Галич, Александр Аркадьевич

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Аркадьевич Галич
А. Галич на обложке пластинки A Whispered Cry («Крик шёпотом»). Норвегия, Осло, 1975А. Галич на обложке пластинки
A Whispered Cry («Крик шёпотом»).
Норвегия, Осло, 1975
Имя при рождении Александр Аронович Гинзбург
Псевдонимы Галич
Дата рождения 19 октября 1918(1918-10-19)
Место рождения Екатеринослав, Украинская держава
Дата смерти 15 декабря 1977(1977-12-15) (59 лет)
Место смерти Париж, Франция
Гражданство  СССР
Род деятельности поэт, сценарист, драматург, певец, автор-исполнитель, композитор, гитарист,поэт-песенник
Жанр авторская песня, пьеса, песня, стихотворение
Язык произведений русский
Награды грамота КГБ СССР (1964)[1]

Алекса́ндр Арка́дьевич Га́лич[2] (при рождении Ги́нзбург; 19 октября (по другим данным 20 октября[3]) 1918, Екатеринослав — 15 декабря 1977, Париж) — русский поэт, сценарист, драматург, прозаик, автор и исполнитель собственных песен[4].

Член Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС), член-корреспондент диссидентского Комитета прав человека в СССР (1970—1973). Участник петиционных кампаний.

Биография

Мемориальная доска поэта на доме № 74 по улице Старокозацкой в городе Днепре (Украина). Установлена в 2016 году

Александр Галич родился 19 октября (по другим данным 20 октября[3]) 1918 года в Екатеринославе (ныне Днепр) в еврейской семье. Отец, Арон Самойлович Гинзбург (1894—?), происходил из небогатой семьи врачей, был экономистом; мать, Фейга (Фанни, Фаина) Борисовна Векслер (16 октября 1896 — 15 декабря 1979), происходила из среднезажиточной семьи, работала администратором в консерватории. Дед Галича по отцу, Самуил Гинзбург, был известным в Екатеринославле педиатром, почётным гражданином города. Дядя Галича — литературовед Лев Самойлович Гинзбург (1879—1933)[5][6], младший брат — кинооператор Валерий Гинзбург. Семья жила в доме № 74 по улице Казачьей, возведённом в 1911 году силами самих жильцов (Екатеринославским домостроительным обществом, первым в городе жилищным кооперативом).

Через три недели после рождения Галича семья переехала в Севастополь, а в 1923 году — в Москву, где поселились в доме Дмитрия Веневитинова в Кривоколенном переулке. В этом доме когда-то Александр Пушкин впервые читал свою трагедию «Борис Годунов». В Москве Галич окончил школу № 24 Бауманского отдела народного образования (БОНО) (ныне № 1227).

Первая публикация — стихотворение «Мир в рупоре» (Пионерская правда, 23 мая 1932; за подписью Александр Гинзбург).

После девятого класса Галич почти одновременно поступил в Литературный институт и в Оперно-драматическую студию Станиславского, ставшую последним курсом Станиславского, который он не успел выпустить. Литературный институт вскоре бросил, а через три года оставил и Оперно-драматическую студию. Он перешёл в Театр-студию Алексея Арбузова и Валентина Плучека (1939). В феврале 1940 года студия дебютировала спектаклем «Город на заре» с коллективным авторством. Одним из авторов пьесы стал Галич. Это был его дебют в драматургии. Для этой пьесы и спектакля он написал также песни. В спектакле он исполнял роль комсорга стройки Борщаговского.

Когда началась война, Галича призвали в армию. Но медицинская комиссия обнаружила у него врождённый порок сердца и освободила от службы. Галич устроился в геологоразведочную партию и отправился на юг. На юге, в городе Грозном он попал в местный драматический театр, в котором и работал до декабря 1941 года. Отсюда Галич уехал в Ташкент, где Арбузов начал формировать театральную группу из своих бывших студийцев.

Семья

Личная жизнь

Сын А. Галича — Григорий Михнов-Войтенко со сборником стихов А. Галича «Когда я вернусь»

В Ташкенте Галич познакомился с актрисой Валентиной Дмитриевной Архангельской (20.08.1919 — 28.12.1999), младшей сестрой композитора и дирижёра Ростислава Дмитриевича Архангельского (1918−2006)[9], брак с которой был зарегистрирован в 1942 году, после возвращения в Москву.

21 мая 1943 года у них родилась дочь Александра (Алёна), ставшая заслуженной артисткой России. Внук — актёр театра и кино Павел Павлович Галич (род. 20.10.1983).

В 1945 году Валентина Архангельская получила место ведущей актрисы в Иркутском Драматическом театре и уехала из Москвы. Это со временем привело их к разводу.

В 1947 году Галич женился на Ангелине Николаевне Шекрот (Прохоровой).

3 сентября 1967 года у него вне брака родился сын Григорий, получивший фамилию матери Михнов-Войтенко (Софья Войтенко — художник по костюмам киностудии имени Горького)[10].

Драматургия

В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра:

  • 1946 — «Улица мальчиков»,
  • 1946−1947 — «Походный марш» (или «За час до рассвета»),
  • 1947—1948 — «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Ф. Исаевым; в 1970 г. снят фильм),
  • 1954 — «Пути, которые мы выбираем» (или «Под счастливой звездой»),
  • 1958 — «Пароход зовут „Орлёнок“»,
  • 1959 — «Много ли человеку надо»,

а также сценарии фильмов:

Пьеса «Матросская тишина» писалась Галичем в 1945−1957 годах. Уже написанную пьесу он предлагал различным театрам, но безуспешно. Пьесу взяла «Студия молодых актёров», которая впоследствии стала театром «Современник». Но после генеральной репетиции в январе 1958 года пьеса была снята по цензурным соображениям. Автору заявили, что он искажённо представляет роль евреев в Великой Отечественной войне. Этот эпизод Галич потом описал в автобиографической повести «Генеральная репетиция» (закончена в 1973 году). Впервые пьеса была поставлена только в 1988 году О. Табаковым уже после смерти автора.

Стихи и песни

В начале 1960-х годов Галич начал систематически сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Отталкиваясь от романсовой традиции и искусства Александра Вертинского, Галич стал одним из ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой), который вскоре развили барды и который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность. В этом жанре Галич сформировал особое направление.

Свои более ранние песни 1930−1950−х годов Галич не включал в сборники.

Первые песни — «Леночка», «Про маляров, истопника и теорию относительности» (по разным источникам написаны в 1961 или 1962 году) — будучи относительно безобидными в политическом отношении, уже не совпадали с официальной советской эстетикой. Так начался перелом в творчестве благополучного советского литератора. Этому способствовала и история с несостоявшейся премьерой пьесы «Матросская тишина».

Конфликт с советскими властями

Галич был фактически единственным писателем, который длительное время находился на вершине советской писательской номенклатуры, но нашёл в себе мужество отказаться от благополучной жизни и выбрать свободу[12].Яков Корман

Он выступал со своими песнями по квартирам, на так называемых «домашних концертах». Его песни передавали друг другу в магнитофонных записях, благодаря которым он становился всё более популярен и которые изымались работниками КГБ при обысках. В дальнейшем его песни становились всё более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью.

Как-то Валентин Николаевич Плучек решил пригласить Галича, как своего бывшего ученика по студии, выступить с песнями для актёров Театра Сатиры, который он тогда возглавлял, по случаю какого-то праздника на капустнике, куда зрители вообще не допускались. Галич с радостью согласился. Самодельное объявление было вывешено во внутреннем помещении театра, куда посторонние, в том числе зрители, не допускались. Но даже этот сугубо внутренний концерт был категорически запрещён властями. Плучеку позвонили из Министерства культуры и потребовали отменить выступление Галича.

С 8 по 12 марта 1968 года в Академгородке Новосибирска прошёл фестиваль авторской песни, проведённый клубом «Под интегралом». На этом фестивале состоялся единственный публичный концерт Александра Галича в СССР, где он в том числе исполнил свою песню «Памяти Б. Л. Пастернака»[13][14][15]. 18 апреля в газете «Вечерний Новосибирск» появилась статья, где Галича обвиняли во всех грехах.

В 1969 году в зарубежном издательстве НТС «Посев» вышла его первая книга — «Песни». Это послужило причиной его последующего исключения из Союза писателей СССР (29 декабря 1971 года), Союза кинематографистов СССР и даже из Литфонда (1972). По всей стране были сняты со сцены спектакли по его пьесам, легли на полку фильмы по его сценариям, открыта травля в печати. По сути дела, это был запрет на любую профессиональную деятельность. Остались домашние концерты, дававшие ему очень небольшие заработки.

В 1973 году[16] крещён в Православной Церкви отцом Александром Менем[17]. Крёстным отцом Галича стал композитор Николай Каретников.

Высылка и смерть

Могила А. А. Галича и его жены на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (Франция)

29 декабря 1971 года Галич был исключён из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года (песня «От беды моей пустяковой…» посвящена именно этому событию). В том же году исключён из Союза кинематографистов, в котором он состоял с 1958 года. В 1972 году после третьего инфаркта Галич получил вторую группу инвалидности и пенсию в размере 54 (по другим данным — 60) рублей в месяц.

25 июня 1974 года Галич был вынужден эмигрировать из СССР. В деталях эмиграции источники расходятся. По одной версии, он номинально выехал в Норвегию для участия в семинаре по творчеству К. С. Станиславского, но сразу после пересечения границы был лишён советского гражданства. По другой — эмигрировал по так называемой «израильской визе»[18][19][20].

22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР[источник не указан 806 дней].

Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на радио «Свобода», стал членом НТС[21]. Во время работы на радио «Свобода» конфликтовал с радиоведущей В. Мондич (Семёнова, Виктория Григорьевна (в браке Мондич) — первая ведущая радио «Свобода», супруга шпиона М. Мондича), которая обвиняла его в непрофессионализме, а Галич её — в антисемитизме[22] (уникальный состав сотрудников Радио — эмигрантов из СССР, представлявших разные этнические группы с собственными политическими взглядами, — часто приводил к национальным и политическим конфликтам; отголоски этих разногласий прорывались и в эфир)[23].

Весной 1975 г. Галич посетил США, участвовал в качестве почетного гостя в банкете АФТ-КПП (профсоюзы в это время вели активную борьбу за права рабочих в Советском Союзе и знали Галича как диссидента), встречался с членами Конгресса и Государственного департамента, давал небольшие концерты в эмигрантской среде[24].

Осенью 1975 года совершил первую поездку в Израиль, где были организованы несколько выступлений в Тель-Авиве и других городах, исполнял песни о Холокосте, антисемитизме и Шестидневной войне.

После этого поселился и жил в Париже[25][26][27].

15 декабря 1977 года, примерно около 14:00, по официальной версии — в результате несчастного случая, на 60-м году жизни А. Галич погиб от удара электрическим током при подключении антенны к телевизору.

Существует версия, что это было тщательно спланированное и заранее подготовленное убийство[28][29]:

в разгар перестройки один мелкий идеологический чиновник в разговоре со мной все удивлялся тому, что он услышал на закрытой встрече с чином повыше из Пятого управления КГБ. Тот прямо так и заявил: "Нейтрализация Галича и Амальрика – наше большое достижение".

Между тем парижские знакомые Галича (Владимир Максимов, Василий Бетаки) заявляли, что причиной его смерти стал именно несчастный случай:

Я, Василий Бетаки, пришёл вместе с В. Максимовым, редактором журнала «Континент», в квартиру Галича минут через 20 после его смерти. В квартире были пожарные и врач. Врач показал мне и В. Максимову чёрные полосы на руках от антенны (двурогой), которую Галич стал поправлять, предварительно воткнув её вилку в гнездо под напряжением, причём он не заметил нужного гнезда и, чтобы воткнуть антенну, он плоскогубцами сдавил контакты вилки и таким образом воткнул вилку в запрещённое для неё гнездо. Таков был вывод врача-реаниматора. Все прочие утверждения о причине смерти А. А. Галича, на мой взгляд, являются домыслами.

Немного иную версию приводит Михаил Шемякин[30]:

Конечно, никакое КГБ, никто за ним не охотился. Просто безграмотность, потому что он купил аппаратуру, мы хотели с ним сделать пластинку. Но master tape он решил делать сам у себя дома. Жена ушла в магазин, он стал возиться с аппаратурой, ничего не понимая, что куда включать. Знаете, так, по-русски: включим сюда. И, в общем, сделал так, что замкнул где-то эту аппаратуру, и когда он к ней прикоснулся — всё, его убило током. Его било и он не мог… И когда жена прибежала из магазина, увидела, что он уже бьётся в судорогах, но уже кровь, видно, разложилась на составные, и Саша умер.

Ангелина Николаевна рассказывала: «Саша давно мечтал о какой-то необыкновенной стереосистеме „Грюндиг“. Когда её привезли к нам, рабочие сказали, что подключать её должен завтра специалист. Я ушла в магазин, а Саша стал чего-то соединять, взялся за батарею отопления, его пронзило током, и, когда я вернулась, он лежал без сознанья, но живой. Я бросилась звонить, но все дело решали минуты и, пока ехали врачи, Саша умер у меня на руках»[31].

После недельного следствия французская полиция закрыла дело о смерти Александра Галича на 50 лет — до 15.12.2027 года.

На следующий день после кончины поэта два московских театра — на Таганке и «Современник» — в антрактах провели митинги его памяти. В Театре Сатиры после окончания спектакля был устроен поминальный вечер; стихи Галича читал Александр Ширвиндт[10].

Мемориальная доска в Москве в доме на улице Черняховского, где поэт прожил 18 лет.

Александр Аркадьевич Галич был похоронен 22 декабря 1977 года, недалеко от Парижа, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (фр. cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois). Год рождения поэта на плите указан ошибочный — 1919-й[10]. На могильной плите выбита надпись — цитата из «Евангелия от Матфея»: «Блажени изгнани правды ради».

12 мая 1988 года по ходатайству дочери поэта, Алёны Архангельской, Александра Галича восстановили в Союзе кинематографистов СССР, а 15 мая 1988 года — в Союзе писателей СССР[32]. Летом 1993 года Александру Галичу было возвращено российское гражданство[32].

17 октября 1998 года, накануне 80-летия, на доме № 4 по улице Черняховского в Москве была установлена и открыта М. А. Менем мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1956 года жил до своего изгнания в 1974 году русский поэт и драматург Александр Галич. Блажени изгнани правды ради».


Библиография

Книги
  • Гинзбург А. Мальчики и девочки. Стихи. — М., 1942 (осень)
Сборник воспроизведён по машинописи (РГАЛИ, 2590, 1, 445) в книге: «Мир Высоцкого». Вып. 4. — М.: ГКЦМ B. C. Высоцкого, 2000. — С. 450—466.
  • Галич А. Сценарии-пьесы-песни Предисловие И. Грековой. — М.: Искусство, 1967. — (Сборник не был издан).
  • Галич А. «Песни». — Франкфурт-на-Майне: Посев, 1969. — 132 с.; суперобложка
  • Галич А. «Поэмы России». — Париж, 1971.
  • Галич А. «Поколение обречённых». — Франкфурт-на-Майне: Посев, 1972, 1974.
  • Галич А. «Генеральная Репетиция». Автобиографическая книга воспоминаний. — Франкфурт: Посев, 1974. — (С параллельным текстом пьесы «Матросская тишина»).
  • Галич А. «Когда я вернусь». — Франкфурт-на-Майне: Посев, 1975, 1977.
  • В сборниках «Песни русских бардов»: Тексты. Серия 1—4. — Paris, YMCA-Press, 1977—1978; 40 аудиокассет песен (115 песен А. Галича).
  • Галич А. А. «Когда я вернусь»: Полное собрание стихов и песен. — Посев, 1981.
  • Галич А. Городские романсы. Стихи. Новый мир — 1988. — № 5
  • Галич А. «Когда я вернусь…»: Стихи и отрывок из автобиографической повести. — Фрунзе: Ала-Тоо, 1989. — 106 с. — ISBN 5-660-00163-7.
  • Галич А. Возвращение / Составитель И. Винокурова. — М.: Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1989. — 320 с.
  • Галич А. Избранные стихотворения. — М.: Агентство печати Новости, 1989. — 240 с.
  • Галич А. Петербургский романс / Составитель, автор предисловия А. Шаталов. — Л.: Художественная литература, 1989.
  • Галич А. Возвращение: Стихи, песни, воспоминания / Составитель Г. Соловьёва, автор предисловия А. Шаталов. — Л.: Музыка, 1990. — 320 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-7140-0404-3.
  • Галич А. Стихи и песни / Составитель, автор предисловия А. Великоречин. — М.: Искусство, 1990. — 158 с. — ISBN 5-210-00398-1.
  • Галич А. «У микрофона Александр Галич…»: Избранные тексты и записи / Редактор Юлиан Панич. — Анн-Арбор. США: Эрмитаж, 1990. — С. 178. — ISBN 1557790345. — ISBN 9781557790347.
  • Галич А. 87 стихов и песен. — Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1990, — 208 с.
  • Галич А. «Я выбираю Свободу»: Выступления на радиостанции «Свобода». / Составитель, автор предисловия А. Шаталов. — М.: Глагол, 1991. — 255 с.
  • Галич А. «Я выбираю Свободу» (41 стих). — Кострома: ИПП «Кострома», 1991. — 256 с. — (Журнал «Глагол», № 3)
  • Галич А. «Я верил в чудо» (129 стихов) / Сост. Леонид Виленский. — М., 1991. — 243 с. — 24 000 экз.
  • Галич А. «Генеральная Репетиция» / Составитель А. Шаталов, предисловие А. Зверева. — М.: Советский писатель, 1991. — 560 с. — ISBN 5-265-02168-X.
  • Галич А. «Боль». — Алма-Ата: МП «Глагол», 1991. — 186 с.
  • Галич А. «Облака», «Мы не хуже Горация», «Бессмертный Кузьмин», «По образу и подобию», «Песня без названия», «Королева материка», «Я выбираю Свободу», «Китеж» — В книге: Есть магнитофон системы «Яуза»…: Сб. песен магнитиздата / Сост. Ал. Уклеин. — Калуга, 1991, фото
  • «Заклинание Добра и Зла»: А. Галич — о его творчестве, жизни и судьбе рассказывают статьи и воспоминания друзей и современников, а также истории и стихи, которые сочинил он сам. / Составитель, автор предисловия Н. Г. Крейтнер. — М.: Прогресс, 1991, — 576 с. — ISBN 5-01-003474-3.
  • Галич А. «Облака плывут в Абакан» (39 стихов). — СПб.: Издательский дом «Пенаты», 1996, — 288 с. — (Серия «Российские барды»).
  • Галич А. «Вот стою я перед Вами, словно голенький…». Песни и поэмы (51 текст). — СПб.: Издательский дом «Пенаты», 1997, 288 с. — (Серия «Российские барды»).
  • Галич А. Песни. Стихи. Поэмы. Киноповесть. Пьеса. Статьи. — Екатеринбург: У-Фактория, 1998. — 656 с. — ISBN 5-89178-073-9.
  • Галич А. «Верные друзья». — Екатеринбург: У-Фактория, 1998.
  • Галич А. 49 стихов. — М.: СЛОВО, 1998. — 96 с. — (Серия «Самые мои стихи»).
  • Галич А. «Когда я вернусь». Стихи и песни. — Нижний Новгород, 1998. — 267 с.
  • Галич А. Сочинения в 2 т. — М.: ЗАО Локид, 1999. — (Серия «Голоса. Век XX»)
    • Том 1. 205 стихов и поэм / Сост. А. Петраков . — 528 с. — ISBN 5-320-00333-1.
    • Том 2. Киносценарии. Пьесы. Проза . — 512 с. — ISBN 5-320-00334-X.
  • Галич А. Возвращается вечером ветер. — М.: Эксмо, 2003. — 610 с. — ISBN 5-699-03971-6. — ISBN 5-699-04102-8.
  • Галич А. Матросская тишина. — М.: Эксмо, 2005. — 640 с. — ISBN 5-699-11862-4.
  • Галич А. Антология сатиры и юмора России XX века. Том 25. — М.: Эксмо, 2005. — 576 с. — ISBN 5-699-03456-0.
  • Галич А. Стихотворения и поэмы. — 2006. — 384 с. — ISBN 5-7331-0305-1.
  • Галич А. Облака / Составитель, автор предисловия Н. Г. Крейтнер. — СПб.: Азбука, 2008. — 208 с. — (Российская поэзия). — ISBN 978-5-91181-676-6.
  • Галич А. Когда я вернусь / Составление, подготовка текста, биографическая хроника и комментарии П. В. Матвеева. — СПб.: Вита Нова, 2016. — 592 с. — (Рукописи). — 800 экз. — ISBN 978-5-93898-581-0.
Пьесы
  • Город на заре (1939−1940). Совместно с А. Н. Арбузовым и коллективом Театра-Студии. // Театр. — 1957. — № 11. (Для пьесы и спектакля по ней также были написаны песни).
  • Дуэль (1939 − весна 1941); совместно с Исаем Кузнецов, Вс. Багрицким.
  • Рассвет (1945−1946; скетч); под псевдонимом «А. Гай».
  • Матросская тишина (1945−1956, 1974)
  • Улица мальчиков (1946). Совместно с И. Кузнецовым; для пьесы также были сочинены песни.
  • Походный марш, или За час до рассвета (1946−1947). // Театр. — 1957. — № 3. — (Для пьесы также были сочинены песни).
  • Вас вызывает Таймыр (1947; совместно с К. Ф. Исаевым) // Огонёк». — 1948. — № 22.
  • Москва слезам не верит, или Положение обязывает (1949−1950). Совместно с Г. Н. Мунблитом
  • Пути, которые мы выбираем (1953−1954; другое название − «Под счастливой Звездой»).
  • Август (1956)
  • Пароход зовут «Орлёнок» // Журнал «Современная драматургия». — 1958. — № 6.
  • Много ли человеку надо?! (до 13.7.1959)
  • Будни и праздники (1967). Совместно с И. Грековой (Е. Вентцель), по её повести «За проходной».
Интервью, открытые письма
  • 7.2.1972. В редакцию газеты «Литературная Россия». Открытое письмо московским писателям и кинематографистам.
  • 3.2.1974; М. Крайняя опасность. В Международный Комитет прав человека.
  • 23.6.1974. Интервью.
  • июнь 1974, Франкфурт. Песня, жизнь, борьба. Интервью журналу «Посев».
  • февраль 1975. Мы считаем его своим. Обращение в защиту М. Михайлова (А. Галич и другие)
  • 4.7.1976. Немного о политическом вояжёрстве (А. Галич и другие)
  • 8.7.1976. Ещё одна писательская судьба (А. Галич и другие)
  • июль 1976. Памяти друга (А. Галич и другие)
  • 17.3.1977. От «Континента» (А. Галич и другие)
  • 27.4.1977. Свободу Антону Пейпе! (А. Галич, В. Максимов)
  • после 19.11.1977. Культура и борьба за права человека. Беседа с журналистом газеты «Русская Мысль».
Другое
  • Детские стихи (1926)
  • Песни к спектаклю «Парень из нашего города» (осень−зима 1941)
  • Пьесы (1942−45)
  • 3 сказки; песни, стихи, скетчи, интермедии (1943)
  • Драматический этюд «Партизаны идут» (М. Грин, А. Гинзбург; 13−14.9.1943)
  • Скетч «Цари в обозе» (М. Грин, А. Гинзбург; 13−14.9.1943)
  • Гитлериада (1943; подписанный настоящим именем А. Гинзбург; комедийный скетч)
  • О жестокости и доброте искусства (1967; статья для газеты «Советская культура»)
  • Цикл медицинских частушек
  • Песни «Лёгкая жизнь»
  • Песня «Вдоль по дороге» из к/ф «Старая старая сказка» (1968), исполнитель — Олег Даль
  • «История в 4-х действиях и 5 главах»
  • 157 выступлений на радио «Свобода» (6.7.1974 — 17.10.1977)
  • Публикации в газете «Русская мысль» (1974−1977)
  • Публицистика (1976)
  • Блошиный рынок. Почти фантастический, но не научный роман (1976−1977; I часть)
  • Ещё раз о чёрте (1976−1977; начало романа)

Фильмография

Сценарист

Дискография

  • «A Whispered Cry». Sung in Russian by Alexander Galitch. («Крик шёпотом»). Recorded in 1974 at The Arne Bendiksen Studios, Oslo, Norway
  • «Неизданные песни русских бардов». Produced by Hed-arzi ltd., Israel (1975). Включены 2 песни А. Галича.
  • «Galich in Israel» («Галич в Израиле»). Записано на «GALTON» Studios, производство Gal-Ron (Israel), Stereo 5838, ноябрь 1975. В Сети часто в связи с этим диском упоминается название «Русские песни Холокоста», однако на самом диске нет ничего подобного.
  • «Alexander Galich — Cheerful Talk» (Live Concert version, 1975). «Весёлый разговор» (прямая запись из зала АУДИТОРИУМ им. Фредерика Манна в Тель-Авиве, декабрь 1975). Запись — «GALTON» Studios, производство Gal-Ron (Israel), Stereo 5846, 1975.
  • «Alexander Galich — The laughter throught the tears» («Смех сквозь слёзы»). Fortuna, Made in USA (1981-?)
  • Александр Галич «Когда я вернусь» (1989, фирма «Мелодия» — М60 48605 001)
  • Александр Галич (1989, фирма «Мелодия» — М60 48609 000, 2xLp)[33]
  • Александр Галич «Ночной дозор» (1990, фирма «Мелодия» — С60 29897 001)
  • Память (Фирма Мелодия, CD, 1994)[34]
  • Новосибирск 1968 год (SoLyd Records, CD, 1994)[34]
  • Песок Израиля (Частные издания, 1995)[34]
  • Внутренняя эмиграция (Российский диск, 1995)[34]
  • Разговор с музой. На реках вавилонских (Апрелевка Саунд Продакшн, CD, 1996)[34]
  • Разговор с музой. Женские песни (Апрелевка Саунд Продакшн, CD, 1996)[34]
  • Разговор с музой. Поэма о Сталине (Апрелевка Саунд Продакшн, CD, 1996)[34]
  • Разговор с музой. Облака плывут в Абакан (Апрелевка Саунд Продакшн, CD, 1996)[34]
  • Разговор с музой. Литераторские мостки (Апрелевка Саунд Продакшн, CD, 1996)[34]
  • Разговор с музой. Разговор с музой (Апрелевка Саунд Продакшн, CD, 1996)
  • Разговор с музой. Вальс его Величества (Апрелевка Саунд Продакшн, CD, 1996)
  • Разговор с музой. Русские плачи (Апрелевка Саунд Продакшн, 1996)[34]
  • Разговор с музой. Песня Исхода (Апрелевка Саунд Продакшн, 1996)[34]
  • Разговор с музой. Песня об Отчем Доме (Апрелевка Саунд Продакшн)[34]
  • Концерты для друзей (Концерты для друзей. Выпуск 1) (Compact Disk Ltd., CD, 1996)[34]
  • По образу и подобию (Концерты для друзей. Выпуск 2) (Compact Disk Ltd., CD, 1996)
  • Худо мне было (Концерты для друзей. Выпуск 3) (Compact Disk Ltd., CD, 1996)
  • Литераторский мостки (Полное собрание песен. Диск 1) (SoLyd Records, 1996)
  • Песок Израиля (Полное собрание песен. Диск 2) (SoLyd Records, 1996)
  • Ночной дозор (Полное собрание песен. Диск 3) (SoLyd Records, 1996)[34]
  • Крик шёпотом (Полное собрание песен. Диск 5) (SoLyd Records, 1996)[34]
  • Новогодняя фантазия (Музпром, 2001)
  • Королева материка (Музпром, 2001)
  • Коломийцев в полный рост (Музпром, 2001)
  • Прощание с гитарой (Музпром, 2001)
  • Старательский вальсок (Музпром, 2001)
  • Командировочная пастораль (Музпром, 2001)
  • Реквием по неубитым (Музпром, 2001)
  • Я выбираю свободу (Музпром, 2001)
  • Больничная цыганочка. 1 (Артель «Восточный ветер», CD-R, 2002)
  • И отправился я в Белые столбы. 2 (Артель «Восточный ветер», CD-R, 2002)
  • Принцесса с Нижней Масловки. 3 (Артель «Восточный ветер», CD-R, 2002)
  • Фантазии на русские темы. 4 (Артель «Восточный ветер», CD-R, 2002)
  • За семью заборами. 5 (Артель «Восточный ветер», CD-R, 2002)
  • Спи, Семён, спи… 6 (Артель «Восточный ветер», CD-R, 2002)
  • Прилетает по ночам ворон… 7 (Артель «Восточный ветер», CD-R, 2002)
  • Черновик эпитафии. 8 (Артель «Восточный ветер»,CD-R, 2002)
  • Уходят из Варшавы поезда. 9 (Артель «Восточный ветер», CD-R, 2002)
  • На реках Вавилонских (1974) (Весь Александр Галич. Диск 1) (Moroz Records, 2003)
  • Принцесса с Нижней Масловки (1974) (Весь Александр Галич. Диск 2) (Moroz Records, 2003)
  • Песни об Александрах (1974) (Весь Александр Галич. Диск 3) (Moroz Records, 2003)
  • Русские плачи (1974) (Весь Александр Галич. Диск 4) (Moroz Records, 2003)
  • Поэма о Сталине (1974) (Весь Александр Галич. Диск 5) (Moroz Records, 2003)
  • Королева материка (1974) (Весь Александр Галич. Диск 6) (Moroz Records, 2003)
  • Черновик эпитафии (1974) (Весь Александр Галич. Диск 7) (Moroz Records, 2003)
  • «У Микрофона Галич…» (1974) (Весь Александр Галич. Диск 8) (Moroz Records, 2003)
  • «У Микрофона Галич…» (1975) (Весь Александр Галич. Диск 9) (Moroz Records, 2003)
  • «У Микрофона Галич…» (1976—1977) (Весь Александр Галич. Диск 10) (Moroz Records, 2003)
  • Песни и стихи разных лет (1962—1966) (Весь Александр Галич. Диск 11) (Moroz Records, 2003)
  • Песни и стихи разных лет (1967—1970) (Весь Александр Галич. Диск 12) (Moroz Records, 2003)
  • Песни и стихи разных лет (1971—1975) (Весь Александр Галич. Диск 13) (Moroz Records, 2003)
  • Варианты и наброски (1961—1968) (Весь Александр Галич. Диск 14) (Moroz Records, 2003)
  • Варианты и наброски (1969—1973) (Весь Александр Галич. Диск 15) (Moroz Records, 2003)
  • Концерт по заявкам радиослушателей (1973) (Весь Александр Галич. Диск 16) (Moroz Records, 2003)

Факты

Литература

  • Мейсак Николай. Песня — это оружие. Слушая запись выступлений «бардов» // Газета «Вечерний Новосибирск» от 18.4.1968.
  • Я КАЗАК Рассадин Ст. «Я выбираю свободу». — М.: Знание, 1990, 56 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Искусство»; № 8). — ISBN 5-07-001378-5.
  • Крылов А. Галич — «соавтор». — М.: Благотворительный фонд Владимира Высоцкого, 2001. — 124 с. — ISBN 5-93038-005-8.
  • Галич: Проблемы поэтики и текстологии. Вып. 1. Сост. А. Крылов. — М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2001, 232 с. — (Приложение к V выпуску альманаха «Мир Высоцкого»). — ISBN 5-93038-006-6.
  • Крылов А. «Не квасом земля полита…»: Примечания к «человеческой трагедии» Александра Галича. / 2-е изд., испр. и доп. — Углич: Промдизайн К, 2003. — 92 с.
  • Галич: Новые статьи и материалы. Вып. 2. Сост. А. Крылов. — М.: ЮПАПС, 2003, 288 с. — ISBN 5-89467-016-0.
  • Галич: Новые статьи и материалы. Вып. 3. Сост. А. Крылов. — М.: Булат, 2009, 368 с. — ISBN 978-5-91457-005-4.
  • Корман Я. И. Высоцкий и Галич. — М.—Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2007. — 396 с.
  • Аронов М. Александр Галич. — М.—Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика»; Институт компьютерных исследований, 2010. — 1035 с. — 50 экз.
  • Батшев Владимир. Галич. "Вольный стрелок США", НЙ, 2010. - 686 с. - 1000 экз. ISBN 978-0-557-30557-5
  • Батшев Владимир. Александр Галич и его жестокое время. "Литературный европеец", 2010, 726 c., 2015_ 730 c. ISBN 978-3-9369-9653-9
  • Аронов М. Александр Галич: Полная биография / 2-е изд., испр. и доп. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 880 с. — 2000 экз.
  • Крылов А. Проверено временем. О текстологии и поэтике Галича. M.: Либрика, 2020. 630 с.
  • ISBN 978-5-906922-67-0

Источники

Примечания

  1. Аронов М. Александр Галич: Полная биография. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — (Критика и эссеистика). — ISBN 978-5-4448-0369-1.
  2. «Галич» — литературный псевдоним, составленный из букв собственных фамилии («Гинзбург»), имени («Александр») и отчества («Аркадьевич»).
  3. 3,0 3,1 Екатеринославские хроники: «Справка. У Арона Гинзбурга и жены его Фейги 20/7 октября 1918 года родился сын, которому дано имя Александр».
  4. ГА́ЛИЧ / Н. А. Богомолов // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  5. Богомолов Н. А. От Пушкина до Кибирова. Архивная копия от 24 мая 2013 на Wayback Machine
  6. Кривоколенный, 4 С1. Дом Веневитиновых
  7. 105 лет со дня рождения Марка Векслера
  8. Аронов М. Александр Галич: Полная биография. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — С. 17. — 2153 с. — (Критика и эссеистика). — 2000 экз. — ISBN 978-5-4448-0369-1.
  9. Валентина Архангельская — биография — советские актрисы — Кино-Театр. РУ
  10. 10,0 10,1 10,2 Александр Аркадьевич ГАЛИЧ
  11. Александр Галич. Полная биография. Электронная библиотека книг iknigi.net. Дата обращения: 27 ноября 2019.
  12. Яков Корман. Галич и Высоцкий
  13. Глазанов В. Воспоминания о первом фестивале самодеятельной песни в Новосибирском Академгородке в 1968 году // Цитируется по книге: Аронов М. Александр Галич: Полная биография / 2-е изд., испр. и доп. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 2153 с. — (Критика и эссеистика). — 2000 экз. — ISBN 978-5-4448-0369-1. — С. 584.
  14. Матрос Л. Г. Презумпция виновности: Социологический роман. — Нью-Йорк, 2000. — С. 82.
  15. Александр Галич исполняет песню «Памяти Б. Л. Пастернака» в Академгородке Новосибирска (фильм «Запрещённые песенки»).
  16. Абельская Р. Ш. Он понял правду как служение (А. Галич о предназначении поэта) // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2009. — № 4 (68). — С. 175—182.
  17. Евангелие как держава. Памяти Александра Галича. Архивная копия от 18 мая 2013 на Wayback Machine
  18. «На все приглашения западных университетов и знакомых прилететь к ним — для лекции или с концертом — власть отвечала Галичу отказом: „Подохнешь тут!“ Когда приглашения стали приходить пачками, бросили со злостью: „Можешь укатить <…> в свой Израиль“», — написал об этом Г. Ц. Свирский. Детально эта версия отъезда А. А. Галича представлена в книге: Свирский Г. Ц. Избранное в 4 томах: Повести, рассказы, воспоминания, литературные сценарии. Том 1: Штрафники. — М.: Независимое изд-во «Пик», 2006. — 367 с. — ISBN 5-7358-0293-3. — С. 138—139.
  19. Аронов М. Александр Галич: Полная биография / 2-е изд., испр. и доп. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 880 с. — (Критика и эссеистика). — 2000 экз. — ISBN 978-5-86793-931-1. — С. 595.
  20. Аронов М. Александр Галич: Полная биография / 2-е изд., испр. и доп. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 2153 с. — (Критика и эссеистика). — 2000 экз. — ISBN 978-5-4448-0369-1. — С. 1392.
  21. Персональные страницы авторов и исполнителей на портале | Галич Александр Аркадьевич // Портал авторской песни «Bard_ru»
  22. Юлия Вишневская. Избранник «Свободы»
  23. https://docs.rferl.org/archive/ru/sosin.pdf, стр. 7
  24. Книга Джина Сосина «Искры Свободы»
  25. Писатели-диссиденты: Биобиблиографические статьи. В 3-х частях. Часть 1 (Начало) // Новое литературное обозрение : журнал. — 2004. — № 2 (66).
  26. Писатели-диссиденты: Биобиблиографические статьи. В 3-х частях. Часть 2 (Продолжение) // Новое литературное обозрение : журнал. — 2004. — № 3 (67). Архивировано 17 февраля 2017 года.
  27. Писатели-диссиденты: Биобиблиографические статьи. В 3-х частях. Часть 3 (Окончание) // Новое литературное обозрение : журнал. — 2004. — № 4 (68).
  28. Аронов М. Александр Галич: Полная биография. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Новое литературное обозрение, 2012. — 880 с. — (Критика и эссеистика). — 2000 экз. — ISBN 978-5-86793-931-1.
  29. Дмитрий Шушарин. О советской литературе. Апология действительности (19.07.2002).
  30. Эфир с М. Шемякиным на Финам-ФМ 4.09.2012
  31. Катанян В. В. Прикосновение к идолам: Воспоминания. — М.: Захаров. — 2004. — 512 с. (Биографии и мемуары). — ISBN 5-8159-0361-2. — С. 93.
  32. 32,0 32,1 Алёна Архангельская-Галич. Я помню всех, кто отвернулся от папы
  33. Диски фирмы «Мелодия»
  34. 34,00 34,01 34,02 34,03 34,04 34,05 34,06 34,07 34,08 34,09 34,10 34,11 34,12 34,13 34,14 Мегаэнциклопедия «Кирилла и Мефодия» Архивная копия от 20 февраля 2013 на Wayback Machine
  35. См. биографию К. К. Парамоновой: «Кто есть кто в российском медиаобразовании».
  36. (См. Журнал «Сеанс» Архивная копия от 22 сентября 2009 на Wayback Machine и Клуб «Синефантом»)
  37. В парке Глобы Галич потерял дом // Комсомольская правда. — 2006. — 27 октября. — С. 19, 22.

Ссылки