Вудрофф, Джон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джон Джордж Вудрофф
(Артур Авалон)
John George Woodroffe
(Arthur Avalon)
Sir John Woodroffe.jpg
Дата рождения 15 декабря 1865(1865-12-15)
Место рождения Калькутта[1]
 Индия
Дата смерти 18 января 1936(1936-01-18) (70 лет)
Место смерти Босолей[2], Приморские Альпы
 Франция
Страна  Великобритания
Род деятельности юриспруденция, востоковедение
Отец Джеймс Тисдалл Вудрофф
Мать Флоренс Вудрофф
Супруга Эллен Гримсон

Джон Джордж Ву́дрофф (англ. John George Woodroffe, 1865—1936; также известен под псевдонимом Артур Авалон, англ. Arthur Avalon), сэр — британский востоковед, чьи работы пробудили на Западе широкий интерес к индийской религиозной философии и практикам тантризма и шактизма.

Биография

Сэр Джон Джордж Вудрофф родился в Калькутте 15 декабря 1865 года и был старшим сыном Джеймса Тисдалла Вудроффа и его жены Флоренс, дочери Джеймса Хьюма. Отец, Джеймс Тисдалл Вудрофф — рыцарь ордена Св. Георгия, генеральный адвокат (англ. Advocate General) Бенгалии, иногда входил в состав правительства Индии.

С начала 1870-х годов Вудрофф с младшим братом Фрэнсисом жили в Англии, где с ними занимались частные учителя. В 1879—1884 учился в Woburn Park School близ Вейбриджа, Суррей[3] и затем в University College в Оксфорде, где получил II-й класс по юриспруденции и степень бакалавра гражданского права (англ. BCL). В 1890 году был назначен в качестве защитника в Высший Суд Калькутты. Был членом Калькуттского университета. В 1902 году был назначен Постоянным советником правительства Индии. В 1904 году был возведён в члены Высшего Суда Индии, который и возглавил в 1915 году. Также в 1915 году получил посвящение в рыцари Св. Георгия. В 1923 году вышел на пенсию и вернулся в Великобританию, где преподавал индийское право в Оксфордском университете до 1930 года. Умер 18 января 1936 года.[4]

Исследования тантры

Символическое изображение Аджна-чакры из книги «Змеиная Сила», 1918

Параллельно со своей основной работой в области юриспруденции сэр Джон Джордж Вудрофф, практически с момента своего прибытия в Индию в 1890 году, начал активно изучать санскрит и индийскую философию и особо заинтересовался философией индуистского тантризма и шактизма. Он перевёл с санскрита и опубликовал (под псевдонимом Артур Авалон) на английском языке в серии «Тантрические тексты»[5] около 20-ти тантрических трактатов. Он также прочёл значительное количество лекций и опубликовал большое число статей по йоге и тантре. Фактически, можно сказать, что Вудрофф был первым из европейцев, кто познакомил Западную Европу с Тантрой как с серьёзным учением — в то время репутация тантры в самой Индии и на Западе была далеко не однозначной. Это учение воспринималось как сочетание моральной распущенности и вредоносной магии, а не как сложная и интенсивная практика самосовершенствования. Т. М. П. Махадеван в предисловии к «Гирлянде букв» писал:

Проведя редактирование оригинальных санскритских текстов и опубликовав значительное количество статей о различных аспектах шактизма, он показал, что эта религия и вероисповедание имеет глубокую философию и что в ней нет ничего иррационального или обскурантистского.[6]

Урбан в своей книге «Tantra: sex, secrecy politics, and power in the study of religions» определяет Вудроффа апологета тантры перед лицом чопорного общества:

Сохраняя основной профиль своей деятельности судьи и учёного британского индийского законодательства, Вудрофф был частным исследователем тантры, опубликовавшим огромное количество текстов и переводов и был, таким образом, пионером современного академического изучения классической тантрической традиции на Западе.[7]

Российский индолог С. В. Лобанов в предисловии к русскому изданию «Введения в Маханирвана-тантру» отмечал, что Вудрофф «был первым, кто познакомил западный мир с важнейшими первоисточниками тантрического мистицизма, опубликовав некоторые из них, в том числе и в собственном переводе». Лобанов утверждает, что до Вудроффа «тайные писания тантриков, приверженцев шактистских культов Индии, не были доступны не только людям Запада, но даже большинству ортодоксальных индусов. … Вудрофф проявил к тантре неподдельный интерес и погрузился в её изучение вместе с несколькими помощниками. Вместе с ними он разыскивал уникальные манускрипты, встречался с носителями традиции, сумел преодолеть отчуждение и закрытость большинства из них, ознакомился с учениями и практикой тантрических школ Бенгалии».[8]

Библиография

Переводы с санскрита

Джон Вудрофф перевёл довольно большое количество тантрической литературы. Все его переводы вышли в серии «Tantric Text» (книги издавались с 1912 по 1940 годы) — за исключением сборника «Гимны Богине»: первой книги, которую издал Вудрофф.

• Серия «Tantric Text»[9] Гимны Богине[10]
  1. Адвайта-бхавана-упанишада
  2. Биджа-нигханту
  3. Каливилаша-тантра
  4. Камакалавилаша-тантра
  5. Каулавалинирнайя-тантра
  6. Куларнава-тантра
  7. Кулачудамани-нигама
  8. Маханирвана-тантра
  9. Падука-панчака
  10. Прапанчасара-тантра
  11. Тантрабхиджана
  12. Тантра-раджа-тантра
  13. Тарабхактисуддхарнава
  14. Тара-упанишада
  15. Шарада-тилака
  16. Шат-чакра-нирупана
  17. Шри-чакра-самбхара
  1. Адьякалисварупа-стотра (Маханирвана-тантра)
  2. Амбика-стотра (Чанди-махатмья)
  3. Анадалахари (Шанкара)
  4. Аннапурна-стотра (Тантра-сара)
  5. Аннапурна-стотра (Шанкара)
  6. Арья-стотра (Харивамша)
  7. Бхайрави-стотра (Тантра-сара)
  8. Бхуванешвари-стотра (Тантра-сара)
  9. Ганга-аштака(Шанкара)
  10. Ганга-стотра (Вальмики)
  11. Ганга-стотра (Шанкара)
  12. Деви-апарада-кшамапана-стотра (Шанкара)
  13. Деви-стотра (Девибхагавата-пурана)
  14. Деви-стотра (Маханирвана-тантра)
  15. Деви-стотра (Шанкара)
  16. Джагадамбика-стотра (Девибхагавата-пурана)
  17. Дурга-стотра (Махабхарата)
  18. Дурга-стотра (Махабхарата, Вирата-парва)
  19. Дурга-шатанама-стотра (Тантра-сара)
  20. Калабхайрава-стотра
  21. Калабхайрава-стотра (Шанкара)
  22. Лакшми-стотра (Тантра-сара)
  23. Маникарника-стотра (Шанкара)
  24. Махадеви-стотра (Чанди-махатмья)
  25. Махалакшми-стотра Индры
  26. Махиша-мардини-стотра (Тантра-сара)
  27. Нармана-стотра (Шанкара)
  28. Сарасвати-стотра (Тантра-сара)
  29. Сарвавишваджанани-стотра (Девибхагавата-пурана)
  30. Тара-аштака (Нила-тантра)
  31. Трипурасундари-стотра (Шанкара)
  32. Трипута-стотра (Тантра-сара)
  33. Чандика-стотра (Чанди-махатмья)
  34. Ямуна-аштака (Шанкара)

На английском языке

  • Bharati Shakti: Essays and Addresses on Indian Culture
  • Greatness of Shiva. Mahimnastava of Pushpadanta. Text, translation and commentary. — London: Luzak & Co. (Madras: Ganesh & Co, 1952 (2 ed.))
  • Hymn to Kali (Karpuradi Stotra). Text, translation and commentary. — Madras: Ganesh & Co, 1953 (2 ed.)
  • Hymns to the Goddess. From Tantras and Stotras of Shankaracharya. — London: Luzak & Co, 1913 (Madras: Ganesh &Co, 1953. (2 ed.))
  • India: Culture and Society
  • Introduction to Tantra Shastra. Madras: Ganesh & Co, 1956 (3 ed.), 152 p. (Первая часть книги «The Great Liberation») ISBN 8185988110.
  • Is India Civilized? Essays on Indian Culture
  • Isopanoshad. With a new commentary by Kaulacharya Satyananda. Text, translation and commentary. — Madras: Ganesh & Co, (2 ed.), 1953 — 64 p. + 28p.
  • Kamakalavilasa. Text, translation and commentary. — Madras: Ganesh & Co, 1953 (2 ed.)
  • Kulachudamani Nigama. Text and Introduction by A. K. Maitra. 1956. — (2 ed.).
  • Mahamaya. The World As Power: Consciousness. 1922. (1957 — 2 ed.) — 350 p.p.
  • Origin of the Vajrayana Devatas. — London: Luzak & Co, 1917.
  • Principles of Tantra. Tantra Tattva. London: Luzak & Co, 1914—1916; Madras: Ganesh & Co, 1952 (2 ed.) 1200 p.p. ISBN 8185988145.
  • Quelques concepts Foundamentaux des Hindous. — London: Luzak & Co, 1918.
  • Shakti and Shakta. Essays and Adresses on the Tantra Shastra. Madras: Ganesh & Co, 1917 (1951, 4 ed.) 750 p.p. ISBN 818598803X.
  • Studies in Mantra Shastra. — London: Luzak & Co, 1917. Эта же книга потом издана, исправленная и дополненная, под названием «Garland of Letters. Varnamala. Studies in Mantra Shastra». With an introduction of T. M. P. Mahadevan. — Madras: Ganesh & Co, 1951 (2 ed.).
  • Tantraraja Tantra. A short analysis. With a preface of Yogi Shuddhananda Bharati — Madras: Ganesh &Co, 1954 (2 ed) XIX + 117 p.p.
  • The Garland of Letters (Varnamala). Studies in the Mantra-Śāstra. ISBN 8185988129.
  • The Great Liberation. Mahanirvana Tantra. London: Luzak & Co, 1913, 359 p. (Madras, 1929) , ISBN 0-89744-023-4 (1913).
  • The Serpent Power. London: Luzak & Co, 1919, (All India Press, Pondicherry, 1989 (14 ed.) — 500 p. ISBN 8185988056.
  • The World As Power. Reality, Life, Mind, Matter, Causality and Continuity. 1957. 2 ed. 414 p.p. ISBN 1-4067-7706-4.
  • Wave of Bliss. Anandalahari. Text, translation and commentary. — London: Luzak & Co, 1916 (Madras: Ganesh & Co, 1953 (4 ed.))

На русском языке

  • Камакалавиласа-тантра
  • Маханирвана-тантра
  • Шат-чакра-нирупана
  • Гирлянда букв: Речь, созидающая вселенную.
  • Змеиная Сила

Примечания

  1. Taylor K. Sir John Woodroffe, Tantra and Bengal: 'an Indian soul in a European body?'— Routledge, 2001. p.11. ISBN 9780700713455. (SOAS London studies on south Asia)
  2. Taylor K. Sir John Woodroffe, Tantra and Bengal: 'an Indian soul in a European body?' Архивная копия от 7 декабря 2013 на Wayback Machine— Routledge, 2001. p.15. ISBN 9780700713455. (SOAS London studies on south Asia)
  3. Taylor K. Sir John Woodroffe, Tantra and Bengal: 'an Indian soul in a European body?' Архивная копия от 6 декабря 2013 на Wayback Machine— Routledge, 2001. p.21. ISBN 978-0-7007-1345-5. (SOAS London studies on south Asia)
  4. Дата смерти указана в соответствии с со страницей в англоязычной Википедии. Переводчик на русский язык «Змеиной силы» указывает другую дату смерти — 16 января 1936 года.
  5. Tantric Text — серия издавалась с 1912 по 1940 год — всего было опубликовано около 20 текстов
  6. T. M. P. Mahadevan. 1974
  7. Urban, Hugh B. (2003).
  8. Введение в Маханирвана-тантру
  9. Список приводится согласно списку, упоминаемому в русском переводе «Змеиной силы».
  10. Согласно списку, приводимому в онлайн-версии «Hymns to the Goddess Архивная копия от 28 августа 2011 на Wayback Machine»

Литература

  • Mahadevan T.M.P., foreword to; Arthur Avalon, Garland of Letters, Ganesh and Company Madras, 6th ed. 1974.
  • Taylor, Kathleen (2001). Sir John Woodroffe, Tantra and Bengal: 'an Indian soul in a European body?'. Архивная копия от 8 декабря 2013 на Wayback Machine SOAS London studies on south Asia. Illustrated edition. Routledge. ISBN 0-7007-1345-X, 9780700713455.
  • Urban, Hugh B.  (англ.) (2003). Tantra: sex, secrecy politics, and power in the study of religions. Архивная копия от 22 мая 2014 на Wayback Machine Illustrated edition. University of California Press. ISBN 0-520-23656-4, 9780520236561.
  • Артур Авалон. Введение в Маханирвана-тантру Архивная копия от 13 января 2012 на Wayback Machine. Ключ к полному пониманию всей тантрической литературы. СТАРКЛАЙТ, Москва 2002. ISBN 5-901875-06-0
  • Артур Авалон. Принципы тантрической космогонии. Гирлянда букв: Речь, созидающая вселенную. Амрита-Русь/Шечен, 2007 г. ISBN 5-93980-018-1 (На обложке книги имеется группа слов на санскрите. В действительности этот текст является фрагментом из Corel Designer Guide (недоступная ссылка), вставленный путём замены латинского шрифта на шрифт деванагари. По неизвестным причинам редакция изменила название книги. Оригинальное название: The Garland of Letters (Varnamala). Studies in the Mantra-Śāstra. [букв.: Гирлянда Букв (Варнамала) Изучение Мантра-шастры])
  • Артур Авалон. «Змеиная Сила Архивная копия от 17 октября 2011 на Wayback Machine». К.: «Экслибрис», 1994
  • О. Н. Ерченков (Арйадева), Шактананда. — Краткое почитание Адйа-Кали (по материалам Маханирвана Тантры). 2008
  • Адья-Кали-сварупа-стотра («Гимн сущностному Образу Изначальной Кали»). «Маханирвана-тантра»,7.12-33. Пер. с санскрита О. Н. Ерченков
  • Каула-тантра-санграха. Антология текстов индуистской тантры. / Пер. с санскрита С. В. Лобанова и С. С. Фёдорова.