Вос, Мартин де

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мартин де Вос

Мартин де Вос (нидерл. Marten de Vos или Maarten de Vos, иногда Maerten de Vos; 1532 — 4 декабря 1603) — один из ведущих художников южнонидерландской (фламандской) живописи и графики конца XVI века.

Биография

Мартин де Вос родился в Антверпене ок. 1531 года. В 1558 году был принят мастером в антверпенскую гильдию. Де Вос, также как и в своё время его отец и учитель Франс Флорис, совершил поездку в Италию для постижения приемов маньеризма — стиля популярного в то время. В 1552 году (?) знакомится с известным голландским живописцем Питером Брейгелем Старшим; в этом же году они вместе посещают Флоренцию, Венецию и Рим, где Мартин пишет картину «Непорочное зачатие» для церкви S. Francesco a Ripa. В его работах просматривается четкая линия венецианской школы живописи; возможно эта техника была освоена им во время работы в студии Тинторетто (его помощником)[1]. В 1560 году Мартин де Вос женился на Джоанне Ле Боук, которая стала его единственной супругой и любовью на всю жизнь (у них было восемь детей, один из которых также выбрал профессию отца). После иконоборческих погромов в 1566 году, он был одним из нескольких художников, которые в значительной степени были ответственны за косметический ремонт церковных алтарей в Антверпене. За этот период Мартином де Восом были созданы многие из его значительных работ, такие как «Образ Богородицы» (1602), написанный для часовни Гильдии Святого Луки, и «Брак в Кане Галилейской» (1597; на иллюстрации справа), написанный для цеха винного алтаря Гильдии, которая позже стала достоянием Антверпенского музея гильдий.[2] В 1572 году Мартин де Вос удостаивается звания декана Антверпенской гильдии. Его племянник Виллем де Вос — ученик гильдии, также впоследствии станет художником.

Де Вос был весьма разносторонним и плодовитым художником. В начале своей карьеры он писал портреты и фигурные сцены, затем основной темой его произведений стали библейские и отчасти мифологические сюжеты. Большое влияние на его творчество оказал известный в своё время нидерландский художник Питер Арстен. Работы позднего периода творчества Мартина де Воса характеризуется динамизмом, а также теплыми и яркими красками.

Он также был основателем Общества Романистов, в котором принимали участие известные художники, ценители и гуманисты того времени, приезжавшие в Рим и высоко ценившие его гуманистическую культуру.

Де Восу также приписывают создание овального образа Архангела Рафаила и Молодого Тобиаса в Кафедральном соборе Мехико.

Художественные произведения

Как живописец, Мартин де Вос был особенно продуктивен в период с 1580 по 1585 годы (время удержания власти кальвинистов в Антверпене), в ходе которого он создал в общей сложности более 1600 работ, среди которых были наиболее известные шедевры живописи и графические рисунки, служившие моделями для гравюр наиболее известных граверов голландского периода. Ему довелось творить в эпоху наибольшего могущества и расцвета Нидерландов (в искусстве это время упоминается как Золотой век голландской живописи).

Его работы находятся во многих известных музеях мира, таких как: Музей изящных искусств в Бильбао (Похищение Европы), Музей изящных искусств и археологии Шалон-ан-Шампань (Сражение Миневры с Венерой), Музее изящных искусств в Севилье (Воскресение Христово), (копия картины также находится в Детройте[3] и в Амстердамском государственном музее). Институт искусства Курто в Лондоне и Музей Сан-Франциско[4] также обладают серией работ мастера.

  • Шесть картин истории Ревекки (1562) Руанский музей
  • Укушение гадюкой Святого Павла на острове Мальта (1568) Лувр, Париж
  • Страшный суд (1570) Музее изящных искусств в Севилье
  • Картины с изображениями животных в Шверинском замке (1572)
  • Алтарь Святого Томаса, (1574) (Королевский музей изящных искусств, Антверпен)
  • Моисей со скрежалями завета (1575) Гаагский Mauritzhuis
  • Рождество Христово, (1577) Собор Антверпенской Богоматери
  • Портрет Антония Ансельмуса, его жена и их дети, 1577, Королевский музей изящных искусств, Брюссель
  • Адам и Ева после изгнания из земного рая, гравюра по рисунку, (1583)
  • Святая Родня (1585) Музей изобразительных искусств, Гент
  • Семья Святой Анны (фрагмент), 1585 Музей изобразительных искусств, Гент.
  • Аллегория семи свободных искусств, (1590) частная коллекция
  • Воскресение Лазаря (1593) Лихтенштейнская галерея в Вене
  • Искушение Святого Антония, (1594) Королевский музей изящных искусств, Антверпен
  • Алтарь Св. Фомы (1600) Антверпенский музей
  • Сцена из жития Богородицы, ок. 1600 Собор Богоматери в Турне
  • Благая весть, (1601) Королевский музей изящных искусств, Антверпен.
  • Алтарь монетчиков (1601) Антверпенский музей
  • Образ Богоматери Св. Луки (1602) Антверпенский музей

Галерея

См. также

Примечания

  1. Kristin Lohse Belkin. Rubens. «Phaidon Press», 1998 (pp. 22-24). ISBN 0-7148-3412-2
  2. Christiaan Schuckman: «Vos, Marten [Maarten; Maerten] de, the elder» Grove Art Online. Oxford University Press, [accessed 17 May, 2007].
  3. The Detroit Institute of Arts Архивная копия от 27 сентября 2007 на Wayback Machine
  4. ImageBase (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 декабря 2009. Архивировано 29 сентября 2007 года.

Литература

  • Вос // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Adr. Moureau «Un artiste Anversois oux temps des guerres de Flandre: Martin de Vos et ses gravures» в «L’art», 1894, IV, стр. 456.
  • Алесандре Бенойс «История живописи всех времен и народов», Т. 3 , 2002 [1]
  • Джейн Тернер (редактор). Словарь искусств (1996, 34 тт.). ISBN 1-884446-00-0

Ссылки