Всенощное бдение

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Всéнощное бде́ние (также разг. все́нощная (сущ.); в Типиконе церк.-слав. бдѣніе; др.-греч. ἀγρυπνία; παννυχίς; лат. vigilia) — праздничное торжественное чинопоследование богослужения Православной церкви, которое при строгом соблюдении устава должно продолжаться от захода солнца до рассвета (примерно с 18 часов до 6 часов — в зимнее время удлиняться, а в летнее — сокращаться). Аналогичная служба в неправославных христианских церквях — см. вигилия.

В более широком смысле — аскетическая практика отказа от сна в целях продолжительного молитвословия в ночное время суток.

История

Уже в практике «ветхозаветной церкви» упоминаются молитвы среди ночи[1]. В Евангелии и в апостольских писаниях ночные молитвы, в том числе всенощные моления, встречаются чаще[2], с наставлениями бодрствовать и трезвиться, памятовать о Втором пришествии Христа[3], непрестанно молиться[4].

Во время гонений древние христиане, в целях безопасности, устраивали свои молитвенные собрания в ночное время, преимущественно в потаённых местах (на кладбищах и в подземных катакомбах).

Распространившиеся во II — III веке христианские отшельники, а в IV веке — монахи, часто проводили целые ночи в Иисусовой молитве и в пении Псалтири. Они выбирали для своих пещер самые труднодоступные пустынные места на отвесных скалах, где разбойники и женщины в меньшей степени могли бы их побеспокоить. После вечерней молитвы в тёмное время суток было опасно выходить из пещерного храма, поэтому, чтобы случайно не сорваться в пропасть, монахи всю ночь до самого утра (до рассвета) оставались в храме, не прекращая своих молитв, а с восходом солнца расходились по своим кельям, где могли отдохнуть. Такая богослужебная практика была закреплена в нынешнем Иерусалимском Уставе монастыря Саввы Освященного.

В записях западной паломницы Эгерии приведены подробные сведения о ночных бденных службах в Иерусалиме и его окрестностях в IV веке. В V веке появилась монашеская община акимитов (греч. ἀκοιμῆται — неусыпающие), последователей св. Александра Константинопольского, принесшего из Сирии особый устав монашеского жития, предусматривавший увеличение продолжительности общей молитвы за счёт времени, отводившегося на рукоделие. Особенностью обители неусыпающих было то, что монахи, разделившись на три смены, служили непрерывно в течение дня и ночи (отсюда её название)[5].

Отцы Церкви объясняют практику ночного бдения эсхатологическими ожиданиями Второго пришествия Христа и наступления Царства[6] и стремлением избежать греха[7].

Термин ’αγριπνία (агрипни́я, буквально: «отсутствие сна») применительно к ночным богослужениям есть у Василия Великого. Он пишет, что таковые имели повсеместное распространение на Востоке и совершались в канун воскресных дней в течение всего года, в святую ночь Пасхи, праздника Богоявления и дней памяти святых мучеников[8].

Всенощное бдение — основное отличие Иерусалимского устава от Студийского. Именно с бдения (воскресного) начинается Типикон.

Некоторые великопостные службы, не имеющие даже полиелея, в Типиконе называются бденными. Например: в среду вечера Пятой седмицы Великого поста («Стояние Марии Египетской») даётся указание:

"На трапезе разрешаем на елей, и вина причащаемся труда ради бде́ннаго, хотящаго быти: "

и далее («В сий же четверток.»):

«Всю службу поем поскоро, труда ради бденнаго.»

Предшествующие богослужения по Типикону

Прежде солнечного захождения:

Состав всенощного бдения

  • великий колокольный звон (начинается при заходе солнца), во время которого звонарь не спеша должен полностью пропеть самую большую 17-ю кафизму (Пс. 118). Если же звонарь не знает наизусть столь большой текст, то его дозволяется заменить 12-кратным повторением покаянного Псалма 50[10],
  • зажжение лампад,
  • приготовление кадила,
  • ещё один звон («клепание во вся кампа́ны»),
  • поставление горящей «свещи в насвещнице» прямо царских врат,
  • поклон иерею,
  • иерей творит поклоны предстоятелю (настоятелю монастыря, который в древние времена мог даже не иметь священного сана, его кресло — у передней правой колонны в храме), святым вратам, обоим ликам (обоим хорам певчих) и сидящим братьям (монахам), входит в алтарь, возлагает на себя епитрахиль, творит молитву кадила, молча кадит весь алтарь, и отворив царские врата, исходит ими,
  • кандиловжигатель со свещником (свечой на подсвечнике) среди храма должен громко возгласить:

    Восста́ните!

  • иерей продолжает молча кадить иконостас, предстоятеля, певчих на клиросах, ему предходит пономарь с горящей свечой (в древности, когда ещё не было электрического освещения, в тёмных подземных храмах с неровными полами приходилось подсвечивать путь), следуют и в притвор, где кадят каждого («по чи́ну») монаха,
  • иерей, став среди церкви лицом к востоку, возглашает:

    Господи благослови!

    кадит иконы и предстоятеля, входит в алтарь, трижды перед престолом кадилом трижды крестообразно знаменует и возглашает:

Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Аминь. Приидите поклонимся Цареви нашему Богу.

Та же второе мало повышше:

Приидите поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Паки третие вышшим гласом, сице:

Приидите поклонимся и припадем самому Христу Цареви и Богу нашему.

Та же особне:

Приидите, поклонимся, и припадем Ему.

  • предстоятель или екклисиарх тотчас должен начать вышшим гласом Псалом 103 на глас осмый:

    Благослови душе моя Господа,..

    не скоро, и со сладкопением, с поющей и прочей братией. Припев:

    Благословен еси Господи.

    Та же вторый певец праваго лика:

    Господи Боже мой, возвеличился еси зело: благословен еси Господи.

    легко со гласом соглашающим и прочим братиям с ними. Иерей же с пономарём, изшед из алтаря, и сотворив три поклона пред святыми дверьми, творят поклон предстоятелю и на оба лика и идут на свои места.
  • псалом 103 должно петь со многочисленными повторениями и вставками. Согласно с этим на Афоне, по описанию архимандрита Антонина (от 1859 года), предначинательный псалом на бдении исполняется следующим образом:

«Началось чтение предначинательного псалма скорое и предвещавшее по-видимому очень быстрый ход службы. Но на половине 28 стиха псалма чтение прекратилось. Начались так называемые у певцов άνοιξαντάρια, то есть остальные слова стиха и остальные стихи псалма, поемые на оба хора попеременно. Первый хор, или лучше первого хора псалт, начал выводить слова: Отверзшу (άνοίξαντος) Тебе руку и проч., и он же кончил псалом через два часа потом. Певцы после каждого стиха переменялись, становясь потом, облитые по́том, в ряд припевателей»

[1]
  • священник и пономарь становятся на своё место — на клирос,
  • когда начнут петь

    Вся премудростию сотворил еси.

    священник становится перед Царскими вратами и тайно глаголет светильничные молитвы[11],
  • великая ектения,
  • кафизма с малыми ектениями есть не всегда. Псалом 1 с первым антифоном должно петь на 8-й глас, а 2-й и 3-й — на глас дня,
  • «Господи воззвах…» (Пс. 140, Пс. 141, Пс. 129, Пс. 116) со стихирами. Обычно добавляется и Богородичен (Догматик),
  • вход с кадилом, «Свете тихий…», прокимен со стихами,
  • могут быть паремии,
  • диакон произносит сугубую ектению,
  • «Сподоби Господи…»,
  • просительная ектения,
  • лития в притворе храма,
  • стихиры стиховные. Духовенство входит в храм,
  • «Ныне отпущаеши…», Трисвятое по «Отче наш,..»,
  • пение «Богоро́дице Де́во, ра́дуйся,..» или тропаря праздника,
  • благословение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея,
  • Пс. 33 до «не лишатся всякаго блага.»
  • иерей: «Благословение Господне на вас,..»,
  • чтец: «Аминь.»
  • священник: «Молитвами святых отец наших…»,
  • и извлачаются священник и диакон священных одежд, исходят в притвор храма и садятся для вкушения со всеми благословлёных хлеба и вина, слушая чтения апостольских посланий и Апокалипсис,
  • колокольный звон,
  • предстоятель: «Аминь. Слава в вышних Богу,..», и далее шестопсалмие,
  • великая ектения,
  • «Бог Господь…» со стихами и тропарями,
  • стихословие Псалтира (чтение двух кафизм, после каждой из которых — малая ектения, седален, краткое славословие, богородичен и чтение святоотеческих поучений (толкование Евангелия),
  • пение Непорочных (Пс. 118), но чаще полиелей (Пс. 134 и Пс. 135 — в обычной приходской практике РПЦ поются только самые первые и последние стихи этих псалмов.). При этом совершается каждение всего храма,
  • величание (если есть),
  • тропари по непорочных «Ангельский собор удивися,..»,
  • ипакои гласа, седальны и чтение святоотеческих поучений,
  • колокольный звон,
  • священник и диакон входят в алтарь и облачаются,
  • прокимен со стихом,
  • «Всякое дыхание…»
  • чтение Евангелия,
  • Воскресение Христово видевше,
  • Пс. 50. Священник через царские врата выносит Евангелие, держа Его у груди. Предстоятель (настоятель монастыря) первым подходит, делает два поясных поклона, целует Евангелие, ещё раз кланяется, затем правому и левому хору и отходит на место своё. Также и прочие братия по старшинству творят поклонения, целуют Евангелие и снова один поклон и к настоятелю поклон.
  • пение «Слава… Молитвами апостолов… И ныне… Молитвами Богородицы… Помилуй мя Боже… Воскрес Иисус от гроба…», или иная стихира,
  • по целовании Евангелия священник осеняет Им братию, и уносит Его в алтарь,
  • диакон «Спаси Боже люди твоя…»
  • Господи помилуй — 12 раз,
  • иерей «Милостию и щедротами…»
  • канон (на деле несколько канонов совмещаются в один),
  • после 3-й песни канона гасятся свечи, зажжённые на полиелей (24-я глава Типикона), диакон глаголет малую ектению, изоблачение священных одежд, пение седальна с богородичным и чтение святоотеческих поучений,
  • по 6-й песни священник глаголет малую ектению перед святыми дверьми, возглас, пение кондака с икосом и чтение пролога (или синаксария),
  • на 8-й песни зажигаются свечи, совершаются метания (поклоны), иерей и диакон облачаются, каждение всего храма при пении Песни Пресвятой Богородицы,
  • после канона «Свят Господь Бог наш.» (под воскресный день), ексапостиларий,
  • хвалительные псалмы,
  • стихиры на хвалитех,
  • великое славословие,
  • трисвятое,
  • тропарь,
  • сугубая и просительная ектении, отпуст,
  • многолетие патриарха и правящего архиерея,
  • исхождение в притвор с пением стихиры самогласной,
  • чтение «Огласительных поучений» преподобного Феодора Студита,
  • тропарь святаго Феодора, глас 8: «Православия наставниче…»

Богослужения, примыкающие к всенощному бдению

Символика службы

Всенощное бдение являет собою всю историю спасения человечества: как Ветхозаветную церковь (великая вечерня), так и Новозаветную (утреня с полиелеем).

Отличительные признаки великой вечерни в составе бдения: воспоминание библейских событий, возгрева́ние покаянных чувств, ожидание пришествия Иисуса Христа:

— начинается не с обычного возгласа «Благословен Бог наш,..», а с возгласа начала утрени «Слава Святей,..»;
предначинательный псалом 103-й не читается, а поётся и сопровождается каждением всего храма;
— по просительной ектениилития и благословение хлебов.

Утреня совершается полностью по чину праздничной или воскресной; начинается с чтения шестопса́лмия (а не с двупса́лмия). По окончании праздничной (но не воскресной) утрени устав предписывает помазание елеем «от кандила (лампады) святого». По сложившейся в первой половине XX века практике Русской церкви помазание елеем бывает на всяком всенощном бдении и на каждом полиелее.

Каждое священнодействие всенощного бдения может нести особый символический смысл:

  • колокольный звон, наполнивший тишину и темноту перед великой вечерней — образ творения Богом из ничего неба и земли, которая сначала была безвидной и пустой, и тьма над бездной, и Дух Божий носился над водой (Быт. 1:1-2);
  • возжигание лампад — «И сказал Бог: „Да будет свет“», день един;
  • разжигание углей для кадильницы — создание небесных светил в четвертый день;
  • вхождение иерея в алтарь — сотворение Адама и введение его в Эдемский сад;
  • облачение в епитрахиль — „дыхание жизни“, которое вдунул Бог в лицо сотворённого Им человека (Быт. 2:7);
  • вложение фимиама в кадильницу — пар, поднимающийся от земли и орошающий всё лицо земли (Быт. 2:6);
  • открытие двух створок Царских врат — насаждение Богом прекрасного древа жизни посреди рая и древа познания добра и зла (Быт. 2:9);
  • возглас диакона «Востаните!», каждение иерея с возжжённой свечой святых икон и братию в притворе по чину (по статусу) — воспоминается, как Господь привёл к человеку всех животных полевых и птиц небесных, чтобы видеть, как он их назовёт. Но для человека не нашлось помощника, подобного ему;
  • каждение икон Спасителя (Нового Адама) и Богородицы (Новой Евы) у Царских врат — знаменует сотворение Богом Евы и приведение её к первому человеку;
  • возглас священника «Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в» — выражение радости Адама;
  • пение предстоятеля или екклисиарха «Аминь. Приидите поклонимся…» и предначинательного Псалма 103, со сладкопением, споющей и прочей братии — соучастие Евы в славословии Господа;
  • выход иерея с параекклисиархом из алтаря на своё место (на клирос) — заповеданные Богом труды первых людей по возделыванию и хранению всей земли (Быт. 2:15);
  • чтение иереем молитв светильничных перед закрытыми Царскими вратами с откровенною главою, великая ектения — осознание прародителями своего бедственного состояния после нарушения единой заповеди Божией, мольба о помощи[13];
  • стихословие Псалтири, малые ектении, «Господи воззвах…» — раскаяние первых людей в своих грехах;
  • «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя» — воспоминание жертвоприношений Каина и Авеля;
  • «С человеки, делающими беззаконие, и не сочтуся со избранными их» — о праведнике Енохе, живым взятым на Небо;
  • «Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему», «Из глубины воззвах к Тебе Господи, Господи, услыши глас мой» — об умножившихся беззакониях человечества, о всемирном потопе и о спасении праведного патриарха Ноя со своим семейством в ковчеге;
  • стихиры — радостные песнопения уже новозаветного содержания, утешающие томительные ожидания предков;
  • «Аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит, яко у Тебе очищение есть» — повторяющиеся развращения народов, наказание их смешением языков при тщеславном строительстве вавилонской башни;
  • вход с кадилом — образ переселения Авраама в землю обетованную;
  • прокимен и паремии — заключение Богом завета (союза) с богоизбранным израильским народом;
  • сугубая ектения — воспоминание о ветхозаветных праотцах «Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй» — Послание Исааком сына своего Иакова в Харран. Каждое прошение ектении как ступень чудесной лестницы, увиденной во сне;
  • «Сподоби Господи…» — о трудностях жизни Иакова у своего родственника Лавана в Харране;
  • просительная ектения — возвращение Иакова, его страх перед встречей с разгневанным братом Исавом;
  • преподание мира, молитва главопреклонения — примирение братьев Исава и Иакова. Другой образ – примирение Иосифа с остальными братьями и благословение и пророчества умирающего Иакова сыновьям;
  • стихиры на литии, выход духовенства в притвор — переселение в Египет еврейского народа;
  • молитвы литии — о тягостной жизни израильского народа среди язычников;
  • стихиры на стиховне, шествие духовенства из притвора на средину храма — возвращение евреев из Вавилонского плена, воссоздание Иерусалимского храма, ожидание скорого пришествия в мир Мессии-Спасителя;
  • «Ныне отпущаеши…» — песнь Симеона Богоприимца – связь между Вехозаветными пророчествами и Новозаветными событиями;
  • трисвятое по «Отче наш», возглас — постепенное приближение благочестивой части человечества к познанию Святой Троицы;
  • «Богородице Дево радуйся…» или тропарь праздника — исполнение пророчества о рождении Сына Божия[14];
  • троекратное каждение и благословение литийного столика с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем — воспоминание о многоразличной щедрости и милости Бога;
  • «Буди имя Господне…» и Псалом 33 до середины — благодарение Господа;
  • «Благословение Господне на вас…» — непрестанная связь со Спасителем;
  • чтение апостольских посланий во время вкушения благословенных 5 хлебов и вина — Новозаветные чтения акцентируют внимание на начало Евангельских событий, символически привлекающих верных к Евхаристии;
  • начало утрени «Слава в вышних Богу…» (трижды) — рождественское пение ангелов Вифлеемским пастухам;
  • «Господи устне мои отверзеши…» (дважды) — о непостижимости для непросвещённых Божественных тайн искупления рода человеческого;
  • шестопсалмие, читаемое в полной темноте — осознание человеком своей немощи, греховности, неведения;
  • тройное «Аллилуйа» после трёх псалмов, выход священника на амвон для чтения 12-ти утренних молитв — воспоминает проповедь 12-летнего отрока Иисуса перед книжниками в Иерусалимском храме и тридневное разыскивание Его родственниками по плоти (Лк. 3:40—52);
  • мирная ектения — всемирное ожидание пришествия Мессии;
  • «Бог Господь и явися нам…» — явление Спасителя на Иордане[15];
  • тропарь праздника (дважды), «Слава и ныне…», Богородичен — воспоминание великих чудес и знамений, совершённых Христом;
  • стихословия Псалтири, малые ектении, седальны, чтения святоотеческих поучений — заповеди, притчи и другие поучения Спасителя своим ученикам;
  • «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни», полиелей, величание, тропари по непорочных — торжественное шествие Господне в Иерусалим на вольные страдания;
  • малая ектения, ипакои гласа и чтение творений Святых отцов. Степенные антифоны гласа. Прокимен, псалом Давидов. «Всякое дыхание да хвалит Господа». Преподание иереем мира народу. Чтение Евангелия — последнее поучение Спасителем народа в Иерусалимском храме. Призвание людей к покаянию и исправлению;
  • «Воскресение Христово видевше…» — предсказанное Христом и сбывшееся Его Воскресение;
  • Покаянный Псалом 50 — воспоминание о бесплодной смоковнице;
  • вынос Евангелия для поклонения и целования предстоятелем и братией с двумя зажжёнными свечами — о мудрых девах, пришедших на брак с горящими светильниками;
  • «Молитвами апостолов…» — память об апостолах, собранных Христом на Тайную вечерю;
  • целование Евангелия братией монашеской обители, осенение Евангелием молящихся и унесение его в алтарь, закрытие царских врат — шествие Спасителя из Сионской горницы в Гефсиманский сад, взятие Христа под стражу;
  • «Спаси Боже люди твоя…», «Господи помилуй» 12 раз — о случившемся малодушии и отягощении сном 12-ти апостолов в Гефсиманском саду
  • канон — этапы мучения Спасителя;
  • выход диакона на ектению по 3-й песни канона — приведение Христа от первосвященников на суд Пилата;
  • выход на ектению по 6-й песни канона — отведение Иисуса на суд царя Ирода;
  • каждение всего храма при повторяющемся пении «Честнейшую херувим…» — следование с несколькими остановками Иисуса на Голгофу. На этом крестном пути Он встретился с плачущей Своей Пречистой Матерью;
  • «Свят Господь Бог наш», светилен — крестные страдания и смерть Христа;
  • хвалительные псалмы, стихиры на хвалитех — воспоминание сошествия Спасителя во ад и освобождения Им прежде заключённых там душ праведников;
  • «Преблагословенна еси Богородице…», открытие Царских врат, «Слава Тебе, показавшему нам свет» — известие у отверстой гробницы от ангелов женам-мироносицам о воскресении Христа;
  • трисвятое, тропарь — сошествие Святого Духа на апостолов для проповеди всему миру учения о Боге-Троице;
  • сугубая и просительная ектении — выход апостолов и их последователей на проповедь о воскресшем Христе;
  • праздничное окончание утрени, благословение молящихся, отпуст, многолетие патриарха и епархиального архиерея — ожидаемые конец света, Страшный суд и вечная жизнь праведников в Царстве Небесном;
  • исхождение в притвор, чтение Студитова оглашения — согласно древним монастырским богослужебным традициям, конец утрени приноравливали к восходу солнца, а царскими (иногда – и райскими) вратами назывались входные двери в храм (так как современных иконостасов в храмах ещё не было) из притвора, освещённого к этому времени суток мягким, свежим утренним светом. Здесь, по Иерусалимскому уставу, и полагается зачитывать «Оглашение» преподобного Феодора Студита. Однако, в Студийском уставе, получившем своё распространение благодаря Феодору Студиту, отсутствует всенощное бдение.

Ко всенощному бдению всегда присоединяется 1-й час, но его символика не входит в общую символику всенощного бдения, так же, как и своя символика у 3-го часа, и у 6-го часа, у Литургии оглашенных, Литургии верных, чина о панагии, предшествующего 9-го часа, малой вечерни, молитв на трапезе и у других богослужений, которые могут присоединяться ко всенощному бдению.

Уставные указания и сложившаяся практика

Уже само заглавие 7-й главы первого раздела Типикона ясно указывает, что в малых обителях и в монастырях, где изволит настоятель, а также в соборных и приходских храмах в воскресные дни всенощных бдений не должно быть. В этом случае богослужение должно делиться на две части[16]:

На вечернем богослужении положены:

На утреннем (плавно переходящем в полуденное) богослужении должны быть:

Однако по распространённой в России приходской практике иногда опускается девятый час, малая вечерня, лития с благословением хлебов, чтения поучений, кафизмы, чин о Панагии и некоторые другие части богослужения. Лития часто совершается только накануне: двунадесятых праздников, великих праздников Знаки праздников Крест в круге.svg, а также храмовых (престольных или местных) праздников. Повсеместное обыкновение в Русской Церкви совершать всенощное бдение вечером между 17 и 22 часами по местному времени, — в приходской практике оно редко продолжается более трёх часов.

В греческих Церквах совершается в отдельных случаях на Афоне, где может продолжаться более 10 часов. Обычная практика в греческих Церквах — совершать вечерню и утреню раздельно, причём утреня непосредственно предваряет совершение литургии.

В настоящее время во многих монастырях и даже в некоторых приходских храмах возрождается практика чинопоследования «Неусыпаемой Псалтири», которая, также как и Всенощное бдение, совершается всю ночь.

На Пасхальном бдении, по Уставу

Да вся деяния прочтутся до конца. Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага: в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя, и многосонливыя монахи. Изменяются же чтецы, и чтут даже до часа 4-го нощи.
Во святую и великую субботу вечера.

В современной практике Русской православной церкви первая часть последования совершается утром в Великую субботу; вторая (начиная с великого чтения Деяний святых апостолов) — в начале пасхальной ночи, после чего следует пасхальные полунощница, крестный ход, утреня часы и Литургия.

Употребление термина в современной речи

Церковнославянская традиция рекомендует употребление следующих предложных конструкций: идти ко всенощной; вернуться от всенощной и т. д.

В устной речи имеет место употребление термина применительно также к ночному пасхальному богослужению, которое в действительности, по сложившейся в Русской церкви практике, состоит из полунощницы, утрени, пасхальных часов и литургии.

См. также

Примечания

  1. (Пс 62. 7; 87. 2; 91. 3; 118. 55, 62, 148; 133. 1; Неем. 1. 6)
  2. Лк. 6:12; Лк. 9:28-36; Мф. 26:36-45; Деян. 16:25. О частых бдениях пишет апостол Павел: 2Кор. 6:5; 2Кор. 11:27
  3. 1Пет. 5:8; 1Кор. 16:13; Кол. 4:2; 1Фес. 5:6; Откр. 3:2-3; Откр. 16:15
  4. 1Фес. 5:17; Еф. 6:18
  5. Православная энциклопедия. Акимиты. Дата обращения: 17 июня 2022. Архивировано 30 ноября 2021 года.
  6. Тертуллиан. De orat. 29; Киприан Карфагенский. De orat. Dom 36; Hist. mon. Aeg. Prol. 7.
  7. Ps. Athanas. De virgin. 33
  8. Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви. // Богословские труды. — Сб. 18. — М., 1978. — С. 11.
  9. Типикон, сиречь, изображение церковнаго последования во Иерусалиме святыя лавры, преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы. Тожде последование бывает и в прочих во Иерусалиме честных обителех: подобне и в прочих святых Божиих церквах. Глава 1. Чин малыя вечерни.. Дата обращения: 22 июня 2016. Архивировано 5 августа 2016 года.
  10. Типикон. Глава 2. Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго, и утрени воскресныя. О бдениих всенощных, бывающих чрез все лето.. Дата обращения: 22 июня 2016. Архивировано 5 августа 2016 года.
  11. СЛУЖЕБНИКъ съ поясненіями. Часть 1. Последованіе бденія и свящeнныя и божeственныя літургjи иже во святыхъ отцA нaшегw їwaнна златоyстагw.. Дата обращения: 21 декабря 2018. Архивировано 24 октября 2018 года.
  12. Главы 3, 4 и 5. О святых имущих бдение, полиелей и поемых на 6, аще прилучатся в неделю.. Дата обращения: 23 июня 2016. Архивировано 5 августа 2016 года.
  13. Духовный смысл Всенощного Бдения. Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 9 сентября 2017 года.
  14. Составные части всенощного бдения и их символическое объяснение. Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 21 февраля 2020 года.
  15. СИМВОЛИКА СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЙ И МОЛИТВОСЛОВИЙ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ. Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 24 июня 2021 года.
  16. Типикон. Гл. 7. Ве́стно же бу́ди, яко в малых обителех и соборных и приходских храмех, во дни недельныя, идеже всенощныя не бывают, или настоятель не изволит, поется вечерня великая, такожде и утреня во свое время сице:. Дата обращения: 22 июня 2016. Архивировано 5 августа 2016 года.
  17. Типикон. Гл. 50. Начало с Богом святым, пентикостариа, сиречь пятьдесятницы, начинаемыя от святыя и великия недели пасхи утра, и кончаемыя даже до недели всех святых, обдержащия неоскудно на всякий день все последование. Во святую и великую неделю пасхи:. Дата обращения: 22 июня 2016. Архивировано 8 июня 2016 года.

Литература

Ссылки