Восточноазиатская модель

Эта статья была переведена из источника, распространяемого под свободной лицензией, и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Восточноазиатская модель (англ. East Asian model) ― модель экономического роста[1], впервые предложенная Японией, в соответствии с которым правительство инвестирует в определённые сектора экономики, чтобы стимулировать рост конкретных отраслей в частном секторе. Как правило, это относится к модели развития, проводимой в странах Восточной Азии, таких как Япония, Южная Корея и Тайвань[2]. Модель также использовалась некоторыми для описания современной экономической системы в Китае после экономических реформ Дэн Сяопина в конце 1970-х годов[3] и нынешней экономической системы Вьетнама после того, как в 1986 году была реализована политика Дой мой[4].

Описание

Основным общим подходом экономик стран Восточной Азии является роль правительства. Поскольку правительства стран Восточной Азии признали ограниченность рынков в распределении ограниченных ресурсов в экономике, поэтому правительства использовали вмешательства для содействия экономическому развитию[5]. Где ключевыми аспектами восточноазиатской модели являются государственный контроль над финансами, прямая поддержка государственных предприятий в стратегических секторах экономики или создание частных национальных чемпионов, высокая зависимость от экспортного рынка для роста и высокий уровень сбережений. Это похоже на дирижизм, неомеркантилизм и гамильтонову экономику[6][7].

Несмотря на наличие общей темы, не существует единого подхода к экономике азиатских стран, и она сильно различается по структуре экономики, а также по опыту развития стран Восточной Азии, особенно между странами Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии[5]. (например, Малайзия, Индонезия и Таиланд гораздо больше полагались на ПИИ (прямые иностранные инвестиции), чем Тайвань или Сингапур)[8].

Эта экономическая система отличается от централизованной плановой экономики, где национальное правительство мобилизует свои собственные ресурсы для создания необходимых отраслей, которые сами в конечном итоге будут принадлежать государству и управляться. Восточноазиатская модель капитализма относится к высокому уровню сбережений и инвестиций, высоким образовательным стандартам, усердию и экспортно-ориентированной политике[9].

Успех модели

В странах Восточной Азии наблюдался быстрый экономический рост с конца Второй мировой войны до восточноазиатского финансового кризиса в 1997 году. Например, процент среднегодового роста в период с 1970 по 1996 год составлял 3-5 % в Китае, Гонконге, Тайване, Южной Корее и Сингапуре[5]. В течение этого периода развивающиеся страны Восточной Азии росли в три раза быстрее, чем мировая экономика[8]. Следовательно, эти страны привлекли значительный приток иностранного и частного капитала[5]. В этот период страны Восточной Азии также добились резкого сокращения бедности; наиболее ярким примером является Индонезия, где доля людей, живущих за официальной чертой бедности, снизилась с 60 % до 12 % в период с 1970 по 1996 год. Кроме того, население Индонезии увеличилось со 117 до 200 миллионов человек. Не менее впечатляющим является рост реальной заработной платы в период с 1980 по 1992 год, при этом средняя заработная плата в новых индустриальных странах Азии увеличивалась со скоростью 5 процентов в год, в то время как занятость в обрабатывающей промышленности увеличивалась на 6 процентов в год. В период роста в странах Восточной Азии наблюдалось значительное улучшение общего уровня жизни[8].

Причины роста ВВП

За этим успехом стоят экспортно-ориентированные экономики, которые принесли высокие прямые иностранные инвестиции и большие технологические разработки, что привело к значительному росту ВВП. Крупные компании, такие как LG, Hyundai, Samsung и т. Д. были успешными благодаря огромной государственной поддержке и её вмешательству в банковский сектор, чтобы направить банки на предоставление кредитов крупным компаниям. Правительства этих стран играли решающую роль в контроле над профсоюзами, продовольствием, правосудием, а также в обеспечении необходимой общественной инфраструктуры (дороги, электричество, хорошее образование и т. д.). Все это как раз и сделало эти страны более привлекательными для иностранных инвесторов. Наряду с инвесторами, азиатские страны получили иностранную помощь от Запада (особенно от Соединенных Штатов Америки, чтобы воспрепятствовать коммунизму как политике сдерживания холодной войны) и получить лучший доступ к западным рынкам[5].

Примеры

«Восемь стран Восточной Азии — Япония, Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Таиланд, Малайзия и Индонезия — стали известны как восточноазиатское чудо»[10]. Помимо упомянутых выше успехов восточноазиатской экономики в успехе модели, есть ещё 2 примера, почему их называют «азиатскими чудесами».

Япония

Восточноазиатская модель капитализма была впервые использована в Японии после Второй мировой войны в 1950 году. После войны и американской оккупации восстановленная Япония считалась развивающейся страной (например, в 1952 году Япония имела более низкую общую стоимость экспорта, чем Индия). Основное развитие произошло между 1950 и 1980 годами. Японии понадобилось около 25 лет, неконкурентоспособной стране (в производстве стали), чтобы одолеть Германию в производстве автомобилей (Германия была в то время крупнейшим экспортером автомобилей в мире). 5 лет спустя Япония произвела больше автомобилей, чем США. В послевоенный период Корейскую войну (1950—1953 гг.) можно рассматривать как поворотный момент для японской экономики, поскольку страна перешла от депрессии к экономическому подъёму. Япония, оккупированная американскими военными, была плацдармом для возглавляемых США сил Организации Объединённых Наций, развернутых на Корейском полуострове. Страна оказалась в хорошем положении, чтобы получать прибыль, поскольку японские товары и услуги закупались войсками ООН. Это, наряду с экономическими реформами, дало первоначальный толчок экономике, которая будет испытывать быстрый рост в течение следующих полувека. В 1950-х и начале 1960-х годов среднегодовые темпы роста составляли около 10 %, а позже даже поднимутся до 13 %. В первые послевоенные годы Япония инициировала экономическую реформу, корпорации дзайбацу были демонтированы, а сельскохозяйственная земельная реформа принесла современную технику и методы на недавно распределенных землях, что означало, что мелкие сельскохозяйственные производители могут получать прибыль, в отличие от довоенных лет, когда крупные землевладельцы были владельцами сельскохозяйственных земель. В 1960-х годах в Японии развивалась экономика, ориентированная на потребителя, промышленность ориентировалась на производство высококачественной технологической продукции, ориентированной на экспорт, а также на внутренний рынок. Японский экспорт быстро рос, и в последующие годы он стал мировым лидером в автомобилестроении, судостроении, прецизионных оптических приборах и высоких технологиях. Начиная с 1965 года, Япония начала иметь положительное сальдо торгового баланса, и в следующем десятилетии Япония имела третий по величине валовой национальный продукт в мире. В 1970-х годах рост значительно замедлится отчасти из-за нефтяного кризиса, так как страна сильно зависела от импорта нефти и продовольствия. В 1980-х годах Япония диверсифицировала свои источники сырья из-за экономических неудач предыдущего десятилетия и сместила акцент своего производства на телекоммуникации и компьютерные технологии. Несмотря на то, что японская экономическая экспансия закончилась в начале 1990-х годов, сегодня Япония является лидером в области высокотехнологичных технологий наряду с традиционными продуктами тяжелой промышленности. Токио является одним из самых важных финансовых центров мира, где расположены, в частности, Токийская фондовая биржа и Токийская товарная биржа.

Корея

Корея последовала за Японией и, несмотря на более низкое промышленное развитие, почти за 40 лет смогла конкурировать в производстве чипов, превзойдя Соединенные Штаты. В 1950-х годах Южная Корея была одной из беднейших стран мира, сильно зависящей от иностранной помощи, предоставляемой в основном США. Начиная с начала 1960-х годов, автократическое руководство страны инициировало реформы экономического развития, которые проложили путь к быстрому экономическому росту. Жесткая протекционистская политика позволяла только импорт сырья, что положило начало внутреннему производству потребительских товаров. К 1990 году среднегодовой рост составлял около 9 %. Семейные предприятия (чеболи), которые превратились в крупные конгломераты (например, Samsung, Hyundai), получали государственную финансовую помощь, например, в виде налоговых льгот, тем самым стимулируя экономический рост. Южная Корея стала высокоразвитой индустриальной страной с квалифицированной рабочей силой и наряду с Тайванем, Сингапуром и Гонконгом стала одним из четырёх азиатских тигров. Однако в 1990-х годах экономический рост значительно замедлился, что привело к огромной финансовой помощи со стороны Международного валютного фонда в размере 57 миллиардов долларов США, что стало крупнейшей интервенцией МВФ. В начале 21-го века Южная Корея наслаждалась стабильной экономикой, и страна начала медленную либерализацию[8].

Эрзац-капитализм

Эрзац-капитализм — это анализ Кунио Йошихарой экономического развития Юго-Восточной Азии как своего рода «псевдокапитализма», относящийся к способности правительства и бизнеса использовать сравнительные преимущества страны и искусственно мотивировать экономику к более высоким экономическим видам деятельности, особенно аналогичным тем, которые существуют в развитых западных странах, включая такие области, как капиталовложения и технологически интенсивное производство[11].

Кризис

Помимо множества второстепенных акторов в возникновении кризиса (таких как пузырь цен на недвижимость, макроэкономические ошибки или падение темпов роста экспертов), ядро кризиса было в самой восточноазиатской модели. Чрезмерные инвестиции, неправильное распределение притока иностранного капитала (крупные корпорации получают деньги друг от друга, независимо от того, были ли инвестиции достаточными или нет), и другие проблемы в финансовом секторе. Другой стороной контролируемого государством рынка была массовая коррупция, что было связано с тесными отношениями между правительством и бизнесом. Этот так называемый «клановый капитализм» (что означает влияние правительства и бизнесменов) привел к кризису доверия к экономикам, сначала в Таиланде, а затем и в других азиатских странах, вызвав финансовый кризис в 1997 году. Из-за кризиса рухнули ВВП и экспорт, безработица и инфляция выросли, и в результате всего этого правительства накопили огромный внешний долг[5].

Другие проблемы, вызванные моделью в некоторых странах

Южная Корея

Из-за государственного вмешательства, такого как целевые кредиты, регулирование, явные и неявные субсидии, на рынке отсутствовала дисциплина, которая способствовала проблеме непродуктивных или чрезмерных инвестиций, которые способствовали возникновению кризиса[8].

Индонезия

Торговые ограничения, импортные монополии и регулирование препятствуют экономической эффективности, конкурентоспособности, снижают качество и производительность инвестиций"[8].

Таиланд

Политические связи с рынком привели к тому, что приоритет отдается политическим вопросам в ущерб экономическим решениям. Например, задержка с осуществлением необходимых политических мер в связи со всеобщими выборами в ноябре 1996 года. В этом и других случаях особый интерес часто влиял на распределение бюджетных ресурсов и другие меры государственной политики.

В целом в ряде стран отмечались неадекватное раскрытие информации и недостатки данных, прямое кредитование. В целом, также часто наблюдается отсутствие прозрачности в реализации политики, например, решений в отношении государственных инфраструктурных проектов и специальных налоговых льгот[8].

МВФ

Чтобы справиться с кризисом и погасить долг, страны Восточной Азии обратились к Международному валютному фонду и Всемирному банку за экономической помощью[5].

Источники

  1. Chun, Lin. China and Global Capitalism. — Palgrave Macmillan, 5 December 2013. — P. 78. — ISBN 978-1137301253.
  2. Kuznets, Paul W. (April 1988). «An East Asian Model of Economic Development: Japan, Taiwan, and South Korea». Economic Development and Cultural Change 36 (S3): S11–S43. doi:10.1086/edcc.36.s3.1566537.
  3. Baek, Seung-Wook (January 2005). «Does China follow 'the East Asian development model'?». Journal of Contemporary Asia 35 (4): 485–498. doi:10.1080/00472330580000281.
  4. Leonardo Baccini, Giammario Impullitti, Edmund Malesky, Globalisation and state capitalism: Assessing the effects of Vietnam’s WTO entry// Vox EU,17 May 2019
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Danju I., Maasoglu Y., Maasoglu N. (8 January 2014). «The East Asian Model of Economic Development and Developing Countries». Procedia - Social and Behavioral Sciences 109: 1168–1173. doi:10.1016/j.sbspro.2013.12.606.
  6. Berger, Peter L. «The Asian Experience & Caribbean Development.» Worldview 27, no. 10 (1984): 4-7.
  7. Schmidt, Johannes Dragsbaek. Models of Dirigisme in East Asia: Perspectives for Eastern Europe//The Aftermath of ‘Real Existing Socialism’ in Eastern Europe ― London: Palgrave Macmillan, 1996 ― pp. 196—216
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 Singh, Ajit. Asian capitalism and the financial crisis // International Capital Markets: Systems in Transition. — Oxford University Press, 2002. — P. 339–368. — ISBN 978-0-19-514765-0.
  9. European Social Model and East Asian Economic Model – Different Approach to Productivity and Competition in Economy. — 24 November 2010.
  10. Campos J.E., Root H.L. The Key to the Asian Miracle: Making Shared Growth Credible. — Brookings Institution Press, 2001. — ISBN 978-0-8157-2303-5.
  11. Kunio Yoshihara, The Rise of Ersatz Capitalism in South-East Asia, ISBN 978-0-19-588888-1, ISBN 978-0-19-588885-0