Входные молитвы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Вхо́дные молитвы в православном богослужении — молитвы священнослужителей, совершаемые перед Литургией[1]. Эти молитвы читаются непосредственно перед входом в алтарь, откуда происходит их название.

Совершаются без облачения, однако на практике священник может надевать епитрахиль, следуя обязанности совершения любого богослужения в епитрахили.При совершении архиерейской литургии входные молитвы произносит протодиакон.

Чинопоследование входных молитв

Таблица приведена для 1 диакона и 1 священника. В случае большего количества священнослужителей схема аналогичная. В случае служения без диакона молитвы читает первенствующий священник.При совершении архиерейской литургии входные молитвы произносит протодиакон во время Чина Встречи Архиерея изложенного в Архиерейском Чиновнике

Священнослужитель Действия Сопровождающие молитвословия
Священник Становится перед Царскими вратами и вполголоса возглашает:
Диакон Стоит рядом, читает:
Священник Даёт возглас:
Диакон Читает покаянные тропари: Ами́нь.
Священник и диакон Целуют икону Спасителя
Священник и диакон Целуют икону Богородицы
Священник Становится перед Царскими вратами с воздетыми руками и непокрытой головой
Священник и диакон Кланяются друг другу, испрашивая прощения, кланяются народу Прости́те и благослови́те, отцы́, бра́тья [и се́стры].
Диакон от себя и от лица народа Отвечает Бог тя прости́т, о́тче честны́й, помоли́сь и о нас гре́шных.
Священник Благословляет молящихся Благода́тию и человеколю́бием свои́ми Бог да прости́т и поми́лует всех нас.
Священник и диакон Входят в алтарь, целуя образ на пономарской двери

В алтаре священнослужители поклоняются, целуют Евангелие и Престол (диакон целует только Престол). Облачаются в соответствующие по чину священные одежды.

Примечания

  1. Перед другими богослужениями входных молитв нет.
  2. От Пасхи до Недели Фомы здесь читается «Христо́с воскре́се…» трижды и тропари Пасхальных часов. От Фоминой Недели до Вознесения вместо «Царю́ Небе́сный», трижды «Христо́с воскре́се…». От Вознесения до Троицы с Трисвятого по «О́тче наш» («Царю́ Небе́сный» опускается). Далее до Пасхальной полунощницы в обычном порядке.

Литература