Воронежский экскаваторный завод

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Воронежский экскаваторный завод «ВЭКС»
Тип открытое акционерное общество, советское государственное предприятие
Год основания 1897 год
Год закрытия 2015 год
Прежние названия Машиностроительный завод Рихарда Поле, завод имени Коминтерна
Расположение  Россия: Московский проспект, 11
Отрасль машиностроение
Продукция паровые машины, станки, оборудование для железных дорог; гранатомёты БМ-13, экскаваторы
Награды Орден Трудового Красного Знамени
Сайт Бывший сайт завода

Воронежский экскаваторный завод «ВЭКС» (ранее «Рихард Поле», завод имени Коминтерна) — машиностроительное предприятие, существовавшее до 2009 года в Воронеже. Основано на базе эвакуированного из Риги машиностроительного и литейного заводов Рихарда Поле, после национализации выпускало гражданское и военное оборудование, в том числе реактивные установки залпового огня «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. В 1950-80-е годы специализировалось на землеройной технике, которая экспортировалась в 50 стран мира.

Наименования

  • 1897—1917 — Машиностроительный, литейный и котельный завод «Рихард Поле» (Рига, Лифляндская губерния)
  • 1917—1920 — Акционерное общество Воронежских машиностроительного и литейного заводов (бывший «Рихард Поле» в Риге)
  • 1920—1922 — II Воронежский национальный механический, машиностроительный, литейный и котельный завод (бывший «Рихард Поле» в Риге)
  • 1922—1927 — II Государственный механический завод им. Коминтерна
  • 1927—1931 — завод № 7 им. Коминтерна Государственного акционерного общества «Мельстрой»
  • 1931—1941 — завод им. Коминтерна
  • 1941—1945 — завод № 723 Наркомата миномётного вооружения СССР
  • 1946—1975 — Воронежский экскаваторный завод им. Коминтерна Министерства строительного и дорожного машиностроения СССР
  • 1975 — 1991— Воронежское ордена Трудового Красного Знамени производственное объединение по выпуску экскаваторов имени Коминтерна Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР
  • 2001 — 2009 — ООО «ВЗЭ Экспорт»

История

Завод Рихарда Поле и Вайтмана

В 1870 году в Риге Рихард Поле и Вайтман основали завод по изготовлению литья, паровых котлов и деревообрабатывающих станков. С 1897 года предприятие стало частью акционерного общества по производству оборудования для деревообрабатывающей и кожевенной промышленности, паровых котлов и машин. В том же году на заводе прошла первомайская стачка, результатом которой стало сокращение рабочего дня на один час[1]. В ходе революции 1905 года завод первым в Риге начал забастовку[2].

Во время Первой мировой войны (1915 год) машиностроительный, литейный и котельный заводы акционерного общества «Рихард Поле» были эвакуированы в Воронеж. Предприятие временно разместилось на базе бывшего чугунолитейного завода Гаусмана и Бухонова. Для строительства новых корпусов была куплена земля у Задонского шоссе, в километре от окраины города (ныне Московский проспект). Промышленные здания возводил петербургский подрядчик «Геллстедт и К», известный тем, что строил столичные заводы «Нобель» и «Рено». Воронежские мужчины были на фронтах войны, поэтому корпуса создавали 200 рижских рабочих. Основные здания были готовы к сентябрю 1916 года. Две главные заводские улицы вымостили булыжником, с товарной Курской станции провели железнодорожную ветку, построили водопровод с башней и канализацию[3].

По утверждению некоторых источников, в технологическом отношении завод принадлежал в это время к ведущим российским предприятиям[4].

Завод выпускал паровые машины и котлы, литейные формы, станки, сигнальные и блокировочные приборы для железных дорог. Для армии изготавливали стальной корд для шин военных грузовиков. Рабочие трудились сверхурочно – к десятичасовому дню прибавляли два-три дополнительных часа «на оборону»[3].

К 1917 году численность рабочих достигала 1300 человек, это был самый крупный завод в городе[3]. В августе 1917 года на заводе был создан отряд Красной гвардии, а в декабре завод перешёл под контроль рабочего комитета[5].

Национализация

В 1922 году предприятию было присвоено имя III Коммунистического Интернационала. В 1924 году в дополнение к прежнему ассортименту завод приступил к выпуску оборудования для хлебозаводов.

Производитель легендарной «Катюши»

В 1940-41 годах на заводе были выпущены 2 опытных образца реактивного миномёта «Катюша», успешно испытанные на Софринском артиллерийском полигоне 17 июня 1941 года и принятые к серийному производству 21 июня[6][7].

БМ-13 "Катюша"

Во время Великой Отечественной войны на заводе освоено серийное производство реактивных миномётов — легендарных «Катюш». Работа над чертежами велась круглосуточно в обстановке строжайшей тайны в отдельной комнате на втором этаже заводоуправления, всегда закрывавшейся на замок. Заводские конструкторы решили заменили сложные фигурные направляющие установки двутавровой балкой, что повысило прочность конструкции. Кроме того, заводские инженеры-электрики Яков Тупицын и Евгений Низовцев переделали пульт управления огнём. Изначально в чертежах РНИИ он был выносной. Чтобы произвести выстрел, командир установки должен был взять из кабины катушку-барабан, пробежать с ней 25 м в укрытие и поворотом ручки замкнуть 16 контактов. Воронежские инженеры смонтировали пульт в маленьком ящике в кабине шофера. Заказы на производство отдельных деталей реактивной установки были размещены на заводах имени Калинина, Ленина и «Электросигнале»[3].

В 1941 году завод выпустил 327 установок. В 1942 году завод был эвакуирован на Урал, в Свердловск.

Выпуск строительной техники

После Победы страна нуждалась в восстановлении разрушенного, для чего требовались экскаваторы. Это производство было поручено заводу имени Коминтерна. Первый экскаватор — однокубовый — выпустили 25 мая 1947 года[3].

С 1952 года был освоен выпуск машин с ковшом емкостью 2-2,5 кубометра[3].

В октябре 1958 года на поток встал совершенно новый экскаватор Э-2005 для скальных грунтов с индивидуальным приводом механизмов и электропитанием от внешней сети[3].

В 1963 году был начат выпуск экскаватора Э-2503, конкурирующего с зарубежными аналогами[3].

Землеройная гусеничная машина Воронежского экскаваторного завода имени Коминтерна.

Параллельно завод производил и землеройно-фрезерные машины для рытья оросительных каналов в неосвоенных местностях, с дизель-электрическим приводом[3].

В 1978 году сборочный цех поставил рекорд — собрал 147 экскаваторов в месяц. Ежедневно завод использовал до 15 вагонов металла. Из Воронежа экскаваторы экспортировались в 50 стран, в том числе в Англию. Особенным спросом пользовались тросовые экскаваторы ИО-2503[3].

Подготовку рабочих кадров для завода обеспечивало профтехучилище № 5. Более 60 % выпускников — формовщиков, электриков, сварщиков, слесарей-ремонтников, слесарей-сборщиков — получали распределение на базовое предприятие[3].

Благодаря заводу имени Коминтерна в Воронеже вырос целый микрорайон жилых домов, где рабочие и инженерно-технические работники получали квартиры. Для их детей были построены шесть детских садов, база отдыха «Маклок» и пионерлагерь «Ракета», в котором каждое лето отдыхали более тысячи детей. Взрослые «коминтерновцы» поправляли здоровье по профсоюзным путёвкам в санаториях имени Горького, Цюрупы и профилактории у Чёрного моря в Одессе, куда путёвка на 24 дня обходилась всего в 20 рублей. Путёвок приходило свыше 70 в месяц, так что не всегда даже удавалось их распределить, не находилось такого количества желающих[3].

Кроме того, у завода имелась и собственная поликлиника, где трудились 79 медиков, из них 37 врачей. На базе медсанчасти работала грязелечебница, куда привозили крымские лечебные грязи и радон из Лисок[3].

В каждом цеху работала столовая, где комплексный обед обходился в 35 копеек. Рабочие второй смены питались бесплатно, на вредных производствах выдавали молоко. С таких производств на пенсию выходили в 45 лет.

Банкротство и ликвидация завода

В сентябре 2006 года на Воронежском экскаваторном заводе вводится конкурсное производство.

Основные кредиторы предприятия — налоговые органы (38 %задолженности), компании, аффилированные с «Тяжэкс-Холдингом» (31 %), ОАО «Тяжэкс имени Коминтерна» (24 %). Стороны долгое время конфликтовали. Основной предмет спора представляла земля под предприятием — около 45 га. Осенью 2010 года по приказу департамента спорная земля была разделена на 29 самостоятельных участков. ВЭКСу отошло 22 из них общей площадью 11,2 га. Собственниками оставшихся семи стали владельцы объектов недвижимости, которая находится на этих участках. В частности, у ООО «Воронежский сталелитейный завод» оказалось два участка площадью 3,7 га, у «Тяжэкса» — один площадью 29 га. В сентябре 2011 года Росреестр завершил процедуру регистрации земельных участков на территории ВЭКС. Таким образом, в цену каждого объекта уже входит стоимость земли. Именно вопрос с землей сдерживал завершение процедуры банкротства, которая продолжается с 2006 года. Весной собрание кредиторов ВЭКС проголосовало за замещение активов завода — создание юрлица, в уставный капитал которого вносятся активы, а затем на торги выставляются акции новой организации. К активу проявляли интерес несколько инвесторов, в том числе Кировский завод. Такое решение позволило бы сохранить предприятие как единую бизнес-структуру. Он также отмечал, что в данном вопросе была достигнута договоренность давним оппонентом — «ТяжЭксом».[8]

Завод ликвидирован как юридическое лицо определением Арбитражного суда Воронежской области от 13.04.2015 года. Процедура конкурсного производства в отношении ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор» завершена. [9]

Современное состояние завода

  • В 2009 году завод прекратил деятельность. На территории расположен технопарк «Московский». Оборудование завода вывезено. Большая часть цехов занята арендаторами — ведется производство стекла, тротуарной плитки, автосервис. Бывшее заводоуправление перепрофилировано в медицинский центр «НМТ» и отделение Сбербанка. Часть цехов заброшена, часть снесена. На территории завода оставалось два последних непроданных экскаватора ДГЭ-1200, произведенных в 2009 году, но в связи с отсутствием заказов экскаваторы были утилизированы летом 2015 года.[10][11]
  • 7 октября 2016 года на бывшем административном здании завода была открыта мемориальная доска в память о производившейся на заводе имени Коминтерна реактивной установке БМ-13[12] Долгое время на территории завода находился памятник «Катюше» в виде ракетной установки на постаменте (установлен в 1972 году). В настоящее время сохранился только постамент с мемориальной доской, сама установка была передана Советом ветеранов завода управлению культуры Воронежа в 2011 году[источник не указан 2037 дней]. Также был демонтирован памятник В. И. Ленину, находившийся поблизости.
  • 10 сентября 2018 года на территории был снесён памятник сотрудникам завода, погибшим в Великой Отечественной войне[13]. Основная причина сноса — приход памятника в негодность. Взамен снесенного памятника на здании бывшего заводоуправления были установлены пластиковые таблички с именами погибших. Дальнейшая судьба табличек и букв, составлявших надпись «Отдавших жизнь за Родину — помните», а также прочих деталей оформления снесенного памятника, неизвестна.[14]
  • 2019 год — по распоряжению мэра Воронежа В. Кстенина началась подготовка к реновации территории бывшего завода[15].

Продукция завода

  • Э-2503
  • Э-2505
  • ЭО-43211
  • ЭО-5122
  • ЭО-5123
  • ЭО-5124
  • ЭО-5124А
  • ЭО-5126
  • ЭО-5221
  • ЭО-5224
  • ЭО-5225
  • ЭО-6122
  • ЭО-6123
  • ЭО-6123А-1
  • ЭО-6124
  • ВЭКС-30L
  • ВЭКС-20К
  • Производство запчастей и ремонт экскаваторов[16]

Награды

В 1965 году завод награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Примечания

  1. История рабочего класса России: 1861—1900 гг. — М.: Наука, 1972. — С. 256.
  2. Всероссийская политическая стачка в октябре 1905 года. — М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. — Ч. 2, с. 219.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 Анастасия Сарма. Завод имени Коминтерна – колыбель «катюши». Легенды Воронежа. РИА Воронеж (28 августа 2019).
  4. В. З. Дробижев, А. К. Соколов, В. А. Устинов. Рабочий класс Советской России в первый год пролетарской диктатуры: Опыт структурного анализа по материалам проф. переписи 1918 г. — М.: Издательство Московского университета, 1975. — С. 164.
  5. Рихарда Поле завод // Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — С. 509.
  6. 15—17 июня 1941 г. прошли войсковые испытания на Софинском полигоне, а 21.06.1941 г. — принят на вооружение — Постановление ЦК ВКП (б) от 21.06.1941 г.
  7. П. Федин. В бой идут «катюши». Серийное производство пусковых установок началось на пятый день после нападения гитлеровской Германии // «Известия», № 307 (20653) от 3 ноября 1941, с. 3.
  8. Воронежский экскаваторный завод после шести лет банкротства выставил на торги основное имущество. Дата обращения: 3 апреля 2015. Архивировано 8 апреля 2015 года.
  9. Определение о прекращении производства по делу.
  10. Экскаватор карьерный дгэ1200 в Воронеже – Цена, Фото. Дата обращения: 29 апреля 2017. Архивировано 12 июля 2017 года.
  11. Воронежский экскаваторный завод. Подборка фотографий за последний год. ч.1.: vmulder — LiveJournal. Дата обращения: 29 апреля 2017. Архивировано 1 марта 2018 года.
  12. Открытие мемориальной доски миномету «Катюша» | события | ВОРОНЕЖ | АиФ Черноземье. Дата обращения: 17 октября 2016. Архивировано 18 октября 2016 года.
  13. В Воронеже уничтожен мемориальный комплекс в память о погибших в войну рабочих Архивная копия от 13 сентября 2018 на Wayback Machine // Моё!
  14. Прокуратура изучает законность сноса памятника героям войны в Воронеже (рус.), МОЁ! Online. Все новости Воронежа (10:30, сегодня). Архивировано 18 сентября 2018 года. Дата обращения 18 сентября 2018.
  15. Власти Воронежа начали подготовку к реновации территории экскаваторного завода. Вести Воронеж (13 декабря 2019). Дата обращения: 8 марта 2020. Архивировано 29 декабря 2019 года.
  16. Каталог товаров : Воронежский Завод Экскаваторов, ОАО : ALL.BIZ: Россия. Дата обращения: 30 апреля 2017. Архивировано 31 января 2017 года.

Ссылки