Галле, Эмиль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эмиль Галле
фр. Émile Gallé
Эмиль Галле, фото 1889 года.Эмиль Галле, фото 1889 года.
Дата рождения 4 мая 1846(1846-05-04)
Место рождения Нанси
Дата смерти 23 сентября 1904(1904-09-23) (58 лет)
Место смерти Нанси
Гражданство  Франция
Стиль модерн

Эмиль Галле (фр. Emil Gallé; 4 мая 1846, Нанси — 23 сентября 1904, там же) — выдающийся французский художник стиля ар-нуво (фр. art nouveau), реформатор художественного стеклоделия, живописец, рисовальщик, керамист, проектировщик мебели и мастер оформления интерьера, ботаник и садовод, поэт-символист и теоретик искусства[1].

Биография

Галле родился в Нанси (Лотарингия) 4 мая 1846 года. Был сыном Ш. Галле-Рейнемера (фр.), видного предпринимателя, производившего художественное стекло и керамику. Занимался рисованием и стеклоделием, а также ботаникой, минералогией и философией в училищах Веймара (1862—1866), работал на предприятии отца в Сен-Клемане близ Нанси (с 1865 года и после 1867-го) и стекольной фабрике в Мейзентале (Эльзас; 1866—1867). После смерти отца в 1874 году возглавил семейное дело и завёл собственную мастерскую. Испытал влияние исламского, китайского и японского декоративного искусства. В 1875 году женился на Генриетте Гримм. Его карьера началась после того, как его работа получила похвалу на Парижской выставке 1878 года.

Галле написал книгу об искусстве под названием «Écrits pour l’art 1884—1889» («Писания об искусстве 1884—1889»), которая была опубликована посмертно в 1908 году.

В 1901 году вместе с Виктором Пруве, Луи Мажорелем, Энтони Домом и Эженом Валленом основал в Нанси «Местное объединение промышленных искусств», в дальнейшем известное как Школа Нанси.

Творчество

Ваза с лилиями

Начиная с дебюта на Всемирной выставке в Париже 1878 года Эмиль Галле завоевал авторитет умением соединять разнообразные технические инновации с образным мышлением искусства символизма[2]. Галле успешно применял свои технические и естественнонаучные познания в художественном творчестве, что отвечало главному девизу искусства периода модерна: «Назад к природе». Эмиль Галле сумел создать оригинальный «флоральный стиль» декорирования изделий из стекла, который и был впоследствии назван его именем: «стиль галле», или «стекло галле»[3].

Галле был первым из художников, кто раскрыл возможности техники химической обработки (травления слабым раствором плавиковой и соляной кислот) многослойного цветного стекла. Он применял эту технику с помощью кисти и кислоты, свободным мазком, как в акварели, снимая один слой стекла за другим, лишь частично используя крытьё мастикой. Галле в точности передавал все особенности «анатомии» растений, но при этом «натуральный рисунок» цветов и растений преображался настолько, что однажды О. Уайльд заметил: «В вазы Галле нельзя ставить цветы, в них они всегда выглядят увядшими»[4]. Галле использовал «лунное стекло» (с добавлением оксида свинца), пескоструйную обработку и частичное шлифования верхних слоёв «нацвета». Он также использовал придуманную им самим технику прозрачной эмалевой росписи «лунный свет» (clair-de-lune): подкраску оксидами кобальта, придающими стеклу сапфировый оттенок. Такие изделия художник продемонстрировал на Всемирной выставке 1878 года. Галле сочетал травление и пескоструйную обработку с гравировкой и шлифованием стекла, что придавало стеклу образ, напоминающий камеи из прозрачного камня[5]. Варьируя методы работы с горячей массой, вводя в толщу стекла золотую и серебряную фольгу, асбестовые волокна, пузырьки воздуха и нарочитые трещинки (техника краклэ), Галле получал, если воспользоваться его собственным термином, «стеклянные маркетри», добиваясь впечатления «естественности натурального камня». Натуральные мотивы преображались у него в зримую поэзию цветов, лугов, лесов и гор. Так родилась серия ваз «Геология».

В поздних произведениях Галле усиливалась стилизация, стали заметными китайские и японские мотивы. С 1884 года он выпускал и так называемые «говорящие» стеклянные изделия (verreries parlantes) с цитатами из Франсуа Вийона, Шарля Бодлера, Стефана Малларме, Поля Верлена и других поэтов. В 1883 году Галле открыл в Нанси мебельную мастерскую и возродил почти забытую к тому времени технику деревянного набора — маркетри. Он использовал фигурную резьбу и вставки из экзотических пород дерева, перламутра и полудрагоценных камней. Любил вводить поэтические цитаты, получая в итоге «говорящую мебель» (meubles parlantes). Эмиль Галле писал стихи и был связан с группой французских поэтов-символистов. В 1900 году опубликовал «Рассказы об искусстве», в которой изложил свою теорию символизма в декоративном искусстве. Галле был убеждён, что если для подготовки живописца-академиста необходимо изучать пластическую анатомию и перспективу, то мастеру декоративного искусства надо знать ботанику и геологию. Над входом в помещение Школы Нанси он написал: «Наши корни в глубине лесов, на берегах ручьёв, в болотных травах»[6]. В ином переводе: «Наши корни в лесу, среди мхов, вокруг источников»[7].

После смерти художника на фабрике в Нанси продолжали выпускать изделия в «стиле галле». По рисункам Галле работали Э.-В. Пруве, возглавивший его фабрику, и Д. Кристиан. Многие работы Галле хранятся в Музее школы Нанси. В период модерна вазы Галле были необычайно популярны в разных странах. Их обтекаемые формы, плавно изогнутые линии («линии Обриста») и переливы цвета удачно вписывались в интерьеры «нового стиля». Ни один жилой интерьер в странах Западной Европы и в России на рубеже XIX—XX веков не обходился без «ваз галле». Их помещали на каминные и книжные полки, шкафы, специальные поставцы. Популярность изделий Галле в России была настолько велика, что не только на заводах в Гусь-Хрустальном и Дятьково, но даже на Императорском стеклянном заводе в Санкт-Петербурге выпускали «вазы галле» и без стеснения ставили на донцах фальшивую марку «Gallé». В технике «галле» делали также стеклянные корпуса и абажуры керосиновых, в том числе популярных «болотинских», и электрических ламп[8].

Менее известна активная социальная деятельность Галле. Он был убеждённым гуманистом и участвовал в организации вечерних школ для рабочего класса (l’Université populaire de Nancy). Галле был казначеем нансийского отделения Французской лиги прав человека (англ.), и в 1898 году, рискуя карьерой, одним из первых стал активно участвовать в защите Альфреда Дрейфуса. Галле также публично защищал румынских евреев и выступал в защиту ирландских католиков (англ.) против Британии, поддерживая Уильяма О’Брайена, одного из лидеров ирландских националистов[9].

Галерея

Примечания

  1. The Grove Encyclopedia of Decorative Arts: Oxford University Press, USA. — In 2 Vol. — 2006. — Vol. 1. — Р. 406
  2. Секреты многослойного стекла Архивная копия от 21 октября 2020 на Wayback Machine // Наука и жизнь. — 2017. — № 7. — С. 69 — 71
  3. Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имен, 1996. — С. 226—228
  4. Власов В. Г. «Галле» стекло // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 15—17
  5. Алла Чуканова, Андрей Дроздов Стекло в стиле Галле Архивная копия от 27 октября 2020 на Wayback Machine // Наука и жизнь. — 2017. — № 7. — С. 72 — 80
  6. Девиз, вдохновлявший Галле, принадлежит Якобу Молешотту (1822—1893): «Именно через растения мы чувствуем землю: они наши корни» ((Henriette Gallé, É. Gallé. Écrits pour l’art, Marseille, 1998, p. 133).
  7. François Le Tacon, «Émile Gallé, le fondateur de l'École de Nancy, et le monde forestier», Revue forestière française, vol. 51, no 6,‎ 1999, p. 699—725
  8. Власов В. Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2012. C.148
  9. Emile Gallé : maître de l'art nouveau, François Le Tacon; prologue by Henri Claude. — 2004. — ISBN 2-7165-0620-5..

Ссылки