Воробьиная оратория

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Воробьиная оратория
Обложка альбома Сергея Курёхина «Воробьиная оратория» ()
Студийный альбом Сергея Курёхина
Дата выпуска 1993
Дата записи лето 1992 — зима 1993
Длительность 44:32
Страна  Россия
Лейбл M&M Studio

«Воробьиная оратория» (англ. Sparrow Oratorium) — музыкальный альбом Сергея Курёхина, выпущенный в 1993 году. В связи с тем, что первые четыре из шести композиций альбома носят названия времён года, альбом известен также как «Воробьиная оратория: четыре времени года» (англ. Sparrow Oratorium: Four Seasons). Переиздан в России 2000 году.

История создания

Импульсом для создания «Воробьиной оратории» стало знакомство Сергея Курёхина с норвежским экологом Йоном Мелбаи, чья компания «Sparrow International» запланировала целую серию акций в поддержку воробьёв[1][2][3].

В рамках этого проекта Курёхин решил аранжировать целую ораторию и пригласил на студию «Ленфильма» множество известных российских музыкантов-инструменталистов. (Параллельно он там же записывал саундтрек к фильму «Над тёмной водой»[4].) Зимой 1993 года запись была завершена, и оставалось найти вокалистку. Первоначально музыкант планировал пригласить на эту роль девушек из группы «Колибри», но из-за ссоры с Натальей Пивоваровой эти планы не осуществились. Случайно став свидетелем джем-сейшна гитариста Александра Ляпина и певиц Марины Капуро и Татьяны Капуро, Курёхин предлагает Марине Капуро исполнить вокальные партии на несуществующем «воробьином языке»: при этом нот для партии не существовало, однако Курёхин лично напел их Капуро[5]. На создание «птичьего языка» Курёхина сподвигло чтение им фундаментальной книги «Основы фонологии» выдающегося русского лингвиста Николая Трубецкого[6][1].

В результате в альбом вошло шесть композиций, вокальные партии на большинстве из них были исполнены Мариной Капуро. Автором музыки и аранжировок всех композиций был Сергей Курёхин. Первый трек альбома, «Зима» с вокалом оперной певией Ольгой Кондиной, был написан Курёхиным ещё во время работы над саундтреком к фильму «Господин оформитель» под названием «Донна Анна» (позже он вошёл и в другие альбомы музыканта, в том числе «Опера богатых»)[7].

Весной 1993 года альбом был готов и выпущен на компакт-диске, что в то время ещё было редкостью. Презентации прошли в апреле в Осло[1] и в мае в Санкт-Петербурге. Акция в концертном зале «Октябрьский» состоялась 28 мая и носила название «Воробьиная оратория: времена года»[5][3]. В начале вечера Курёхин в чёрном костюме изложил зрителям свою теорию, согласно которой Санкт-Петербург является «Новой Атлантидой» и в ближайшие десять лет будет полностью затоплен водой — виден будет только шпиль Петропавловской крепости, а остальные достопримечательности можно будет наблюдать в водолазных костюмах[6]. Вячеслав Полунин вспоминал о том, что в постановке «Воробьиной оратории» в «Октябрьском» приняли участие созданное в рамках театра «Лицедеи» трио «Мумиё» (Лейкин, Кефт, Адасинский), а также Кола Бельды, Эдуард Хиль, Борис Штоколов, Краснознаменный оркестр, хор ветеранов и театр экспериментальной моды[8][9]. По другим данным, музыку исполнял большой симфонический оркестр, актёр Семён Фурман читал стихи Есенина, балерины танцевали без музыки, а будущие герои телесериала «Менты» дефилировали с пылесосами[6]. Съёмка концерта велась с шести камер и впоследствии демонстрировалась в программе «Пятое колесо»[6].

По некоторым сведениям, исполнение произведения в России планировалось также осенью 1993 года, однако до него не дошло дело, поскольку в Москве произошёл путч[10].

В 2000 году Фонд Сергея Курёхина провёл презентацию переиздания компакт-диска «Воробьиной оратории». Этот диск отличается дизайном: в нём использована обложка Марины Волковой[10].

17 апреля 2018 года, на церемонии вручения Премии им. Сергея Курёхина в области современного искусства за 2017 год, в БДТ им. Товстоногова состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», в которой использованы части «Лето» и «Осень» из «Воробьиной оратории», а также произведения «Реквием» и «Трагедия в стиле минимализм»[11][12].

Список композиций

  1. Зима (3:53)
  2. Весна (9:17)
  3. Лето (11:40)
  4. Осень (8:00)
  5. Зимняя воробьиная песня (5:32)
  6. Воробьиные поля навсегда (6:10)

Исполнители

В записи принимали участие[13][14][15][16][17][18]:

Критика

Андрей Бурлака называет «Воробьиную ораторию» «одной из наиболее ярких, зрелых, художественно совершенных и законченных работ музыканта»[3].

Николай Овчинников пишет о том, что в этом произведении «новая волна встречается с оперой, а резкий гитарный скрежет приобретает симфоническую стать»[19]:

«Воробьиная оратория» постепенно раскрывается как памятник жизни, в которой особый ритм и особые рифмы: не музыкальные, а временные, как сезоны сменяют друг друга. Это, следуя словам той же Капуро, «какофония жизни», где синтезаторная машинерия сталкивается с птичьим щебетом.

Он называет «Воробьиную ораторию» образцом «то ли пост-, то ли протомузыки»: «Смешались языки и стили и породили новый язык и стиль, на котором умел говорить только один человек».

По мнению Киры Верниковой, в произведении присутствует «хрустальная печаль, холодный минимализм красок: всё придуманное, не настоящее и не человечное. В тексте автор объясняется на им самим сочиненном птичьем языке — наборе гладко поющихся слогов. Это якобы смесь латинских, русских и украинских фонем»[10]. Аналогично, Инна Ткаченко говорит о том, что «Воробьиная оратория» «грустна от осознания неизбежной гибели. В музыкальном же строе её чириканье сочетается с характерными звуками славянской фонетики»[1].

Отмечалось, что в музыке оратории улавливаются реминисценции из «Времён года» Вивальди и Чайковского[4][1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Инна Ткаченко. Презентация нового диска Сергея Курехина: «Воробьиная оратория» петербургского композитора Архивная копия от 7 марта 2022 на Wayback Machine // Газета «Коммерсантъ», 28.05.1993
  2. Кушнир, 2013, с. 179.
  3. 3,0 3,1 3,2 Андрей Бурлака. Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге. 1965—2005. Том 2. Litres, Jan 29, 2022. С. 288. Архивная копия от 6 марта 2022 на Wayback Machine
  4. 4,0 4,1 Кушнир, 2013, с. 180.
  5. 5,0 5,1 Кушнир, 2013, с. 181—182.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Кушнир, 2013, с. 182.
  7. Кушнир, 2013, с. 105.
  8. Вячеслав Полунин. Смешно сказать // Итоги. 2013. № 31 (895). С. 48—52 Архивная копия от 6 марта 2022 на Wayback Machine.
  9. Нашему кино нужны радость, романтика и карнавал: Анвар Либабов — о том, что клоуны востребованы всегда и везде Архивная копия от 6 марта 2022 на Wayback Machine // Известия, 5 октября 2012
  10. 10,0 10,1 10,2 Кира Ъ-Верникова. Воробьи прилетели: Переиздана «Воробьиная оратория» Сергея Курехина Архивная копия от 6 марта 2022 на Wayback Machine // Газета «Коммерсантъ», 04.03.2000
  11. Объявлены лауреаты премии им. Сергея Курёхина за 2017 год / Центр современного искусства имени Сергея Курёхина. Дата обращения: 6 марта 2022. Архивировано 6 марта 2022 года.
  12. Объявлены лауреаты премии им. Сергея Курёхина за 2017 год / Центр современного искусства имени Сергея Курёхина. Дата обращения: 6 марта 2022. Архивировано 6 марта 2022 года.
  13. Дискография Сергея Курёхина / Центр современного искусства имени Сергея Курёхина. Дата обращения: 6 марта 2022. Архивировано 6 марта 2022 года.
  14. Сергей Курёхин — «Воробьиная оратория» (Выргород, MC). Дата обращения: 6 марта 2022. Архивировано 6 марта 2022 года.
  15. Сергей Курёхин — «Воробьиная оратория» (Выргород, CD). Дата обращения: 6 марта 2022. Архивировано 6 марта 2022 года.
  16. Sergey-Kuryokhin-Sparrow-Oratorium-Four-Seasons Архивная копия от 6 марта 2022 на Wayback Machine (Discogs)
  17. Сергей-Курёхин-Воробьиная-Оратория Архивная копия от 7 марта 2022 на Wayback Machine (Discogs)
  18. Сергей-Курёхин-Sparrow-Oratorium-Four-Seasons Архивная копия от 17 марта 2022 на Wayback Machine (Discogs)
  19. 20 лучших постсоветских альбомов: от «Мумий Тролля» до «Кино», от NRKTK до «Тату»: 16. «Воробьиная Оратория», Сергей Курехин (Николай Овчинников). Дата обращения: 6 марта 2022. Архивировано 10 февраля 2022 года.

Литература

  • Кушнир А. И. Сергей Курёхин. Безумная механика русского рока. — М.: Бертельсманн Медиа Москоу, 2013. — 224 с. — ISBN 978-5-88353-567-2.

Ссылки