Вольное казачество

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Обложка журнала "Вольное казачество", Париж, 1936 г.


Делегаты первого съезда Вольного казачества из Суботова в Чигирине,
октябрь 1917 года

Вольное казачество (укр. Вільне козацтво, фр. Les cossaques libres), Украинское вольное казачество, иногда также Свободное казачество[1] — общее название ряда украинских и русских, в том числе эмигрантских казачьих войсковых и общественных организаций, называвших себя «вольными казаками», «вольным казачеством», «вольноказачьим движением» и т. д., в той или иной степени подчёркивая своё отличие от казаков, связанных с государством (казачье сословие Российской империи и т. д.). Как минимум часть представителей движения "Вольного казачества" называли гражданскую войну 1920х гг. "войной казаков с русскими", о чем упоминали в т.ч. в своих публикациях, в т.ч. в журнале "Вольное казачество" издававшемся в Париже в 1930х гг.

На Украине вольным казачеством в 1917-1920 гг. также называли отряды гражданской самообороны (добровольной милиции) и территориальные военизированные формирования, отстаивавшие самостоятельность Украины. Во время иностранной интервенции и Гражданской войны местные отряды вольного казачества вливались как в войсковые подразделения под руководством Симона Петлюры и других лидеров украинского национального движения, так и в части Красной армии.

В среде эмигрантов из стран Российской империи разбросанных по всему миру также существовали многочисленные организации "Вольного казачества", объединявшие в своих рядах не только украинцев (казаков-украинцев), но и казаков-донцов, казаков-кубанцев, казаков-забайкальцев и т.д. В 1930х членами этой организации в Париже издавался журнал "Вільне козацтво"[2].

Таким образом организация (организации) "Вольного казачества" объединяли в себе людей разного происхождения (украинцы, донцы, кубанцы, забайкальцы), мировоззрения, политических взглядов (монархисты, кадеты, самостийныки, социалисты, коммунисты разных направлений) и даже языков (украинский, русский и др.), сыгравших определенную роль как в истории стран бывшей Российской империи, Советского Союза (Украинской и Российской Республик), организации Красной Армии и других воинских формирований так и в истории казачьей, украинской и российской (русской) эмиграции.

История

Добровольский Б.С. (1889-1938) - уроженец и представитель казачьего сословия села Капустинцы, один из организаторов формирований "Вольного казачества" на землях Пирятинского уезда Полтавской губернии, украинский коммунист-боротьбист (эсер), расстрелянный в 1938 г. с формулировкой "за украинский национализм"

В середине марта 1917 года крестьянин Никодим Смоктий из села Гусаково на Звенигородчине организовал Гусаковскую сотню. Позднее крестьяне решили собрать в Звенигородке Киевской губернии казацкий съезд и выработать на нём статут организации. В начале апреля все выборные сотенные командиры прибыли на съезд и приняли статут организации «Вольное казачество» (укр. «Вільне Козацтво») (по другим данным, уездный съезд Звенигородчины состоялся только в конце июля 1917 года[3]):

  1. Вольное Казачество организуется для защиты вольностей украинского народа и охраны порядка;
  2. Вольное Казачество — территориальная военизированная организация, в которую имеют право вступать граждане уезда не моложе 18 лет;
  3. В организацию не принимаются люди, «враждебные к Украине и люди, наказанные судом за уголовные преступления»;
  4. Всеми делами организации ведают командиры и советы казачьей старшины;
  5. На командные посты старшина избирается народом. Избранные командиры сами назначают себе заместителей, писаря, казначея и библиотекаря.

Первоначально целями Вольного казачества были «защита свободы украинского народа» и поддержание общественного порядка, которому угрожали банды распропагандированных большевиками дезертиров. Формирование подразделений происходило по территориальному принципу: волости формировали сотни, волостные сотни (роты) уездов составляли курень (батальон); курени уездов (округов) — полк, полки губерний — кош (дивизию). Должностные лица были выборными. Оружие приобреталось за счет сбора налогов.[4]

В 1917 году движение Вольное казачество распространяется на Киевскую, Волынскую, Херсонскую, Полтавскую, Черниговскую губернии. Военизированные формирования состояли преимущественно из крестьян (как правило — бывших солдат и унтер-офицеров Русской императорской армии), а также из рабочих, в частности, в Киеве. На Всеукраинском конгрессе Вольного казачества в Чигирине 16−20 октября 1917 года было представлено около 60 тысяч организованных потомков украинских казаков. Атаманом Вольного казачества был избран русский генерал Павел Скоропадский (потомок гетмана Войска Запорожского), наказным атаманом — штабс-капитан Русской императорской армии Иван Полтавец-Остряница.[4] Скоропадский вступил в руководство отрядами Вольного казачества к октябрю 1917 года.

До января 1918 года верховный совет Вольного казачества был подчинен сначала Генеральному секретариату внутренних дел Украинской Народной Республики (УНР), затем Военному секретариату УНР.

С началом военного конфликта между провозглашёнными в 1917 году УНР и Украинской Народной Республикой Советов (УНРС), претендовавшими на территории бывшей Российской империи, заселенные преимущественно украинцами (Малороссию и Новороссию), Генеральный секретариат Центральной рады принял решение преобразовать Вольное казачество в территориальную армию.

В это же время было положено начало формированию червонного казачества, сторонников советской власти. 31 декабря 1917 (13 января 1918) Народный секретариат по военным делам обратился к трудящимся УНРС с призывом о вступлении в курени (полки) Червонного казачества.[5]

В декабре 1917−апреле 1918 годов Вольное казачество сыграло важную роль в боях с большевиками (особенно в южных районах Киева)[4]. Однако, во многом, проповедуемый лидерами и идеологами молодого украинского национального государства (Украинской Центральной Рады) национализм (архаизм в военной терминологии, в военной форме, в общественной жизни и т. п.) оттолкнули прогрессивных и здравомыслящих людей, в первую очередь, большинство украинцев-офицеров Русской императорской армии, в лагерь белогвардейцев, украинских анархистов, украинских социал-демократов.

В соответствии с требованием германского оккупационного командования, в марте−апреле 1918 года гетманом Скоропадским Вольное казачество было разоружено.

В последующем многие вольные казаки и организованные ими местные отряды сельской милиции и самообороны в 1918−1919 гг. приняли участие в восстании против гетманского правительства Украинской державы и деникинцев. При этом, часто вольные («сине-жёлтые») и червонные («красные») казаки действовали заодно, в том числе, в ходе восстания против гетманцев и деникинцев на землях Полтавской губернии и взятия Переяслава в 1919 году.[6]

В дальнейшем позиции представителей вольного казачества разделились. Часть из них влились в состав червонного казачества, другие, наоборот, в различные отряды, воевавшие против советской власти, то есть, организованных и контролируемых большевиками структур молодой советской Украинской Республики (УССР)[4].

Немало представителей вольного казачества, как участвовавших в гражданской войне на стороне УНР, так и в становлении УССР, впоследствии были, так или иначе, репрессированы или поражены в правах в 1920−1930-х гг.

Примером жизненного пути украинского вольного казака 1917−1920-х гг. является биография Ивана Игнатьевича Козуба, одного из организаторов отряда самообороны, ячейки вольного казачества в родном селе Капустинцы в 1917−1918 гг., принявшего участие в восстании против деникинщины на Переяславщине в 1919 году, участвовавшего в развитии народовластия на Украине, как под сине-жёлтыми, так и под красными флагами в 1919−1920-х гг., работавшего в ЧК и возглавлявшего волостной исполком в родном селе, райисполком Бориспольского района, выпускника Киевского Института Народного Хозяйства, участвовавшего в развитии хозяйства УССР и РСФСР в 1930-х, члена КП(б)У, репрессированного в конце 1930-х, позже восстановленного в партии. Его жизненный путь описан в известной немалому количеству украиноязычных читателей современной Украины и за рубежом книге «Доба и доля»[6], являющейся одним из ярких свидетельств очевидцев той эпохи.

«Вольное казачество» в период Второй мировой войны

См. также

Примечания

  1. Свободное Казачество (недоступная ссылка)
  2. Архивированная копия. Дата обращения: 20 января 2019. Архивировано 20 января 2019 года.
  3. Історія українського козацтва. Нариси у 2 томах. К.: ВД «КМА», 2007.- Т.2.- с.393.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Кубийович В. М..
  5. Великая Октябрьская социалистическая революция на Украине — Киев: «Госполитиздат УССР», 1957. — Т. 3.
  6. 6,0 6,1 Козуб І. І..

Ссылки