Водородный транспорт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Автобус Mercedes-Benz Citaro на водородных топливных элементах

Водородный транспорт — это различные транспортные средства, использующие в качестве топлива водород.

Это могут быть транспортные средства как с двигателями внутреннего сгорания, с газотурбинными двигателями, так и с водородными топливными элементами.

История

Красноармейцы устанавливают аэростат заграждения. На переднем плане — ГАЗ-АА. 1942 год.

В 1806 году Франсуа Исаак де Риваз  (англ.) (1752—1828) создал первый двигатель внутреннего сгорания, работающий на водороде. Водород изобретатель производил электролизом воды.

В 1941 году в блокадном Ленинграде бензин был в дефиците, но водород имелся в большом количестве. Военный техник Борис Шелищ предложил использовать воздушно-водородную смесь для работы установок заградительных аэростатов. На водород перевели двигатели внутреннего сгорания ГАЗ-АА автомобилей-установок аэростатов заграждения, для работы их лебёдок подъёма и опускания аэростата. Во время блокады в осаждённом городе на водороде работало около 600 автомобилей[1].

Развитие

Причины интереса к водородному транспорту

Использование водорода в качестве энергоносителя позволит как существенно сократить потребление ископаемых углеводородных топлив, так и значительно продвинуться в решении экологической проблемы загрязнения атмосферы городов вредными для здоровья человека составляющими выхлопных газов автомобилей и тепловозов[2].

В 2009 году примерно 25 % выбросов углекислого газа в атмосферу Земли производилось в результате работы разного рода транспорта[3]. По оценке МЭА, уже к 2050 году это число удвоится и продолжит расти по мере того, как в развивающихся странах будет увеличиваться количество личных автомобилей[4]. Кроме углекислого газа, в атмосферу выбрасываются оксиды азота, ответственные за увеличение заболеваемости астмой, оксиды серы, ответственные за кислотные дожди и т. д.

В морском транспорте зачастую используются низкокачественные дешёвые сорта топлива и он выбрасывает оксидов серы в 700 раз больше, чем автомобильный транспорт. По данным International Maritime Organization, выбросы СО2 морским торговым флотом достигли 1,12 млрд тонн в год[5].

Другой причиной повышения интереса к водородному транспорту является рост цен на энергоносители (в настоящее время подавляющее их большинство — уголь, нефть и их производные), дефицит топлива, стремление различных стран обрести энергетическую независимость[2].

Современное применение и перспективы

Автомобили на водородном топливе уже производятся. Среди компаний, которые производят такие автомобили — Toyota, Honda и Hyundai. Разработкой автомобилей на водородном топливе занимаются также Daimler, Audi, BMW, Ford, Nissan и др.

В 2016 году в Германии был представлен первый водородный поезд — Coradia iLint компании Alstom, поезд начнёт курсировать по маршруту Букстехуде — Куксхафен в Нижней Саксонии с декабря 2017 года. Предполагается, что в итоге они заменят 4 тыс. дизельных региональных поездов, действующих в Германии на неэлектрофицированных участках железных дорог. В Alstom сообщают, что интерес к таким поездам также выразили Нидерланды, Дания и Норвегия.[6][уточнить]

Audi A7 h-tron quattro

В ограниченном количестве выпускаются:

  • BMW Hydrogen 7 и Mazda RX-8 Hydrogen RE[en] — двухтопливные (бензин/водород) легковые автомобили, используют жидкий водород.
  • Audi A7 h-tron quattro[en] — прототип электро-водородного гибридного легкового автомобиля.
  • Автобус Ford E-450 в варианте с водородным двигателем[7].
  • Городские низкопольные автобусы на водородном топливе компании MAN Truck & Bus[8].

«Боинг» разрабатывает беспилотный самолёт для больших высот и большой продолжительности полёта (High Altitude Long Endurance, HALE). На нём установлен HICE[en] производства Ford Motor Company[9].

К началу 2020-х автопроизводители, ранее имевшие программы изучения водородных технологий, отказываются от применения водорода в легковых автомобилях, видя это направление «бесперспективным»[10][11]: существуют определенные сложности с транспортировкой и хранением водорода, также с дополнительными мерами по обеспечению безопасности транспортного средства, малоразвита сеть заправочных станций по всему миру; в результате покупка и содержание автомобиля, работающего на водороде, оказываются весьма высокими[12].Перейти к разделу «#Факторы, сдерживающие внедрение водородных технологий»

Применение

Как топливо в ДВС

BMW Hydrogen 7 с водородным двигателем внутреннего сгорания

Водород может использоваться в качестве топлива в обычном двигателе внутреннего сгорания[13]. В этом случае снижается мощность двигателя до 65 % - 82 % в сравнении с бензиновым вариантом. Однако, если внести небольшие изменения в систему зажигания, мощность двигателя увеличивается до 117 % в сравнении с бензиновым вариантом, но в таком случае увеличится выход оксидов азота из-за более высокой температуры в камере сгорания[14] и возрастёт вероятность прогорания клапанов и поршней при длительной работе на большой мощности[15]. Кроме того, водород при температурах и давлениях, которые создаются в двигателе, способен вступать в реакцию с конструкционными материалами двигателя и смазкой, приводя к быстрому износу[14]. Также водород очень летуч, из-за чего при использовании обычной карбюраторной системы питания может проникать в выпускной коллектор, где также воспламеняется из-за высокой температуры[13]. Традиционные поршневые ДВС плохо приспособлены к работе на водороде. Обычно для работы на водороде используется роторный ДВС, так как в нём выпускной коллектор значительно удалён от впускного.

Бортовое питание

Водородные топливные элементы могут использоваться и для бортового питания самолётов, морских судов, крупных грузовиков. Для бортового питания могут применяться SOFC-топливные элементы.

В 2006 году производители топливных элементов совместно с Европейским агентством авиационной безопасности (EASA) начали разрабатывать стандарты сертификации топливных элементов для самолётов.

«Аэробус» выступает координатором европейского проекта New Configured Aircraft (CELINA). Проект работает над снижением веса и размеров топливных элементов мощностью 400—600 кВт. 40 % электроэнергии Airbus A330-300 будет вырабатывать в водородных топливных элементах[источник не указан 3905 дней]. Разработчикам поставлена цель — увеличить это количество до 60 %.

Первые лётные испытания установки для бортового питания на водородных топливных элементах мощностью 20 кВт проведены Airbus в феврале 2008 года на самолёте Airbus A320[16].

Использование силовых установок на водородных топливных элементах на самолётах позволит снизить уровень шума, потребление топлива и выбросы экологически опасных газов.

«Боинг» также разрабатывает SOFC-топливные элементы для бортового питания. Силовая установка мощностью 440 кВт позволит сократить потребление керосина на 75 % во время стоянки на земле. Боинг планирует завершить разработки к 2015 году[источник не указан 3905 дней].

Водородные топливные элементы производят энергию на борту американских шаттлов с 1981 года. В марте 2008 года во время экспедиции STS-123 шаттла «Индевор» топливные элементы производства компании UTC Power преодолели рубеж в 100 тысяч операционных часов в космосе[17].

Смеси традиционных видов топлива с водородом

Широкое внедрение водородного топлива пока сдерживается более высокой ценой водорода по сравнению с привычным жидким и газовым топливом, отсутствием необходимой инфраструктуры. Промежуточным решением могут стать смеси традиционного топлива с водородом - водород может использоваться для улучшения воспламеняемости бедных смесей в ДВС, работающем на традиционных видах топлива[13] (например, HCNG — смесь водорода с природным газом).

Делаются установки, производящие водород из дистиллированной воды на борту транспортного средства, далее водород добавляется к дизельному топливу. Такими установками оснащаются тяжелые грузовики и горная техника. Считается, что это позволяет сократить расход топлива и увеличить мощность двигателя и уменьшить экологическую вредность выбросов[18], хотя существуют и другие точки зрения[19].

Водородные топливные элементы

Водородные топливные элементы могут производить электрическую энергию для электродвигателя на борту транспортного средства, заменив тем самым двигатель внутреннего сгорания, или применяться для бортового питания.

История

Первое транспортное средство на топливных элементах создала в 1959 году компания Allis-Chalmers Manufacturing Company (США), щелочные топливные элементы (AFC) были установлены на трактор. В 1962 году они были установлены на автомобиль для гольфа. В 1967 году компания Union Carbide (США) установила топливные элементы на мотоцикл. В 1982 году в СССР был разработан опытный водородный микроавтобус «Квант-РАФ» с электроприводом на щелочных топливных элементах.

Автомобильный транспорт

«Водородные» Toyota Highlander FCHV и Hyundai Tucson FCEV на заднем плане

Основное преимущество внедрения топливных элементов в наземные транспортные средства (например на автомобилях): предполагаемый высокий КПД (КПД современного автомобильного двигателя внутреннего сгорания достигает 35 %, а КПД водородного топливного элемента — 45 % и более). Во время испытаний автобуса на водородных топливных элементах канадской компании Ballard Power Systems был продемонстрирован КПД в 57 %[20][нет в источнике]. КПД классического свинцового аккумулятора выше — до 70—90 %. Но основной фактор, сдерживающий массовое производство электромобилей — дороговизна и несовершенство аккумуляторов. Также перспективным направлением является применение на гибридных и электрических автомобилях суперконденсаторов.

На автомобилях и автобусах устанавливают, как правило, топливные элементы на протон-обменной мембране (PEM). Их основные преимущества: компактность, малый вес, низкая температура процесса.

В 2002 году Департамент энергетики США поставил цель — снизить к 2010 году стоимость топливных элементов до 45 $ за 1 кВт установленной мощности и до 30 $ за 1 кВт к 2015 году (в долларах 2002 года, без учёта инфляции). Это означает, что бортовой источник электроэнергии для силовой установки мощностью 100 кВт (134 л. с.) будет стоить 3000 $, что сопоставимо со стоимостью двигателя внутреннего сгорания[21].

Автомобили с силовыми установками на водородных топливных элементах производят и испытывают:

и другие единичные экземпляры в Бразилии, Китае, Чехии и т. д.

Первый в мире серийный автомобиль поступит в продажу в конце 2014 года[24]:

  • Toyota Mirai— водородный гибридный автомобиль на топливных элементах.

С 2003 года по 2006 год 36 автобусов по программе Clean Urban Transport for Europe проехали более 2 млн км и перевезли 6 млн пассажиров. В январе 2021 года в Абердине вышли на линию Wright StreetDeck — первые в мире водородные двухэтажные автобусы, стоимость каждого из которых оценивается приблизительно в 500 000 фунтов стерлингов[25].

В 2021 году первые в мире двухэтажные автобусы с водородным двигателем были официально введены в эксплуатацию в Абердине, Шотландия.[26]

Расход топлива

Opel Zafira с силовой установкой на водородных топливных элементах мощностью 94 кВт в условиях Вашингтона потребляет 1,83 кг водорода на 100 миль (160 км) пробега, то есть 6,4 литра бензинового эквивалента[источник не указан 4368 дней]. Бензиновый аналог Opel Zafira с двигателем объёмом 1,6 л мощностью 85 кВт потребляет 5,8 л бензина на 100 км в условиях трассы.

National Renewable Energy Laboratory (США) в своих расчётах использует среднюю дальность пробега легкового автомобиля, равную 12 000 миль в год (19 200 км), потребление водорода — 1 кг на 60 миль (96 км) пробега. То есть одному легковому автомобилю на водородных топливных элементах в год требуется 200 кг водорода, или 0,55 кг в день. Один килограмм водорода считают равным по энергетической ценности одному галлону (3,78 л) бензина[27].

Железнодорожный транспорт

Железнодорожные двигательные установки должны развивать довольно большую мощность, тогда как компактность железнодорожных двигательных установок менее важна, чем на автомобильном транспорте. Железнодорожный транспорт представляет собой огромный рынок сбыта для силовых установок на водородных топливных элементах. В настоящее время около 60 % грузов по железной дороге во всём мире перевозят тепловозы.[источник не указан 5199 дней] Еще одна выгодная возможность — построить, используя топливные элементы, локомотивы, сочетающие достоинства тепловоза и электровоза (способность питаться от контактной сети на электрифицированных линиях и автономность при прохождении неэлектрифицированных участков).

18 февраля 2004 года японский Железнодорожный институт технических исследований[en] впервые в мире испытал прототип поезда на водородных топливных элементах[28].

В США эксплуатация локомотива на водородных топливных элементах мощностью 2 тыс. л. с. должна была начаться в 2009 году[29]. Локомотив создавался с 2003 года при участии Министерства обороны США (DoD) для нетактических военных целей и коммерческого использования[30].

В Дании водородный поезд курсирует между городами Vemb, Lemvig и Thyboron. Протяженность маршрута — 59 км, что ограничено ёмкостью водородных баков. Проект получил название Danish Hydrogen Train Project[31].

Разработки водородного железнодорожного подвижного состава также ведутся в Японии компаниями Hitachi[32] и Kinki Sharyo[33].

Институт транспорта и инфраструктурных систем Fraunhofer (Германия) создал прототип гибрида трамвая и автобуса. AutoTram оснащен водородным топливным элементом и маховиком, который заряжается при торможении и разгоняет вагон при старте. Прототип имеет длину 18 метров, но институт заявляет, что возможно создание 56-метровых вагонов вместимостью на 300 пассажиров. Топливный элемент производства компании Ballard Power Systems, маховик компании CCM Nuenen. 10 кг водорода хранится на крыше. AutoTram развивает скорость 60 км/ч.[34] Трамвай на водородных топливных элементах также действует в Китае.[источник не указан 1703 дня]

В Германии в 2018 году пущен первый железнодорожный пассажирский состав на водородном топливе Coradia iLint. К 2021 году запланирован пуск ещё 14 таких поездов[35].

8 апреля 2021 года был обнародован контракт, заключённый французскими регионами Овернь-Рона-Альпы, Бургундия — Франш-Конте, Гранд Эст и Окситания на закупку у компании Alstom 12 гибридных электропоездов (по 4 вагона, около 220 сидячих мест), которые могут получать электричество как от контактной сети, так и от водородных топливных элементов. По сообщению Alstom, запас хода на водородном топливе составит 600 км[36].

Водный транспорт

Hydrogen challenger — германский танкер. Производит водород на борту из энергии ветра

Для внедрения водородных топливных элементов в морской транспорт в Европе в 2003 году был создан консорциум FellowSHIP (Fuel Cells for Low Emissions Ships)[37]. В консорциум FellowSHIP входят компании Det Norske Veritas (DNV), Eidesvik Offshore, MTU CFC Solutions, Vik-Sandvik и Wärtsilä Automation Norway.

Также в Европе созданы:

  • Консорциум Fuel Cell Boat BV. В консорциум входят компании: Alewijnse, Integral, Linde Gas, Marine Service North и Lovers.
  • некоммерческая ассоциация водорода и топливных элементов на морском транспорте (Marine Hydrogen & Fuel Cell Association MHFCA). В ассоциацию вошли 120 организаций. Цели ассоциации: разработка планов применения водорода на морском транспорте, установление контактов для совместных исследовательских проектов, определение приоритетов для развития, преодоление барьеров, разработка кодов, стандартов и правил использования водородных технологий в морских приложениях.

В Германии производятся подводные лодки класса U-212 с топливными элементами производства Siemens AG. U-212 стоят на вооружении Германии, поступили заказы из Греции, Италии, Кореи, Израиля. Под водой лодка работает на водороде и практически не производит шумов.

Испанская судостроительная компания Navantia, S.A. планирует начать производство подводных лодок класса S-80 с силовыми установками на PEM водородных топливных элементах мощностью 300 кВт. Водород производится на борту подводной лодки из этанола. Поставщик топливных элементов - компания UTC Power (США). S-80 предназначены для охраны побережья. Применение водородных топливных элементов позволит сократить уровень шумов и увеличить время нахождения под водой.

Эксплуатация Zemships началась летом 2008 года.

Исландия планирует перевести на водород все рыболовецкие суда. Для производства водорода будет использоваться геотермальная энергия и энергия ГЭС.[источник не указан 5224 дня]

Авиация

Самолёт Boeing с силовой установкой на топливных элементах

Первый пилотируемый полёт самолёта с силовой установкой на PEM топливных элементах мощностью 20 кВт состоялся 3 апреля 2008 года[38]. Проект разрабатывался компанией Boeing и группой европейских компаний. Топливные элементы - производства компании UQM Technologies (США).

Fraunhofer Institute (Германия) разрабатывает беспилотный вертолёт с силовой установкой на водородных топливных элементах (вес топливного элемента — 30 грамм. Мощность — 12 ватт).[39].

Также беспилотные летательные аппараты на топливных элементах разрабатываются компаниями США и Израиля.

Вспомогательный транспорт

Вспомогательный транспорт, эксплуатируемый на ограниченных пространствах: складах, аэродромах, крупных промышленных фабриках, военных базах и т. д.

Наиболее активно водородные топливные элементы устанавливаются на складские вилочные погрузчики. Чуть менее половины новых топливных элементов, установленных в 2006 году на транспортные средства, были установлены на складские погрузчики. Замена аккумуляторных батарей на топливные элементы позволит значительно сократить площади, занимаемые аккумуляторными цехами. Для обслуживания аккумуляторов 12 погрузчиков требуется 370 кв. м., тогда как водородная заправочная станция занимает площадь 18,5 кв. м. (данные испытаний Wal-Mart). На заправку водородом одного погрузчика требуется всего около 2 минут.

Крупные распределительные центры площадью 90 000 м² требуют 100—300 погрузчиков и по три комплекта аккумуляторов на каждый погрузчик. Аккумуляторы меняются по 300 раз в сутки. Крупные розничные торговые сети (Wal-Mart, Kroger, Target, Sysco, SuperValu, Ahold и т. д.) управляют парком 5000-20 000 складских погрузчиков.

В 2009 году в США начался активный перевод складских погрузчиков на водород. Свои погрузчики на водород начали переводить компании: Nestle[40], розничная сеть H-E-B (Техас)[41], Anheuser Busch[42], Nissan[43], GENCO[44], Coca-Cola[45] и другие.

Велосипед с водородными топливными элементами производства китайской компании Shanghai Pearl. Экспорт в Испанию начался в мае 2008 года

Другие виды транспорта

Водородные топливные элементы устанавливаются на велосипеды, мотоциклы, скутеры, подводные лодки, троллейбусы (см. Рижский троллейбус) и др.

Факторы, сдерживающие внедрение водородных технологий

  • отсутствие водородной инфраструктуры (частично эту проблему можно решить устройством домашних заправок при частных жилых домах).
  • Сложности в производстве водорода, из-за чего стоимость водорода, необходимого для 1 км пробега автомобиля, для потребителя значительно превышает аналогичную стоимость другого топлива[нет в источнике], и это при условии получения водорода из природного газа — при том, что способ не позволяет ни отказаться от добычи углеводородного ископаемого топлива, ни сократить эмиссию углерода в атмосферу, а значит, не даёт преимуществ водороду перед прямым сжиганием углеводородов[46]. Получение же водорода путём электролиза выходит ещё дороже, так как требует очень дорогих платиновых катализаторов, к тому же, по оценкам Международного агентства по энергетике, при производстве водорода методом электролиза для удовлетворения нужд транспорта, к примеру, во Франции потребовалось бы увеличить производство электроэнергии вчетверо[47].
  • несовершенные технологии хранения водорода (см. статью Хранение водорода);
  • отсутствие стандартов безопасности, хранения, транспортировки и применения;
  • распространённые современные способы безопасного хранения водорода требуют большего объёма топливных баков, чем для бензина. Поэтому в разработанных на сегодняшний день автомобилях замена топлива на водород приводит к значительному уменьшению объёма багажника.[14] Возможно, в будущем эта проблема будет преодолена, но, скорее всего, за счёт некоторого увеличения габаритов легковых авто (для других классов автомобилей (автобусов, грузовых автомобилей, разнообразных специальных автомашин) проблема увеличения габаритов транспортного средства не столь остра. В частности, на автобусах топливные элементы могут размещаться на крыше кузова, подобно тому, как это делается, например, с троллейбусным электрооборудованием).

Опасность водородного топлива

Опасность использования водорода как топлива связана с двумя факторами: высокой летучестью водорода, из-за которой он проникает через очень небольшие зазоры, и лёгкость воспламенения[13]. С другой стороны, при пробое топливного бака бензин разливается лужей по поверхности, тогда как водород улетучивается в виде направленной струи[48]. Однако есть опасность заполнения замкнутого пространства салона автомобиля водородом.

10 июня 2019 года на водородной заправочной станции компании Uno-X в Саннвике (Норвегия) произошёл мощный взрыв, причиной которого послужила утечка водорода из баллона высокого давления. В результате взрыва не было погибших, однако воздействие взрыва было столь велико, что ощущалось как землетрясение в радиусе 28 километров[49]. До установления причин взрыва компании Toyota и Hyundai приостановили продажу своих водородных автомобилей[50], а все водородные заправки в Норвегии были закрыты[51].

Критика водородного транспорта

  • Смесь водорода с воздухом взрывоопасна. Водород опаснее бензина, так как горит в смеси с воздухом в более широком диапазоне концентраций. Бензин не горит при лямбда менее 0,5 и более 2, в отличие от водорода. Но водород, хранящийся в баках при высоком давлении, в случае пробоя бака очень быстро испаряется[прояснить]. Для транспорта разрабатываются специальные безопасные системы хранения водорода — баки с многослойными стенками, из специальных материалов и т. д. (К примеру, бак из нанотрубок, заполненных водородом.) Но всё равно это в целом удорожает весь цикл эксплуатации транспортного средства, ложась расходами на плечи потребителя.
  • Низкая объёмная энергетическая характеристика газообразного водорода препятствует его эффективному использованию в традиционных двигателях внутреннего сгорания (снижается эффективная мощность двигателя). Существующие системы хранения запаса водорода на борту автомобиля, включая наиболее эффективные криогенные, не обеспечивают энерговооружённости, сравнимой с энерговооружённостью автомобилей, использующих углеводородное топливо. Водород взрывоопасен в случае утечек и легко диффундирует в металлы, что может приводить к снижению прочности металлических деталей[52].
  • Водородная силовая установка на базе традиционного ДВС значительно сложнее и дороже в обслуживании, чем обычный ДВС (тем более дизельный). По данным Массачусетского технологического института, эксплуатация водородного автомобиля на данном этапе развития водородных технологий обходится в сто раз дороже, чем бензинового.
  • Пока нет достаточного опыта эксплуатации водородного транспорта.
  • Нет возможности быстрой дозаправки в пути из канистры или от другого автомобиля.
  • Для заправки водородом требуется построить сеть заправочных станций. Для заправочных станций, заправляющих автомобили жидким водородом, стоимость оборудования выше, чем для заправочных станций, заправляющих автомобили жидким топливом (бензином, этанолом и дизельным топливом). (Согласно GM, строительство 12 тысяч водородных заправочных станций в 2005 году оценивалось в 12 млрд $, то есть 1 млн $ на одну заправочную станцию[53], в то время как комплект оборудования для бензиновых заправочных станций стоит от 40 тыс. $, в среднем 100-200 тыс. $[54]) .
  • Цена - 8 евро за литр (500 руб).[55].
  • Летучесть водорода - самая высокая среди газов. Таким образом, водород трудно сохранить в жидком виде, это затрудняет хранение водорода, транспортировку и использование в баке, так как топливо полностью испарится из бака за короткое время. За девять дней испаряется полбака топлива BMW Hydrogen[55].
  • КПД цепочки «электростанция—двигатель» даже при использовании водородных топливных элементов составляет всего 38 % против 80 % при использовании химических аккумуляторов[56][57]. По этой причине Илон Маск неоднократно называл водородный автомобиль «невероятно тупой» идеей[58].
  • Применение водорода в автотранспорте критикуется в том числе сторонниками «зелёной» энергетики, которые считают, что разработка «бесперспективных» водородных технологий отвлекает ресурсы, которые можно было потратить на разработку более ёмких и долговечных электрических аккумуляторов.

Конкурирующие технологии

См. также

Примечания

  1. Любимцев В. В. «Вопросы и ответы» — М.: Дрофа, 1995; ISBN 5-7107-0448-2
  2. 2,0 2,1 Канило П. М., Костенко К. В. Перспективы становления водородной энергетики и транспорта Архивная копия от 30 мая 2019 на Wayback Machine // Автомобильный транспорт (Харьков). - 2008. - № 23. - С. 107-113.
  3. Transport, Energy and CO2: Moving toward Sustainability Архивная копия от 7 мая 2014 на Wayback Machine // IEA
  4. Транспортники обсудят вопросы экологии в Токио // compulenta.ru (недоступная ссылка с 18-07-2013 [3928 дней]) / Архивная копия от 7 февраля 2009 на Wayback Machine
  5. John Vidal, True scale of C0 ₂emissions from shipping revealed Архивная копия от 21 мая 2009 на Wayback Machine// The Guardian, 13 February 2008
  6. Первый в мире водородный поезд выходит в серийное производство // Коммерсантъ / Архивная копия от 19 ноября 2017 на Wayback Machine
  7. Candace Lombardi. Vegas adds Ford hydrogen buses to fleet (англ.). CNET (13 августа 2007). Дата обращения: 22 января 2019. Архивировано 22 января 2019 года.
  8. Hydrogen Transports! Clean Public Transport Buses are Here and Now! (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 ноября 2009. Архивировано 7 декабря 2011 года.
  9. Boeing представил мощнейший водородный беспилотник 14 июля 2010. Дата обращения: 15 июля 2010. Архивировано 16 июля 2010 года.
  10. Алексей Разин. Исследователи считают, что у водородного автотранспорта нет будущего. 3dnews. Дата обращения: 20 февраля 2022. Архивировано 20 февраля 2022 года.
  11. Георгий Голованов. Mercedes-Benz признала водородные автомобили нерентабельными. Хайтек+ (23 апреля 2020). Дата обращения: 20 февраля 2022. Архивировано 20 февраля 2022 года.
  12. Почему автопроизводители откладывают «взрыв водородной бомбы» Архивная копия от 14 ноября 2022 на Wayback Machine // avtovzglyad.ru, 11 ноября 2022
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 Мацкерле Ю. 19.Водород и возможности его применения в автомобиле // Современный экономичный автомобиль = Automobil s lepší účinností / Пер. с чешск. В. Б. Иванова; Под ред. А.Р. Бенедиктова. — М.: Машиностроение, 1987. — С. 273 — 282. — 320 с.
  14. 14,0 14,1 14,2 Водородная сказка. Дата обращения: 8 января 2010. Архивировано 12 марта 2010 года.
  15. Hydrogen Internal Combustion Engines as a Transitionary Technology. Дата обращения: 29 декабря 2009. Архивировано 9 января 2009 года.
  16. «Airbus has successfully tested a fuel cells system in flight Архивная копия от 16 апреля 2008 на Wayback Machine»
  17. UTC Power Fuel Cells Achieve Milestone, Topping 100,000 Hours in Space (недоступная ссылка)
  18. HyPower Receives Order for Additional On-Board Hydrogen Units from Cox Sanitation. Дата обращения: 29 декабря 2009. Архивировано 2 декабря 2008 года.
  19. Reno News & Review - Hydrogen generators get a test drive in the search for fuel economy and lower emissions. - Green - Green Guide - August 7, 2008. Дата обращения: 3 апреля 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  20. Ballard Power Pre-Production Fuel Cell Bus Fleet Program Advancing for 2010 Olympic Winter Games (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 сентября 2019. Архивировано 16 июня 2013 года.
  21. DOE Hydrogen Program Record, October 31, 2008. Дата обращения: 29 декабря 2009. Архивировано 27 мая 2010 года.
  22. Obsidian Family. Дата обращения: 25 июня 2019. Архивировано 22 сентября 2020 года.
  23. 24.06.19 Grove Obsidian - первый китайский автомобиль на водородном топливе
  24. Водородный седан Toyota Mirai выходит в продажу 15 декабря 2014 года. Дата обращения: 19 ноября 2014. Архивировано 25 ноября 2014 года.
  25. Morrice E. Aberdeen’s ‘world’s first’ hydrogen double deckers help city’s push to net-zero (англ.). Evening Express (28 января 2021). Дата обращения: 28 января 2021. Архивировано 28 января 2021 года.
  26. Первый в мире парк двухэтажных водородных автобусов официально вводится в эксплуатацию в Абердине. kosatka.media. Дата обращения: 1 февраля 2021. Архивировано 5 февраля 2021 года.
  27. Hydrogen Data
  28. Kazuhiko Tezuka. 20 Years of Railway Technical Research Institute (RTRI) (англ.) // Japan Railway & Transport Review : журнал. — 2007. — No. 47. — P. 9–15. Архивировано 4 ноября 2019 года.
  29. BNSF explores the fuel cell Архивная копия от 11 марта 2009 на Wayback Machine Railway Gazette International (недоступная ссылка с 18-07-2013 [3928 дней])
  30. 2007 Niche Transport Transport Survey Volume 1 (недоступная ссылка с 18-07-2013 [3928 дней])
  31. The Hydrogen Train Архивная копия от 19 июля 2011 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 18-07-2013 [3928 дней])
  32. The Hydrogen Train/ Feasibility Study — Main Report July 2005 — August 2006 Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 18-07-2013 [3928 дней])
  33. Nihon Keizai Shimbun July 15, 2003
  34. Projekt: AutoTram Архивная копия от 10 июня 2007 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 18-07-2013 [3928 дней])
  35. Deutsche Welle 17.09.2018 Инза Вреде Поезд на водороде - европейский технологический прорыв с оговорками Архивная копия от 25 августа 2019 на Wayback Machine
  36. RFI 11.04.2021 Дмитрий Гусев Регионы Франции заказали первые поезда на водороде для запуска на линии в 2025 году Архивная копия от 8 мая 2021 на Wayback Machine
  37. FellowSHIP: Fuel Cells on the Brink of Commercialization (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 ноября 2009. Архивировано 7 декабря 2011 года.
  38. Boeing Successfully Flies Fuel Cell-Powered Airplane. Дата обращения: 5 июня 2008. Архивировано 9 мая 2013 года.
  39. Fraunhofer Researchers working on helicopters with fuel cells (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 18-07-2013 [3928 дней])
  40. Nestlé Waters Converts Lift Trucks from LPG to Hydrogen Fuel Cells. Дата обращения: 27 октября 2009. Архивировано 12 апреля 2009 года.
  41. Nuvera to Deliver Fuel Cell Systems and Hydrogen Station to H-E-B Архивная копия от 20 августа 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 18-07-2013 [3928 дней])
  42. Fuel cells to power A-B forklifts (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 октября 2009. Архивировано 7 ноября 2011 года.
  43. Nissan North America Deploys Oorja Direct Methanol Fuel Cell Packs for Material Handling Equipment. Дата обращения: 27 октября 2009. Архивировано 19 августа 2010 года.
  44. GENCO PURCHASES 136 GENDRIVE FUEL CELLS FROM PLUG POWER (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 18-07-2013 [3928 дней])
  45. Coca-Cola Consolidated to Install Hydrogen Fueled Forklifts (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 октября 2009. Архивировано 8 ноября 2011 года.
  46. Олег Макаров. Водородный транспорт: технология будущего или полный провал? // Популярная механика.
  47. Водородные проблемы. Современная АЗС. Дата обращения: 15 августа 2020. Архивировано 5 марта 2016 года.
  48. Моделирование утечки топлива. Сравнение водорода с бензином. Университет Майами, 2001 (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 января 2008. Архивировано 7 февраля 2007 года.
  49. Victoria Garza. Cause of explosion in Sandvika: leak in hydrogen tank (англ.). Norway Today (18 июня 2019). Дата обращения: 21 июня 2019. Архивировано 8 ноября 2020 года.
  50. Victoria Garza. Toyota and Hyundai are temporarily stopping hydrogen car sales (англ.). Norway Today (12 июня 2019). Дата обращения: 21 июня 2019. Архивировано 23 января 2021 года.
  51. Norway gas station explosion started with hydrogen leakage: preliminary report - Xinhua | English.news.cn. www.xinhuanet.com. Дата обращения: 21 июня 2019. Архивировано 21 июня 2019 года.
  52. В. Ф. Каменев, Н. А. Хрипач, Ю. К. Яркин. Водородное топливо для автомобильных двигателей // Автоперевозчик. — 2006. — № 3(66).
  53. GM Plans Fuel-Cell Propulsion Vehicles. Дата обращения: 27 декабря 2009. Архивировано 20 октября 2007 года.
  54. Авто заправочная станция Архивированно 25 января 2013 года (недоступная ссылка с 18-07-2013 [3928 дней])
  55. 55,0 55,1 Водородный взрыв. Архивная копия от 14 февраля 2015 на Wayback Machine
  56. Baxter, Tom Hydrogen cars won't overtake electric vehicles because they're hampered by the laws of science. The Conversation (3 June 2020). Дата обращения: 4 июня 2020. Архивировано 31 июля 2020 года.
  57. Kluth, Andreas. "How Hydrogen Is and Isn’t the Future of Energy" Архивировано 24 ноября 2020 года., Bloomberg.com. November 9, 2020
  58. Георгий Голованов. Маск назвал водородные топливные элементы «поразительно тупой» идеей. Хайтек+ (12 июня 2020). Дата обращения: 20 февраля 2022. Архивировано 20 февраля 2022 года.

Ссылки