Вторая холодная война

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Втора́я холо́дная война́[1][2] (или Но́вая холо́дная война́[3][4], или Холо́дная война́ 2.0[5][6][7]) — термин, который используется рядом публицистов для обозначения нового состояния политической и военной напряжённости между противостоящими геополитическими силами. Считается, что один блок составляют Китай, ШОС и Российская Федерация, ОДКБ, ЕАЭС, а второй составляют США, ЕС и НАТО.

Это параллель с событиями первой Холодной войны — противостояния между Западным блоком, возглавляемым США, и Восточным блоком во главе с Советским Союзом. Формальным «спусковым крючком» Второй холодной войны стал политический кризис на Украине 2013—2014 годов. На Западе термин использовался для обозначения второй фазы Холодной войны, то есть событий 1979—1991 годов.[8]

После присоединения Крыма к России такие страны, как США, Великобритания, Канада Германия Франция и ряд других стран Европы ввели санкции против России. В это время на востоке Украины начались гражданская война между правительственной армией, с одной стороны, и формированиями повстанцев (в основном сторонников ДНР и ЛНР — Донецкой и Луганской Народных Республик) — с другой.

Впоследствии началось увеличение военного присутствия США в Восточноевропейском регионе[9], а также усиление активности Северо-атлантического блока вблизи российской территории[10], что негативно сказалось на отношениях Запада и России.

В 2015 году Россия начала военную операцию в Сирии.

В 2017 году обострилась ситуация в Восточной Азии, когда КНДР успешно провела серию испытаний межконтинентальных баллистических ракет (МБР), создала водородную бомбу и получила возможность доставки ядерных боеголовок на территорию США. После этого против Северной Кореи был введён ряд дополнительных и крайне жёстких санкций. США обвинили КНДР в тоталитаризме.

В 2021 году начался российско-украинский кризис. США, Канада, Франция, Великобритания, ЕС ввели санкции против России; объявлен бойкот России и Белоруссии со стороны иностранных компаний. В марте 2022 года Россия обогнала Иран по количеству санкций и заняла первое место[11].

Международная обстановка

Первая пассивная фаза Второй холодной войны началась после вторжения США и их союзников в Ирак в 2003 году. После этого США развернули военные базы в богатых газом и нефтью странах Центральной Азии, ранее находившихся под влиянием России. Запад разработал политику, позволяющую расширять НАТО, включая бывшие советские республики, ставшие независимыми странами, которые граничат с Россией.

Россия предприняла ряд определённых действий для того, чтобы избежать окружения страны странами-членами НАТО. Российские действия и начавшаяся война против Ирака, способствовали росту цен на газ и нефть, что было выгодно России, являвшейся одним из крупнейших производителей обоих ресурсов.

Россия развивает отношения сотрудничества с Китайской Народной Республикой и другими государствами в рамках Организации Договора о коллективной безопасности,Шанхайской организации сотрудничества и Евразийский экономический союз с целью предотвращения сепаратизм в этих государствах, а также для обеспечения защиты своих энергетических интересов и расширение влияния в мире.

Кроме того, Россия постепенно ограничивает доступ иностранных транснациональных корпораций к контрактам на добычу газа и нефти на своей территории. Это имело место в нефтегазовых проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2», из которых были исключены американская компания ExxonMobil и голландская компания Royal Dutch Shell из-за нарушения законов об охране окружающей среды.

Запад и Россия

Особенностью Второй холодной войны является её ярко выраженный информационный аспект[4].

10 февраля 2007 года на 43-й Мюнхенской конференции по безопасности Владимир Путин осудил Соединённые Штаты в «почти ничем не сдерживаемом применении военной силы в международных делах» и во «ввержении мира в пучину следующих один за другим конфликтов»[12]. Путин подчеркнул, что Соединённые Штаты пытаются создать однополярный мир, управляемый Вашингтоном, в то время как многие страны стремятся сформировать многополярный мир, где все стороны будут работать в координации для решения глобальных конфликтов.

Выступление не было воспринято критично американскими и европейскими аналитиками, которые приписали Путину развязывание новой холодной войны, хотя его речь появилась в ответ на меры, принятые НАТО для установки ракетного щита в странах-членах НАТО, таких как Польша и Чехия. По словам представителей США и ЕС, щит был поставлен не против России, а для защиты Европейского союза от возможных ударов со стороны Северной Кореи и Ирана. В начале XXI века появилось новое объяснение: войска НАТО становятся «ближе к границам России в целях её сдерживания». По заявлению RT, практические шаги США говорили о том, что США и не планировали сдержать обещания, которые были даны Михаилу Горбачёву взамен на вывод советских войск из Германии и объединение Германии: не приближать войска НАТО к границам СССР[13].

Официальные представители государств Запада рассматривают расширение НАТО и приближение к границам России, как факт, который принёс Европе, в том числе и России, больше стабильности и процветания[14], хотя расширение блока беспокоит не только Россию, но и некоторых европейцев, в чьих странах происходят учения НАТО[15].

События на Украине

Термин «Холодная война 2.0» получил широкое распространение на фоне обострения напряжённости между Россией и Западом в 2014 году во время Евромайдана, воссоединения Крыма с Россией и протестов на юго-востоке Украины, последовавших за государственным переворотом в феврале 2014 года. Признаки холодной войны стали ещё более явными во время вооружённого конфликта на востоке Украины, особенно после крушения Boeing 777 в июле 2014 года в районе Донецка. На этом фоне в августе 2014 года обе стороны ввели[16][17] экономические, финансовые и дипломатические санкции в отношении друг друга, причём первым ограничения разного характера ввёл Запад.

В то же время в США понимают величину опасной близости сил США и НАТО вблизи границ России в Европе и в Крыму, как и то, что вероятность рисков в виде аварии или просчёта любой из сторон от такой близости только возрастает. Политический динамизм России хотя и вызывает беспокойство в Соединённых Штатах, в то же время там предполагают, что всегда есть место для двустороннего взаимодействия. Двустороннее сотрудничество в регионе может начаться с консолидации и согласования дипломатических инициатив. В этом контексте Соединённые Штаты и Россия вместе с другими заинтересованными сторонами, такими как Европейский Союз и Турция, могут найти возможность для возврата к предварительным переговорам. И США, и Россия являются в ряде регионов основными игроками, поэтому, возможно, смогут наладить регулярный диалог по региональной динамике — решение может быть и не принято, переговоры нужны для того, чтобы продолжать взаимодействие и понимать эволюционирующий характер этой динамики, прояснять свою соответствующую политику и свои позиции[18]. В публичном пространстве всё чаще появляются призывы к миру, высказываются мнения о необходимости сотрудничества[19].

24 февраля 2022 года началась СВО России на Украине, из-за которой были введены санкции в сторону России, Китая и их союзников.

Российские меры «информационного противодействия»

Руководством России был предпринят ряд мер по защите страны от возможных информационных атак со стороны Запада. Комплекс этих мероприятий включает в себя: обеспечение устойчивой работы российского сегмента сети[20][21], перенос серверов, на которых хранятся персональные данные, на территорию страны[22], налаживание взаимодействия с крупнейшими VPN-сервисами[23], а также другие мероприятия. Позже появились законы ограничивающие множество зарубежных СМИ и социальных сетей.

США и Китай

США (оранжевый) и Китай (зелёный).

Ряд политологов на Западе[24][25][26] использует термин «вторая холодная война» для описания напряжённости в отношениях между США и Китаем. Разговоры о Новой холодной войне между Западом и Китаем резко возросли с усилением военной активности в Южно-Китайском море[27] и развёртыванием американского противоракетного комплекса THAAD в Южной Корее[28]. Впрочем, в Китае подобную характеристику отношений отвергают, указывая на экономическую взаимосвязь Китая и США, разногласия между Китаем и Россией, а также на очевидную цену Новой холодной войны для таких крупных ядерных держав[28].

Торговый конфликт

В 2018 году, США снизило тариф на ввозимые солнечные батареи, а также, бытовые стиральные машины. Китай, мировой лидер в производстве солнечных батарей, «выразил разочарование» в действиях США. Китай применил дискриминационные практики, вредящие американской торговле.

Тайваньская проблема

27 июля Тайвань объявил о временном запрете мореплаваний на своей территории по причине военных учений в западной части Хайнаньского пролива 29 и 30 июля. 29 июля самолёт НОАК неоднократно входил в опозновательную зону ПВО Тайваня. 30 июля самолёт с Нэнси Пелоси вылетел на Тайвань, за её полётом во Flightradar24 наблюдало около 50 тысяч пользователей. Позже, самолёт приземлился на Гавайи. 3 августа Самолёт Пелоси вылетел в Тайвань, в это время в Японии были на карауле самолёты США. Китай неоднократно утверждал, что самолёт будет сбит, но этого так и не произошло. После посадки Пелоси и её вылет обратно в США, Китай ввёл санкции против Нэнси Пелоси и США, выразив решительный протест.

Конфликт в Сирии и война против Исламского государства

В 2011 году началась гражданская война в Сирии. Тогда произошли боевые столкновения между правительственными сирийскими вооруженными силами президента Башара Асада и разного рода вооружёнными группировками, известными на Западе как «сирийская оппозиция». Правительство Башара Асада получило поддержку России, (а позже и Ирана), в то время как «сирийская оппозиция» была поддержана Соединёнными Штатами и Саудовской Аравией. Конфликт продолжается по сей день.

В 2015 году на территорию Сирии вторглась международная запрещённая террористическая организация «Исламское государство» и начала боевые действия как против сирийских вооружённых сил, так и против «оппозиции», добившись контроля над границей между Сирией и Ираком. Россия объявила войну Исламскому государству и 30 сентября 2015 года, после приглашения президента Башара Асада, начала военную операцию на территории Сирии. США в нарушение норм международного права ввела свои войска на территорию Сирии вопреки желаниям законного Правительства Сирии.

7 декабря 2017 года Россия заявила о победе над ИГ[29] и 11 декабря начала вывод основных подразделений с территории Сирии.

В 2015 году некоторые наблюдатели расценивали гражданскую войну в Сирии как опосредованную войну между Россией и США,[30][31] а также как «прото-мировую войну»[32]. В январе 2016 года высокопоставленные чиновники Великобритании выразили обеспокоенность явно разворачивающейся в Европе «Новой холодной войной»[33]. В феврале 2016 года на Мюнхенской конференции по безопасности генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявлял, что НАТО и Россия не находятся в режиме холодной войны, хотя уже и не в том партнёрстве, которого достигли по окончании Холодной войны[34]. В сентябре 2016 года на вопрос, возможно ли, что мир вступил в Новую холодную войну, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что нынешняя напряжённость не сопоставима с той, что была в годы Холодной войны. Он указал на отсутствие идеологических разногласий между США и Россией и заявил, что конфликты больше не рассматриваются с точки зрения биполярной международной системы[35]. Впрочем, с конца 2016 года стали высказываться мнения, что складывающееся положение даже опаснее[36] Холодной войны или даже является «прямым конфликтом»[37].

Корейский кризис

В 2017—2018 годах на Корейском полуострове произошёл политический кризис. Он стал результатом совершенствования КНДР своего потенциала в области ядерного оружия и ракетных технологий, что усилило напряжённость в отношениях с Соединёнными Штатами и их союзниками. В 2017 году Северная Корея успешно провела серию испытаний межконтинентальных баллистических ракет (МБР), создала водородную бомбу и получила возможность доставки ядерных боеголовок до территории США.

Ситуация балансировала на грани крупномасштабного конфликта, чему свидетельствовали звучавшие угрозы нападения на США и их союзников со стороны правительства КНДР, а также заявления американской стороны о готовности уничтожить Северную Корею.

Ситуация нормализовалась в апреле 2018 года, после саммита лидеров Северной и Южной Кореи в пограничном пункте переговоров Пханмунджом.

Венесуэльский кризис

В январе 2019 года затянувшийся политический кризис в Венесуэле перешёл в более острую фазу — в результате действий оппозиции, инспирированных американской администрацией[38], в стране возникли два центра власти. Спикер оппозиционной Национальной ассамблеи Хуан Гуайдо на фоне многотысячных митингов протеста, начавшихся после инаугурации Николаса Мадуро на второй президентский срок, провозгласил себя исполняющим обязанности президента[39]. Сам действующий президент заявил, что останется на своём посту до истечения положенного ему срока в 2025 году.

События в Венесуэле спровоцировали обострение очередного противостояния России и США, обвинивших друг друга в попытках вмешательства в ситуацию[40].

Президент США Дональд Трамп буквально через считанные минуты после символической присяги Гуайдо признал его и. о. главы государства. Николаса Мадуро Трамп назвал «нелегитимным» лидером, заявив, что будет «продолжать использовать весь дипломатический и экономический вес США для того, чтобы бороться за восстановление венесуэльской демократии»[41]; в ответ Мадуро разорвал дипломатические отношения с США[42].

Администрация США немедленно приступила к созданию широкой международной коалиции по смене режима в Каракасе[43]. США заявили, что готовы резко ужесточить санкции против Венесуэлы, а также «рассмотрят все варианты действий», если власти Венесуэлы применят силу против оппозиции[44].

25 января 2019 года агентство Рейтер сообщило со ссылкой на атамана казачьего общества «Ховрино» Евгения Шабаева[45], что в Венесуэлу за один-два дня до начала событий прибыла группа бывших российских военнослужащих, связанных с так называемой «частной военной компанией» (ЧВК) «Вагнер», в количестве 400 человек для охраны президента Николаса Мадуро[46][47][48].

Посол России в Венесуэле Владимир Заемский заявил, что сообщения о присутствии российских частных военных «компаний» в стране являются «уткой»[45]. Другие официальные лица в России и Венесуэле, к которым различные СМИ обращались за разъяснениями, также отвергли эти предположения[49][50][51]. Директор разведывательного управления Минобороны США генерал-лейтенант Роберт Эшли, выступая с докладом на слушаниях в комитете по разведке Сената Конгресса США, заявил, что Пентагон не нашёл признаков военного присутствия России и Китая в Венесуэле[52].

28 января в США было объявлено о введении санкций против венесуэльской государственной нефтяной компании PDVSA. По словам Болтона, США накладывают арест на активы компании стоимостью 7 млрд долларов, при этом санкции обойдутся Венесуэле в более чем 11 млрд долларов упущенной экспортной выручки в годовом выражении[53].

В начале февраля США организовали поставки гуманитарной помощи на границу между Колумбией и Венесуэлой, однако венесуэльская армия заблокировала пограничный переход, что сделало невозможным доставку грузов в Венесуэлу[54]. 7 февраля руководитель Южного командования ВС США адмирал Крейг Фоллер на слушаниях в комитете по делам вооружённых сил Сената Конгресса США заявил, что американские власти в курсе сообщений СМИ о том, что «российские силы безопасности» были переброшены в Венесуэлу, и пытаются найти подтверждение этой информации[55].

Президент России Владимир Путин, наоборот, позвонил Николасу Мадуро, чтобы лично «выразить поддержку законным властям Венесуэлы»[56].

МИД России выступил с резкой критикой позиции США[57][58] и заявил о готовности сотрудничать со всеми государствами, которые будут способствовать нахождению взаимопонимания в Венесуэле. В заявлении МИД было подчёркнуто, что вооружённое вмешательство в конфликт «чревато катастрофическими последствиями»[39].

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия готова к сотрудничеству со всеми политическими силами Венесуэлы, которые проявляют ответственный подход и готовы сотрудничать с международными игроками[59]. Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков отметил, что Россия будет поддерживать «дружескую Венесуэлу» как своего стратегического партнёра. Рябков предостерёг США от военного вмешательства в дела Венесуэлы, так как это может привести к «катастрофическому сценарию»[59].

В МИД России признают, что в Венесуэле продолжается противостояние правительства и поддерживающих его сторонников чавизма и, с другой стороны, оппозиции действующей власти, опирающейся на те слои населения, которые неудовлетворены социально-экономическим положением страны. Главное в этой ситуации, полагают российские дипломаты, — не допустить отхода от мирных, ненасильственных форм противостояния, что могло бы помешать решению сложных социально-экономических проблем[40].

МИД России обвиняет американскую администрацию в том, что она взяла курс на государственный переворот в Венесуэле, ради чего предпринимаются действия по дестабилизации внутренней обстановки и раскола вооружённых сил, задействован жёсткий пакет санкций, направленных против нефтяного и банковско-финансового сектора Венесуэлы, раскручивается тема гуманитарной катастрофы и навязывается тезис о допустимости внешнего силового вмешательства[40].

После неудавшейся попытки провоза гуманитарной помощи через колумбийско-венесуэльскую границу, которая была предпринята 23—24 февраля, Совет Безопасности ООН в ночь на 1 марта по московскому времени обсудил два проекта резолюции по венесуэльскому кризису — российский и американский — и не принял ни один из них. На американский проект, который осуждал «недавние попытки блокировать доставку гуманитарной помощи» и призывал к «свободным и справедливым» президентским выборам, вето наложили Россия и Китай. Российский проект, в котором выражалась обеспокоенность в связи с «угрозами применения силы» и фиксировалась роль правительства Мадуро как главного координатора международных усилий по оказанию гуманитарной помощи, получил четыре голоса (Россия, Китай, ЮАР и Экваториальная Гвинея) из пятнадцати; ещё четыре страны, в том числе Индонезия и Кувейт, воздержались[60]. Таким образом, проект не смог набрать необходимые девять голосов, но всё равно был заветирован США, Великобританией и Францией[61][62][63].

11 марта 2019 года Минфин США применил жёсткие санкции к российскому «Еврофинанс Моснарбанку», внеся его в список SDN (Specially Designated Nationals and Blocked Persons) за связи с венесуэльской государственной нефтегазовой компанией Petroleos de Venezuela SA (PDVSA). По мнению Минфина США, банк причастен к попытке обойти санкционный режим в отношении PDVSA с помощью национальной криптовалюты El Petro, которая была введена в 2018 году. Все активы кредитной организации в американской юрисдикции были заморожены, физическим и юридическим лицам США запрещено заключать сделки с этим банком или проводить через него какие-либо транзакции. Членство «Еврофинанс Моснарбанка» в международных платёжных системах Visa и MasterCard приостановлено[64][65].

По официально подтверждённой информации, 24 марта военно-транспортный самолёт Ан-124 и пассажирский Ил-62 доставили в Венесуэлу 99 российских военнослужащих во главе с начальником Главного штаба Сухопутных сил РФ Василием Тонкошкуровым и 35 тонн груза[66][67].

Иранский кризис

15 июля 2015 года Иран и страны «шестёрки» (США, Франция, Великобритания, Германия, Китай и Россия) достигли соглашения по иранской ядерной программе в обмен на отмену санкций против Ирана. По соглашению Иран должен допустить инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты, страны Запада, в свою очередь, будут пошагово снимать с него санкции. Соглашение должно быть ратифицировано всеми сторонами и одобрено СБ ООН[68].

В октябре 2017 года президент США Д. Трамп заявил, что больше не будет заверять конгресс в том, что «Совместный всеобъемлющий план действий» отвечает интересам страны[69].

8 мая 2018 года Трамп объявил о выходе Страны из соглашения по иранской ядерной программе. Американский президент заявил, что США обладают доказательствами того, что Иран продолжает разработку ядерного оружия, тем самым нарушая Совместный всеобъемлющий план действий. Также он анонсировал возобновление санкций против Тегерана[70].

8 мая 2019 года (в годовщину выхода США из соглашения) Иран в ответ на действия США, согласно параграфу 26 СУПД, объявил о первом этапе выполнения ряда пунктов ядерной сделки (в части, которая касается запасов обогащённого урана и тяжёлой воды). В частности, Иран превысил значение запасов низкообогащённого урана, установленное на отметке в 300 килограммов. 7 июля 2019 года Тегеран объявил о втором этапе сокращения обязательств по СУПД. Иран заявил, что начинает процесс обогащения урана на уровне выше предусмотренных ядерной сделкой 3,67 %[71].

Как следствие этого, началось наращивание американо-британского военного контингента в Ираке, Афганистане и на Аравийском полуострове.

Обострение мировой ситуации (2021—н. в.)

В ноябре 2021 года, по сообщению украинской разведки, Россия сконцентрировала более 92 тыс. военнослужащих у границ с Украиной. Bloomberg сообщило, что РФ рассматривает сценарий быстрой широкомасштабной наступательной операции против Украины по нескольким направлениям и дальнейшей длительной оккупации[72].

Президент России Владимир Путин 1 декабря 2021 года на церемонии вручения верительных грамот послам заявил: «Перед нашей дипломатией сейчас стоит первоочередная задача — добиваться предоставления сильных, надежных и долгосрочных гарантий безопасности. В диалоге с США и их союзниками будем настаивать на выработке конкретных договоренностей, исключающих любые дальнейшие продвижения НАТО на восток и размещение угрожающих нам систем оружия в непосредственной близости от территории России».

15 декабря 2021 года Россия передала США проекты двустороннего договора о гарантиях безопасности и соглашения о мерах обеспечения безопасности России и стран НАТО. Эти проекты предусматривают обязательства США исключить дальнейшее расширение НАТО в восточном направлении, отказаться от приема в альянс государств, ранее входивших в состав СССР, не создавать военные базы на территории государств, ранее входивших в СССР и не являющихся членами НАТО, а также не использовать их инфраструктуру для ведения любой военной деятельности и не развивать с ними двустороннее военное сотрудничество[73][74].

29 декабря 2021 года в газете Die Welt было опубликовано интервью с главой дипломатии Евросоюза Жозепом Боррелем, в котором он заявил, что считает неприемлемыми условия просимых Россией гарантий безопасности и предупредил, что переговоры по ним не могут проходить без участия Евросоюза. Боррель сказал[75]:

Впервые российская сторона представила свою повестку в письменной форме, а именно в форме настоящего договора. До этого такого никогда не было. Так делают только победители — говорят, что это мои условия. Требования гарантий безопасности и прекращения расширения ЕС и НАТО на восток — это чисто российская повестка с совершенно неприемлемыми условиями, особенно касательно Украины.

28 декабря 2021 года США и Россия объявили о проведении двусторонних переговоров в Женеве 10 января 2022 года, чтобы обсудить обеспокоенность их военной деятельностью и противостоять росту напряженности в Украине[76]. Переговоры («внеочередное заседание Диалога стратегической стабильности»[77]) вели заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков и заместитель госсекретаря США Венди Шерман[77].

После Женевской встречи состоялось заседание Совета Россия — НАТО в Брюсселе 12 января 2022 года, на котором собрались представители всех тридцати членов НАТО и России, чтобы обсудить, согласно официальному заявлению НАТО, «ситуацию в Украине и вокруг неё, и последствия для европейской безопасности»[78]. В заявлении министерства обороны России по результатам встречи сказано: «[Россия] принесла российские оценки текущего состояния в сфере евробезопасности, а также дала объяснения по военным аспектам российского проекта соглашения о гарантиях безопасности»[79]. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на пресс-конференции заявил, что Российская Федерация не имеет права влиять на вопросы вступления Грузии и Украины в НАТО, этот вопрос будет решать только альянс, Грузия и Украина.

Россия сочла переговоры неудачными[80].

14 января 2022 года в интервью, опубликованном La Repubblica, Столтенберг заявил, что Украина уже обратилась с просьбой о вступлении в военно-политический союз, и в 2008 году НАТО решили, что Украина и Грузия станут членами альянса, но пока не установили, когда именно это произойдёт.

21 февраля 2022 года президент России Владимир Путин подписал указы о признании независимости ДНР и ЛНР[81]. Как следует из этих указов, российские вооружённые силы должны будут «обеспечить поддержание мира» на территории ДНР и ЛНР до момента заключения договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи[82]. В ответ на это президент США Джо Байден подписал указ о санкциях в связи с признанием Россией суверенитета Донецкой и Луганской народных республик. Документ, помимо прочего, устанавливает запрет для американцев на финансирование и инвестиции в ДНР и ЛНР, а также на торговлю с ними[83]. Великобритания ввела санкции против пяти российских банков и трёх российских предпринимателей[84].

СВО России на Украине

24 февраля 2022 года началась СВО России на Украине.

Файл:NATO scales up its eastern defences.png
Увеличение численности войск НАТО в Восточной Европе с началом СВО России на Украине

Оценки

В июне 2019 года профессора Университета Южной Калифорнии Стивен Лами и Роберт Д. Инглиш согласились, что «новая холодная война» отвлечёт политические партии от более серьёзных проблем, таких как глобализация, «глобальное потепление, глобальная бедность, растущее неравенство» и правый популизм. Однако Лами сказал, что новая холодная война ещё не случилась, а Инглиш говорил об обратном. Инглиш также заявил, что Китай представляет «гораздо большую угрозу, чем Россия» в кибервойне, но не в такой степени, как правый популизм внутри «либеральных государств», таких как США[85].

Самир Пури, лектор по военному делу и бывший британский дипломат, в своей книге «Путь России к войне с Украиной», констатировал, что США и их союзники плохо справились с организацией отношений с Москвой, дав Украине основания для нереалистичных надежд на членство в НАТО. По его оценке, десятки тысяч людей погибли, доказывая, что открытая дверь НАТО всегда должна оставаться открытой, независимо от района и прошлый опыт НАТО по поводу стремления Украины и Грузии к членству является «дрянным». Он обвинил европейских политиков в попытках налаживать связи с бывшими советскими республиками за счет России, игнорируя ее право на место в будущем Европы[86].

Примечания

  1. Dmitri Trenin. Welcome to Cold War II. Foreign Policy. Graham Holdings (4 марта 2014). Дата обращения: 4 февраля 2015. Архивировано 28 января 2015 года.
  2. As Cold War II Looms, Washington Courts Nationalist, Rightwing, Catholic, Xenophobic Poland Архивная копия от 22 октября 2015 на Wayback Machine, Huffington Post, 15 October 2015.
  3. Simon Tisdall. The new cold war: are we going back to the bad old days?. The Guardian. Guardian News and Media Limited (19 ноября 2014). Дата обращения: 4 февраля 2015. Архивировано 6 февраля 2015 года.
  4. 4,0 4,1 Philip N. Howard. Social media and the new Cold War (недоступная ссылка). Reuters. Reuters Commentary Wire (1 августа 2012). Дата обращения: 2 августа 2016. Архивировано 19 октября 2017 года.
  5. Cold war 2.0: how Russia and the west reheated a historic struggle (28 октября 2016). Архивировано 28 октября 2016 года. Дата обращения 24 октября 2016.
  6. Eve Conant. Is the Cold War Back?. National Geographic. National Geographic Society (12 сентября 2014). Дата обращения: 4 февраля 2015. Архивировано 20 декабря 2014 года.
  7. Проханов А. А., Глазьев С. Ю. Холодная война 2.0. Стратегия русской победы Архивная копия от 8 июня 2022 на Wayback Machine. — М.: Книжный мир, 2015. — 384 с. ISBN 978-5-8041-0745-2.
  8. Edwards, Paul N. Computers and Politics in Cold War II // The Closed World: Computers and the Politics of Discourse in Cold War America (англ.). — Massachusetts Institute of Technology, 1996. — P. 276. — ISBN 9780262550284.
  9. НАТО спешно отстраивает новые базы в Прибалтике. Дата обращения: 7 сентября 2018. Архивировано 8 сентября 2018 года.
  10. Три десятка учений НАТО в этом году — повод для беспокойства России. Дата обращения: 7 сентября 2018. Архивировано 8 сентября 2018 года.
  11. Россия обошла Иран по числу компаний и физлиц, оказавшихся под санкциями. Интерфакс (08.03.2022). Дата обращения: 18 мая 2022. Архивировано 18 мая 2022 года.
  12. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, kremlin.ru (10 февраля 2007). Архивировано 19 июля 2016 года. Дата обращения 18 декабря 2017.
  13. «Дальше на восток»: как США наращивают группировку войск вблизи границ России. Дата обращения: 14 января 2021. Архивировано 16 января 2021 года.
  14. NATO-Russia relations: the facts. NATO. Дата обращения: 14 января 2021. Архивировано 28 февраля 2022 года.
  15. Gwladys Fouche. On Norway's icy border with Russia, unease over military buildup (англ.). Дата обращения: 2021-01-014. Архивировано 15 января 2021 года.
  16. U.S. and other powers kick Russia out of G8, CNN (25 марта 2014). Архивировано 8 августа 2014 года. Дата обращения 7 августа 2014.
  17. Johanna Granville, «The Folly of Playing High-Stakes Poker with Putin: More to Lose than Gain over Ukraine.» Архивная копия от 13 марта 2015 на Wayback Machine 8 May 2014.
  18. Heather A., Cyrus Newlin, N. Viakhireva, Ivan Timofeev. U.S.-Russia Relations at a Crossroads (англ.). Center for Strategic and International Studies (29 сентября 2020). Дата обращения: 2021-01-014. Архивировано 23 декабря 2020 года.
  19. Richard Sokolsky, Eugene Rumer. U.S.-Russian Relations in 2030 (англ.). The Global Go To Think Tanks Index. Дата обращения: 2021-01-014. Архивировано 2 января 2021 года.
  20. Названа задача законопроекта о защите интернета в РФ от внешних угроз. Дата обращения: 26 мая 2019. Архивировано 26 мая 2019 года.
  21. Защита от внешних угроз. Зачем в России создают устойчивый интернет. Дата обращения: 26 мая 2019. Архивировано 26 мая 2019 года.
  22. Власти обещают не допустить прекращения работы авиакомпаний из-за переноса серверов в Россию. Дата обращения: 26 мая 2019. Архивировано 26 мая 2019 года.
  23. Роскомнадзор потребовал от VPN-сервисов подключиться к ФГИС. Дата обращения: 26 мая 2019. Архивировано 26 мая 2019 года.
  24. David Gelernter. Welcome To Cold War II. Forbes (3 апреля 2009). Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 13 августа 2017 года.
  25. Jagannathan, Raghavan Is the Cold War really over? Well, Cold War II is here. Firstpost  (англ.) (24 августа 2011). Дата обращения: 18 ноября 2016. Архивировано 12 апреля 2017 года.
  26. Kapila, Subhash United States Cannot Afford Two Concurrent Cold Wars – Analysis (25 февраля 2016). Дата обращения: 18 ноября 2016. Архивировано 26 февраля 2016 года. (Click here for original publication Архивная копия от 7 марта 2016 на Wayback Machine)
  27. David Pilling. US v China: is this the new cold war?. Financial Times. Дата обращения: 16 апреля 2016. Архивировано 31 декабря 2015 года.
  28. 28,0 28,1 Kor Kian Beng. China warming to new Cold War?. The Straits Times  (англ.) (22 августа 2016). Дата обращения: 18 ноября 2016. Архивировано 28 октября 2016 года.
  29. В Сирии празднуют победу над запрещенной группировкой ИГИЛ. Первый канал (7 декабря 2017). Дата обращения: 18 декабря 2017. Архивировано 5 октября 2018 года.
  30. U.S. Weaponry Is Turning Syria Into Proxy War With Russia, The New York Times (12 октября 2015). Архивировано 15 октября 2015 года. Дата обращения 14 октября 2015.
  31. U.S., Russia escalate involvement in Syria, CNN (13 октября 2015). Архивировано 17 октября 2015 года. Дата обращения 17 октября 2015.
  32. Untangling the Overlapping Conflicts in the Syrian War, The New York Times (18 октября 2015). Архивировано 15 июня 2018 года. Дата обращения 19 октября 2015.
  33. Russia accused of clandestine funding of European parties as US conducts major review of Vladimir Putin's strategy / Exclusive: UK warns of "new Cold War" as Kremlin seeks to divide and rule in Europe (16 января 2016). Архивировано 21 января 2016 года. Дата обращения 17 января 2016.
  34. Russian PM Medvedev says new cold war is on. BBC. Дата обращения: 13 февраля 2016. Архивировано 14 февраля 2016 года.
  35. Foreign Minister Sergey Lavrov’s remarks and answers to questions at a meeting with students and faculty at MGIMO University, Moscow, September 1, 2016 (1 сентября 2016). Архивировано 15 июня 2018 года. Дата обращения 8 сентября 2016.
  36. World entering era 'more dangerous than Cold War′ as Russian power grows, former MI6 boss warns (12 октября 2016). Архивировано 15 июня 2018 года. Дата обращения 28 октября 2016.
  37. Russia, US move past Cold War to unpredictable confrontation (18 октября 2016). Архивировано 28 октября 2016 года. Дата обращения 28 октября 2016.
  38. WSJ узнала о старте «секретного плана» Гуаидо после звонка из Вашингтона // РБК, 26.01.2019. Дата обращения: 27 марта 2019. Архивировано 28 января 2019 года.
  39. 39,0 39,1 Военные не поддержали переворот в Венесуэле. Россия встала на сторону Николаса Мадуро // «Коммерсантъ» от 24.01.2019. Дата обращения: 27 марта 2019. Архивировано 24 января 2019 года.
  40. 40,0 40,1 40,2 «Развитие кризиса в Венесуэле диктуется не имеющим тормозов грубым внешним воздействием». Глава латиноамериканского департамента МИД РФ о различиях политики Москвы и Вашингтона // Газета «Коммерсантъ» от 24.01.2019. Дата обращения: 27 марта 2019. Архивировано 13 февраля 2019 года.
  41. «Лидер оппозиции Венесуэлы объявил себя президентом. Его признал Трамп» Архивная копия от 25 января 2019 на Wayback Machine // Би-би-си, 24.01.2019
  42. Помпео: США сделают все для безопасности своих дипломатов в Венесуэле Архивная копия от 25 января 2019 на Wayback Machine // РИА, 25 янв 2019
  43. «Venezuela crisis: Guaidó hints at 'amnesty' for Maduro» Архивная копия от 9 января 2022 на Wayback Machine, BBC. 25.01.2019
  44. В Венесуэле удвоилось число президентов. Лидер оппозиции Хуан Гуаидо при поддержке США объявил себя главой республики // Газета «Коммерсантъ» № 12 от 24.01.2019. Дата обращения: 27 марта 2019. Архивировано 26 января 2019 года.
  45. 45,0 45,1 Атаман раскрыл источник информации о бойцах российских ЧВК в Венесуэле Архивная копия от 26 января 2019 на Wayback Machine // РБК, 26.01.2019.
  46. Связанные с Кремлём бойцы помогают охранять президента Венесуэлы Архивная копия от 27 марта 2019 на Wayback Machine // Reuters, 25.01.2019.
  47. Reuters узнал об охраняющих Мадуро наемных военных из России Архивная копия от 4 февраля 2019 на Wayback Machine // РБК, 25.01.2019.
  48. «The battle for Venezuela’s future» Архивная копия от 31 января 2019 на Wayback Machine, The Economist, 30.01.2019.
  49. Кремль опроверг отправку российских наемников в Венесуэлу Архивная копия от 28 января 2019 на Wayback Machine // Лента. Ру, 27.01.2019.
  50. Косачев усомнился, что Мадуро обратится за охраной к России Архивная копия от 30 января 2019 на Wayback Machine // РИА Новости, 30.01.2019.
  51. Вице-премьер Борисов отверг наличие российских военных в Венесуэле Архивная копия от 31 января 2019 на Wayback Machine // РБК, 31.01.2019.
  52. Разведка США не зафиксировала военного присутствия России и Китая в Венесуэле Архивная копия от 4 февраля 2019 на Wayback Machine // Коммерсантъ, 02.02.2019
  53. Форс-мажор на $11 млрд: что будет с нефтью из-за санкций против Венесуэлы :: Экономика :: РБК. Дата обращения: 27 марта 2019. Архивировано 1 февраля 2019 года.
  54. Оппозиция Венесуэлы заявила о перекрытии моста, по которому должна поставляться гумпомощь // ТАСС, 06.02.2019. Дата обращения: 27 марта 2019. Архивировано 7 февраля 2019 года.
  55. Пентагон: США ищут подтверждение данным о присутствии подразделений России в Венесуэле. Архивная копия от 9 февраля 2019 на Wayback Machine // ТАСС, 07.02.2019.
  56. «О каком-либо признании самопровозглашённого президента Венесуэлы не может идти речи». Посол России в Венесуэле Владимир Заемский — о развитии кризиса в Боливарианской республике // «Коммерсантъ» от 25.01.2019. Дата обращения: 27 марта 2019. Архивировано 28 января 2019 года.
  57. «СМИ России: почему Кремль поддержал Мадуро?» Архивная копия от 25 января 2019 на Wayback Machine, Би-би-си, 25.01.2018
  58. История отношений России и Венесуэлы (24 января 2019). Архивировано 24 января 2019 года. Дата обращения 24 января 2019.
  59. 59,0 59,1 Россия вызвалась стать посредником между оппозицией и властями Венесуэлы // РБК, 25.01.2019. Дата обращения: 27 марта 2019. Архивировано 26 января 2019 года.
  60. Товарищи по ненастью. Как принимали в Москве вице-президента Венесуэлы, пока Николас Мадуро держит оборону в Каракасе // Коммерсантъ, 02.03.2019. Дата обращения: 27 марта 2019. Архивировано 3 марта 2019 года.
  61. Совбез ООН не принял российский проект резолюции по Венесуэле (28 февраля 2019). Архивировано 6 марта 2019 года. Дата обращения 5 марта 2019.
  62. Лавров прокомментировал применение вето по резолюциям в СБ ООН по Венесуэле (1 марта 2019). Архивировано 6 марта 2019 года. Дата обращения 5 марта 2019.
  63. Венесуэла: чем вызвано двойное вето России и Китая в СБ ООН? (1 марта 2019). Архивировано 5 марта 2019 года. Дата обращения 5 марта 2019.
  64. Санкции наложились за санкции. «Еврофинанс Моснарбанк» поплатился за связи с Венесуэлой // Коммерсантъ, 12.03.2019. Дата обращения: 27 марта 2019. Архивировано 12 марта 2019 года.
  65. Visa и MasterCard приостановили членство «Еврофинанс Моснарбанка» // Коммерсантъ, 13.03.2019. Дата обращения: 27 марта 2019. Архивировано 27 марта 2019 года.
  66. СМИ сообщили о прибытии в Венесуэлу самолётов с 99 российскими военными. Архивная копия от 26 марта 2019 на Wayback Machine // Коммерсантъ, 24.03.2019.
  67. Русские в Венесуэле: зачем наши военные прибыли в Каракас. Архивная копия от 26 марта 2019 на Wayback Machine // Газета. Ру, 25.03.2019.
  68. Достигнуто соглашение по ядерной программе Ирана. В мире. Русская служба Би-би-си (14 июля 2015). Дата обращения: 15 июля 2015. Архивировано 16 июля 2015 года.
  69. Трамп отказался одобрить ядерную сделку с Ираном Архивная копия от 29 ноября 2019 на Wayback Machine BBC
  70. Трамп объявил о выходе США из сделки по Ирану. Корреспондент (8 мая 2018). Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано 9 мая 2018 года.
  71. В Иране назвали условие возвращения к обязательствам по СВПД (7 июля 2019). Архивировано 14 августа 2019 года. Дата обращения 11 июля 2019.
  72. U.S. Intel Shows Russia Plans for Potential Ukraine Invasion, Bloomberg (21.11.2021). Архивировано 21 ноября 2021 года.
  73. МИД опубликовал проекты документов по обеспечению безопасности со стороны США и НАТО, ТАСС (17.12.2021). Архивировано 29 декабря 2021 года.
  74. О российских проектах документов по обеспечению правовых гарантий безопасности со стороны США и НАТО. Дата обращения: 29 декабря 2021. Архивировано 28 декабря 2021 года.
  75. Боррель назвал неприемлемыми условия представленных Россией гарантий безопасности, ТАСС (29 декабря 2021). Архивировано 29 декабря 2021 года. Дата обращения 29 декабря 2021.
  76. Hunnicutt. U.S., Russia set for Jan 10 security talks amid Ukraine tensions (англ.), Reuters (28 December 2021). Архивировано 2 января 2022 года. Дата обращения 2 января 2022.
  77. 77,0 77,1 Deputy Secretary Sherman's Meeting with Russian Deputy Foreign Minister Ryabkov, U.S. Department of State (9 января 2022). Архивировано 13 января 2022 года. Дата обращения 23 января 2022.
  78. NATO-Russia Council meets in Brussels, NATO (12 января 2022). Архивировано 13 января 2022 года. Дата обращения 23 января 2022.
  79. Deputy Minister of Defence of the Russian Federation Colonel-General Alexander Fomin at a meeting of the Russia –NATO Council brought Russian assessments of the current state in the field of euro-security, Ministry of Defence of Russia (12 января 2022). Архивировано 13 января 2022 года. Дата обращения 23 января 2022.
  80. Russia says NATO talks 'unsuccessful' as Poland warns of war, Al Jazeera English (13 января 2022). Архивировано 13 января 2022 года. Дата обращения 23 января 2022.
  81. Путин подписал указы о признании ЛНР и ДНР //РБК, 21.02.2022. Дата обращения: 22 февраля 2022. Архивировано 22 февраля 2022 года.
  82. Путин поручил российским военным обеспечить поддержание мира в ДНР и ЛНР // РБК, 22.02.2022. Дата обращения: 22 февраля 2022. Архивировано 23 февраля 2022 года.
  83. Байден подписал указ о санкциях в связи с признанием Россией ДНР и ЛНР // ТАСС, 22.02.2022. Дата обращения: 22 февраля 2022. Архивировано 22 февраля 2022 года.
  84. Британия ввела санкции против 5 российских банков, Ротенберга и Тимченко. РБК. Дата обращения: 22 февраля 2022. Архивировано 23 февраля 2022 года.
  85. Bell, Susan. Back on Thin Ice?, USC Dornsife (17 June 2019). Архивировано 22 июня 2019 года. Дата обращения 22 июня 2019.
  86. Hybrid warriors and the war in Ukraine, Financial Times (4 октября 2022). Дата обращения 5 октября 2022.

Литература

Ссылки