Вхождение Башкирии в состав Русского государства

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Вхождение Башкирии к России — присоединение территории Башкирии в состав Российского государства на основе соглашения.

Общая характеристика процесса

Вопрос о присоединении Башкирии к Русскому государству в историографии является дискуссионным и в ней сложилось 3 точки зрения относительно его характеристики:

Существуют расхождения по наименованию процесса, одни называют его как вхождение, другие — присоединение. Также есть дискуссии при определении точной даты и существуют альтернативные версии данного исторического факта[1].

История

В середине XVI века территория исторического Башкортостана находилась в составе государств — Ногайской Орды, Астраханского, Казанского и Сибирского ханств. Данный факт обусловил неодновременное принятие ими Московского подданства и значительно осложнило процесс.

После завоевания Казанского ханства царь Иван IV обратился к башкирам с предложением добровольно войти в состав Русского царства.

В то же время в Ногайской Орде в середине XVI века политическая ситуация была неустойчивой. На башкирские земли бывшего Казанского ханства стали претендовать различные группы ногайских мурз и сибирские правители. Начались междоусобные войны, которые усугубились стихийными бедствиями в регионе — голодом и чумой[2]. Ко второй половине XVI века относится уход ногаев с территории Башкирии за Волгу и далее на запад в направлении Кубани, или на юг, в районы Каспийского и Аральского морей.

Во время народных собраний (йыйынов) башкирских родов были избраны представители и организовано посольство в Казань, а затем в Москву для ведения переговоров.

В 1554—1557 годах переговоры с царским наместником в Казани боярином А. Б. Горбатым-Шуйским сначала вели бывшие подданные Казанского ханства — северо-западные башкиры — байлар, буляр, гайна[3], ирэкте, каратабын, уран, а затем центральные — мин и юрматы, юго-восточные — бурзян, кыпсак, тамьян, усерган[4], восточные племена башкир — табын, кудей и другие.

Заключительным этапом вхождения башкир в состав Русского государства была поездка в 1557 году их послов в Москву, где завершились переговоры с московскими властями, и башкиры получили жалованные грамоты от царя Ивана IV. В грамотах были изложены основные условия присоединения, предводители башкирских племён были пожалованы в тарханы и князья, а некоторые произведены в старосты. Грамоты царя Ивана IV являлись договором между Российским государством и башкирами.

Часть зауральских (северо-восточных) башкир была присоединена в ходе борьбы войск Кучумовичей с российскими, то есть в конце XVI — начале XVII века, после прекращения существования Сибирского ханства.

Условия присоединения

В башкирских шежере неоднократно проводится мысль не только о мирном характере присоединения башкир, но и о договорных отношениях с царской властью, об определённых условиях вхождения и об их неизменности в одностороннем порядке. Царское правительство гарантировало мирную жизнь, совместное отражение вражеских агрессий, соблюдение вотчинного права башкир, свободу вероисповедания, невмешательство во внутренние дела и сохранение местного самоуправления. А башкиры признавали себя подданными Русского государства, обязались нести военную повинность и выплачивать ясак.

Значение

Итогом присоединения явилось значительное расширение территории и увеличения населения Российского государства. В Башкирии были прекращены междоусобные войны, получила развитие промышленность. Но в то же время башкирами была потеряна возможность для создания отдельного национального государства.

Несколько позднее царскими властями были нарушены некоторые условия договоров (захват вотчинных земель, увеличение налогов, уничтожение самоуправления, принудительная христианизация и др.), что неоднократно приводило к возникновению башкирских восстаний.

Неоднократно ссылались на жалованные грамоты, полученные при вхождении в состав Русского государства в своих наказах и выступлениях в ходе заседаний Уложенной комиссии башкирские депутаты Туктамыш Ижбулатов и Базаргул Юнаев[5]. В итоге исключительность отношений башкир и России была отражена в «Соборном Уложении» 1649 года, где у башкир под страхом конфискации имущества и государевой опалы запрещалось «…бояром, околничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим и дворяном московским и из городов дворяном и детям боярским и всяких чинов русским людям поместным всяких земель не покупать и не менять и в заклад, и сдачею и в наём на многие годы не имать.»

События присоединения Башкирии были зафиксированы в шежере и отражены в произведениях башкирского фольклора. В республике в 1957 и 2007 годах проходили торжественные мероприятия и научные конференции, посвящённые 400- и 450-летию присоединения Башкирии к России. В честь данного события в Уфе установлен Монумент Дружбы.

См. также

Примечания

  1. Например, согласно альтернативной версии Ф. Юмагузина, в 1554 году ногайский мурза Юсуф стал вассалом России. В начале XVII века в связи с тяжелыми обстоятельствами (нашествие калмыков, растущее влияние русских, недовольство башкир) ногаи уходят на Кубань. Война с калмыками заставила башкир присоединиться к Русскому государству: 21 августа 1659 года в Москве были приняты послы от племени юрматы, в феврале 1671 года — представители минцев, а после остальные. Процесс вхождения башкир в состав Московского государства охватывал длительный исторический период, продолжавшийся свыше ста лет, и окончательно завершился не в 1557 году, привозом ясака в Казань группой башкир, а во второй половине следующего столетия закреплением отношений башкир с Москвой на самом высоком уровне.//Юмагузин Ф. Как мы вошли в состав России? // Статья в ж. «Ватандаш». 1999. № 2. С. 141—150.
  2. По свидетельству очевидцев, в эти годы зимы были «…зело лютые и студеные, весь скот их [ногайцев] помер, яко стада конские, так и других скотов, а на лето и сами исчезоша». По сведениям князя Андрея Курбского и английского посла Дженкинсона, в первой половине 1550-х годов в Ногайской Орде умерли, по одним данным, 100 тыс., по другим — 1 млн человек.//История башкирского народа : в 7 т. / председатель редколлегии Рахматуллина З. Я., гл. ред. Кульшарипов М. М. — Уфа : Гилем, 2011. — Т. 3. — С. 44—58. — 476 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-7501-1301-9 (т. 3).
  3. Согласно Р. Г. Кузееву, который опирается на обнаруженные в Ленинградском отделении Института востоковедения шежере племени гайна, посольство гайнинцев в 1554—1555 годах приехало в Чердынь.//История башкирского народа : в 7 т. / председатель редколлегии Рахматуллина З. Я., гл. ред. Кульшарипов М. М. — Уфа : Гилем, 2011. — Т. 3. — С. 44—58. — 476 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-7501-1301-9 (т. 3).
  4. По утверждению Н. М. Кульбахтина, опубликованные Ю. С. Бикбовым в конце XIX века в «Оренбургской газете», а затем в 1925 году С. Г. Мирасовым копия грамоты башкирам племён Усерган, Бурзян, Кыпсак и Тамьян на самом деле представляет собой копию жалованной грамоты русского царя Ивана IV, данной башкирам этих племён в середине XVI века при их вхождении в состав Русского государства. //История башкирского народа : в 7 т. / председатель редколлегии Рахматуллина З. Я., гл. ред. Кульшарипов М. М. — Уфа : Гилем, 2011. — Т. 3. — С. 44—58. — 476 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-7501-1301-9 (т. 3).
  5. Жалованные грамоты они приводили как основу своих наказов: «Какого содержания жалованные грамоты и похвальные указы как нам, имянованным, так и предкам нашим за многие их оказанные службы во оборону, от всяких обид в разные времена даны были, со оных на высокое рассмотрение комиссии прилагаем при сем точные копии» //История башкирского народа : в 7 т. / председатель редколлегии Рахматуллина З. Я., гл. ред. Кульшарипов М. М. — Уфа : Гилем, 2011. — Т. 3. — С. 44—58. — 476 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-7501-1301-9 (т. 3).

Литература

Ссылки