Военно-морской флот

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Запросы «ВМФ» и «ВМС» перенаправляются сюда; см. также другие значения терминов ВМФ и ВМС.
Герб Военно-морских сил Португалии, которые были созданы 12 декабря 1317 года и являются старейшими из ныне существующих в мире
Непобедимая армада — корабли военно-морских сил Испанского королевства.
Картина неизвестного художника XVI века

Вое́нно-морской флот или сокращённо ВМФ (во всех странах кроме России[1][2][3][4][5] и ранее СССР[6] - Военно-морские силы или сокращённо ВМС) — вид вооружённых сил, который предназначен для решения стратегических и оперативных задач на океанских и морских театрах военных действий[7][8][9][10].

Современные ВМФ (ВМС) располагают возможностями наносить ядерный удар по важным наземным объектам противника, уничтожения сил его флота в море и на военно-морских базах, нарушать и срывать океанские и морские перевозки, завоёвывать господство в морских и океанских районах, помогать сухопутным войскам в осуществлении операций на континентальных театрах военных действий, проводить оборону своих морских и океанских перевозок, высаживать морские десанты.

ВМФ (ВМС) решает свои задачи как проведением операций самостоятельно так и в совместных усилиях с другими видами вооружённых сил.

Отличительными свойствами современных ВМФ (ВМС) являются[7]:

  • высокая мобильность;
  • большая автономность;
  • способность действовать в любых районах Мирового океана;
  • постоянная боевая готовность и высокая боевая устойчивость его подводных сил и авианосных группировок.

В ВМФ (ВМС) ведущих держав мира сосредоточена существенная ракетно-ядерная мощь[7].

Применение термина «военно-морские силы»

Термин Военно-морские силы является синонимом Военно-морской флот[10][7][8][9].

В русскоязычных источниках, начиная с советской поры, касательно вида вооружённых сил предназначенных для ведения боевых действий на морских и океанских просторах всех остальных государств кроме Российской Федерации (ранее — кроме СССР[6]), применяется термин «военно-морские силы»[3][4][5][2].

Согласно утверждённому в 2011 году сводному глоссарию Совета «Россия — НАТО» было принято, что английское определение «naval forces» (также используется «navy»), следует переводить на русский язык как «военно-морские силы» и использовать на русском языке только к иностранным государствам. Применительно к России следует использовать определение «Военно-Морской Флот (ВМФ РФ)»[3]:

navyIn Russian, ‘ВМФ’ refers only to the Navy of the Russian Federation, whereas ‘ВМС’ refers to all other navies. The Navy of the Russian Federation has a Baltic Fleet, a Northern Fleet, a Black Sea Fleet, a Pacific Fleet and a Caspian Flotilla. Also called naval forces
1. военно-морские силы (ВМС);
2. Военно-Морской Флот (ВМФ РФ)
1. О ВМС иностранных государств.
2. В состав Военно-Морского Флота России входят Балтийский, Северный, Черноморский и Тихоокеанский флоты, а также Каспийская флотилия.

«Сводный глоссарий Совета Россия–НАТО по сотрудничеству». 2011 год. стр.239

Согласно он-лайн справочнику по терминологии на портале Министерства обороны Российской Федерации, термин «военно-морские силы» («ВМС») относится к иностранным государствам[1].

Для Вооружённых сил Российской Федерации применяется определение «Военно-морской флот»[7].

Военно-морской флот СССР в период с 28 марта 1924 года по 30 декабря 1937 года именовался как Военно-морские силы Рабоче-крестьянской Красной армии, а в период с 25 февраля 1950 года по 15 марта 1953 года именовался как Военно-морские силы СССР[11].

Также термином военно-морские силы обозначается национальная (от одного государства), либо союзная (от нескольких государств) группировка сил, выделенная для решения поставленных боевых задач в установленном районе океанского или морского театра[11].

Корабли военно-морских сил союзной многонациональной группировки «Объединенная оперативная группа 150»[en].
Группировка образована кораблями от 33 государств и решает вопросы безопасного судоходства в районе Персидского залива

История

До нашей эры

Египетский мореходный корабль XV в. до н. э. Прорись барельефа из заупокойного храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри
Модель греческой триремы — основной тип боевого корабля в античных государствах Средиземноморья
Карта Саламинского сражения 482 года до н. э., в котором сошлись флот союзных греческих государств под управлением Фемистокла и персидский флот Ксеркса

Развитие ВМФ датируется с античной поры. В Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме и Древнем Китае первоначально строились торговые суда, а после чего начали строиться и военные (гребные) корабли. Главными способами борьбы на море в то время являлись таран и абордаж. Позже на вооружение кораблей стали поступать метательные машины — баллисты и катапульты. Морской тактикой гребных кораблей стал бой с использованием метательного оружия и последующим абордажем или тараном вражеских кораблей[7].

Древнейшими свидетельствами о применении кораблей в военных целях, служат египетские рукописи конца XXV века до нашей эры, в которых содержится описание похода египетских войск на восток против бедуинов. В частности описывается проведение морской десантной операции на юге Палестины, где проходила граница Древнего Египта[12]. Сохранились артефакты изображающие использование флота египетских кораблей для рекогносцировки, переброски и высадки войск датированные началом XVI века до нашей эры. При фараоне Сети I (1290—1279) и Рамзес II (1279—1212), а также Нехо II (609—594 гг. до н. э.), были созданы военные флоты на Красном и Средиземном морях, чему способствовали финикийцы поставлявшие лес. При Априи (588—569 гг. до н. э.) велись морские войны с жителями Тира и Египет смог обложить данью города на Кипре. В истории военных флотов египетский флот большого значения не имел, поскольку он не защищал торговые и морскую торговлю в целом[13].

Для античности до V века до н. э. характерной чертой было отсутствие регулярного флота во многих государствах. Военный флот создавался в основном только на время военных действий и завоевательных походов. Так в 513 году до н. э. персидский правитель Дарий I организовал поход против скифов. Поскольку практики мореплавания у персов той эпохи не существовало, они организовали военный флот в 600 кораблей силами покорённых народов живущих на побережье Средиземного моря[14].

С V века до н. э. началось кардинальное изменение в использовании военных флотов. Флоты в военных действиях стали действовать совместно с сухопутными войсками. С этого периода и начинается развитие морской стратегии и тактики. В первую очередь во всех средиземноморских флотах была достигнута некая стандартизация вооружения, заключавшаяся в переходе большинства флотов на однотипное гребное судно. Таковым была выбрана трирема — гребное судно с тремя рядами вёсел с каждой стороны. Водоизмещение триремы было около 60 тонн. Экипаж составлял 225 человек из которых 174 были гребцами. Основной причиной качественного изменения применения военных флотов в этот период, по мнению военно-морского историка адмирала Альфред Штенцеля стала долгая череда военных конфликтов между греками и персами, начавшаяся в 500 году до н. э.. Данные конфликты вынудили воюющие стороны выработать рациональную тактику и стратегию военных действий на море и заняться вопросами организации военного флота[15].

В последующем к 400 году до н. э. в военном флоте Карфагена появились корабли с четырьмя рядами вёсел (квадриремы), на которые перешли греческие государства только к 330 году до н. э.. Увеличение количества вёсел добавляло кораблю скорость и делало его более маневренным в бою.

В 483 году до н. э. было начато создание первого в мировой истории военного флота на постоянной основе. Греческий правитель Фемистокл представил Афинам свой проект закона о создании флота, как главного инструмента в противостоянии Персии. Сумев убедить граждан Афин в необходимости финансирования проекта, за два года ему удалось создать флот на 200 трирем и с личным составом в 40 000 человек[16].

В сентябре 480 года до н. э., произошло самое масштабное до нашей эры морское Саламинское сражение. В нём впервые в истории античности в морском сражении приняли участие более полторы тысячи кораблей с обеих сторон. Со стороны союзных греческих государств был выставлен флот в 380—400 кораблей. Персы со своей стороны выставили флот в 1 200 кораблей, который был собран за счёт покорённых государств Средиземноморья (египтяне, финикийцы, карийцы, киликийцы, малоазийские греки и другие). Сражение закончилось разгромом персидского флота[17].

По сути организаторские способности Фемистокла создавшего мощный военный флот, помогли спасти союз греческих государств. Фемистокл в создании военного флота не ограничивался постройкой кораблей и подготовкой экипажей. Он также уделял внимание пунктам базирования флота — занимался обустройством гаваней и судостроительных верфей. Фемистокл заложил законодательно закреплённую исполнительную государственную систему, которая занималась подбором экипажей кораблей, выплатой жалованья служащим, кадровыми вопросами и всем необходимым финансированием военного флота[18].

В последующем военные флота на постоянной основе были созданы в Древнем Риме, Карфагене и в Древнем Египте. Крупные морские сражения часто происходили при Пунических войнах между флотами Древнего Рима и Карфагена.

I—XVI века

Флот крестоносцев на парусных нефах у стен Византии. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер» (1474)
Битва флота Венецианской республики с флотом Османской империи при Дарданеллах 26 июня 1656 года.
Картина художника Питера Кастелейна. 1657 год
Герб Морской пехоты Испании — старейшей в мире.
Создана 27 февраля 1537 года

С наступлением нашей эры и до XVI века, основу военно-морских сил всех государств, как и в античности, составляли гребные корабли, на которых примитивное парусное вооружение несло только вспомогательную функцию движителя.

В начале нашей эры крупные военные флота на постоянной основе создавали Римская Империя и Византия. Есть исторические сведения о наличии в 467 году у Византии флота из 1100 кораблей, с личным составом в 100 000 человек. В организационном порядке военный флот Византии был разделён на 18 флотских отрядов готовых действовать на выделенных участках морского побережья Чёрного и Средиземного морей[19].

У восточных славян прообраз военного флота зародился в VI—VII веках. Группы кораблей восточных славян совершали походы по Чёрному и Средиземному морям. Новгородские мореходы плавали в Балтийском море и ходили на архипелаг Грумант (ныне Шпицберген), Новую Землю и в Карское море[7].

В X—XII веках в ряде средиземноморских стран, а также у англосаксов, норманнов и датчан появились парусные суда[7]. Первоначально полностью парусные суда появились в XI веке у Венецианской и Генуэзской республик (нефы). Они имели приподнятые нос и корму и борта выше чем у гребных кораблей. Их водоизмещение доходило до 600 тонн[20].

В период с XI по XV века большой толчок в развитии военного флота таких средиземноморских государств как Пизанская республика, Генуэзская республика и Венецианская республика дали крестовые походы. Так для Первого крестового похода Венеция выставила в 1098 году флот из 207 кораблей (80 галер, 55 небольших военных судов и 72 транспорта). В ходе Четвёртого крестового похода в 1203 году Венеция собрала для объединённой группировки крестоносцев военный флот из 500 судов (из них 300 новых галер) и армию в 40 000 человек[21].

В XIV веке был создан первый в истории современных государств регулярный военный флот, который существует и поныне. 12 декабря 1317 года португальский король Диниш I своим указом создал военный флот, во главе которого им был назначен адмирал Мануэль Пессанья[pt], уроженец Генуэзской республики. В 2017 году ВМС Португалии отметили 700-летие своей истории[22].

К XV веку в некоторых государствах появляются первые образцы регулярного флота с мобилизационными резервами. Так в Венеции на 1472 год постоянный флот состоял из 45 галер с 11 000 человек экипажа, а на случай войны при мобилизации флот мог быть увеличен в 4 раза[23].

В 1546 году король Англии Генрих VIII создал Морской совет — государственное учреждение, задачей которого стал контроль за строительством и функционированием военно-морских сил. Данное учреждение сохранилось до нынешних времён как Адмиралтейство. Также Генрих VIII основал сословие командиров и начальников для военно-морских сил — корпус морских офицеров[24].

В XVI веке в Испании была создана первая в истории морская пехота, как составная часть военного флота, которая существует и поныне. Она была образована 27 февраля 1537 года в правление Карла I, который своим указом приписал Неаполитанские старые морские роты (исп. Compañías Viejas del Mar de Nápoles) к Средиземноморским галерным эскадрам (исп. Escuadras de Galeras del Mediterráneo).

В период с XV по XVI века в военно-морских силах государств начинается переход от гребных судов к парусным судам. Полный переход в основном завершился к середине XVII века. Этому способствовали разработка и применение более сложного парусного вооружения, а также увеличение его площади, которое позволяло быстро передвигаться не только в направлении ветра или под углом к нему, но и галсами против него. Также гребные корабли были ограничены по водоизмещению, что затрудняло переходы через океан. Переход на парусное вооружение позволил сократить экипажи кораблей, поскольку большую его часть ранее составляли гребцы[20].

С появлением пороха в европейских странах, основным оружием парусных кораблей становится артиллерия[7]. Первые случаи в которых упоминается употребление артиллерии на кораблях — относятся к началу XIV века[25].

XVI—XVII века

Гангутское сражение произошедшее 27 июля (7 августа) 1714 года между русским и шведским флотами.
Гравюра Маврикия Бакуа

XVI—XVII века характеризуются созданием военных флотов на постоянной основе во многих европейских государствах. К таковым относятся Англия, Франция, Испания и Голландия. К началу XVIII века, в целях рациональной организации военно-морских сил вводится разделение кораблей на ранги и классы, которые отображают уровень водоизмещения корабля, количество пушек и численность экипажа.

В Западной Европе, в первой половине XVII века, появилось первое учебное заведение для подготовки офицерских кадров для военно-морских сил. Таковым стало морское училище для дворян созданное кардиналом Ришелье, которому в 1626 году король Людовик XIII передал всю полноту решений по вопросам строительства военно-морских сил Франции[26].

В указанный период сложилась организация парусного флота (организация военно-морских сил), в которой корабли стали подразделяться на эскадры, состоявшие из авангарда, центра и арьергарда.

В XVII веке в организации военно-морских сил появился новый тип формирования — дивизия кораблей. Первые дивизии кораблей были созданы в парусных флотах Великобритании, Нидерландов и Франции. Одна дивизия представляла собой треть от эскадры кораблей[27].

Основная тактика морского боя парусными флотами сводилась к построению кораблей в кильватерную колонну (линию баталии), с занятием наветренного положения относительно кораблей противника, с последующим сближением с ними и их уничтожением огнём своей артиллерии. При отсутствии результата в артиллерийской дуэли, бой переходил к абордажному контакту.

В России военный флот на постоянной основе (регулярный флот) был создан по указу Петра Первого в 1696 году.

Первым флотским соединением стал Азовский флот[7]. Для решения вопросов строительства военного флота, в том же 1696 году Петром Первым был создан государственный орган управления военно-морскими силами — Корабельный приказ (впоследствии Адмиралтейский приказ). С началом строительства военно-морских сил в Российской империи, стал заметен систематический подход Петра Первого по многим аспектам. К созданию военного флота были привлечены иностранные специалисты как кораблестроители так и военные моряки, были созданы учебные заведения и учебные соединения кораблей, создавалось множество верфей[28]. К примеру в учебной эскадре из более чем двух десятков кораблей, в числе 82 старших морских офицеров наблюдался следующий национальный состав: 19 русских, 23 англичанина, 17 датчан и норвежцев, 13 голландцев, 5 немцев и офицеры других национальностей[29].

XVIII—XIX века

Плавучая батарея «Демологос» — первый в истории военный паровой корабль.
1814 год
Минный катер «Чесма» на фоне судна-носителя, миноносца «Великий князь Константин».
Конец XIX века
Ремонт китайской канонерской лодки в Шанхае.
Гравюра в британской газете 1883 года

В ходе Северной войны 1700—1721, Россия закрепилась на балтийском побережье и в относительно короткий срок был создан Балтийский флот. Этот флот сыграл большую роль в окончательной победе над Швецией и позволил России войти в число крупных морских держав. Опыт ведения боевых действий флота был обобщён в Морском уставе 1720 года. Новаторством в российском флоте стало внедрение маневренной тактики, в которую входил охват головы колонны (линии баталии) противника, прорезание его строя, концентрация превосходящих сил против флагманских кораблей противника.

Во 2-й половине 18 века развитие промышленности, науки и техники дало большую возможность улучшить конструкцию корпусов кораблей, их парусное и артиллерийское вооружение. У линейных кораблей водоизмещение возросло 1000—2000 до 3000—4000 тонн, число орудий возросло до 120—135. В корабельной артиллерии произошла замена бронзовых орудий на чугунные, что позволило увеличить скорострельность до 1 выстрела в 3 минуты, а дальность стрельбы выросла с 300 метров до 600.

С изобретением паровых машин в начале 19 века, в военном флоте появились паровые боевые корабли с гребными колёсами. Первенство здесь принадлежит США, который спустил на воду построенный в 1814—1815 годах плавучую батарею «Демологос». В Российской империи первыми паровыми кораблями с артиллерийским вооружением «Метеор» в 1825 году на Черноморском флоте и «Ижора» в 1826 году на Балтийском флоте. Во Франции в 1832 были спущены на воду пароходы-фрегаты «Гомер» в 1852 году «Наполеон» (1852), которые имели паровую машину и парусное вооружение.

В 1848 в Российской империи вошёл в строй винтовой фрегат «Архимед» с паросиловой установкой. В этот же период на вооружение военных флотов Российской империи, Франции и других держав поступили бомбические орудия, которые метали ядра с пороховым зарядами (фугасного действия), что кроме нанесения повреждений корпусу корабля также поражал осколками её команду и вызывал сильные пожары на корабле.

После Крымской войны 1853—1856 годов практически все морские державы пошли на перевооружение с парусных кораблей на паровые броненосные корабли. Главной ударной силой военного флота стали броненосцы. Артиллерия броненосца могла насчитывать до 30 орудий калибром от 37 мм до 305 мм.

В 1877 году вступил в строй российский броненосец «Петр Великий» с водоизмещением 9700 тонн, созданный по проекту адмирала А. А. Попова. Одновременно со строительством парового флота происходило внедрение нарезной корабельной артиллерии, которая позволяла стрелять на большие дистанции с высокой точностью.

В 70-х годах 19-го века на вооружении военных флотов появились принципиально новые образцы как мины и торпеды, что повлекло за собой создание новых типов военных кораблей как минный заградитель и миноносец. Одновременно применение мин и торпед потребовало увеличить для крупных кораблей требования к живучести и непотопляемости, что выразилось в таких конструктивных нововведениях как деление корпуса на отсеки, усиление элементов конструкции ниже ватерлинии, установке двойного дна[7][8].

В Восточной Азии, в таких государствах как Китай и Япония, военно-морские силы начали создаваться только после силового воздействия европейских держав и США, преследовавших интересы развития своей торговли.

Толчком для Китая стала Первая опиумная война 1840—1842 годов. Для Японии таким событием стало открытие японских портов в 1854 году, которое произошло под силовым давлением эскадры американских боевых кораблей под начальством коммодора Перри. За этим последовали неоднократные интервенции на побережье Японии военно-морских экспедиций от Англии, Франции, Голландии и США. По окончании гражданской войны в Японии в 1868 году, власти страны взяли курс на повышение обороноспособности государства, которое также включало в себя создание современных военно-морских сил[30].

Китай по опыту противостояния в первой опиумной войне, где хорошо вооружённым европейским военным кораблям противостояли рыболовецкие и торговые джонки, также пошёл по пути приобретения современных боевых кораблей. К началу китайско-французской войны 1883—1886 годов, в военный флот Китая было сведено: 4 крейсера, 4 авизо, 3 канонерки, 9 военных джонок, 7 паровых катеров и 3 большие шлюпки с шестовыми минами, а также большое количество брандеров[31]. Несколько броненосцев было заказано Китаем для производства на германских верфях. Однако по требованию властей Франции, данные броненосцы не были переданы Китаю к началу войны.

К началу китайско-японской войны (1894—1895), обе страны основательно подготовили свои военно-морские силы. Китай к тому времени закупил большое число броненосцев изготовленных в Великобритании и в Германии. Япония тем временем наращивала темпы собственного кораблестроительства. Оба государства, которые за полвека до этого практически не имевшие военно-морских сил смогли создать следующие военные флота[32]:

  • Военно-морские силы Цинской империи — 4 эскадры из 80 кораблей (в числе которых 40 миноносцев) с личным составом в 9 000 человек;
  • Военно-морские силы Японской империи — 70 кораблей (в числе которых 40 миноносцев), с личным составом в 7 000 человек.

Начало XX века

Взлёт пилота Юджина Эли с борта американского крейсера «Бирмингем» — первый шаг в истории создания палубной авиации.
14 ноября 1910 года

После русско-японской войны 1904—1905 годов, в составе флотов появились линейные корабли (линкоры), на которые была возложена главная роль в вооружённой борьбе на морских просторах. Линкоры постоянно модернизировались, что заключалось в увеличении количества артиллерийских орудий, их дальнобойности и скорострельности (до 2 выстрелов в минуту), улучшении бронирования, увеличении скорости хода. Первым линейным кораблём стал «Дредноут» построенный в Великобритании. В числе самых мощных линкоров того периода были российские линкоры типа «Севастополь», на которые впервые были установлены 4 башни с тремя орудиями калибра 305 мм в каждой.

В связи с уделением большого внимания роли торпедного оружия в морском бою и его совершенствования, в составе военных флотов появился новый тип кораблей как эскадренный миноносец (эсминец).

Для разведывательных целей, противодействию эсминцам противника и действий на морских коммуникациях, во многих державах начали строится лёгкие крейсера.

Первый в мире линейный корабль — «Дредноут» ВМС Великобритании.
1906 год

Применение мин потребовало введение нового класса кораблей, которые должны были бороться с минной угрозой. Так появился такой новый тип кораблей как тральщик. Первые тральщики были созданы в российском флоте в период с 1908 по 1912 годы. В некоторых флотах для тех же целей (траление мин) первоначально использовались рыболовецкие суда с малой посадкой.

Технический прогресс в конструкции двигателей внутреннего сгорания, электромоторов, аккумуляторных батарей и перископов, позволил в начале XX века перейти к массовому строительству подводных лодок. Первоначально они в большинстве стран использовались для борьбы с надводными кораблями в прибрежных водах и в разведывательных целях.

Непосредственно перед первой мировой войной в ряде держав началось строительство гидросамолётов, которые должны были действовать в интересах военных флотов. Это стало началом для создания такого рода сил в составе военно-морского флота как морская авиация[7][8].

Первыми прообразами будущих авианосцев стали гидрокрейсеры и авиатранспорты, которые в некоторых державах начали создавать перед Первой мировой войной для транспортировки, спуска на воду и подъема на палубу гидросамолетов. В Российском императорском флоте имелись гидрокрейсеры ЧФ «Император Николай I», «Император Александр I», гидроавиатранспорт БФ «Орлица», которые после принимали активное участие в боевых действиях[33].

Первая мировая война

События Первой мировой войны на море.
На фото по часовой стрелке сверху слева:
1.) залп линкорна «Корнуоллис» в проливе Дарданеллы. 1915 год; 2.) стоянка немецких подводных лодок в Киле. 1914 год; 3.) спасательная шлюпка отходит от корабля союзников, пораженного немецкой торпедой. 1917 год; 4.) два итальянских торпедных катера на завершающем этапе войны; 5.) маневры Австро-венгерского флота с линкором «Тегетгоф» на переднем плане

В боевом применении военно-морского флота до начала Первой мировой войны непререкаемой считалась теория господства на море. В теории оно должно было достигаться в генеральном сражении крупных линейных сил флотов и проведением морской блокады баз и портов противника. В Российской империи уклон делался на ведение оборонительных действий на заранее подготовленных минно-артиллерийских позициях в узкостях и на подходах к базам.

Состав флотов основных государств к началу Первой мировой войны (без учёта строящихся кораблей)[8]
Классы кораблей Великобритания Франция Россия Италия Германия Австро-Венгрия
Линкоры и линейные крейсера 69 21 9 3 41 12
Крейсера 82 24 14 16 44 10
Эсминцы и миноносцы 225 81 66 33 153 18
Подводные лодки 76 38 15 19 28 6

В целом исход Первой мировой войны 1914—1918 годов решался на континентальных театрах военных действий. Однако противостояние сторон на океанских и морских театрах оказало серьёзное влияние на ход военных действий. Прежде всего это показали результаты активности германских подводных лодок на морских коммуникациях противника, а также последовавшей затем блокаде флотом Великобритании побережья Германии.

В боевых действиях на море были использованы сотни кораблей, подводных лодок и самолётов (на заключительном этапе войны). Участие линкоров в боевых действиях было ограничено из-за угрозы торпедных атак со стороны подводных лодок и возросшей минной опасности.

Линейные крейсера, имевшее бронирование слабее чем у линкоров, не оправдали своё назначение, в связи с чем их строительство было прекращено. Более широко в ходе войны использовались лёгкие крейсера, чьё водоизмещение к концу войны выросло до 8000 тонн а скорость до 30 узлов (55,5 км/ч) и более. Также кораблями универсального назначения были признаны эсминцы, которые были наиболее многочисленными в составе флотов. Их водоизмещение к концу войны выросло до 2000 тонн а скорость выросла до 38 узлов (70 км/ч).

Дальнейшее развитие тральщиков выразилось в их разделении по типам: эскадренные (быстроходные), базовые и катера-тральщики. Большой вклад подводных лодок в боевые действия на океанском и морском театре, выделил их в отдельный род сил военно-морского флота, который был способен решать не только тактические но и оперативные задачи.

Также в ходе Первой мировой войны появились такие новые типы военных кораблей как сторожевые корабли и торпедные катера. Впервые в истории на боевых действиях на море стала использоваться морская авиация, самолёты и автожиры которой вели разведку, наносили бомбовые удары по кораблям и базам противника, вели корректировку огня кораблей[7].

В годы Первой мировой войны началось зарождение авианосцев как нового класса боевых кораблей. Первым кораблём, имеющим отличительные признаки авианосца, стал линкор «Фьюриес», на котором в начале 1917 года была установлена в носовой части взлётно-посадочная площадка, а в начале 1918 года на корме построена площадка для посадки самолётов с небольшим ангаром под ней. В июле 1918 года с борта «Фьюриеса» были совершены первые боевые вылеты самолётов. Во второй половине 1918 года в Великобритании было завершено переоборудование под авианосцы гражданских товарно-пассажирских пароходов, получившего название «Аргус», которые получили сплошную полётную палубу с надстройкой островного типа и имели аэрофинишёр[33].

К окончанию Первой мировой войны военно-морской флот превратился в вид вооружённых сил, который объединял в себе соединения и части надводных кораблей, подводных лодок, авиации и морской пехоты, при доминирующем значении надводных кораблей[7][8].

Межвоенный период

Взлёт автожира Cierva C.30
с испанского авианосца «Дедало»[es]. 1934 год
Японский авианосец «Акаги» с самолётами Mitsubishi B1M и Mitsubishi B2M на палубе.
1934 год

В межвоенный период (1918—1939) в военно-морских флотах разных держав предпочтение как и прежде отдавалось постройке линкоров. Остальные типа кораблей как авианосцы, крейсера и эсминцы и другие, должны были обеспечивать действия линкоров.

С середины 1930-х годов Япония, США и Великобритания перешли к серийному производству авианосцев. Также наращивался выпуск крейсеров, эсминцев, подводных лодок и торпедных катеров.

В морской авиации появились новые рода сил такие как бомбардировочная авиация, минно-торпедная авиация, разведывательная авиация и истребительная авиация.

Корабли получали усовершенствованное артиллерийское и торпедное вооружение, появились первые образцы неконтактных мин, противолодочного оружия, устройства для радиолокации и гидролокации.

Накануне Великой Отечественной войны в состав ВМФ СССР входили кроме надводных кораблей и подводных лодок ещё более 2 500 самолётов морской авиации и 260 батарей береговой артиллерии[7][8].

Вторая мировая война

Тонущие и горящие корабли ВМС США. Последствия нападения палубной авиации ВМС Японской империи на крупнейшую военно-морскую базу Перл-Харбор.
7 декабря 1941 года

В ходе Второй мировой войны размах боевых действий на море значительно вырос.

От разных воюющих государств в них приняли участие свыше 6 000 кораблей и судов десятки тысяч самолётов. Боевые действия велись во всех океанах. За годы войны было проведено 36 крупных морских операций.

Состав флотов основных государств к началу Второй мировой войны[8]
Классы кораблей Великобритания Франция США Германия Италия Япония СССР
Линкоры и линейные крейсера 15 7 15 2[34] 4 10 3
Авианосцы 7 1 6 6
Крейсера 64 19 36 11[35] 22 35 8
Эсминцы и миноносцы 184 70 181 37 128 121 54
Подводные лодки 58 77 99 57 105 56 212

В ходе войны линкоры уступили авианосцам роль главной ударной силы. Большое развитие получила морская авиация — как палубная так и наземного базирования.

Существенную роль в боевых действиях на море отводилась подводным лодкам, которые в основном противодействовали судоходству противника и были эффективны в борьбе с его крупными надводными кораблями.

За время Второй мировой войны подводные лодки потопили в общей сложности[36]:

  • 192 боевых корабля — в их числе:
  • 14 линкоров;
  • 20 крейсеров;
  • 36 эсминцев;
  • более 30 подводных лодок
  • более 5 800 транспортных судов.

Общее водоизмещение потопленных подводными лодками судов превысило 14 000 000 тонн. За этот же время всеми воюющими флотами было утеряно 265 подводных лодок[36].

Для борьбы с подводными лодками противника применялись надводные корабли, морская авиация, подводные лодки и минное оружие. В годы войны существенно повысилась значимость и масштабы морских десантных операций. К примеру США и Великобритания осуществили в годы войны более 600 морских десантов из которых более 30 являлись оперативного и стратегического масштабов. В составе флотов стали использоваться корабли ПВО.

В ходе планирования боевых действий на море, большое значение придавалось скрытности подготовки операции, тщательной разведке, стремительности манёвра, обеспечению господства в воздухе в районе проведения операции.

Вторая мировая война показала что цели вооружённой борьбы на море можно достичь только координацией усилий разнородных сил военно-морского флота при их тесном взаимодействии[7][8].

Послевоенный период

Первый в мире противолодочный вертолётоносец «Жанна д’Арк».
Введён в строй в 1961 году
Советская подводная лодка проекта «Акула». Подлодки этого класса являются самыми большими в мире. Фотография 1985 года

После Второй мировой войны в развитии военно-морских сил большинства зарубежных государств и прежде всего США большое внимание уделялось созданию атомных подводных лодок несущих баллистические ракеты а также строительству авианосцев. Было проведено качественное изменение парка морской авиации.

На вооружение надводных кораблей начали поступать противокорабельные, противолодочные и зенитные ракеты. Атомные подводные лодки стали вооружаться стратегическими ракетами. Произошло насыщение кораблей и самолётов морской авиации разнообразными радиоэлектронными средствами.

Большое значение уделялось развитию сил и средств для поиска и уничтожения подводных лодок. В морской авиации стали широко внедряться противолодочные, десантные и другие типы вертолётов. Появились новые классы и типы кораблей: противолодочные и десантные вертолётоносцы, корабли и катера на подводных крыльях, корабли и катера на воздушной подушке и другие[7].

Состав флотов основных государств к началу 1976 года[8]
Классы кораблей США Великобритания Франция Федеративная
Республика
Германия
Италия Япония
Подводные лодки — атомные с баллистическими ракетами 41 4 3
Подводные лодки — атомные торпедные 65 8
Подводные лодки — дизельные торпедные 12 20 20 24 11 15
Авианосцы 15 1 2
Крейсера 27 2 2 3
Фрегаты, эсминцы и корветы 170 70 64 23 32 65
Десантные корабли и суда 64 16 20 22 4 3

Современный этап

Походный строй авианосной группы ВМС Индии. В центре авианосец Викрамадитья
Аравийское море. Январь 2014 года

На современном этапе военно-морские силы таких крупных держав как США, Великобритания, Франция и Россия включают в себя[7]:

  • стратегические ядерные силы (атомные ракетные подводные лодки);
  • силы общего назначения:
  • авианосцы;
  • многоцелевые подводные лодки;
  • эскортные корабли;
  • корабли огневой поддержки;
  • десантные корабли;
  • другие типы кораблей.
  • авиация ВМС (морская авиация);
  • морская пехота.
Состав крупнейших военно-морских сил некоторых государств на 2021 год[37]
Классы кораблей США Китай Россия Индия Южная Корея Япония Турция Франция Великобритания Италия Германия Бразилия
Подводные лодки
— атомные со
стратегическими ракетами
14 6 11 1 4 4
Подводные лодки
— атомные с
крылатыми ракетами
4 6 7 1 4 7
Подводные лодки
— атомные
многоцелевые
31 10
Подводные лодки
— дизельные торпедные
47 21 14 18 22 12 8 6 5
Авианосцы
(включая вертолётоносцы)
11 2 1 2 4 1 2 2
Крейсера 24 1 4 3 3
Фрегаты 21 46 15 17 14 6 16 18 13 12 7 8
Патрульные корабли и
корабли береговой охраны
83 179 125 170 84 6 45 20 25 16 5 44
Эсминцы 68 31 11 10 6 38 3 6 4 3
Десантные корабли и суда 173 110 48 20 35 11 35 41 2 27 1 20
Личный состав ВМС[38]
(человек)
346 500 260 000 150 000 69 000 70 000 45 500 45 000 35 000 32 000 29 000 16 000 85 000

Организация и управление ВМС

Военно-морская база ВМС Италии в Таранто. 1931 год.
Военно-морские базы являются главными организационными единицами (формированиями флота) на которых дислоцируются военно-морские силы государства
Военно-морская база Тулон — главная база надводных сил ВМС Франции.
Фото 2009 года
Файл:Sasebo Naval Base(Tategami ganpeki).jpg
Военно-морская база Сасебо — одна из четырёх крупнейших баз Морских сил самообороны Японии.
Фото 2020 года
Карта расположения военно-морских баз Северного флота ВМФ России

Организация военно-морских сил как и управление силами зависят от географического положения государства, его масштабов и исторических традиций.

Организация ВМС

В организационном порядке военно-морские силы состоят из объединений, соединений, воинских частей, военно-учебных заведений и учреждений. В организации сил военного флота встречаются типы военных формирований характерные для сухопутных войск такие как:

  • дивизион — первичное тактическое подразделение из однородных кораблей 2-го, 3-го и 4-го рангов;
  • полк — встречается в морской авиации, морской пехоте, войсках береговой обороны;
  • бригада — соединение состоящее из нескольких дивизионов кораблей. Так же встречаются в морской пехоте. Для соединений кораблей встречались только в ВМФ СССР и ВМФ России;
  • дивизия — может состоять из нескольких подводных лодок, кораблей 1-го ранга или нескольких бригад кораблей.

Основными структурными единицами (формирования флота) являются военно-морские базы (сокращённо — ВМБ), на которых на постоянной основе дислоцируются силы флота. Военно-морские базы представляют собой обороняемые участки побережья с прилегающей к ним акваторией, оборудованные для стоянки и ремонта кораблей. В пределах одной военно-морской базы могут дислоцироваться несколько формирований кораблей и подводных лодок (дивизионов, бригад и дивизий), а также части береговой обороны и формирования боевого и тылового обеспечения находящиеся на суше (побережье)[39].

Для таких крупных держав как Российская Федерация, США и СССР в прошлом, имеющих выход к нескольким океанам, либо Франции (имеющей множество заморских территорий в различных частях мира) характерно создание крупных региональных объединений ВМС.

К примеру Военно-морской флот СССР организационно состоял из следующих объединений[8]:

Во главе ВМФ СССР стоял Главнокомандующий ВМФ СССР, одновременно занимавший пост заместителя министра обороны СССР и которому подчинялся Главный штаб и центральные управления ВМФ[8].

В организационном плане ВМС США состоят из двух высших региональных объединений — Тихоокеанского флота и Атлантического флота (переименован в 2006 году в Командование сил флота США). В свою очередь каждый из этих флотов состоит из нескольких объединений[41][42]:

  • 2-й флот (Северная Атлантика)
  • 4-й флот (Южная Атлантика, Карибское море и юго-восточная часть Тихого океана)
  • 6-й флот (Средиземное море).
  • 3-й флот (восточная и центральная часть Тихого океана)
  • 5-й флот (северо-западная часть Индийского океана)
  • 7-й флот (западная часть Тихого океана).

В организационном плане ВМС Франции состоит из следующих структур[43]:

  • Главный штаб ВМС
  • Стратегическое морское командование — ВМБ Брест. Управляет ядерными силами ВМС.
  • Командование родов ВМС:
  • Командование подводных сил — ВМБ Брест;
  • Командование надводных сил — ВМБ Тулон;
  • Командование морской авиации — ВМБ Тулон;
  • Командование сил специальных операций ВМС — ВМБ Лорьян;
  • Оперативные командования (ОК):
  • ОК на Атлантике;
  • ОК на Средиземном море;
  • ОК в зоне пролива Ла-Манш;
  • ОК в зоне Индийского океана;
  • ОК в зоне Тихого океана;
  • Военно-морские компоненты командований вооружённых сил вне метрополии в южной части Индийского океана — остров Реюньон, во Французской Полинезии, в Новой Каледонии, на Антильских островах, в Гвиане, в районе островов Зелёного Мыса.
  • Центральные управления
  • Инспекции
  • Военно-морские округа и районы:
  • Атлантический военно-морской округ;
  • Средиземноморский военно-морской округ;
  • Шербурский военно-морской район.

Управление ВМС

В целом, для военно-морских сил большинства государств характерно, что они возглавляются таким должностным лицом как командующий ВМС (в некоторых государствах — министр военно-морских сил или военно-морской министр), и управляются через главный штаб ВМС. Командующий военно-морскими силами подчиняется министру обороны государства. В подчинении командующего ВМС находятся начальники родов сил (надводные корабли, подводные лодки, морская авиация, морская пехота, береговая оборона и т. д.) и начальники служб, а также командующие региональными управлениями[7].

Существуют редкие прецеденты, когда в истории некоторых государств военно-морские силы исключались из состава общих вооружённых сил и выводились из подчинения министра обороны. Так в СССР в период с февраля 1950 года по март 1953 года, Военно-морской флот был выведен из подчинения Министерства вооружённых сил и находился в подчинении Военно-морского министерства СССР[44].

Особенности организации и управления ВМС в некоторых государствах

Схема организации аппарата Министра Военно-морских сил США

В некоторых государствах исторически сложились свои особенности в организации и управлении ВМС, отличающие их от подобных структур других государств.

К примеру в состав Береговых войск ВМФ России входят общевойсковые соединения (армейские корпуса) характерные по организации и вооружению для сухопутных войск. Данная традиция берёт начало с конца 1980-х годов, когда из Сухопутных войск СССР в состав всех четырёх флотов ВМФ СССР были переданы для усиления обороны побережья по одной мотострелковой дивизии, каждой из которых без изменений в организационно-штатной структуре, было присвоено наименование дивизия береговой обороны[45], которые экспертами считались как резервные дивизии морской пехоты[46].

В США такой род войск как морская пехота, не распределён как в ВМФ России по региональным объединениям (по флотам) — а выделен в отдельный род войск с собственным центральным командованием. То есть ВМС США состоят из двух раздельных структур — морской пехоты и флота (как совокупности всех военных кораблей[47]).

В плане управления ВМС США подчиняются министру военно-морских сил, который осуществляет над ним административное руководство через начальника штаба ВМС и коменданта (корпуса морской пехоты). Начальнику штаба ВМС в административном отношении подчинены командующие Тихоокеанским и Атлантическим флотами. В оперативном отношении ВМС подчинены главнокомандующим объединённых командований Вооружённых сил США. Резервом ВМС является Береговая охрана США, подчинённая Министерству внутренней безопасности США и выполняющая функции пограничной службы на морских границах. При объявлении военного времени Береговая охрана США переходит в подчинение начальника штаба ВМС на правах отдельного командования[41][42].

В ВМС Великобритании Королевская морская пехота имеет статус рода войск (не отдельного) с наличием собственного центрального командования, и как в США не распределена по региональным флотским объединениям. Возглавляет её комендант морской пехоты (англ. Commandant General Royal Marines), который, в отличие от коменданта морской пехоты США, напрямую подчиняется начальнику штаба ВМС[48].

Командование военно-морскими службами осуществляет Первый морской лорд, как председатель Военно-морского комитета (аналог главного штаба ВМС). Совет обороны делегирует руководство Военно-морских сил в Адмиралтейский комитет Великобритании, главой которого является министр обороны Великобритании[48].

Военно-морской флот стран, не имеющих выхода к морю

Сторожевой корабль «Парагвай (C-1)» из состава ВМС Парагвая на одной из пограничных рек.
Построен в 1930 году. Фото 2016 года

На современном этапе существует ряд государств, не имеющих выхода к Мировому океану, которые в составе своих вооружённых сил содержат военные корабли[49].

Военно-морские силы, либо военные организации с иными названиями, располагающие военными кораблями в этих государствах, в основном выполняют функцию охраны государственных границ проходящих по акваториям озёр и рек. Они выполняют патрулирование на сторожевых кораблях и катерах.

К таковым военно-морским силам и военным организациям с иными названиями относятся[50]:

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Статья «Задачи ВМФ». Он-лайн справочник по терминологии в оборонной сфере. Сайт МО РФ Архивная копия от 3 января 2022 на Wayback Machine
  2. 2,0 2,1 Ничипоренко В. Н. Предисловие // «Военно-морские силы иностранных государств: краткий справочник для студентов и командного состава экипажей судов гражданского флота». — Нижний Новгород: Волжская государственная академия водного транспорта, 2011. — 44 с. — 250 экз. — ISBN УДК 355.321(100) В63.
  3. 3,0 3,1 3,2 перевод терминов «naval forces» (Also called «navy») и «navy» // «NATO-Russia Council Consolidated Glossary of Cooperation»/«Сводный глоссарий Совета Россия–НАТО по сотрудничеству» / Под ред. Николая Егоровича Макарова и Джампаоло Ди Паола. — М.: Совет Россия-НАТО, 2011. — С. 238 и 239. — 366 с. — ISBN 92-845-0186-5. Архивная копия от 1 февраля 2022 на Wayback Machine
  4. 4,0 4,1 Справочный материал «Вооруженные силы зарубежных стран» на 2006 год // Зарубежное военное обозрение : Ежемесячный журнал. — М.: Издательство и типография газеты «Красная звезда», 2006. — № 2. — С. 49—80. — ISSN 0134-921Х.
  5. 5,0 5,1 Справочный материал «Вооруженные силы зарубежных стран» на 2000 год // Зарубежное военное обозрение : Ежемесячный журнал. — М.: Издательство и типография газеты «Красная звезда», 2000. — № 1. — С. 37—64. — ISSN 0134-921Х.
  6. 6,0 6,1 А. Г. Смаль. Предисловие // «Военно-морские силы иностранных государств : Справочник» / Под ред. И. К. Хурса.. — М.: Воениздат, 1988. — С. 11. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00526-5.
  7. 7,00 7,01 7,02 7,03 7,04 7,05 7,06 7,07 7,08 7,09 7,10 7,11 7,12 7,13 7,14 7,15 7,16 7,17 7,18 Коллектив авторов. статья «Военно-Морской Флот» // Военная энциклопедия / Под ред. П.В. Грачёв. — М.: Воениздат, 1994. — Т. 2. — С. 169—176. — 544 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-203-00299-1.
  8. 8,00 8,01 8,02 8,03 8,04 8,05 8,06 8,07 8,08 8,09 8,10 8,11 Коллектив авторов. статья «Военно-Морской Флот» // Советская военная энциклопедия / Под ред. Огарков Н. В.. — М.: Воениздат, 1978. — Т. 2. — С. 235—242. — 654 с. — 105 000 экз.
  9. 9,0 9,1 Коллектив авторов. статья «Военно-Морской Флот» // Военный энциклопедический словарь / Под ред. Горкина А. П.. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 2001. — Т. 1. — С. 315—317. — 848 с. — 5000 экз. — ISBN 5-85270-219-6.
  10. 10,0 10,1 Коллектив авторов. статья «Военно-Морской Флот» // «Военно-морской словарь» / Чернавин В. Н.. — М.: Воениздат, 1989. — С. 82. — 511 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00174-X.
  11. 11,0 11,1 Коллектив авторов. статьи «Военно-морские силы» и «Военно-морское министерство СССР» // «Военно-морской словарь» / Чернавин В. Н.. — М.: Воениздат, 1989. — С. 82. — 511 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00174-X.
  12. Штенцель, 2002, с. 6.
  13. Штенцель, 2002, с. 7—8.
  14. Штенцель, 2002, с. 31.
  15. Штенцель, 2002, с. 35.
  16. Штенцель, 2002, с. 42.
  17. Штенцель, 2002, с. 47—53.
  18. Штенцель, 2002, с. 58—60.
  19. Штенцель, 2002, с. 172—173.
  20. 20,0 20,1 коллектив авторов. статья «Парусный флот» // Военная энциклопедия / под ред. Иванова С. Б.. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 6. — С. 287—288. — 639 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01873-1.
  21. Штенцель, 2002, с. 175—176.
  22. 700 anos da Marinha Portuguesa. www.lisboa.pt (12 декабря 2017). Дата обращения: 6 августа 2021. Архивировано 7 августа 2021 года.
  23. Штенцель, 2002, с. 178.
  24. Штенцель, 2002, с. 235—236.
  25. Штенцель, 2002, с. 213.
  26. Штенцель, 2002, с. 250.
  27. Коллектив авторов. статья «Дивизия кораблей» // Советская военная энциклопедия / Под ред. Гречко А. А.. — М.: Воениздат, 1977. — Т. 3. — С. 181. — 678 с. — 105 000 экз.
  28. Штенцель, 2002, с. 434.
  29. Штенцель, 2002, с. 465.
  30. Штенцель, 2002, с. 615.
  31. Штенцель, 2002, с. 627.
  32. Штенцель, 2002, с. 636—637.
  33. 33,0 33,1 Коллектив авторов. статья «Авианосец» // Военная энциклопедия / Под ред. Родионова И. Н.. — М.: Воениздат, 1997. — Т. 1. — С. 21—22. — 639 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01655-0.
  34. без учёта 2 устаревших линкоров
  35. в том числе 2 «карманных линкора»
  36. 36,0 36,1 коллектив авторов. статья «Подводная лодка» // Военная энциклопедия / под ред. Иванова С. Б.. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 6. — С. 435—440. — 639 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01873-1.
  37. The International Institute for Strategic Studies (IISS). «The Miltary Balance — 2021». — Абингдон: Routledge, 2021. — 524 с. — ISBN 978-1-032-01227-8.
  38. в численность личного состава включена морская пехота
  39. Коллектив авторов. статья «Военно-морская база» // «Военно-морской словарь» / Чернавин В. Н.. — М.: Воениздат, 1989. — С. 82. — 511 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00174-X.
  40. единственная ВМБ, которая подчинялась напрямую Главнокомандующему ВМФ СССР
  41. 41,0 41,1 Коллектив авторов. статья «Соединённые Штаты Америки» // Военная энциклопедия / Под ред. Иванова С. Б.. — М.: Воениздат, 2003. — Т. 7. — С. 571—572. — 735 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01874-X.
  42. 42,0 42,1 Капитаны I ранга В. Чертанов и А. Антонов. Военно-морские силы США: Организационный структура и боевой состав // Зарубежное военное обозрение : Ежемесячный журнал. — М.: Издательство и типография газеты «Красная звезда», 2008. — № 9. — С. 58—71. — ISSN 0134-921Х.
  43. Полковник В. Баулин. Военно-морские силы Франции: состояние и перспективы развития // Зарубежное военное обозрение : Ежемесячный журнал. — М.: Издательство и типография газеты «Красная звезда», 2013. — № 2. — С. 72—83. — ISSN 0134-921Х.
  44. Коллектив авторов. статья «Военно-морское министерство СССР» // Советская военная энциклопедия / Под ред. Огарков Н. В.. — М.: Воениздат, 1978. — Т. 2. — С. 234. — 654 с. — 105 000 экз.
  45. В.И., Голиков В.И., Калашников К.А., Слугин С.А. Глава IV. «Соединения и части береговых войск и морской пехоты» // «Вооруженные Силы СССР после Второй мировой войны: от Красной Армии к Советской. Часть 1: Сухопутные войска». — Томск: Издательство Томского университета, 2013. — P. 143—145, 184-185. — 640 p. — 500 экз. — ISBN 978-5-89503-530-6.
  46. В.П. Кузин, В.И. Никольский. Глава X. «Береговые войска ВМФ СССР». Раздел 10.1. «Морская пехота» // «Военно-морской флот СССР 1945-1991». — Санкт-Петербург: «Историческое Морское Общество», 1996. — С. 524—533. — 653 с. — ISBN УДК 623.823.1.
  47. Коллектив авторов. статья «Флот» // «Военно-морской словарь» / Чернавин В. Н.. — М.: Воениздат, 1989. — С. 453. — 511 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00174-X.
  48. 48,0 48,1 Полковник В. Баулин. Военно-морские силы Великобритании: состояние и перспективы развития // Зарубежное военное обозрение : Ежемесячный журнал. — М.: Издательство и типография газеты «Красная звезда», 2011. — № 8. — С. 72—81. — ISSN 0134-921Х.
  49. Вячеслав Белаш. «Военно-морская болезнь» // Коммерсантъ-Власть : Еженедельный журнал. — М.: Издательский дом «Коммерсантъ», 2004. — № 38. — С. 48.
  50. John Farrier. Landlocked Navies of the World. www.neatorama.com (5 июля 2010). Дата обращения: 13 августа 2021. Архивировано 12 августа 2021 года.

Литература

  • Штенцель А. «История войн на море». — М.: ЭКСМО, 2002. — Т. 1. — 704 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94661-037-6.