Вольный каменщик (книга)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вольный каменщик
Жанр роман
Автор Осоргин М. А.
Язык оригинала русский
Дата написания 1935 год
Дата первой публикации 1937 год

«Вольный каменщик» — роман Михаила Андреевича Осоргина о русском эмигранте Тетёхине, который вступив в масонскую ложу сумел познать масонское учение и открыть для себя заново окружающий мир.

Издание

Книга издана в Париже, в 1937 году (обложка художника Ф. С. Рожанковского).

Переиздана в Москве в 1992 году. Предисловие О. Ю. Авдеевой и А. И. Серкова. Подготовка текста О. Ю. Авдеевой. Комментарии А. И. Серкова.

Содержание

Все действия в романе «Вольный каменщик» происходят в эмиграции. Герой романа, бывший провинциальный почтовый чиновник из Казани, а ныне самый обычный эмигрант, с русской фамилией Тетёхин, вступает в Париже в парижскую масонскую ложу. С первых же строк повествования приоткрывается завеса таинственности над всем происходящим в масонской ложе. Уделено место в романе тогдашним современным проблемам: росту тоталитаризма в мире, денационализации русской эмиграции (сын Тетёхина — типичный русский «Жоржик», да и сам Тетёхин, оставаясь насквозь русским, отходит от бытовых и общественных интересов эмиграции), проблеме урбанистической цивилизации и т. п. Многое преподносится Осоргиным в романе в виде сатирического представления ситуаций.

В отличие от первых сочинений Осоргина роман написан в игриво-замысловатом стиле, с игрой сюжетом, постоянным ироническим вторжением автора, с элементами «конструктивизма» (смысловая и стилистическая роль масонских символов и терминологии). Просматривается, с одной стороны, влияние советских «неореалистов», с другой — нарочитая попытка стилизации под XVIII век[1][2].

Как пишет в своей работе доктор филологических наук, профессор М. А. Хатямова:

«Вольный каменщик» — повествование о пути русского интеллигента в эмиграции, создание новой положительной утопии сохранения культурной идентичности. Метатекстовая структура «романа о романе» служит у Осоргина не для замещения утраченной реальности текстом о ней, а для сохранения истинного существования с помощью проективной силы искусства. Позднее, во «Временах», это (традиционное и классическое для русской литературы) представление о творчестве примет вид эстетической формулы: «я пишу не произведение — я пишу жизнь»[3].

Характеристики

Издательство: Московский рабочий
Год издания: 1992
Место издания: Москва
Жанр: роман
Язык текста: русский
Язык оригинала: русский
Тираж: 35000 экз.
Страниц: 336
ISBN 5-239-00627-X

Примечания

  1. http://www.azlib.ru/o/osorgin_m_a/text_0030.shtml Архивная копия от 6 марта 2017 на Wayback Machine Творчество Осоргина М. А.
  2. Серков А. И. Комментарии // Осоргин М. Вольный каменщик. М., 1992
  3. Хатямова М. А. Метатекстовая структура в романе М. А. Осоргина «Вольный каменщик» (1935) // Сибирский филологический журнал. — Новосибирск, 2008. — № 2. — С. 93 −108.

Ссылки