Волго-Уральская нефтегазоносная область

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Волго-Уральская
нефтегазоносная область
(Второй Баку)
Babushka-tower in Ishimbay.jpg
Координаты 53°30′ с. ш. 56°00′ в. д.HGЯO
Регион Поволжье
Урал
Продукция нефть и газ
Открыто 1929 год
Начало добычи 1932 год
Статус действующие месторождения

Волго-Уральская нефтегазоносная область (или Второ́й Баку́; II Баку) — часть крупного нефтегазоносного бассейна, расположенного в России, на территории Восточно-Европейской платформы[1].

Первооткрыватель (1929) — профессор Пермского университета П. И. Преображенский[источник не указан 1031 день].

История

Скважина № 702 в городе Ишимбае положила начало Второго Баку

После открытия Верхнекамского месторождения калийных и магниевых солей Павел Иванович Преображенский продолжал работу на месторождении, во время оконтуривания которого 16 апреля 1929 года в скважине были обнаружены следы нефти. 15 августа 1929 года нефтяная скважина была сдана в эксплуатацию. Таким образом, Преображенским было открыто Верхнечусовское месторождение нефти, что стало началом работ по поиску и разведки нефти на Западном Урале, приведших к открытию Волго-Уральской нефтегазоносной провинции.

В мае 1929 года при участии начальника горного отдела Ф. Н. Курбатова Башсовнархоз обратился в Государственный исследовательский нефтяной институт и в Геологический комитет с просьбой организовать разведку на нефть в Башкирии. Летом того же года по инициативе академика И. М. Губкина Государственный исследовательский нефтяной институт направил в БАССР три специальные геологические партии, одна из них под руководством геолога А. А. Блохина работала в будущем Ишимбае[2]. В июне 1930 года правительство БАССР поднимает вопрос об ускорении начала работ по глубокому бурению перед президиумом Всероссийского ЦИК и Совнаркомом СССР. 28 октября 1930 года вышло Постановление Правительства СССР, обязывающее ВСНХ СССР «обеспечить в планах Союзнефти на 1931 год глубокое бурение месторождений нефти в БАССР». Были приняты меры по укреплению материально-технической базы нефтеразведок. Осенью 1930 года по завершении геологических исследований А. А. Блохин наметил четыре точки скважины № 701—704 под бурение глубоких скважин.

16 мая 1932 года в 11 часов 30 минут с глубины 680,15 метра скважина № 702 выбросила первый 36-метровый фонтан промышленной нефти — в течение 4 часов около 50 тонн нефти[3]. Эта дата является началом становления нефтяной промышленности Башкирии. Именно скважина № 702 на территории современного крупного города Ишимбая положила начало «Второму Баку»[4]. Был организован первый в Поволжье и на Урале нефтепромысел. Новый нефтяной центр СССР получил именование Ишимбаевский по деревне Ишимбаево.

В 1935 году в Ишимбае организован трест «Башнефть» (приказ НКТП от1/IX — 1935 г. № 1026 а) (в 1940 переименован в трест «Ишимбайнефть»[5]).

Первоначально название «Второй Баку» (II Баку) применялось к Ишимбайскому нефтяному месторождению, но быстро распространилось на весь регион.

С освоением с 1932 года нефтяных месторождений между Поволжьем и Уралом создавалась вторая (после города Баку) крупная база нефтяной промышленности СССР. По аналогии «Третьим Баку» стала Западная Сибирь[6][7][8].

Начиная с 1950-х годов «Второй Баку» вышло на 1-е место в СССР по размерам добычи нефти (71,5 % в 1965), но в связи с освоением вновь открытых нефтеносных месторождений в Западной Сибири, на полуострове Мангышлак доля «Второго Баку», при абсолютном росте добычи, стала снижаться (в 1970 — 58,6 %).

В 1932 году в Башкирии было открыто Ишимбайское нефтяное месторождение, которое положило начало разработке крупнейших месторождений между Волгой и Уралом, получивших название «Второй Баку». В 1934 году была построена ширококолейная железная дорога Ишимбай — Уфа, протяженностью 171 км, предназначавшаяся для доставки нефти из Ишимбая на нефтеперерабатывающий завод в Уфу. Уже к 1936 году добыча нефти увеличилась, железная дорога и водный транспорт не справлялись с необходимым объёмом перевозки нефти. Поэтому построили и ввели в эксплуатацию в 1937 году нефтепровод Ишимбай — Уфа, диаметром 12 дюймов, протяженностью 168 км с одной перекачивающей насосной станцией. Несколько раз этот трубопровод менял направление перекачки. Во второй пятилетке (1933—1937 годы) трубопроводная сеть СССР увеличилась ещё на 1150,9 км.[9]

Месторождения

Примечания

  1. Волго-Уральская нефтегазоносная область // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Мангушев, Поляков, Уткин, 1985, с. 10.
  3. Зыкина Р. Город чёрной нефти на Белой реке // Республика Башкортостан : газета. — Уфа, 2005. — 10 февраля. — № 26.
  4. Виктор Белимов. Вторая жизнь для "второго Баку". «Эксперт Урал» №20 (102) (2003). Дата обращения: 23 января 2017. Архивировано 2 февраля 2017 года.
  5. Осташевская Г. А. (редактор). Нефть Башкирии. Статистический сборник. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. — С. 185. — 192 с. — 5000 экз.
  6. НЕФТЬ И ГАЗ КАСПИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ — Сергей КОЛЧИН — CA&CC Press AB Архивная копия от 27 сентября 2006 на Wayback Machine, 2001
  7. Знамя № 24, 6 ноября 1966 года — Край больших горизонтов — «21 декабря 1965 года в Тюмень по первому сибирскому трубопроводу пришла нефть. Родилась новая стальная нефтяная река! Залежи сибирской нефти — это не второе и даже не третье Баку»
  8. Валентина Патранова. История - Третье? "Первое Баку". Независимое нефтяное обозрение; газета "Новости Югры" (1 марта 2000). Дата обращения: 23 января 2017. Архивировано 23 апреля 2017 года.
  9. Шаммазов A.M., Б. Н. Мастобаев, Р. Н. Бахтизин (УГНТУ), А. Е. Сощенко (ОАО «АК „Транснефть“»). Трубопроводный Транспорт России. (1917—1945 гг.)

Литература

Ссылки