Блум, Гарольд

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Гарольд Блум»)
Гарольд Блум
Harold Bloom
Род деятельности историк и теоретик культуры, литературный критик, литературовед, шекспировед, блейковед, религиовед, библеист
Библиотека Стерлинга в Йельском университете

Гарольд Блум[1] (англ. Harold Bloom, 11 июля 1930, Нью-Йорк — 14 октября 2019) — известный американский историк и теоретик культуры, литературный критик и литературовед, библеист, религиовед.

Биография

Родился в еврейской семье из Российской империи; в доме говорили на идише. Знал идиш и иврит раньше, чем английский. Открыл для себя поэзию в 10-летнем возрасте, прочитав в библиотеке Бронкса книгу стихов Харта Крейна «Белые здания» (следующим открытым автором был Блейк, затем Мелвилл и Шекспир).

В 1947 году поступил в Корнеллский университет, учился у исследователя поэтики романтизма Мейера Говарда Абрамса. Отличался фантастической памятью и сверхъестественной работоспособностью. Окончил курс в 1952 году, еще год провел в Кембридже.

Защитил диссертацию в Йельском университете (1955), где работал до конца жизни. В 1970-е годы он входил там в кружок филологов под руководством Поля де Мана. Также преподавал в Нью-Йоркском университете.

Автор многих трудов[2].

Научные интересы

Считал своим непосредственным предшественником исследователя мифологии и мифологических образов в литературе Нортропа Фрая, на него повлияли идеи Кеннета Бёрка. В центре интересов Блума — феномены сакрального в современном мире. Отсюда его книги о поэзии, и прежде всего о романтической и религиозной поэзии, работы о священных текстах (в первую очередь — о Библии), исследования гражданской религии в США.

Из многочисленных трудов Блума наибольшее внимание публики и критики привлекли книги о «страхе влияния» как механизме литературной динамики, об «ошибках прочтения» («очитках») как стратегии восприятия текста и о формировании «канона» западной литературы и, в частности, американской словесности (а также феноменов «гения», «великой книги» и т. п.). Вряд ли есть хоть сколько-нибудь значительный англоязычный автор, о котором Блум не написал бы, причем нередко книгу, а, случалось, и не одну. В этом смысле, он не только исследовал канон, но и деятельно его формировал.

Значение и авторитет

В 1970-е годы — последователь деконструкции, один из ведущих представителей Йельской школы. Позднее стал противником деконструкции, марксизма, феминизма, семиотики, постмодернизма, нового историзма и других интеллектуальных явлений в гуманитарных и социальных науках США конца XX века. Один из наиболее влиятельных американских гуманитариев, занимавшихся исследованиями литературы.

Как отмечают, его научная слава в основном связана с его ранними штудиями Блейка и романтиков и с тремя книгами, изданными в 1970-е годы («Страх влияния», 1973; «Карта перечитывания», 1975; «Поэзия и вытеснение», 1976), в которых он сформулировал свою теорию литературного влияния[3].

Признание

Член Американской академии искусств и литературы, Шекспировской академии. Лауреат множества национальных и международных премий, включая премию Ханса Кристиана Андерсена (2005).

Избранные труды

  • Shelley’s Mythmaking (1959)
  • The Visionary Company: A Reading of English Romantic Poetry (1961)
  • Blake’s Apocalypse: A Study in Poetic Argument (1963)
  • Yeats (1970)
  • The Ringers in the Tower: Studies in Romantic Tradition (1971)
  • The Anxiety of Influence: A Theory of Poetry (1973)
  • A Map of Misreading (1975)
  • Kabbalah and Criticism (1975)
  • Poetry and Repression: Revisionism from Blake to Stevens (1976)
  • Figures of Capable Imagination (1976)
  • Wallace Stevens: The Poems of our Climate (1977)
  • The Flight to Lucifer: Gnostic Fantasy (1979)
  • Deconstruction and Criticism (1980)
  • Agon: Towards a Theory of Revisionism (1982)
  • The Breaking of the Vessels (1982)
  • Ruin the Sacred Truths: Poetry and Belief from the Bible to the Present (1989)
  • The Book of J: Translated from the Hebrew by David Rosenberg; Interpreted by Harold Bloom (1990)
  • The American Religion: The Emergence of the Post-Christian Nation (1992)
  • The Western Canon: The Books and School of the Ages (1994, [1])
  • Omens of Millennium: The Gnosis of Angels, Dreams, and Resurrection (1996)
  • Shakespeare: The Invention of the Human (1998)
  • How to Read and Why (2000)
  • Stories and Poems for Extremely Intelligent Children of All Ages (2001)
  • Genius: A Mosaic of One Hundred Exemplary Creative Minds (2003)
  • Hamlet: Poem Unlimited (2003)
  • The Best Poems of the English Language: From Chaucer Through Frost (2004)
  • Where Shall Wisdom Be Found? (2004)
  • Jesus and Yahweh: The Names Divine (2005)
  • The Anatomy of Influence: Literature as a Way of Life (2011)

Публикации на русском языке

Примечания

  1. Блум / Е. А. Цурганова // «Банкетная кампания» 1904 — Большой Иргиз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 612—613. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 3). — ISBN 5-85270-331-1.
  2. Harold Bloom Biography - eNotes.com (англ.). eNotes. Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 23 ноября 2019 года.
  3. Журнальный зал | Иностранная литература, 1998 N12 | Михаил Ямпольский. Литературный канон и теория «сильного» автора. Дата обращения: 1 октября 2021. Архивировано 1 октября 2021 года.

Литература

  • Fite D. Harold Bloom: The Rhetoric of Romantic Vision. Amherst: University of Massachusetts Press, 1985.
  • Moynihan R. A Recent imagining: interviews with Harold Bloom, Geoffrey Hartman, J. Hillis Miller, Paul De Man. Hamden: Archon Books, 1986
  • De Bolla P. Harold Bloom: Toward Historical Rhetorics. New York: Routledge, 1988.
  • Allen G. Harold Bloom: Poetics of Conflict. New York: Harvester Wheatsheaf, 1994.
  • Saurberg L.O. Versions of the Past--Visions of the Future: The Canonical in the Criticism of T. S. Eliot, F. R. Leavis, Northrop Frye, and Harold Bloom. New York: St. Martin’s Press, 1997.
  • The Salt Companion to Harold Bloom/ Roy Sellars, Graham Allen (eds.). Cambridge: Salt, 2007
  • Цветков А. Огонь на себя
  • Ямпольский М. Литературный канон и теория «сильного» автора

Ссылки