Вольтурно (пароход, 1906)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Вольтурно»
англ. SS Volturno
Оператор Uranium Line
Изготовитель Fairfield
Спущен на воду 1906 год
Статус Затонуло в 1913 году
Основные характеристики
Длина 100 м
Ширина 13 м
Скорость хода 14 узлов (26 км/ч)
Экипаж 93 человека
Пассажировместимость

  • 24 человека в первом классе
  • 1000 — в третьем

«Вольтурно» (SS Volturno) — британский пароход, в октябре 1913 года затонувший в Северной Атлантике после пожара на борту. На момент катастрофы этот океанский лайнер был зафрахтован компанией Uranium Lines для перевозки в США эмигрантов. После сигнала SOS на помощь пришли 11 других кораблей, которые спасли 521 человека. 136 человек, в основном женщины и дети, погибли во время первой неудачной попытки спустить на воду спасательные шлюпки.

Корабль был построен компанией Fairfield в Говане в ноябре 1906 года для неаполитанской компании Navigazione Italo-Americano, но впоследствии неоднократно менял владельцев.

Пожар и гибель

The Burning of the S.S.Volturno - William Shackleton.jpg

Около 6 часов утра 9 октября 1913 года в середине Северной Атлантики, в самый разгар шторма, на «Вольтурно», имеющем на борту преимущественно эмигрантов, направлявшихся в Нью-Йорк, начался пожар. Экипаж судна около двух часов пытался бороться с пожаром, но, осознавая силу огня и ограниченные возможности для борьбы с ним в разбушевавшемся море, капитан судна Фрэнсис Инч (англ. Francis Inch) велел судовому радисту послать в эфир сигнал SOS.

Пожар на пароходе «Вольтурно» 9 октября 1913 года

Одиннадцать судов направились на помощь, приняв сигналы бедствия и координаты «Вольтурно». Все они прибыли к месту происшествия в этот же (9 октября) и на следующий день[1]. Тем временем, часть спасательных шлюпок парохода «Вольтурно» с женщинами и детьми была спущена на воду с трагическими результатами: шлюпки или перевернулись, или были разбиты волнами о корпус корабля, не оставив в живых ни одного человека[1].

Первым к месту происшествия прибыл пароход «Кармания» (RMS Carmania). Его капитан Джеймс Клейтон Барр (англ. James Clayton Barr) принял на себя руководство спасательной операцией[2]. Он предложил девяти судам сформировать колонну и окружить терпящее бедствие судно. В течение ночей 10 и 11 октября «Кармания» направляла один из своих прожекторов на «Вольтурно», а другим освещало кольцо прибывших судов, чтобы помочь им избежать столкновения[1]. Но несмотря на предпринятые усилия два судна: лайнер «Крунлэнд» (SS Kroonland) компании Red Star Line и пароход «Турень» (La Touraine), принадлежащий Compagnie Générale Transatlantique, — почти столкнулись, сблизившись, по словам очевидца, на расстояние менее 5 м[3].

Суда, прибывшие для спасения, направили свои спасательный шлюпки, чтобы попытаться снять пассажиров с повреждённого «Вольтурно». Но плохая погода, огромные волны и нежелавшие пассажиров прыгать в холодную воду затрудняли спасательную операцию. На борту парохода экипаж и несколько мужчин из пассажиров, будучи не в состоянии потушить пожар, тем не менее не давали огню распространяться в сторону кормовых грузовых трюмов, над которыми собрались остальные люди. Однако незадолго до рассвета сильный взрыв потряс судно (вероятно, взорвался котёл в машинном отделении). С этого момента спасатели решили, что «Вольтурно», ранее не находившийся в непосредственной опасности затопления, может пойти ко дну в любое время.

Рано утром 11 октября танкер «Наррагансетт» (SS Narragansett), одно из одиннадцати судов прибывших для спасения, запустил свои насосы и распылил по поверхности океана смазочное масло, чтобы успокоить поверхность моря в районе бедствия[1]. Использование масла и улучшение погоды позволили направить на помощь «Вольтурно» намного больше спасательных шлюпок.

К 9 утра 11 октября 1913 года все спасательные шлюпки возвратились на свои корабли, которые продолжили следовать в пункты назначения[1] Десятью судами из одиннадцати было спасено 521 пассажир и член экипажа. Смерть унесла 136 жизней — преимущественно женщин и детей с первых спущенных на воду спасательных шлюпок[1].

Ночью 17 октября 1913 года датский танкер «Шарлоз» (Charlois), не знавший о событиях предыдущей недели, обнаружил всё ещё дымившийся пароход «Вольтурно». «Шарлоз» приспустил шлюпку, держа её наготове, и пытался привлечь внимание пострадавших на борту обгоревшего судна. С приходом дня капитан Шмидт (нем. Schmidt), разобравшись в ситуации и понимая, что брошенный «Вольтурно» опасен для проходящий судов, приказал открыть на «Вольтурно» кингстоны. По мере того, как забортная вода поступала внутрь, корабль медленно скрывался под волнами[4].

Корабли, участвовавшие в спасательной операции

В спасении пассажиров и экипажа «Вольтурно» участвовали следующие корабли[5]:

  • «Кармания», возглавил операцию, спас 1 человека
  • «Царь», спас 102 человека
  • «Девониан» (SS Devonian), спас 59 человек
  • «Гроссер Курфюрст» (Grosser Kurfürst), спас 105 человек[6]
  • «Крунлэнд» SS Kroonland, спас 90 человек
  • «Турень» (La Touraine), спас 40 человек
  • «Миннеаполис» (SS Minneapolis), спас 30 человек
  • «Наррагансетт» (SS Narragansett), спас 29 человек
  • «Раппаханнок» (SS Rappahannock), спас 19 человек
  • «Зейдлиц» (Seydlitz), спас 46 человек
  • «Эйжн» (SS Asian), принял сигнал SOS, но непосредственно в спасении не участвовал

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 135 perish when ship burns at sea, The Washington Post (12 октября 1913), С. 1.
  2. Capt. Barr Cites Log On Volturno. Says Carmania's Part in Rescue Work Was Misrepresented in English Reports., New York Times (27 октября 1913). Архивировано 4 июня 2011 года. Дата обращения 26 февраля 2010. «The Cunard liner Carmania arrived yesterday from Liverpool with forty-three survivors from the Volturno, including twenty-two women and children who had been rescued by the Leyland steamship Devonian and landed at Liverpool.».
  3. Ships near a crash in aiding Volturno (pdf), The New York Times (19 октября 1913), С. 8. Архивировано 2 ноября 2012 года. Дата обращения 21 июня 2008.
  4. Spurgeon, pp. 66-68.
  5. Spurgeon, pp. 57-58.
  6. Capt. Spangenberg of German Liner Praises Work of His Officers and Men., New York Times (16 октября 1913). Архивировано 4 июня 2011 года. Дата обращения 26 февраля 2010. «Capt. Spangenberg of the Grosser Kurfurst and his officers told yesterday of the rescue of passengers from the Volturno.».

Литература

Ссылки