Военно-воздушные силы Грузии

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Военно-воздушные силы Грузии
груз. საქართველოს სამხედრო-საჰაერო ძალები
Georgian Air Force emblem.svg Georgian Air Force and Air Defense Command flag (2018).pngЭмблема и знамя ВВС Грузии
Годы существования вид вооружённых сил
19912010
род сил
с 2010 года
Страна  Грузия
Подчинение Министерство обороны Грузии
Входит в Сухопутные войска Грузии
Тип Армейская авиация
Функция ведение боевых действий в воздухе
Численность 1300 (включая 300 призывников)
Дислокация Алексеевка, Тбилиси
Участие в Грузино-абхазский конфликт
Южноосетинский конфликт
Командиры
Известные командиры Давид Наирашвили
Зураб Почхуа

Военно-воздушные силы Грузии (груз. საქართველოს სამხედრო-საჰაერო ძალები) — род сил в составе[1] сухопутных войск вооружённых сил Республики Грузия.

Ранее ВВС Грузии являлись отдельным видом вооружённых сил.

История

Военно-воздушные силы Грузии были созданы после провозглашения независимости Грузии и создания вооружённых сил Грузии. Первые случаи боевого применения авиатехники имели место в начале 1990-х годов в ходе боевых действий в Абхазии.

В 1999 году начался ремонт авиатехники — для ремонта на Украину были отправлены два боевых вертолёта противолодочной авиации Ми-14, три боевых вертолёта Ми-24 и два вертолёта Ми-2[2].

В сентябре 1999 года на обучение в США были направлены пилоты и авиатехники для 10 вертолётов UH-1H общей стоимостью 9,5 млн долларов США (бесплатно переданных грузинской армии из США в 1999—2000)[3]. Первые два вертолёта UH-1H были получены из США в октябре 1999 года[4].

17 ноября 1999 года в Тбилиси был подписан турецко-грузинский протокол о выделении гранта в размере 2,1 млн долларов США на модернизацию вооружённых сил Грузии. Деньги были выделены на реализацию восьми проектов, одним из которых являлась модернизация Марнеульского военного аэродрома[5]. 19 октября 2004 года было подписано ещё одно грузино-турецкое соглашение, в соответствии с которым Турция выделила дополнительные средства на реконструкцию аэродрома в Марнеули[6]. Модернизация аэродрома в Марнеули проходила при участии турецких специалистов и была завершена в 2004 году, в результате аэродром получил возможность проводить обслуживание полётов боевой авиации в дневное и ночное время, в том числе — в сложных метеоусловиях[7].

В 2001 году военно-воздушные силы Грузии получили по программе военной помощи из Турции ещё два вертолёта UH-1H[3].

Также в 2001 году началась ещё одна программа подготовки пилотов и авиатехников для вертолётов UH-1 (The UH-1 Helicopter Program), в ходе которой на авиабазе «Fort Rucker» в штате Алабама было подготовлено 23 пилота и авиатехника для вертолётов UH-1[8].

Также в 2001 году израильская компания «Elbit Systems» разработала проект модернизации штурмовиков Су-25 военно-воздушных сил Грузии до уровня Су-25КМ[7] (всего, в период до 15 мая 2008 года на Тбилисском авиазаводе до уровня Су-25КМ были модернизированы пять штурмовиков Су-25 ВВС Грузии)[3].

В 2004 году при посредничестве болгарской компании EMKO Грузия закупила в Македонии четыре штурмовика Су-25 (которые в 2001 году Македония купила у Украины)[7].

В ночь на 12 марта 2007 года в районе озера Базалети потерпел катастрофу боевой вертолёт Ми-24 военно-воздушных сил Грузии, погибли все три члена экипажа, находившиеся на борту. Причиной авиакатастрофы стали сложные метеоусловия[9].

В период с сентября 2007 по май 2008 года на Украине прошли курс обучения 25 пилотов батумской авиашколы, которых учили летать на вертолётах Ми-8, Ми-24 и самолётах Ан-2. Кроме того, в период с середины января по апрель 2008 года обучение экипажей для грузинских военно-воздушных сил проводилось группой из шести украинских военных инструкторов под командованием майора Никоненко на грузинской авиабазе «Новоалексеевская»[10].

В августе 2008 года в ходе войны в Южной Осетии военно-воздушные силы Грузии потеряли несколько единиц авиатехники.

По состоянию на 2011 год, военно-воздушные силы Грузии насчитывали 1310 человек личного состава, на вооружении находились: три штурмовика Су-25, семь Су-25К, два Су-25УБ, пять L-39, три Ан-2, три вертолёта Ми-24В, два вертолёта Ми-24П, двенадцать вертолётов Ми-8Т и 5 вертолётов UH-1H[11].

9 июня 2010 года был заключён контракт с концерном «Eurocopter» на поставку двух вертолётов AS.332 «Super Puma»[12], в 2012 году два вертолёта AS.332L1 «Super Puma» (бортовые номера «100» и «101») были переданы министерству обороны Грузии[13].

Структура

Авиационная бригада Сухопутных войск Грузии состоит из авиационной и вертолётной эскадрилий.

Пункты базирования

  • Авиабаза Алексеевка
  • Авиабаза Марнеули
  • Авиабаза Телави (не военный)
  • Авиабаза Сенаки (заброшен)

Боевой состав

Обозначение формирования или части Вооружение и оснащение Место расположения
Авиационная эскадрилья
нет данных
нет данных
Вертолётная эскадрилья
нет данных
нет данных

Техника и вооружение

Тип Производство Назначение Количество Примечания
Боевые самолёты
Су-25
Су-25КМ
 СССР
 Грузия
штурмовик
учебно-боевой
учебно-боевой
6 на хранении[14]
3[14]
5 штук модернизированы с помощью компании Delta, неизвестное кол-во в процессе[источник не указан 677 дней]; по другим данным, готовились к снятию с вооружения[15]
Л-29 «Дельфин»  Чехословакия учебно-боевой 9[14]
Л-39 «Альбатрос»  Чехословакия учебно-боевой 11
Як-52  Румыния учебный 10
Транспортные самолёты
Ан-2  СССР транспортный самолёт 6[14]
Як-40  СССР транспортный самолёт 2[16]
Вертолёты
Bell UH-1H Iroquois  США многоцелевой вертолёт 12[17]
AS332 Super Puma  Франция транспортный вертолёт 2
Ми-24В  СССР транспортно-боевой вертолёт 3 штуки модернизированные, неизвестное кол-во в процессе[14]
БПЛА
Elbit Hermes 450  Израиль БПЛА 1+[14]
Зенитные ракетные комплексы
9К37 Бук-М1 ZRK BUK M1 2005 G1.jpg  СССР ЗРК средней дальности 1-2 батальона[14]
9К33М2 «Оса-АК»

9К33М3 «Оса-АКМ»

ParkPatriot2015part8-28.jpg  СССР ЗРК ближнего действия 2 батареи[14]6-10[18]

Опознавательные знаки

Авиапарк

Опознавательный знак Знак на фюзеляж Знак на киль Когда использовался Порядок нанесения
Roundel of the Georgian Air Force first star.svg
нет
Roundel of the Georgian Air Force first star.svg
1991-2004
Roundel of Georgia.svg
нет
Roundel of Georgia.svg
2004-

Знаки различия

Генералы и офицеры

Категории[19] Генералы Старшие офицеры Младшие офицеры
Georgia Air Force OF-10.png Georgia Air Force OF-9.png Georgia Air Force OF-8.png Georgia Air Force OF-7.png Georgia Air Force OF-6.png Georgia Air Force OF-5.png Georgia Air Force OF-4.png Georgia Air Force OF-3.png Georgia Air Force OF-2.png Georgia Air Force OF-1b.png Georgia Air Force OF-1a.png
Грузинское звание გენერალი გენერალ ლეიტენანტი გენერალ მაიორი ბრიგადის გენერალი პოლკოვნიკი ლეიტენანტ პოლკოვნიკი მაიორი კაპიტანი უფროსი ლეიტენანტი ლეიტენანტი უმცროსი ლეიტენანტი
Российское
соответствие
Генерал армии Генерал-полковник Генерал-лейтенант Генерал-майор Полковник Подполковник Майор Капитан Старший лейтенант Лейтенант Младший лейтенант

Сержанты и рядовые

Категории Подофицеры Сержанты и старшины Солдаты
Georgia-Army-OR-9b.svg Georgia-Army-OR-9a.svg Georgia-Army-OR-8.svg Georgia-Army-OR-7.svg Georgia-Army-OR-6.svg Georgia-Army-OR-5.svg Georgia-Army-OR-4b.svg Georgia-Army-OR-4a.svg Georgia-Army-OR-3.svg Georgia-Army-OR-2.svg нет
Грузинское звание მთავარი სერჟანტი ბრიგადის სერჟანტი ბატალიონის სერჟანტი მასტერ სერჟანტი უფროსი სერჟანტი სერჟანტი უმცროსი სერჟანტი კაპრალი პირველი კლასის ეფრეიტორი მე–2 კლასის ეფრეიტორი
Российское
соответствие
Старший
прапорщик
Прапорщик нет Старшина Старший
сержант
Сержант Младший
сержант
нет нет Ефрейтор Рядовой

Галерея

Самолёты ВВС Грузии

Вертолёты ВВС Грузии

Примечания

  1. Structure of Land Forces. Дата обращения: 12 сентября 2011. Архивировано 9 декабря 2011 года.
  2. Юрий Райхель. Грузия прирастает вертолетами Архивная копия от 24 июня 2012 на Wayback Machine // «День» (Киев), № 105 от 20 июня 2012
  3. 3,0 3,1 3,2 О военной помощи Грузии со стороны иностранных государств // «Зарубежное военное обозрение», № 6 (735), 2008. стр.94-95
  4. США безвозмездно передают Грузии вертолеты и ботинки Архивная копия от 11 октября 2014 на Wayback Machine // «Lenta.RU» от 29 октября 1999
  5. Грузинской армии придется интегрироваться в НАТО на турецкие деньги Архивная копия от 15 октября 2014 на Wayback Machine // «Lenta.RU» от 17 ноября 1999
  6. Военные новости из Грузии // «Зарубежное военное обозрение», № 12 (693), 2004. стр.21-22
  7. 7,0 7,1 7,2 полковник А. Пахомычев, полковник Б. Ташлыков. Вооружённые силы Грузии: современное состояние и тенденции развития // «Зарубежное военное обозрение», № 5 (710), 2006. стр.9-14
  8. Tea Gularidze. U.S. Boosts Successful Military Cooperation with Georgia Архивная копия от 11 октября 2014 на Wayback Machine // «Civil Georgia» от 5 августа 2004
  9. Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 1 (721), 2007, стр.43
  10. Украина вооружала Грузию для войны с Россией Архивная копия от 13 октября 2014 на Wayback Machine // «Известия» от 9 сентября 2008
  11. Вооруженные силы зарубежных стран // «Зарубежное военное обозрение», № 7 (772), 2011. стр.75
  12. Грузия купит два вертолета Eurocopter Архивная копия от 11 октября 2014 на Wayback Machine // «LENTA.RU» от 10 июня 2010
  13. Саакашвили запретил Минобороны продавать французские вертолеты Super Puma Архивная копия от 11 октября 2014 на Wayback Machine // «Новости — Грузия» от 10 сентября 2013
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 14,5 14,6 14,7 The Military Balance 2020,p.189
  15. Грузия сняла с вооружения штурмовики Су-25, Lenta.ru (1 марта 2017). Архивировано 23 июня 2021 года. Дата обращения 17 декабря 2019.
  16. The Military Balance 2014. — P. 175.
  17. James Hackett. The Military Balance 2019. — Taylor&Francis, 2019. — С. 190. — 504 с. — ISBN 1857439880.
  18. The Military Balance 2020,p.186
  19. Georgian Air Force. Дата обращения: 12 сентября 2011. Архивировано 22 апреля 2021 года.

Литература и источники

  • Полковник И. Петров. Военная авиация республики Грузия // "Зарубежное военное обозрение", № 3 (816), март 2015. стр.60-64
  • Сергей Дроздов. Авиация силовых ведомств Грузии // "Авиация и космонавтика", № 9, 2019. стр.26-31

Внешние ссылки