamorato (также известен по инципиту «A lieta vita»), Il bell'humore («Viver lieto voglio»), Il premiato, Caccia d’Amore, La Cortegiana и т. д. Последовательность баллетти в первом сборнике (который начинается «Introduttione a i Balletti» и заканчивается диалогом «Concerto de Pastori»), скорее всего, предполагает их театрализованное представление на манер мадригальной комедии.

Помимо того, Гастольди — автор 4 книг пятиголосных мадригалов (1588, 1589, 1598, 1602) и одной книги шестиголосных (1592), 4 книг трёхголосных канцонетт (1594, 1595, 1595, 1596) и других сборников светской музыки. Среди духовных сочинений — мессы, магнификат, многоголосные обработки псалмов, гимнов, полная заупокойная служба (Officium defunctorum) и прочие песнопения оффиция.

Баллетти Гастольди были чрезвычайно популярны в XVII веке, о чём свидетельствуют их многократные перепечатки, контрафактуры и интабуляции. Имитации этого жанра отмечаются в Германии (Михаэль Преториус, Г. Л. Хаслер) и в Англии (Т. Морли, Т. Уилкс). Контрафактура баллетто Гастольди L’innamorato получила широчайшее распространение как протестантский хорал «In Dir ist Freude»[3].

Литература

  • Arnold D. Gastoldi and the English Ballett // Monthly Musical Record 86 (1956), pp.44-52.
  • Rasch R.A. The balletti of Giovanni Giacomo Gastoldi and the musical history of the Netherlands // Tijdschrift ven de Vereniging voor Nederlandse muziekgeschiedenis, 24/2 (1974), pp.112-45.
  • Beretta O. Documenti inediti su Giovanni Giacomo Gastoldi scoperti negli archivi mantovani // Rivista internazionale di musica sacra 14 (1993), pp.270-77.
  • Beretta O. Giovanni Giacomo Gastoldi: Profilo biografico // Rivista internazionale di musica sacra 16 (1995), pp.121-41.

Примечания

  1. Полное оригинальное название: Balletti a cinque voci, con li suoi versi per cantare, sonare, & ballare; con una Mascherata de cacciatori, a sei voci, & un Concerto de pastori a otto. Место издания не указано.
  2. Balletti, con la intavolatura del liuto, per cantare, sonare, & ballare, a tre voci. Место издания не указано.
  3. «В Тебе — [моя] радость». Этот хорал, в частности, обрабатывал в «Органной книжечке» И.С.Бах.

Ссылки