Военная политика Белоруссии

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Белоруссия
Coat of arms of Belarus (2020).svg

Статья из серии
Политическая система
Белоруссии


Президент

Александр Лукашенко

Администрация президента

Совет безопасности (состав)

Совет министров (состав)

Премьер-министр
Роман Головченко

Национальное собрание

Совет Республики (члены)
Наталья Кочанова (председатель[uk])
Палата представителей (депутаты)
Владимир Андрейченко (председатель[uk])

Судебная система

Верховный суд
Конституционный суд
Генеральная прокуратура

Административное деление

Области (Минск)
Районы (города)
Сельсоветы

Голосования

Политические партии
Референдумы
14 мая 1995
24 ноября 1996
17 октября 2004
27 февраля 2022
Парламентские выборы
199520002004200820122016
2019
Президентские выборы
199420012006201020152020

Военная политика Белоруссии – деятельность, направленная на подготовку сил и средств военной организации, определения порядка и способов их применения для обеспечения военной безопасности, в том числе для предотвращения военных конфликтов и обороны Республики Беларусь[1].

Военная доктрина

Военная политика страны определяется главным образом военной доктриной. Действующий её вариант был принят в 2016 году. В документе определены военная организация государства и основы её применения, военно-экономические аспекты (касается ВПК), меры по обеспечению военной безопасности, в том числе, впервые в Белоруссии разработан план действий против гибридной войны и цветной революции[2].

Основными целями военной политики Республики Беларусь являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение угрозы развязывания войны и обеспечение гарантии национальной безопасности государства от возможных военных угроз. Она формировалась согласно положениям Устава ООН, Хельсинкским соглашением 1975 года, Парижской хартии 1990 года, Стамбульской Хартии 1999 года и другим международным договорам, соглашениям и договорённостям. На основании этих документов были заложены принципы, по которым страна[3]:

  • не выдвигает никаких территориальных претензий к другим государствам и не признаёт таких претензий со стороны других государств;
  • уважает политическую независимость и государственный суверенитет других стран и признаёт их право решать вопросы обеспечения национальной безопасности в соответствии со своими интересами без нанесения ущерба безопасности других государств;
  • выступает за решение всех межгосударственных противоречий исключительно путем переговоров на взаимоприемлемой основе;
  • содействует сбалансированному сокращению вооружения на европейском континенте в рамках обязательств, определённых международными соглашениями и договорами;
  • исключает одностороннее сокращение вооружения в ущерб военной безопасности государства, допуская его только с учётом своих экономических возможностей и объективной целесообразности для обеспечения необходимого уровня обороноспособности.

Приоритетными направлениями в коалиционной политике названы Союзное государство с Россией, ОДКБ и СНГ. Отношения с Евросоюзом в доктрине характеризуются как «добрососедские и взаимовыгодные», а с НАТО — «партнёрские»[2].

Военная организация

Военная организация в Белоруссии представлена вооружёнными силами (Вооружённые силы Республики Беларусь), органами военно-политического (Совет Безопасности Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь и органы местного управления) и военного управления (Министерство обороны Республики Беларусь и Генеральный штаб Вооружённых сил Республики Беларусь), оборонным сектором экономики (Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь и Военно-промышленный комплекс Белоруссии), а также иными организациями и воинскими формированиями. Общее руководство осуществляет главнокомандующий — Президент Белоруссии[4].

В Белорусии к осуществлению военной обороны могут привлекаться военизированные организации. Эти органы имеют право приобретать боевую ручную стрелковое и иное оружие. Перечень военизированных организаций устанавливаться законом. В законодательстве Белоруссии под ними понимаются органы внутренних дел (милиция, Внутренние войска МВД Республики Беларусь и пр.), органы финансовых расследований Комитета государственного контроля, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям[5]. При этом существует система военизированной охраны[6][7].

Помощь в обеспечении национальной и военной безопасности оказывают также КГБ и ГПК.

Направления деятельности

Воинская обязанность

Воинскую обязанность исполняют граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья и физическому развитию к её исполнению, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, политических и иных убеждений, а также граждане женского пола, отвечающие установленным требованиям и получившие подготовку по специальностям, необходимым для Вооружённых Сил и других воинских формирований.

Военное строительство

Вооружённые силы Республики Беларусь формировались из частей Белорусского военного округа. От СССР стране досталась крупная военная группировка с большим количеством вооружения и хорошей военно-технической базе. Белоруссия не могла самостоятельно содержать большой армейский контингент, поэтому на начальном этапе реформирование сводилось в основном к сокращению вооружённых сил[8]. В 1992—1996 годах были сокращены или переформированы 250 воинских частей. В это время завершена ракетно-ядерная демилитаризация Белоруссии.

Реальное реформирование военной организации началось с середины 90-х годов. В рамках этого перестраивались органы военного управления, изменялась система подготовки кадров, преобразовывались большинство объединений, соединений и воинских частей, создавались мобильные силы[8].

Особенностью военного строительства в 2000-е годы стало развитие территориальной обороны[8].

В 2010-х годах приоритетными целями стали приведение белорусской армии в соответствие существующим вызовам и экономическим возможностям государства, перевооружение на современные системы и образцы вооружения и военной техники, развитие военной инфраструктуры. Реализовывались проекты по созданию многоуровневой автоматизированной системы управления, беспилотных авиационных комплексов и разработке отечественной объединенной системы навигации, связи и опознавания, а также перевооружения зенитных ракетных войск, радиотехнических войск и переводу перспективных образцов вооружения и техники на колёсную базу собственного производства[9].

Идеологическая работа

Вопросами данной сферы занимается главное управление идеологической работы Министерства обороны, созданное 20 февраля 2004 года. В составе имеет управление информации и управление морально-психологического обеспечения. Органу подчиняются военное информационное агентство «Ваяр», телекомпания «ВоенТВ», а также управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооружённых Сил[10].

Идеологическая работа призвана сформировать патриотические чувства, высокий моральный и нравственный дух как у военнослужащих и гражданских сотрудников белорусской армии, так и у населения. Важное место занимают социально-психологическая адаптация и поддержание дисциплины. Идеологическая работа ведётся по воспитательному, информационно-пропагандисткому, психологическому, социально-прававому и социально-культурному направлениям. В организационном виде данная деятельность осуществляется в виде идеологичекой подготовки, систем информирования, лекционной пропаганды, единых дней информирования, использования средств визуальной информации и стенной печати, работы местных радиоузлов и индивидуальной воспитательной работы[11][12].

Международное сотрудничество

Вопросами взаимодействия с другими государствами занимается Департамент международного военного сотрудничества министерства обороны.

Согласно концепции международного военного сотрудничества МО РБ от 10 ноября 2010, оно осуществляется в военно-политической, военной, военно-технической и других областях. Первое охватывает вопросы, связанные с военно-политическими аспектами обеспечения военной безопасности государства и международной безопасности. Второе представляет деятельность по совместному решению собственно военных проблем в сфере обеспечения национальной и международной безопасности. Под последним подразумевается разработка, производство, поставка вооружения и военной техники, а также выполнением работ и оказание услуг военно-технического назначения[13].

Вооружённые конфликты

По военной доктрине 2016 года Белоруссия осуждает любой военный конфликт и рассматривает применение вооружённых сил только как крайнюю меру. Как отмечается в документе, у страны нет противников исходя из сугубо оборонительного характера военной политики. Однако республика собирается отстаивать свои национальные интересы с использованием всех имеющихся средств, в том числе посредством применения военной силы, и оставляет за собой право принятия комплекса превентивных мер стратегического сдерживания в целях недопущения нападения или нейтрализации внутреннего конфликта[2].

Министр обороны Андрей Равков (2014—2020), комментируя документ, среди прочего заявил, что участия страны в боевых действиях за границей «не будет никогда». Однако международными и двусторонними российско-белорусскими договорами предусмотрены случаи, когда определенный контингент белорусских ВС может участвовать в боевых действиях за границей. Но перечень таких ситуаций строго ограничен. По конституции военнослужащие срочной службы не могут принимать участие в боевых действиях за пределами Беларуси, но для выполнения миротворческих и антитеррористических задач Минск может направлять контрактников при условии, что каждый из них подаст индивидуально рапорт президенту и получит персональное разрешение. Таким образом, белорусские военные могут участвовать в составе КСОР ОДКБ[14].

Ещё летом 1990 года депутаты от БНФ предложила Верховному Совету БССР принять закон, который бы запрещал направлять белорусских призывников за пределы страны; тогда еще существовал СССР, была единая советская армия, и такое предложение большинству депутатов показалось абсурдным. Но заседание сессии шло в прямой радиотрансляции, люди узнали о предложении, и в Верховный Совет пошли тысячи писем и телеграмм от родителей призывников, опасавшихся за своих детей. Парламент принял решение, запрещающее направлять военные подразделения, что дислоцируются в Белоруссии, в зоны военных конфликтов за пределами республики. Однако для министерства обороны СССР решения республиканских парламентов законами не были — оно руководствовалось союзными законами, и центр принятия решений оставался в Москве[15].

В своей современной истории Республика Беларусь не принимала участия в каких-либо вооружённых конфликтах и всячески старается их предотвратить. С началом эскалации боевых действий во всевозможных регионах страна традиционно призывает стороны к поиску мирного решения противоречий. Тем не менее ввиду политических, экономических, историко-географических факторов Белоруссия и её граждане оказываются в различной степени вовлечённости в те или иные конфликты.

Примечания

  1. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь Архивная копия от 8 февраля 2022 на Wayback Machine (20 июля 2016 г. № 412-З)
  2. 2,0 2,1 2,2 Военная доктрина 2016 года на сайте министерства обороны. Дата обращения: 24 декабря 2021. Архивировано 3 мая 2021 года.
  3. Основы военной политики Республики Беларусь на сайте министерства обороны. Дата обращения: 24 декабря 2021. Архивировано 17 мая 2021 года.
  4. Военная организация государства. Дата обращения: 24 декабря 2021. Архивировано 24 декабря 2021 года.
  5. Указ Президента РБ от 4 июня 2007 г. № 1/8627 «О некоторых вопросах деятельности воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь» (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 апреля 2017. Архивировано 4 апреля 2017 года.
  6. Статья «ВОХР всегда начеку» на сайте «Белорусская военная газета» от 4 октября 2013 г. № 187 (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 декабря 2021. Архивировано 29 августа 2017 года.
  7. Информация с официального сайта Белорусской железной дороги. Дата обращения: 24 декабря 2021. Архивировано 29 августа 2017 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 § 8. Военная политика Республики Беларусь (Допризывная подготовка, учебник для 10—11 классов). Дата обращения: 24 декабря 2021. Архивировано 24 декабря 2021 года.
  9. Вооруженные Силы Республики Беларусь на современном этапе строительства и развития (Пресс-служба Министерства обороны Республики Беларусь). Дата обращения: 24 декабря 2021. Архивировано 24 декабря 2021 года.
  10. Главное управление идеологической работы на официальном сайте МО РБ. Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 25 декабря 2021 года.
  11. Идеологическая работа в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 25 декабря 2021 года.
  12. Организация идеологической работы в Вооруженных силах Республики Беларусь
  13. Міжнароднае ваеннае супрацоўніцтва на афіцыйным сайце Мінабароны РБ. Дата обращения: 24 декабря 2021. Архивировано 24 декабря 2021 года.
  14. Новая Военная Доктрина Беларуси: Запрет На Боевые Операции За Границей Архивная копия от 14 мая 2021 на Wayback Machine // БелВПО, 6 апреля 2016
  15. Как белорусские парни гибли в Чечне: почему независимость так важна для нашей страны. Дата обращения: 24 декабря 2021. Архивировано 13 мая 2021 года.

Ссылки