Волгоград I

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Волгоград-1
Москва — Волгоград
Лихая — Волгоград
Волгоград - Новороссийск
Приволжская железная дорога
Здание вокзала со стороны путейЗдание вокзала со стороны путей
48°42′45″ с. ш. 44°30′49″ в. д.HGЯO
ДЦС 2
Регион ж. д. Волгоградский
Оператор ОАО «Российские железные дороги»
Дата открытия 1862[1] / 1954[2]
Прежние названия Царицын, Сталинград I
Тип Пассажирская
Количество платформ 3+2[3]
Количество путей 14+3[3]
Тип платформ 1+1[3] боковые, 2+2[3] островные
Форма платформ прямые
Ток переменный, ~ 25 кВ
Архитекторы А.В. Куровский, С.3. Брискин
Инженеры-конструкторы А.Ф. Кадильникова
Выход к Привокзальная площадь, улица Балонина
Расположение Волгоград, Волгоградская область
Пересадка на станции «Комсомольская»
Пересадка на А: 2, 6, 21, 52, 54, 55, 65, 88, 89, 123, 146; Тб: 10, 10а, 12, 15а
Расстояние до Саратова 430 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Краснодара 671 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Москвы 1071 км Яндекс.Расписания
Код в АСУЖТ 610008
Код в «Экспресс-3» 2020500
Герб Объект культурного наследия РФ
Волгоградский железнодорожный узел
Перейти к шаблону «Волгоградский железнодорожный узел» 
↓↑ На Петров Вал
984,8
330,0
Колоцкий
996,8
997 км
1004,2
Качалино
1012,2
Сакарка
1013,8
Дальняя Сакарка
Иловлинский район
Городищенский район
1017,5
Паньшино
1028,6
Котлубань
1036,1
1036 км
1042,6
Конный
Городищенский район
Волгоград
Р22
Аэропорт Волгоград
2,6
Гумрак
1051,6
0
11,0
рзд. Древний Вал
2 км
2,0
25,0
Орловка
Бетонная-Тов.
3,0
На Им. М. Горького
Бетонная
1054,5
На Верхний Баскунчак
Шоссе Авиаторов
15,5
Спартановка
Историческая ул.
ул. Шурухина
Разгуляевка
1060,5
14,1
Верхнезареченская
11,2
Вишнёвая
р. Мокрая Мечётка
Волгоград
Городищенский район
6,8
Воссоединение
Жилгородок
1065,5
12,9
Тракторная-Пасс.
10,2
Тракторная-Тов.
ул. Рокоссовского
9,9
Баррикады
6,9
Краснооктябрьская
Проспект Ленина
4,8
Дворец Спорта
Мамаев Курган
1069,8
3,8
Мамаев Курган
17 км
17,0
На Морозовскую
Городищенский район
Волгоград
18К-2
Пост № 16
359,0
1071,3
Бакинская
Пост ЭЦ
?
ул. Хиросимы
Пост № 11
?
379,7
1073,6
Волгоград I
Локомотивное депо
363,5
Невская ул.
Кубанская ул.
Им. М. Горького
364,8
Т
Ростовская ул.
366 км
366,0
Елецкая ул.
Т
Новоузенская ул.
376,4
2,3
Волгоград II
14,0 км
Волгоград Порт
Ж.д. больница
370,1
371,4
Садовая
4 км
4,0
?
Мелькомбинат
5,7
Ельшанка
8,1
Завод им. Петрова
9,6
Обувная фабрика
?
Акварель
Горнополянский
9,0
11,7
Горная Поляна
14,5
Им. Н. Руднева
Волгоград
Светлоярский район
15,8
Завод им. Ермана
16,9
Бекетовская
18,1
Волгогрэс
19,8
Завод им. Кирова
Инга
20,0
22,2
Лесобаза
23,9
Железнодорожная
25,7
Сарепта
пр-т Героев Сталинграда
28,2
Судоверфь
27,6
28 км
28,9
Красноармейская
судоходный канал
служебные пути
32,0
Заканальная
32,2
Шпалопропитка
?,0
Мачтозавод
34,8
Керамическая
служебные пути
35,0
Татьянка
служебные пути
35,9
Пост ЭЦ
39,1
Нефтезаводская
служебные пути
40,0
Татьянка-Южная
служебные пути
41,2
Южная
служебные пути
Волгоград
Светлоярский район
33,3
34 км
36,2
Чапурники
39,9
41 км
42,3
43 км
А153
судоходный канал
44,4
45 км
На Сальск

Волгогра́д I — железнодорожная станция Волгоградского региона Приволжской железной дороги, центральный вокзал города Волгограда. Расположен на территории Центрального района по адресу: Привокзальная площадь, дом 1. Обслуживает поезда дальнего следования и пригородные поезда.

Станция является узлом пяти направлений: на Краснодар, Ростов-на-Дону, Москву, Саратов и Астрахань[4].

История

До Великой Отечественной войны

Перрон на станции Царицын

Первой железной дорогой в Царицыне стала Волго-Донская железная дорога, построенная в 1862 году. В это же время был построен первый деревянный вокзал.

В 18681870 годах начала работать Грязе-Царицынская железная дорога. В связи с этим, в 1871 году на месте современного железнодорожного вокзала Волгоград-I было построено первое кирпичное здание вокзала. К югу от него, с 1875 года располагались территориальные линии жандармского правления Козлово-Владикавказской, а с 1897 года Владикавказской железных дорог.

В 1931 году здание было существенно расширено: достроен второй этаж и большое правое крыло.

Великая Отечественная война

Здание станции на заднем плане, октябрь 1942

Во время Сталинградской битвы в результате бомбардировки и последующих боев здание вокзала было частично разрушено. Сразу после капитуляции немецких войск началось восстановление здания и повреждённого железнодорожного полотна. Уже 14 марта 1943 года в город прибыл первый поезд из Москвы. 31 марта заработало Саратовское направление. К июлю 1943 года вокзал заработал на полную довоенную мощность. На период восстановления вокзала рядом было построено временное деревянное здание. После окончания войны было принято решение не восстанавливать старое здание вокзала, а построить новое.[5]

Современное здание

Схема границ памятника архитектуры и градостроительства

Проект вокзала составлен Волгоградским филиалом Дорпроекта Приволжской железной дороги в 19501953 годах. Авторы проекта: архитектор Александр Куровский и Самуил Брискин, инженер-конструктор Александра Кадильникова. Строительство осуществлялось Главжелдорстроем Министерства путей сообщения СССР.

В период с июля 1951 по май 1954 годов новое здание вокзала было возведено на месте старого, разобранного в конце 1940-х годов, используя его фундаменты и подвалы.[5] В постоянную эксплуатацию вокзал сдан 2 июня 1954 года.

Вокзал представляет собой трёхэтажное здание с цокольным этажом, венчаемое башней со шпилем.

Здание построено из кирпича с железобетонными перекрытиями. Фасады облицованы гранитом и инкерманским камнем, частично оштукатурены. Стены в интерьере преимущественно облицованы мрамором. В целом, решение здания типично для архитектуры эпохи Сталина.

К главному входу в вокзал со стороны города ведёт широкая гранитная лестница. По обе стороны от неё на отполированном сером граните установлены два многофигурных барельефа высотой в пять метров каждый. Слева от входа — сражения гражданской войны за красный Царицын; справа — защитники Сталинграда в решительном наступательном порыве. У их ног лежит поверженное фашистское знамя. Выше, над центральным входом, размещены барельефы ордена Красного Знамени и медали «За оборону Сталинграда». Сверху, в арке над входом, установлена символическая скульптурная композиция «Апофеоз труда»: Родина-мать венчает лавровым венком победителей.

Внутри здание вокзала разбито на 2 больших зала: зал ожидания и кассовый зал, находящиеся в правом и левом крыле вокзала. Потолки в них отделаны лепными карнизами, кессонами, розетками; на потолках — художественная роспись. Тема полотна правого зала: боевой подвиг защитников города в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Тематика левого: трудовой подвиг Сталинградцев в годы послевоенного строительства, на постройке Волго-Донского канала и Волжской ГЭС. Росписи выполнены художниками Я. Скрипковым, В. Крыловым, Д. Мерпертом[6]. Скульптурные группы и барельефы в комплексе вокзала выполнены скульпторами М. Д. Павловским, Н. А. Павловской и В. Н. Безруковым.

По словам О. Н. Кириченко, директора народного музея волгоградских железнодорожников, на одной из живописных фресок, описывающих события Гражданской войны, в массовке изображены реальные люди: главный архитектор вокзала и начальник пассажирских перевозок той поры. Боевое Красное знамя Царицыну изначально передавал лично Сталин, после 1961 года изображение «подправили», переделав Сталина в колхозника, одетого в шинель[4][6].

В 1997 году здание железнодорожного вокзала признано памятником архитектуры. В 2005 году к 60-летию Победы здание вокзала было капитально отремонтировано. После капитальной чистки вокзал снова стал белоснежным. Есть надежда, что таким он останется довольно долго, так как на Приволжской железной дороге всё больше используются локомотивы на электрической тяге. Также в ходе ремонта была смонтирована оригинальная подсветка здания, выполненная в трёх световых температурах: подсветка внешних архитектурных элементов выполнена холодным белым светом, внутренних элементов — тёплым жёлтым. Внутри залы железнодорожного вокзала освещаются люминесцентными светильниками, имеющими снаружи ярко выраженный зелёный оттенок.

После взрыва террориста-смертника 29 декабря 2013 г., в результате которого погибло 17 человек, здание было закрыто.

Взрывной волной были выбиты входные двери, повреждены окна, башенные часы, электрика, информационное табло, люстра и купол центрального вестибюля вокзала, нарушено остекление здания, разрушена и повреждена лепнина на всех этажах вокзала. Из-за разрушений и повреждений была прекращена работа центрального вестибюля вокзала, залов ожидания и повышенной комфортности.

В ходе восстановительных работ полностью заменена система отопления, установлены новые оконные блоки, произведены остекление и ремонт циферблатов башенных часов. Восстановлены также декоративные элементы залов и отреставрированы барельефы на фасаде здания. Восстановлены элементы люстры. Люстра, состоящая из трёх окружностей в форме чаши, теперь имеет 82 энергосберегающие светодиодные лампы.

Были полностью воссозданы лепные карнизы, заменена мраморная отделка центрального вестибюля. Под куполом холла вокзала загорелась звезда. Входные двери восстановлены по чертежам 1954 года. В зале ожидания полностью заменён пол, первозданный орнамент сохранён. Два многофигурных барельефа высотой 5 метров каждый, расположенные на центральной части фасада, преобразились и засверкали по-новому.

Культура

Сообщение по станции

По состоянию на май 2021 года по станции курсируют следующие поезда пригородного сообщения:

Пригородное
№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
6202/6201 Тракторная — Канальная
6204 Канальная — Волгоград
6207 Волгоград — Канальная 6208 Канальная — Волгоград
6211 Волгоград — Котельниково 6212 Котельниково — Волгоград
6302/6301 Тракторная — Южная 6302/6301 Шпалопропитка — Тракторная
6305 Волгоград — Шпалопропитка
6310/6309 Тракторная — Южная 6310/6309 Южная — Тракторная
6312/6311 Тракторная — Шпалопропитка 6312/6311 Шпалопропитка — Тракторная
6326/6325 Шпалопропитка — Тракторная
6418/6417 Шпалопропитка — Тракторная
6313 Волгоград — Южная 6304 Южная — Волгоград
6316/6315 Южная — Тракторная
6318 Южная — Волгоград
6318/6317 Волгоград — Шпалопропитка 6314/6313 Шпалопропитка — Волгоград
6319 Волгоград — Шпалопропитка
6321 Волгоград — Шпалопропитка
6421/6422 Волгоград — Волжский 6423/6424 Волжский — Волгоград
6433/6434 Волгоград — Волжский 6435/6436 Волжский — Волгоград
6491 Волгоград — Арчеда 6492 Арчеда — Волгоград
6601 Волгоград — Донская 6602 Донская — Волгоград
6613 Волгоград — Чернышков 6614 Чернышков — Волгоград
6615 Волгоград — Суровикино 6616 Суровикино — Волгоград
6621 Волгоград — Суровикино 6622 Суровикино — Волгоград
6671 Волгоград — Ложки 6672 Ложки — Волгоград
6675 Волгоград — Кривомузгинская 6676 Кривомузгинская — Волгоград
6704/6703 Аэропорт Волгоград' — Шпалопропитка
- - 6708/6707 Шпалопропитка — Аэропорт Волгоград
- - 6712/6711 Шпалопропитка — Аэропорт Волгоград
- - 6720/6719 Шпалопропитка — Аэропорт Волгоград
- - 6722/6721 Шпалопропитка — Аэропорт Волгоград
6724/6723 Аэропорт Волгоград — Шпалопропитка
- - 6726/6725 Шпалопропитка — Аэропорт Волгоград
- - 6728/6727 Шпалопропитка — Аэропорт Волгоград
6730/6729 Аэропорт Волгоград — Шпалопропитка
6736/6735 Аэропорт Волгоград — Шпалопропитка
- - 6742/6741 Шпалопропитка — Аэропорт Волгоград
6744/6743 Аэропорт Волгоград — Шпалопропитка
6746/6745 Аэропорт Волгоград — Шпалопропитка
6805 Волгоград — Урюпино 6810 Урюпино — Волгоград
6807 Волгоград — Петров Вал 6808 Петров Вал — Волгоград
6811 Волгоград — Петров Вал 6814 Петров Вал — Волгоград
7601 Волгоград — Пост 15 км 7602 Пост 15 км — Волгоград
7603 Волгоград — Пост 15 км 7604 Пост 15 км — Волгоград
7608 Южная — Волгоград

Дальнее

По графику 2021/2022 годов по станции курсируют следующие поезда дальнего следования:

Круглогодичное обращение поездов
№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
1 «Волгоград» Волгоград — Москва 2 «Волгоград» Москва — Волгоград
14/13 Адлер — Саратов 14/13 Саратов — Адлер
15 Волгоград — Москва 16 Москва — Волгоград
41 «Дневной Экспресс» Волгоград — Астрахань 42 «Дневной Экспресс» Астрахань — Волгоград
56/55 Баку — Москва 56/55 Москва — Баку
60/59 Кисловодск — Новокузнецк 60/59 Новокузнецк — Кисловодск
89 Волгоград — Санкт-Петербург 90 Санкт-Петербург — Волгоград
98/97 Кисловодск — Тында 98/97 Тында — Кисловодск
107 Волгоград — Нижневартовск 108 Нижневартовск — Волгоград
128/127 Адлер — Красноярск 128/127 Красноярск — Адлер
130/129 Анапа — Красноярск 130/129 Красноярск — Анапа
142/141 Симферополь — Екатеринбург 142/141 Екатеринбург — Симферополь
301 Волгоград — Грозный 302 Грозный — Волгоград
320/319 Куляб — Москва 320/319 Москва — Куляб
323 Волгоград — Ташкент 324 Ташкент — Волгоград
330/329 Душанбе — Москва 330/329 Москва — Душанбе
340/339 Новороссийск — Нижний Новгород 340/339 Нижний Новгород — Новороссийск
346/345 Адлер — Нижневартовск 346/345 Нижневартовск — Адлер
350/349 Ташкент — Москва 350/349 Москва — Ташкент
354/353 Адлер — Пермь 354/353 Пермь — Адлер
360/359 Худжанд — Москва 360/359 Москва — Худжанд
370/369 Баку — Киев 370/369 Киев — Баку
396/3955 «Таврия» АстраханьСимферополь 396/395 «Таврия» СимферопольАстрахань
405 Волгоград — Москва 406 Москва — Волгоград
446/445 Кисловодск — Екатеринбург 446/445 Екатеринбург — Кисловодск
Сезонное обращение поездов
№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
206/205 Анапа — Иркутск 206/205 Иркутск — Анапа
214/213 Ростов-на-ДонуСаратов 214/213 СаратовРостов-на-Дону
230/229 Анапа — Северобайкальск 230/229 Северобайкальск — Анапа
236/235 Анапа — Тында 236/235 Тында — Анапа
242/241 Адлер — Иркутск 242/241 Иркутск — Адлер
244/243 Анапа — Новокузнецк 244/243 Новокузнецк — Анапа
250/249 Имеретинский курорт — Новокузнецк 250/249 Новокузнецк — Имеретинский курорт
252/251 Адлер — Барнаул 252/251 Барнаул — Адлер
270/269 Адлер — Чита 270/269 Чита — Адлер
274/273 Адлер — Северобайкальск 274/273 Северобайкальск — Адлер
452/451 Адлер — Ижевск 452/451 Ижевск — Адлер
454/453 Новороссийск — Уфа 454/453 Уфа — Новороссийск
456/455 НовороссийскЧелябинск 456/455 ЧелябинскНовороссийск
458/457 Анапа — Челябинск 458/457 Челябинск — Анапа
462/461 Адлер — Уфа 462/461 Уфа — Адлер
464/463 Адлер — Челябинск 464/463 Челябинск — Адлер
466/465 Имеретинский курортВолгоград — Астрахань 466/465 АстраханьВолгоград — Имеретинский курорт
464/463 Адлер — Челябинск 464/463 Челябинск — Адлер
470/469 Новороссийск — Саратов 470/469 Саратов — Новороссийск
478/477 Адлер — Челябинск 478/477 Челябинск — Адлер
492/491 Адлер — Казань 492/491 Казань — Адлер
494/493 Анапа — Ульяновск 494/493 Ульяновск — Анапа
500/499 АнапаНовый Уренгой 500/499 Новый Уренгой — Анапа
504/503 Анапа — Уфа 504/503 Уфа — Анапа
506/505 Имеретинский курорт — Саратов 506/505 Саратов — Имеретинский курорт
510/509 Новороссийск — Казань 510/509 Казань — Новороссийск
516/515 Анапа — Ижевск 516/515 Ижевск — Анапа
520/519 Анапа — Орск 520/519 Орск — Анапа
522/521 Новороссийск — Приобье 522/521 Приобье — Новороссийск
526/525 Анапа — Саратов 526/525 Саратов — Анапа
538/537 Адлер — Уфа 538/537 Уфа — Адлер
546/545 Имеретинский курорт — Орск 546/545 Орск — Имеретинский курорт
588/587 Анапа — Самара 588/587 Самара — Анапа
590/589 АдлерНовый Уренгой 590/589 Новый Уренгой — Адлер

Теракт

Здание вокзала после взрыва 29 декабря 2013 года

29 декабря 2013 года, в 12 часов 38 минут, на железнодорожном вокзале произошёл террористический акт. По данным НАК, террорист-смертник совершил подрыв при входе в здание. Ударной волной были выбиты стёкла здания и повреждены конструкции вокзала. Погибло 17 человек, в том числе двое, которые скончались в больницах. Более 40 человек получили ранения различной степени тяжести и были госпитализированы в волгоградские больницы[7].

Реконструкция

Скульптурная группа «Апофеоз труда» до реконструкции

Сразу после теракта 29 декабря 2013 года, на вокзале Волгоград-1 начались восстановительные работы.

«РЖД рассчитывают полностью отремонтировать и восстановить вокзал в Волгограде, где в воскресенье был совершён теракт, до майских праздников», — сообщил агентству «Прайм» начальник дирекции железнодорожных вокзалов Сергей Абрамов.

«В течение новогодних праздников проектный институт, который проектировал, строил и осуществлял надзор за этим зданием, делает экспертизу основного конструктива и в течение недели даст нам заключение. Все зависит от экспертизы, но в любом случае вокзал за очень короткий период времени постараемся, до майских праздников, сдать в эксплуатацию», — сообщил Абрамов в понедельник.

Поскольку остановить работу вокзала было невозможно, посадку и высадку пассажиров поездов дальнего следования перенесли на пригородный вокзал. 30 декабря, для пассажиров дальнего сообщения был открыт доступ на платформы через цокольный этаж вокзала Волгограда. Кассы по продаже билетов работали в здании пригородного вокзала[8].

В преддверии Дня Победы, 7 мая 2014 года, состоялось открытие восстановленного здания вокзала Волгоград-1. Реконструкции подверглись центральный вестибюль, зал ожидания и зал повышенной комфортности. Над входом было установлено новое информационное табло, обновлена мебель в зале ожидания.

Проведен большой объём строительно-монтажных работ: усилены фермы, установлены оконные блоки, воссозданы лепные карнизы, кессоны, розетки, заменена мраморная отделка колонн и облицовка стен, в залах ожидания уложен пол из керамогранита с сохранением исторического орнамента. Очищены от копоти и окрашены стены фасада из инкерманского камня, заменён стеклянный циферблат и механизм центральных часов. Главный инженер Приволжской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Алексей Белоногов рассказал, что специалисты восстанавливали исторический облик вокзала 1954 года по старым фотографиям.

Отдельного внимания заслуживает реставрация скульптурной группы «Апофеоз труда», для чего бетонную конструкцию демонтировали в 2014 году.[9] На место скульптура вернулась только в 2018 году. Оказалось, что это новодел, выполненный из меди. Новый вид памятника получил как положительные,[10] так и отрицательные оценки специалистов.[11]

Меры безопасности на вокзале Волгоград-1 решено усилить:

«По периметру привокзальной площади мы планируем установить дополнительные досмотровые пункты, которые обеспечат меры безопасности для пассажиров», — сообщил начальник Дирекции железнодорожных вокзалов Сергей Абрамов[12].

См. также

Примечания

  1. Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. — М.: Транспорт, 1981. — Т. 1. — С. 97. — 368 с.
  2. Новое здание
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 второе слагаемое означает количество для пригородного вокзала
  4. 4,0 4,1 Железнодорожный вокзал Архивировано 12 апреля 2012 года. на сайте Фото Волгограда
  5. 5,0 5,1 Роман Шкода. История вокзала Волгоград-1. Царицын.РФ (4-10-2012). Дата обращения: 17 июня 2022. Архивировано 4 октября 2021 года.
  6. 6,0 6,1 «На потолочной фреске сталинградцы узнавали себя» Аргументы недели. Нижнее Поволжье. Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine
  7. Число жертв при взрыве в Волгограде возросло до 15 человек, Известия (29 декабря 2013). Архивировано 30 декабря 2013 года. Дата обращения 30 декабря 2013.
  8. «Волгоградский вокзал отремонтируют к маю». Дата обращения: 14 мая 2014. Архивировано 14 мая 2014 года.
  9. Сергей Викторов. В Волгограде демонтируют «Апофеоз труда» // v1.ru. — 2014. — 26 декабря. — Дата обращения: 19.08.2019.
  10. Каретникова, Любовь. «Апофеоз» вернулся // Гудок : газ. — 2018. — 6 апреля.
  11. Виктория Рындина. Новодел волгоградского «Апофеоза труда» замажут в белый цвет // v1.ru. — 2018. — 12 февраля. — Дата обращения: 19.08.2019.
  12. «Здание волгоградского вокзала восстановлено после теракта». Газета «Гудок» Выпуск 14.05.2014 7 полоса. Дата обращения: 14 мая 2014. Архивировано 24 сентября 2015 года.

Ссылки