Вяземский, Константин Александрович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Князь Константин Александрович Вяземский
Вяземский, Константин Александрович.jpg
Дата рождения 1853(1853)
Место рождения Ратмино (ныне — г. Дубна), Московская губерния, Российская империя
Дата смерти 1909(1909)
Место смерти Святая гора Афон, провинция Греческая Македония, Греция[1]
Страна  Российская империя
Род деятельности путешественник

Князь Константи́н Алекса́ндрович Вя́земский (1853, Ратмино[2], Московская губерния, Российская империя — 1909[3][4], Святая гора Афон, провинция Греческая Македония) — русский путешественник, паломник из рода Вяземских. Почётный член Французского географического общества.

Биография

Константин Александрович относился к последнему из трёх поколений ветви «ратминских» князей Вяземских, которые были связаны происхождением с Тульской и Владимирской губерниями[3].

Успешно окончил столичный Пажеский корпус, но служить не стал и выбрал себе другую судьбу, предпочёл жизнь в путешествиях в удалённые и малоизвестные столичным обывателям места. В своих заметках, напечатанных в московском журнале «Русское Обозрение» в 1895 году, он так объясняет свой выбор:

«Я задумал свои экскурсии вовсе не для того, чтобы удивлять почтеннейшую публику, а просто потому, что цель своей жизни полагаю в путешествиях. У всякого свой вкус: кто гонится за чинами, кто стремится к наживе, а кто, вот как я, изучает земной шар в его разных частях со всеми особенностями»[3].

Будучи непонятым и не принятым столичным бомондом и представителями официальных структур по географическим путешествиям, он остался мало замечен в российской истории. Определённая известность князя Вяземского была связана с то ли карточными, то ли ещё какими авантюрами и скандальной продажей им своего родового имения летом 1880 года адвокату Н. П. Шубинскому[5].

Главный вопрос — каковы мотивы продажи имения князем Константином Вяземским? К сожалению, на текущий момент до нас не дошли какие-либо письменные источники, которые бы проливали объективный свет на обстоятельства и причины этих риэлтерских метаморфоз на дубненском устье. Архивных данных нет, мемуары молчат. Возможно, ответы на эти вопросы пылятся в семейном архиве Шубинского-Ермоловой, либо их аристократического окружения и с нетерпением ждут своего пытливого исследователя. Поэтому все наши рассуждения на заданную тему — не более чем попытка системно проанализировать возможные варианты… Изучение любопытной биографии князя Константина Александровича Вяземского наводит на определённую мысль… Молодой князь продает имущество — усадьбу своего отца и деда, которой они владели с 1815 года, и отправляется в путешествие в… Африку, в Марокко. Оставить отчий дом, привычную обстановку, наконец, родную страну ради эпатажного и откровенно опасного путешествия на марокканские пески. Безусловно, на такой странный поступок мог решиться только человек авантюрного склада характера, которого ничто не держало в родных пенатах[5].

.

О своих путешествиях в 1895 году сам он сообщал следующее:

…Я не новичок в деле странствования. Побывал кое-где, уже не говоря о Европе, которую я исколесил по всем направлениям, я побывал в Азии, побывал и в Африке. Путешествую я по большей части верхо́м[6] по той простой причине, что если захочешь заехать в глубь страны, где только и можно увидеть нечто оригинальное, самобытное, то других способов передвижений нет[3].

Князь попытался приспособить к путешествиям велосипед, но быстро отказался от этой идеи: «эта игрушка нуждается в гладкой, ровной и твёрдой почве, почти нигде не встречающейся». А вот морские прогулки князь и вовсе не переносил: «Ездить по морю и приставать в портах не имеет большого интереса, ибо тут встречаешь не истинную жизнь народов, а извращенную наносную цивилизацию. Любоваться необъятностью небес и беспредельною ширью вод можно какой-нибудь час, а если дольше, то это возбуждает такую скуку у мало-мальски мыслящего человека, что хоть выкидывайся за борт. Все свои путешествия я совершаю всегда по земле, не избегая, однако, и рек»[3].

Когда после своего путешествия верхо́м по Азии Вяземский в тридцатый раз вернулся в Париж, французские журналисты допытывались у него, что заставило его так рисковать жизнью и ради каких таких целей он это совершает, князь ответить, что «умирают только раз в жизни»[3]. От путешествий он желал получить прежде всего удовольствие.

Своё первое путешествие в северную Африку, в «таинственный Магриб» Константин Вяземский предпринял в 1881 году, отправившись в Марокканское королевство — оно всегда привлекало русских. Это путешествие Вяземский называл наиболее счастливым в его жизни; современники отмечают, что оно носило характер экстравагантного свадебного путешествия молодого князя.

Вяземский с женой высадились в Танжере, или, как его тогда называли, Танхере, о чём князь не преминул записать в своем дневнике: «1881 года, 9 декабря я отправился из приморского города Танхера в город Марокко[7] верхо́м, ибо колесных путей там нигде нет. Я пользовался рекомендациями испанского правительства, поэтому мне местные власти всячески содействовали для снабжения экспедиции всем нужным. От Танхера до Марокко 500 вёрст. Дорога сначала пролегает берегом океана, а затем направляется в глубь страны. Путешествие мое длилось 19 дней»[3]. В ходе путешествия он посетил также город Марракеш.

В Россию Вяземский возвратился через Алжир и Тунис, но об этом его путешествии ничего не известно[3].

В 1883 году Вяземский предпринимает новое путешествие: 13 (26) сентября князь покинул Константинополь, пересёк на лошадях всю Малую Азию, Сирию, Палестину, Синайскую пустыню и, достигнув в декабре того же года страны пирамид (Египет), отправился дальше — в Судан. Обратный путь в Россию он держал через Сирию, Месопотамию, турецкий Курдистан, Армению, Северный Кавказ.

О своих путешествиях Вяземский докладывал Французскому географическому обществу, а свои путевые очерки публиковал во влиятельной и респектабельной парижской газете «Фигаро». Когда же князь решил объехать всю Азию верхо́м и добраться через Китай в Сиам, — что составляло примерно 40 тысяч вёрст, то Русское географическое общество посчитало это полнейшей авантюрой и официально признало его предприятие «неисполнимым», твёрдо отказалось содействовать в нём. Мнение официальных учёных не смутило путешественника, и он отправился в путь, собрав средства, где только мог, в сопровождении одного лишь слуги — бывшего солдата Людвига. Путь лежал сначала по Московско-Иркутскому тракту через Урал и Сибирь (с остановкой в Томске), затем через Китай. Из этого путешествия К. А. Вяземский вернулся в Москву в 1895 году.

Свои географические и картографические труды он отправил в Русское Географическое Императорское Общество, которое ответило отказом в их рассмотрении, причиной которого была неординарная личность самого путешественника. Однако французские коллеги по достоинству оценили работу российского аристократа, приняв его почётным членом Французской Географической Национальной Академии.

В 1891 году Константин Вяземский отправился объехать всю Азию верхо́м с целью добраться через Сибирь и Китай в сказочную восточную страну Сиам (ныне — Таиланд). Провожавшие его на вокзале в Москве прощались с ним, как с обречённым на смерть. Он выполнил программу путешествия за два с половиной года, а также

…был ранен в плечо и руку пулей и штыком, ограблен по дороге — потерял все собранные коллекции и побывал в плену у китайских разбойников[3].

Князь Вяземский стал также известен тем, что побывав в 1891 году в Томске, он определил неофициальное наименование городу как Сибирские Афины, отметив это в своих публикациях в московских географических журналах. Вскоре словосочетание в различных столичных изданиях закрепилось именно за Томском, и до сих пор является его вторым брендом. Он писал: «Томск, один из самых больших городов Сибири, расположен на берегу реки Томи, на возвышенности. Посреди города — небольшой холм, с него виден весь город. Это всё очень напоминает Акрополь Афинский; тот тоже возвышается посреди города»[8]. Впрочем, только это сравнение в заметке даётся без сарказма, коим князь всегда живописует быт народов, встреченных им в своих путешествиях.

После роздыха и пополнения имущества в Томске, через Китай Вяземский проследовал в загадочный Бангкок.

В этом своём азиатском путешествии князь пересёк Сибирь на почтовой тройке, верхо́м проехал пустыню Гоби по древней дороге, проложенной ещё Чингисханом, и проник в Тонки́н. Затем, как и обещал читателям «Фигаро», добрался до реки Меконг через неизведанные тогда страны моев и путаев, посетил Камбоджу, затем вернулся в дружественный России Сиам, осмотрев знаменитые развалины Ангкора и Пимая. У князя оставалось ещё несколько лошадей из Томска, которые возбуждали большой интерес всех встречных. Для того, чтобы продолжить путешествие, ему пришлось их оставить и заменить на более приспособленных к условиям джунглей слонов.

Вяземский проехал до Бангкока и пробрался дальше к северу вдоль реки Минанама, затем пересёк Бирманию с востока на запад, потом с юга на север. В Рангуне он оставил своих слонов и направился в Бенгалию. Три месяца он путешествовал по Индии, после чего через Кашмир и Гималайский хребет проник в загадочный Тибет.

Вяземский не любил распространяться на тему своего пребывания в Тибете, но из некоторых его обрывочных фраз и полунамеков можно предположить, что он довольно близко, в силу неизвестных нам причин, сошелся с буддийскими монахами и ему удалось проникнуть в некоторые их тайны и кое-чему научиться, в отличие от большинства европейцев. Например, Вяземский научился у бонз долгое время обходиться без воды и пищи, особенно на морозе…[3].

В 1895 году К. А. Вяземский намеревался пересечь Африку от Каира до мыса Доброй Надежды. Путешествие не состоялось, сказывали, что кредитных долгов накопилось изрядно и более денег князю уже никто не давал.

Через несколько лет после начала своей деятельности неординарного путешественника К. А. Вяземский снова круто меняет свою жизнь, в 1896 году уходит в знаменитый русский Пантелеимонов монастырь на горе Афон в Османской империи (сегодня это уже Греция). Здесь, под именем «иеромонаха Киприана», он стал библиотекарем… Ведя аскетичный образ жизни, проводя время в молитве и написании духовных произведений, бывший князь снискал авторитет среди монашеской братии монастыря и даже за его пределами.

О переживаниях К. А. Вяземского в Афоне пишет географический журнал «Вокруг света» (1993):

Хранителем одного из крупнейших собраний древних рукописей, которое тогда представляла библиотека Пантелеимонова монастыря, мог стать человек прекрасно образованный, обладающий разносторонними энциклопедическими знаниями. Себя же Вяземский в редких письмах сестре в Москву смиренно, но не без присущей ему самоиронии, называет «иноком пустыни Афонской» и пишет, шутя: «Апельсины подают каждый день на трапезу, попросил было огурцов солёных, но нельзя: привозят их из России и берегут к большому празднику». Князю было очень неуютно среди братии — она так мало походила на миссионеров, которых он видел в монастырях Тибета. Что происходило в душе Вяземского, единственной «отрадой» которого стали не мечты о новых путешествиях и прокладывание на карте новых маршрутов, а рутинное копание в старых рукописях да общие разговоры во время совместных трапез? Посещали ли его мысли о смерти? Может, он уже чувствовал её приближение? Об этом можно лишь гадать… Как бы то ни было, в один из безмятежных солнечных дней, столь похожих на другие, князь утонул во время купания. Был ли это шаг отчаяния или трагическая случайность? Или знакомый с тайнами учениями тибетских философов Вяземский понял, что его жизненный цикл завершён, — и он сам оборвал его с улыбкой на лице?

На Святой горе мало земли и потому усопших только на время закапывают в землю. Когда через несколько лет плоть превращается в тлен, «выкапывают скелет, пишут на черепе имя почившего монаха и кладут его рядом с другими в усыпальницу монастыря». Там и покоится ныне череп князя Вяземского[8].

Сведений о жене К. Вяземского, кроме того, что было известно, что она участвовала с ним в путешествии в Марокко, — не имеется.

Литература

  • Журавлёв, Василий. Его превосходительство бродяга: князь Константин Вяземский // журнал «Вокруг света», рубрика «Исторический розыск». — М., 1993. — № 11 (2674) / ноябрь. Электронный ресурс: vokrugsveta.ru
  • Хахалкин, А.. Князь Вяземский и «Сибирские Афины» // Краеведческий альманах «Сибирская старина». — Томск, 1996. — № 2

Примечания

  1. В те годы провинция Греческая Македония была под юрисдикцией Турции.
  2. Ныне здесь город Дубна.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Журавлёв, Василий. Его превосходительство бродяга: князь Константин Вяземский // Журнал «Вокруг света», рубрика «Исторический розыск». — М., 1993. — № 11 (ноябрь). Электронный ресурс: vokrugsveta.ru Архивная копия от 19 августа 2014 на Wayback Machine
  4. На портале Collegium.Pro ставится под сомнение год смерти 1909 и указывается, что дата его смерти точно не известна: по одним данным это 1909 год, по другим источникам — 1904 или 1905 год Архивная копия от 19 августа 2014 на Wayback Machine.
  5. 5,0 5,1 Дубнинский фонд «Наследие»: история усадьбы Ратмино (История Дубны).. Дата обращения: 18 августа 2014. Архивировано 17 мая 2014 года.
  6. Путешествие верхо́м — разновидность коммуникаций гужевым транспортом (повсеместно использовались до автомобильной цивилизации, используется в отдалённых районах и сегодня), где тягловой силой является лошадь. В данном случае наездник путешествует непосредственно верхо́м на лошади, а не пассажиром в повозке, которую тянут лошади. Верхова́я езда — основа кавалерии.
  7. Ныне город Рабат.
  8. 8,0 8,1 Портал Collegium.Pro. Статья-блог «Путешественники в Томске. Вяземский Константин Александрович Архивная копия от 19 августа 2014 на Wayback Machine»

Ссылки