Выборгский железнодорожный вокзал (1913)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Выборгский железнодорожный вокзал на рубеже 1920—1930 годов

Выборгский железнодорожный вокзал — построенный в 1913 году на Выборгской железнодорожной станции комплекс из трёх зданий в пункте пассажирских перевозок путей сообщения, предназначенный для обслуживания пассажиров и обработки их багажа. К настоящему времени сохранилась только часть одного из корпусов, занимаемая багажным отделением.

История

Выборг стал железнодорожной станцией в связи со строительством в 1867—1870 годах Финляндской железной дороги. Первое здание выборгского вокзала, деревянное, было построено в 1869 году, к открытию железнодорожной линии Санкт-Петербург — Гельсингфорс. Оно располагалось севернее современного, у железнодорожного моста на Папулу.

С развитием железнодорожной сети (в частности, со строительством железной дороги из Выборга в Йоэнсуу) и ростом грузооборота Выборгского порта, к которому по набережной была подведена железнодорожная ветка, город превратился в крупный транспортный узел, для которого требовался соответствующий железнодорожный терминал. В 1901 году был объявлен архитектурный конкурс на проект нового здания вокзала. Победил в 1905 году проект архитектора Элиэля Сааринена, который совместно с зодчим Германом Гезелиусом на месте снесённой гостиницы «Европа» построил в 1910—1913 годах внушительное гранитное здание в стиле национального романтизма, замкнувшее перспективу первого выборгского проспекта, связывающего Северную гавань, вблизи от которой расположился железнодорожный узел, и Южную гавань — главные морские ворота Выборга.

Хельсинкский железнодорожный вокзал в 1980 году

В ходе разработки чертежей Германом Гезелиусом были внесены многочисленные изменения в первоначальный вариант архитектурного проекта. Например, не была возведена часовая башня. Силуэт и оформление здания с высокой двадцатиметровой полуциркулярной арочной секцией и огромным витражом с часами в центре при умелом использовании синтеза искусств имели много общего с Хельсинкским вокзалом, возведённым теми же архитекторами[1]. Но, если фасад вокзала в Хельсинки украшен изображениями исполинов со светильниками работы Эмиля Викстрёма на пилонах, то на фасаде выборгского вокзала скульптором Евой Гюльден со стороны Вокзальной площади по обе стороны от входа были размещены изваяния двух женщин с венками, у ног которых располагались две пары медведей, поднятые на уровень второго этажа.

Вокзальный комплекс состоял из трёх корпусов. Два из них, соединённые невысокой, прорезанной тремя арками стеной, были обращены облицованными красным гранитом фасадами к площади. От третьего здания, пассажирского (с кафе, рестораном и двумя залами ожидания), их отделяли три рельсовых пути. Попасть в него можно было через тоннели: два предназначались для пассажиров, а третий — для багажа. В западном зале ожидания размещались пассажиры, путешествующих первым и вторым классом, а в восточном зале — пассажиры, путешествующие третьим классом. По обеим сторонам залов ожидания находились крытые перроны, на которые прибывали поезда дальнего следования.

Выборгский вокзал, ставший для своего времени самым значительным сооружением в городе, полностью отвечал всем современным технологиям: в частности, здание было оборудовано системой кондиционирования воздуха[2]. Один только первый этаж административного корпуса имел 185 различных по профилю помещений[3]. Для доставки багажа из тоннеля на перрон использовался электрический подъёмник.

Исследователи включали терминал в число памятников мирового зодчества, отмечая совершенство вокзального комплекса в функциональном отношении и высокие архитектурно-художественные достоинства сооружения, возведённого по проекту основоположников финского модерна. В то же время в качестве недостатка постройки отмечали приземистость из-за отсутствия цокольного этажа: авторский замысел о повышении отметки площади на один метр не был осуществлён.

От Выборга расходится пять железнодорожных веток в разные стороны света. По пассажирскому сообщению Выборг был вторым по интенсивности движения городом в Финляндии, а по объёму грузоперевозок Выборгское депо являлось самым большим в стране.

В конце августа 1941 года, в начале Великой Отечественной войны, здание выборгского железнодорожного вокзала было взорвано отступающими советскими войсками. Но сохранилась часть одного из корпусов — багажное отделение на Привокзальной площади. Также сохранился грузовой тоннель с подъёмником для багажа: он использовался в послевоенное время, однако затем был выведен из эксплуатации. Пассажирский тоннель, связывавший Вокзальную площадь и Путейскую улицу, засыпан.

Другим напоминанием о вокзале служат гранитные статуи медведей с фасада: одна установлена на Театральной площади, а другая — в Треугольном сквере напротив современного здания вокзала, построенного в 1953 году. При этом активным участником строительства стал командир батальона подполковник Чижов, в августе 1941 года в звании лейтенанта служивший в войсковой части, выполнившей приказ о минировании вокзала[4][5].

Литература

  • Кепп Е.Е. Выборг. Художественные достопримечательности / Ред. О.В. Казаков. — Выборг: «Фантакт», 1992. — 200 с.
  • Неувонен П., Пёюхья Т., Мустонен Т. Выборг. Архитектурный путеводитель / Пер. Л. Кудрявцевой. — 2-е изд. — Выборг: «СН», 2008. — 160 с. — ISBN 5-900096-06-8.

Примечания

  1. Nämä ovat historiallisen Viipurin parhaat palat (фин.). Studio55.fi (24 августа 2010). Дата обращения: 2 декабря 2021. Архивировано 2 декабря 2021 года.
  2. Viipurin rautatieasema. www.joet.info. Дата обращения: 2 декабря 2021. Архивировано 2 декабря 2021 года.
  3. Выборгскому вокзалу 55 лет. Дата обращения: 11 декабря 2021. Архивировано 11 декабря 2021 года.
  4. Е. Е. Кепп и его статья «Кондратьевская полька». Дата обращения: 13 декабря 2022. Архивировано 12 декабря 2021 года.
  5. Выборгский вокзал: год 1949-й. Дата обращения: 14 декабря 2021. Архивировано 12 декабря 2021 года.

Ссылки