Внешняя торговля СССР

Эта статья была переведена из источника, распространяемого под свободной лицензией, и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Внешняя торговля СССР (англ. Foreign trade of the Soviet Union) ― cоветская внешняя торговля, часть советской экономики. В 1985 году экспорт и импорт составляли только 4 % советского валового национального продукта.

История

Советский Союз поддерживал низкий уровень, потому что он мог опираться на большую энергетическую и сырьевую базу, и потому что он исторически проводил политику самодостаточности. Другая внешнеэкономическая деятельность включала программы экономической помощи, которые в первую очередь приносили пользу менее развитым странам Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) Кубе, Монголии и Вьетнаму[1].

Советский Союз вел основную часть своей внешнеэкономической деятельности с коммунистическими странами, особенно со странами Восточной Европы. В 1988 советский товарооборот с социалистическими странами составил 62% от общего объема внешней торговли СССР. Между 1965 и 1988 годами торговля с третьим миром составляла стабильные 10-15 процентов внешней торговли Советского Союза. Торговля с промышленно развитым Западом, особенно с Соединенными Штатами, колебалась, под влиянием политических отношений между Востоком и Западом, а также краткосрочных потребностей Советского Союза. В 1970-е годы, в период разрядки, торговля с Западом приобрела значение за счет торговли с социалистическими странами. Однако в начале и середине 1980-х годов, когда отношения между сверхдержавами были плохими, советская торговля с Западом сократилась в пользу усиления интеграции с Восточной Европой[1].

Способ, которым Советский Союз осуществлял торговлю, варьировался от одного торгового партнера к другому. Советская торговля с западными промышленно развитыми странами, кроме Финляндии, и большинством стран третьего мира велась твердой валютой, то есть валютой, которая была свободно конвертируемой. Поскольку рубль не был свободно конвертируемым, Советский Союз мог приобретать твердую валюту только путем продажи советских товаров или золота на мировом рынке за твердую валюту. Поэтому объем импорта из стран, использующих конвертируемую валюту, зависел от количества товаров, которые Советский Союз экспортировал за твердую валюту. Предпочтение отдавалось альтернативным методам сотрудничества, таким, как бартер, встречная торговля, промышленное сотрудничество или двусторонние клиринговые соглашения. Эти методы использовались в сделках с Финляндией, членами СЭВ, Китайской Народной Республикой, Югославией и рядом стран третьего мира[1].

Товарный состав советской торговли различался по регионам. Советский Союз импортировал промышленные, сельскохозяйственные и потребительские товары из социалистических стран в обмен на энергию и промышленные товары. Советский Союз зарабатывал твердую валюту, экспортируя топливо и другие сырьевые продукты на промышленно развитый Запад, а затем использовал эту валюту для покупки сложных мануфактур и сельскохозяйственной продукции, в первую очередь зерна. Торговля с третьим миром обычно включала обмен машинами и оружием на тропические продукты питания и сырье[1].

Советские программы помощи неуклонно расширялись с 1965 по 1985 год. В 1985 году Советский Союз предоставил третьему миру около 6,9 млрд. долларов США в виде прямых денежных средств, кредитных выплат или торговых субсидий. Коммунистический третий мир, прежде всего Куба, Монголия и Вьетнам, получил 85 процентов этих средств. В конце 1980-х годов Советский Союз пересмотрел свои программы помощи. В свете сокращения политической отдачи и внутренних экономических проблем Советский Союз не мог позволить себе неэффективное распределение своих ограниченных ресурсов. Более того, недовольные советской экономической помощью, несколько советских государств-клиентов начали торговые переговоры с западными странами[1].

В 1980-х годах Советский Союз нуждался в значительных суммах твердой валюты для оплаты импорта продовольствия и капитальных товаров и для поддержки государств-клиентов. То, что страна не могла заработать на экспорте или продаже золота, она заимствовала через свои банки в Лондоне, Франкфурте, Вене, Париже и Люксембурге. Крупный импорт зерна подтолкнул советский долг довольно высоко в 1981 году. Более высокие урожаи и более низкие потребности в импорте устранили этот дисбаланс в последующие годы. Однако к концу 1985 года снижение нефтяных доходов почти вернуло советский долг к уровню 1981 года. В конце того же года Советский Союз задолжал 31 миллиард долларов США (брутто) западным кредиторам, в основном коммерческим банкам и другим частным источникам[1].

В конце 1980-х годов Советский Союз попытался сократить свой долг в твердой валюте, сократив импорт с Запада и увеличив экспорт нефти и газа на Запад. Она также стремится к расширению участия в международных рынках и организациях. В 1987 году Советский Союз официально запросил статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле, а в 1988 году подписал соглашение о нормализации с Европейским экономическим сообществом. Структурные изменения во внешнеторговой бюрократии, предоставление прямых торговых прав отдельным предприятиям и законодательство о создании совместных предприятий с иностранцами открыли экономику для западной технической и управленческой экспертизы, необходимой для достижения целей, установленных программой экономической реструктуризации (перестройка) Генерального секретаря Михаила Горбачева[1].

Развитие государственной монополии на внешнюю торговлю

Правительство Советского Союза всегда обладало монополией на всю внешнеторговую деятельность, но только после смерти Иосифа Сталина в 1953 году правительство придавало большое значение внешнеторговой деятельности. До этого идеологическое противостояние большевиков внешнеэкономическому контролю, отказ платить долги России в Первой мировой войне и хаос Гражданской войны в России (1918-21) удерживали торговлю на минимальном уровне, необходимом для промышленного развития страны. Активные советские торговые операции начались только в 1921 году, когда правительство учредило Народный комиссариат внешней торговли[1].

Монополия комиссариата на внутреннюю и внешнюю торговлю была ослаблена, начиная с 1921 года, когда новая экономическая политика (НЭП) децентрализовала контроль над экономикой. Хотя комиссариат оставался контролирующим центром, режим создал другие организации для непосредственного взаимодействия с иностранными партнерами в купле-продаже товаров. К таким организациям относились государственные импортные и экспортные конторы, акционерные общества, специализированные импортно-экспортные корпорации, тресты, синдикаты, кооперативные организации и компании со смешанной собственностью[1].

Конец нэпа, начало первой пятилетки (1928-32) и принудительная коллективизация сельского хозяйства, начавшаяся в 1929, ознаменовали раннюю сталинскую эпоху. Правительство реструктурировало внешнеторговые операции в соответствии с декретом No 358, изданным в феврале 1930 г., который ликвидировал децентрализованную, по существу частную, торговую практику периода нэпа и установил систему монопольной специализации. Затем правительство организовало ряд внешнеторговых корпораций при Народном комиссариате внешней торговли, каждая из которых обладала монополией на определенную группу товаров[1]. Внешнеторговая монополия фигурировала в статье 14н Конституции СССР 1936 года.

Политика Сталина ограничивала торговлю, поскольку она пыталась построить социализм в одной стране. Сталин опасался непредсказуемого движения и разрушительного влияния таких внешних рыночных сил, как спрос и колебания цен. Импорт был ограничен заводским оборудованием, необходимым для индустриализации, которая началась с первого пятилетнего плана[1]. Это оборудование оплачивалось за счет экспорта коллективизированного зерна.

Вторая мировая война фактически остановила советскую торговлю и деятельность большинства внешнеторговых корпораций. Торговля велась в основном через советских торговых представителей в Великобритании и Иране и Советскую закупочную комиссию в Соединенных Штатах. После войны Великобритания и другие западноевропейские страны и США ввели жесткие ограничения на торговлю с Советским Союзом. Таким образом, советские внешнеторговые корпорации ограничили свои усилия Восточной Европой и Китаем, создав в этих странах советские компании и создав акционерные общества на очень выгодных условиях. СЭВ, основанный в 1949 году, объединил экономику Восточной Европы с экономикой Советского Союза[1].

Советская торговля значительно изменилась в постсталинскую эпоху. Послевоенная индустриализация и расширение внешней торговли привели к распространению всесоюзных внешнеторговых организаций (ИТО), новому названию внешнеторговых корпораций, а также известных как внешнеторговые объединения. В 1946 народный комиссариат внешней торговли был реорганизован в Министерство внешней торговли. Министерство внешней торговли через свои ИТО сохранило за собой исключительное право вести переговоры и подписывать контракты с иностранцами и разрабатывать планы внешней торговли. Созданный в 1955 году Государственный комитет внешнеэкономических связей (ГКЕС) управлял всеми программами иностранной помощи и экспортом целых заводов через подчиненные ему ИТО. Некоторые министерства, однако, имеют право иметь дело непосредственно с иностранными партнерами через свои собственные ИТО[1].

17 января 1988 года «Известия» сообщили об упразднении Министерства внешней торговли и ГКЕС. Эти две организации были объединены во вновь созданное Министерство внешнеэкономических связей, которое отвечало за управление внешнеторговой политикой и соглашениями о внешней помощи. Другие законодательные акты предусматривали создание совместных предприятий. Правительство сохранило свою монополию на внешнюю торговлю через упрощенную версию советской внешнеторговой бюрократии, как она существовала до декрета от 17 января[1].

Структура внешнеторговой бюрократии

В 1988 году внешнеторговая бюрократия отразила монопольную систему спецификаций, созданную декретом No 1930 358 года. Под руководством Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) и Совета Министров шесть центральных органов, Министерство внешнеэкономических связей и многочисленные ИТО совместно планировали, регулировали, контролировали и осуществляли всю советскую внешнеэкономическую деятельность[1].

Администрация

Хотя КПСС имеет высшую власть над всей внешнеэкономической деятельностью, в конце 1980-х годов административный контроль был централизован в Совете министров. В частности, Государственная внешнеэкономическая комиссия совета координировала деятельность министерств и ведомств в области экономического и научного сотрудничества с социалистическими, развивающимися и развитыми капиталистическими государствами[1].

Шесть центральных органов при Совете Министров играли важную роль во внешнеэкономических связях. Импортом и экспортом товаров, услуг и ресурсов руководили Госплан (Госплан), Государственный комитет по материально-техническому снабжению (Государственный комитет по материально-техническому снабжению – Госснаб) и Государственный комитет по науке и технологиям (Государственный комитет по науке и технике—ГКНТ). Госплан формулировал все планы импорта и экспорта, координировал распределение инвестиционных и других ресурсов и имел окончательные полномочия по всем решениям, касающимся внешней торговли, включая уровни торговли и товарный состав. Госснаб координировал распределение ресурсов, которыми не занимался Госплан, и, как центральное учреждение, отвечающее за сопоставление поставок с клиентами, играл важную роль в отборе и распределении импорта. ГКНТ вел переговоры по соглашениям о техническом сотрудничестве и контролировал покупку и продажу лицензий и патентов с целью внедрения новых технологий в советскую экономику[1].

Государственный комитет по ценам (Государственный комитет по ценам – Госкомцен), Министерство финансов и Государственный банк (Госбанк) обладали юрисдикцией по финансированию внешней торговли. Госкомцен установил цены на весь импорт и некоторые экспортные товары. Министерство финансов контролировало платежный баланс и отслеживало влияние внешней торговли на государственный бюджет. Наконец, Госбанк установил обменный курс рубля и управлял системой обмена в Советском Союзе. Госбанк курировал Банк внешнеэкономической деятельности (Внешний экономический банк – Внешэкономбанк; до 1 января 1988, известный как Внешнеторговый банк), который предоставлял международные банковские услуги для советских ИТО[1].

Операции

До 1988 года двумя оперативными органами, непосредственно участвовавшими во внешнеэкономических операциях, были ГКЕС и Министерство внешней торговли. Министерство внешней торговли разработало проекты планов импорта и экспорта и регламентировало торговлю сырьевыми товарами. ГКЕС контролировал программы иностранной помощи и экспорт комплектных растений. Министерство внешней торговли или ГКЕС обладает юрисдикцией в отношении большинства ИТО, которые ведут переговоры и подписывают коммерческие контракты с иностранцами от имени отдельных предприятий. ИТО, как правило, были организованы по продуктам, как это было во внешнеторговых корпорациях 1930-х годов.[1]

Однако некоторые промышленные министерства или другие ведомства имеют свои собственные ИТО. Например, по состоянию на начало 1987 года сорок восемь ИТО находились под юрисдикцией министерства внешней торговли и девять — под юрисдикцией ГКЕС, в то время как министерство морского флота, министерство рыбной промышленности и министерство торговли, среди прочих, имели свои собственные ИТО. Кроме того, некоторые другие учреждения имеют свои собственные ИТО: Торгово-промышленная палата, которая занимается проведением международных торговых выставок; Государственный комитет по физической культуре и спорту; Центральный союз кооперативов; Государственный комитет по издательствам, типографиям и книжной торговле; Государственный комитет по кинематографии; и Государственный комитет по науке и технике[1].

Структурные реформы с 1986 по середину 1988 года

Громоздкая внешнеторговая бюрократия способствовала возникновению ряда проблем, препятствующих эффективности и результативности внешней торговли. Отсутствие прямых контактов между советскими предприятиями и их иностранными заказчиками или поставщиками расстраивало обе стороны из-за неоправданного затягивания переговоров по контракту и уточнения технических деталей. В мае 1986 года в интервью «Известиям» генеральный директор Всесоюзного объединения по экспорту и импорту технической техники Министерства внешней торговли Борис Сергеевич Пушкин сообщил, что после того, как предприятие подало заявку на иностранную вещь, потребовалось два-три года, прежде чем она была включена в план импорта и выделены средства на ее закупку. Тем временем потребности предприятия часто менялись. Пушкин подчеркивал необходимость освобождения предприятий от ненужного мелкого надзора и чрезмерного регулирования[1].

Принимая во внимание эти проблемы, двадцать седьмой съезд партии в феврале-марте 1986 года заявил, что партия ожидает «поэтапной реструктуризации внешней торговли [страны] с целью повышения эффективности экспорта и импорта. В августе того же года ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», в котором были намечены кардинальные шаги по изменению структуры внешнеторговой бюрократии[1].

Кроме того, в августе 1986 года Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета министров стала постоянным органом в рамках совета, предоставив больше полномочий и видимости комиссии, о внутренней деятельности которой ранее в основном не сообщалось. Штат был увеличен, и председатель приобрел ранг, эквивалентный рангу заместителя премьер-министра. В новом уставе говорилось, что роль комиссии заключается в «формулировании и реализации внешнеэкономической стратегии страны с целью повышения ее потенциального вклада в ускорение (ускорение), укрепления советских позиций в мировой экономике, содействия структурированному и организованному развитию экономического сотрудничества со всеми группами стран»[1].

До 1987 года сорок восемь ИТО, подчиненных Министерству внешней торговли, управляли более чем 90 процентами советского внешнеторгового оборота. В 1987 министерство утратило контроль над 20 процентами советского внешнеторгового оборота. Правительство предоставило прямые права на внешнюю торговлю двадцати одному министерству и государственным комитетам, шестидесяти семи промышленным предприятиям и восьми межотраслевым научно-производственным комплексам. Предприятия-экспортеры получили право удерживать часть своей валютной выручки. Каждое министерство или предприятие должно было оплачивать свой инвестиционный импорт своей твердой валютой, а руководители министерств и предприятий становились лично ответственными за эффективное использование валютных средств. Эти меры дали предприятиям больше влияния в принятии решений об импорте[1].

13 января 1987 года Совет Министров принял постановление «О вопросах создания территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления», или, проще говоря, закон о совместных предприятиях. Это законодательство открыло предприятия внутри Советского Союза впервые со времен большевистской революции для иностранного участия. Совместные предприятия должны были способствовать приобретению и освоению западных технологий, управленческих ноу-хау и маркетинговых способностей. Оптимистично оценивая экономические последствия своего нового предприятия, советские чиновники заявили, что к 85 году от 90 до 1990 процентов «наиболее важных видов техники» будут соответствовать мировым техническим стандартам. Огромные природные ресурсы Советского Союза и его прибыльный, ранее закрытый внутренний рынок привлекали западные компании. К августу 1988 года в Советском Союзе было зарегистрировано более пятидесяти совместных предприятий, и около трехсот находились на стадии переговоров[1].

Тем не менее, многочисленные препятствия возникли в первые восемнадцать месяцев после того, как правительство приняло закон о совместном предприятии. Жалобы западных партнеров касались неопределенностей в отношении советского торгового регулирования, проблем с поставками товаров, дилеммы неконвертируемости рубля, трудностей с поиском квалифицированных советских менеджеров, проблем с прогнозированием производственных затрат (по состоянию на 1989 год советские внутренние цены были установлены административно и не основывались на рыночных силах) и даже сложностей с поиском офисных помещений в Москве. Усилия советских торговых чиновников по удовлетворению этих жалоб включали децентрализацию внешнеторговой бюрократии, создание института управления в Москве, ценовые реформы и различные правовые реформы[1].

Прежде чем западные бизнесмены смогли оправиться от путаницы и разрушений, вызванных этой серией реформ, вторая серия началась в начале 1988 года. С 1 января 1988 года Внешнеторговый банк (Внешний торговый банк – Внешторгбанк) был переименован в Банк внешнеэкономической деятельности (Внешний экономический банк – Внешэкономбанк). Изменение названия не означало серьезного изменения в обязанностях банка, а просто более точно отражало характер его операций. Внешторгбанк отошел от простого управления внешнеторговыми операциями к предоставлению валютных, кредитных и бухгалтерских услуг. В отличие от своих прежних обязанностей Внешэкономбанк должен был управлять новыми процедурами, касающимися советских фирм, которые недавно приобрели права на прямую внешнюю торговлю[1].

Также 1 января 1988 года вступил в силу Новый закон о предприятиях, в соответствии с которым к 1989 году предприятия стали экономически подотчетными за свои собственные деловые операции. Согласно этому закону, правительство имело право распустить убыточные предприятия, а каждое министерство и подчиненные ему предприятия получили ответственность за собственную внешнеторговую деятельность. Кроме того, Госплан, Госснаб и ГКНТ отказались от части своих прав на выделение денег и товаров. Наконец, Министерство внешней торговли потеряло контроль над 15 процентами своего внешнеторгового оборота, когда четырнадцать дополнительных предприятий и четыре других министерства приобрели права на прямую внешнюю торговлю[1].

Но, вероятно, самое значительное изменение во внешнеторговом механизме произошло 17 января 1988 года, когда «Известия» объявили об упразднении Министерства внешней торговли и ГКЕС. Министерство внешнеэкономических связей, возглавляемое бывшим главой ГКЕС Константином Федоровичем Катушевым, взяло на себя обязанности двух ведомств. «Таким образом, государственная монополия на внешнюю торговлю и ее общегосударственные аспекты остаются централизованными, — сообщал советский внешнеторговый ежемесячник «Внешняя торговля», — в то время как операционные функции постоянно смещаются на уровень бизнеса». В марте 1988 года журнал сообщил, что примерно 20 процентов внешнеторгового оборота обрабатывается восемьдесят одной фирмой, которой было предоставлено право иметь дело непосредственно с иностранцами[1].

Другие реформы последовали в апреле 1988 года, когда Центральный комитет и Совет министров согласовали новый устав Торгово-промышленной палаты. В целом, палата осуществляла мониторинг внешней торговли, проводимой за пределами нового Министерства внешнеэкономических связей. Кроме того, палата оказывала содействие советским производственным предприятиям в поиске западных партнеров и изучении внешнеторгового опыта[1].

Торговля с социалистическими странами

В конце 1980-х годов Советский Союз торговал с четырнадцатью социалистическими странами. Политические и экономические отношения между Советским Союзом и этими странами определяют четыре группы, на которые эти страны могут быть разделены: члены СЭВ; Югославия; Китай; и развивающиеся коммунистические страны Камбоджа, Лаос и Корейская Народно-Демократическая Республика (Северная Корея)[1].

Бизнес с социалистическими странами велся на двусторонней, пострановой основе, в которой импорт сбалансированно экспортировался. Советский нефтяной экспорт в эти страны покупал машины и оборудование и промышленные потребительские товары, а также политическую поддержку без затрат свободно конвертируемой иностранной валюты. Кроме того, советские программы помощи, которые принимали форму прямых займов или торговых субсидий, почти исключительно охватывали социалистические страны[1].

Совет экономической взаимопомощи

Советский Союз сформировал Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1949 году, отчасти для того, чтобы отговорить страны Восточной Европы от участия в плане Маршалла и противодействовать торговым бойкотам, введенным после Второй мировой войны Соединенными Штатами, Великобританией и другими западноевропейскими странами. Якобы СЭВ был организован для координации экономического и технического сотрудничества между Советским Союзом и странами-членами. В действительности доминирование Советского Союза над деятельностью СЭВ отражало его экономическую, политическую и военную мощь. В 1989 году СЭВ состоял из десяти стран: шести первоначальных членов — Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Польши, Румынии и Советского Союза — плюс Германская Демократическая Республика (Восточная Германия, которая присоединилась в 1950 году), Монголия (1962), Куба (1972) и Вьетнам (1978). Албания, хотя и присоединилась к ней в феврале 1949 года, не участвовала в деятельности СЭВ с 1961 года[1].

С 1949 года Советский Союз торговал в основном с другими членами СЭВ. В 1960 Году Советский Союз отправил 56 процентов своего экспорта и получил 58 процентов своего импорта от членов СЭВ. С тех пор объем этой торговли неуклонно увеличивался, но доля советской торговли с членами СЭВ уменьшалась, поскольку Советский Союз стремился увеличить торговлю с западными промышленно развитыми странами. В отличие от 1960 года, торговля с членами СЭВ составляла только 42 процента советского экспорта и 43 процента советского импорта в 1980 году[1].

Европейские члены СЭВ обращались к Советскому Союзу за нефтью; в свою очередь, они поставляли в Советский Союз машины, оборудование, сельскохозяйственные товары, промышленные товары и товары народного потребления. Из-за особенностей системы ценообразования СЭВ на протяжении 1970-х и начала 1980-х годов цены СЭВ на советскую нефть были ниже мировых. Западные специалисты обсуждают политическую мотивацию этой неявной ценовой субсидии членам СЭВ. Сплоченность членов СЭВ казалась замечательной, когда в 1985 году падение мировых цен заставило членов СЭВ платить за советскую нефть выше рыночных[1].

Членство Кубы, Монголии и Вьетнама в СЭВ служило советским внешнеполитическим интересам больше, чем экономическому благополучию членов СЭВ. В целом, более экономически развитые европейские члены поддержали трех менее развитых членов, обеспечив большой рынок для их экспорта, часто по ценам выше рыночных. Большая часть кубинского сахара и никеля, а также вся монгольская медь и молибден были импортированы Советским Союзом. Кроме того, Советский Союз создал военно-морские и военно-воздушные базы на Кубе и во Вьетнаме[1].

С 1985 года Горбачев призывает к увеличению торговли с членами СЭВ. На ДВАДЦАТЬ седьмом съезде партии в феврале 1986 года он и премьер-министр Николай Рыжков подчеркнули необходимость совершенствования сотрудничества с социалистическими странами на основе Комплексной программы научно-технического сотрудничества СЭВ до 2000 года. Эта программа подчеркнула самодостаточность стран СЭВ в пяти ключевых областях: электроника, автоматизация производства, атомная энергетика, биотехнологии и разработка нового сырья. Он также призывал к улучшению координации планов, совместного планирования, инвестиционной стратегии СЭВ, специализации производства и качества машин и оборудования, экспортируемых в Советский Союз[1].

Югославия

В 1964 году Югославия заключила официальное соглашение о сотрудничестве с СЭВ. Эти отношения позволили Югославии сохранить свое неприсоединившееся положение, приобретя при этом почти все права и привилегии полноправного члена СЭВ. В 1980-х годах торговые отношения Советского Союза с Югославией напоминали его отношения с полноправными членами СЭВ. Советский Союз экспортировал топливо, черные металлы, пластмассы и удобрения в Югославию. Станкостроительная, энергетическая, судостроительная и товарная промышленность Югославии поставляли Советскому Союзу товары с мягкой валютой[1].

В конце 1970-х и начале 1980-х годов Югославия стала более зависимой от советской нефти, поскольку военные действия в Персидском заливе прекратили поставки иракской нефти. Кроме того, с 1970-х и до 1980-х годов фактическая торговля с Советским Союзом превышала запланированные объемы торговли. Так, в 1983 году югославское правительство сообщило советскому премьер-министру Николаю Тихонову о своем желании сократить торговлю с Советским Союзом в середине-конце 1980-х годов. Однако из-за огромного валютного долга, накопленного Югославией с 1981 по 1985 год, Советский Союз оставался ее самым важным торговым партнером в конце 1980-х годов. Фактически, для некоторых югославских товаров, таких как обувь, Советский Союз был единственным иностранным покупателем[1].

Китай

В 1950-х годах советский Союз претендовал на половину внешней торговли Китая. Политический раскол, разразившийся между двумя странами в конце 1950-х годов, достиг кульминации в 1960 году с выводом более 1 советских специалистов из Китая и официальным разрывом торговых отношений в 000 году. Хотя китай был только наблюдателем, он прекратил посещать сессии СЭВ в 1964 году. Экономические отношения между Советским Союзом и Китаем возобновились в 1961 году. В первую очередь в результате советских политических уступок и давления на китайцев с целью расширения торговли, объем торговли между двумя странами увеличился в десять раз в период с 1982 по 1982 год. [1987]

В 1980-х годах Советский Союз оказался идеальным торговым партнером для Китая. Экспорт Китая не был конкурентоспособным на мировом рынке, а его валютные резервы были сильно истощены рекордным дефицитом внешней торговли в 1984 и 1985 годах. Точно так же Советский Союз, производя устаревшие технологии, которые было трудно продавать в более промышленно развитых странах, и приобретая растущий долг в твердой валюте, охотно преследовал китайский рынок. Каждая страна продавала другие товары, которые она не могла продавать в другом месте, и каждая могла экономить дефицитную твердую валюту путем бартера. Советский Союз обладал машинами, оборудованием и техническими ноу-хау, чтобы помочь Китаю развивать свои топливные и минеральные ресурсы, а также энергетическую, транспортную и металлургическую промышленность. Китай может предложить множество сырья, текстиля, а также сельскохозяйственных и промышленных потребительских товаров[1].

Активизация экономических отношений отражала гибкость Советского Союза в преодолении различных политических и административных камней преткновения. К середине 1988 года Горбачев говорил о сокращении советских войск на китайской границе, Вьетнам вывел половину своих войск из Камбоджи, а советские войска начали вывод из Афганистана. Реформы советского внешнеторгового комплекса создали зоны свободной торговли на советском Дальнем Востоке и в советской Средней Азии, упростив приграничную торговлю между двумя странами. Советские торговые чиновники убедили китайцев расширить деловые связи за пределы приграничной торговли в совместные предприятия, контракты на совместное производство и экспорт излишков китайской рабочей силы в Советский Союз. Ресторан «Пекин» в Москве, специализирующийся на китайской кухне, стал первым совместным предприятием Советского Союза и Китая. В апреле 1988 года министр внешнеэкономических связей и торговли Китая Чжэн Тубинь заявил, что Китай будет продолжать расширять торговлю с Советским Союзом «быстрыми темпами», тем самым вознаграждая советское упорство в расширении торговли с Китаем[1].

Камбоджа, Лаос и Северная Корея

Советские экономические отношения с коммунистическими государствами, не входящими в СЭВ, приняли форму помощи и торговли. В 1987 году примерно 85 процентов советской помощи пошло в коммунистический третий мир. Безусловно, наибольшая доля этих средств была поглощена Кубой, Монголией и Вьетнамом. Остальное было оставлено Камбодже, Лаосу и Северной Корее. Обязательства по советской помощи неуклонно росли с 1985 по 1988 год и были разделены поровну между прямой помощью и торговыми субсидиями. Товарная биржа характеризовалась предоставлением Советским Союзом машин, топлива и транспортного оборудования в обмен на лаосские руды и концентрированные металлы, северокорейский прокат черных металлов и рабочей силы, а также камбоджийский каучук. [1]

Торговля с западными странами

Западные промышленно развитые страны включают Соединенные Штаты, Канаду, Западную Европу, Австралию и Новую Зеландию. Советская торговля с промышленно развитыми странами, за исключением Финляндии, состояла из простых покупок, оплачиваемых наличными или кредитами, прямого обмена одного товара на другой (например, Pepsi-Cola на водку «Столичная») или соглашений о промышленной кооперации, в которых иностранные фирмы участвовали в строительстве или эксплуатации заводов в Советском Союзе. В последних случаях платежи производились в виде выпуска новых заводов. Напротив, торговля с Финляндией, которая в то время не имела конвертируемой валюты, велась через двусторонние клиринговые соглашения, так же, как и советская торговля со своими партнерами по СЭВ[1].

В 1970-х и 1980-х годах Советский Союз в значительной степени полагался на различные виды экспорта топлива, чтобы заработать твердую валюту, а западные партнеры рассматривали Советский Союз как чрезвычайно надежного поставщика нефти и природного газа. В 1980-х годах Советский Союз отдал внутренний приоритет газу, углю и ядерной энергетике, чтобы высвободить больше запасов нефти для экспорта. Это было необходимо из-за более высоких издержек производства и потерь конвертируемой валюты в результате падения мировых цен на нефть. Развитие природного газа для внутреннего и экспортного использования также стимулировалось этими факторами. В период с 1970 по 1986 год экспорт природного газа вырос с 1 до 15 процентов от общего объема советского экспорта на Запад[1].

Из-за низкого качества советских товаров Советскому Союзу не удалось увеличить экспорт промышленных товаров. В 1987 году только 18 процентов советских промышленных товаров соответствовали мировым техническим стандартам. В качестве иллюстрации этих проблем с качеством канадские клиенты, которые приобрели советские тракторы «Беларус», часто обнаруживали, что тракторы должны быть отремонтированы по прибытии, прежде чем они могли быть проданы на канадском рынке. В 1986 году менее 5 процентов советского экспорта на Запад состояло из машин. Другой советский экспорт нетоплива в 1990-х годах включал древесину, экспортируемую в основном в Японию, и химикаты, экспорт которых значительно вырос в 1984 и 1985 годах[1].

В 1980-х годах советский импорт из западных промышленно развитых стран в целом превышал экспорт, хотя торговля с Западом в целом сократилась. Половина советского сельскохозяйственного импорта приходилась на развитые страны, и этот импорт составлял значительную часть общего импорта с Запада. Промышленное оборудование составляло четверть советского импорта с Запада, а изделия из железа и стали, особенно стальные трубы для строительства трубопроводов, составляли большую часть остального. В течение 1980-х годов высокотехнологичные предметы также приобрели значение[1].

В 1970-х и 1980-х годах советская торговля с западными промышленно развитыми странами была более динамичной, чем советская торговля с другими странами, поскольку модели торговли колебались с политическими и экономическими изменениями. В 1970-х годах Советский Союз обменял свою энергию и сырье на западные капитальные товары, и рост торговли был значительным. Советский экспорт подскочил на 55 процентов, а импорт подскочил на 207 процентов. Советский Союз имел торговый дефицит с Западом в течение всего этого периода[1].

В 1980 году Советский Союз экспортировал на Запад чуть больше, чем импортировал. После временной нехватки твердой валюты в 1981 году Советский Союз стремился улучшить свою торговую позицию с промышленно развитыми странами, сохраняя импорт на стабильном уровне и увеличивая экспорт. В результате Советский Союз начал иметь положительное сальдо торгового баланса с большинством своих западных партнеров. Большая часть доходов, полученных от экспорта топлива в Западную Европу, была использована для погашения долгов перед Соединенными Штатами, Канадой и Австралией, из которых Советский Союз импортировал большое количество зерна[1].

В 1985 и 1986 годах торговля с Западом была подавлена из-за повышенной политической напряженности между Востоком и Западом, успешных советских урожаев зерна, высоких затрат на добычу нефти в Советском Союзе, девальвации доллара США и падения цен на нефть. Несмотря на увеличение экспорта нефти и природного газа, основного источника дохода Советского Союза в твердой валюте, страна получала меньше доходов от своего экспорта на Запад. Советский Союз продавал большую часть своего экспорта нефти и природного газа за доллары США, но покупал большую часть своего импорта твердой валюты из Западной Европы. Более низкая стоимость доллара США означала, что покупательная способность барреля советской сырой нефти, например, была намного ниже, чем в 1970-х и начале 1980-х годов. В 1987 году покупательная способность барреля советской сырой нефти в обмен на западногерманские товары упала до одной трети его покупательной способности в 1984 году[1].

За исключением зерна, фосфатов, используемых в производстве удобрений, и высокотехнологичного оборудования, зависимость Советского Союза от западного импорта исторически была минимальной. Растущий долг твердой валюты в размере 31 миллиарда долларов США в 1986 году привел к сокращению импорта из стран с твердой валютой. В 1988 году Горбачев предостерег от зависимости от западных технологий, потому что для этого требовалась твердая валюта, которой «у нас нет». Он также предупредил, что увеличение заимствований для оплаты импорта с Запада приведет к зависимости от международных кредитных институтов[1].

США

Ранняя торговля

Основанная в 1924 году, «Амторг Трейдинг Корпорейшн», базирующаяся в Нью-Йорке, была основной организацией, управляющей торговлей между СССР и США[2]. К 1946 году «Амторг» организовал многомиллионную торговлю[3]. «Амторг» осуществлял почти весь экспорт из СССР, включая в основном пиломатериалы, меха, лен, щетину и икру, а также весь импорт сырья и машин для советской промышленности и сельского хозяйства. Он также предоставлял американским компаниям информацию о торговых возможностях в СССР и снабжал советскую промышленность техническими новостями и информацией об американских компаниях[4][5]. С 1942 года к ней присоединилась Советская правительственная закупочная комиссия[6].

Во время пребывания Ленина в должности Арманд Хаммер основал карандашную фабрику в Советском Союзе, наняв немецких мастеров и отправив американское зерно в Советский Союз. Хаммер также установил асбестовые рудники и приобрел объекты по отлову меха к востоку от Урала. Во время новой экономической политики Ленина Арманд Хаммер стал посредником для 38 международных компаний в их отношениях с СССР[7]. Перед смертью Ленина Хаммер вел переговоры об импорте тракторов Fordson в СССР, что сыграло важную роль в механизации сельского хозяйства в стране[8]. Позже, после прихода Сталина к власти, с Хаммером в качестве американо-советского переговорщика были заключены дополнительные сделки[7].

В 1929 году Генри Форд заключил соглашение с Советами об оказании технической помощи в течение девяти лет в строительстве первого советского автомобильного завода ГАЗ в Горьком (ныне Нижний Новгород)[9][10]. Завод будет выпускать грузовики Ford Model A и Model AA[10]. Дополнительный контракт на строительство завода был подписан с The Austin Company 23 августа 1929 года[11]. Контракт предусматривал покупку сбитых автомобилей и грузовиков Ford на сумму 30 000 000 долларов США для сборки в течение первых четырех лет работы завода, после чего завод постепенно переходил на компоненты советского производства. Форд направил своих инженеров и техников в Советский Союз, чтобы помочь установить оборудование и обучить рабочую силу, в то время как более ста советских инженеров и техников были размещены на заводах Ford в Детройте и Дирборне «с целью изучения методов и практики производства и сборки на заводах компании»[12][13].

Ленд-лиз Второй мировой войны

Во время Второй мировой войны Соединенные Штаты поставляли Советскому Союзу в рамках программы ленд-лиза около 4,4 миллиона тонн продовольствия, 2,6 миллиона тонн нефти, 14 000 самолетов, 44 000 джипов, 375 000 грузовиков, 8 000 тракторов, 12 700 танков, 1,5 миллиона одеял, 15 миллионов пар армейских сапог и 106 000 тонн хлопка[14].

Застой

Торговля между Соединенными Штатами и Советским Союзом составляла в среднем около 1 процента от общего объема торговли для обеих стран в 1970-х и 1980-х годах. Советско-американская торговля достигла пика в 1979 году в 4,5 миллиарда долларов США, что составляет ровно 1 процент от общего объема торговли Соединенных Штатов. Советский Союз постоянно имел торговый дефицит с Соединенными Штатами в 1970-х и начале 1980-х годов, но с 1985 по 1987 год Советский Союз сократил импорт из Соединенных Штатов, сохраняя при этом уровень экспорта, чтобы сбалансировать торговлю между двумя странами[1].

Просоветский американский бизнес-магнат Арманд Хаммер из Occidental Petroleum часто выступал посредником в торговых отношениях. Во время разрядки в июле 1972 года Арманд Хаммер заключил двадцатилетнее соглашение с Брежневым из Советского Союза, которое было подписано Хаммером в апреле 1973 года, в котором контролируемые Хаммером фирмы Occidental Petroleum и Tower International будут экспортировать в Советский Союз фосфаты, которые Occidental добывала в северной Флориде, в обмен на экспорт Советского Союза из Одессы и Вентспилса через фирмы Хаммера. природный газ, который будет преобразован в аммиак, калий и мочевину[15][16]. Общая стоимость этой торговли оценивалась в 20 миллиардов долларов. Строительство советских портовых сооружений, спроектированных фирмами Хаммера, частично финансировалось Экспортно-импортным банком, одобренным Никсоном[17][16][18].

Автор Дэниел Ергин в своей книге «Премия» пишет, что Хаммер «оказался посредником между пятью советскими генеральными секретарями и семью президентами США»[19]. Хаммер имел обширные деловые отношения в Советском Союзе, начиная с 1920-х годов с одобрения Ленина[20][21]. Согласно Christian Science Monitor в 1980 году, «хотя его деловые отношения с Советским Союзом были прерваны, когда Сталин пришел к власти, он более или менее в одиночку заложил основу для [1980] состояния западной торговли с Советским Союзом»[20]. В 1974 году Брежнев «публично признал роль Хаммера в содействии торговле между Востоком и Западом». К 1981 году, по данным New York Times в том же году, Хаммер был «на основе имени Леонида Брежнева»[21].

В январе 1980 года после советской интервенции в Афганистане среди ответных мер Джимми Картера было эмбарго на поставку зерна против Советского Союза[22] и приостановка высокотехнологичного экспорта в Советский Союз[22][23]. В 1980 году Картер ограничил импорт аммиака из Советского Союза[24].

Поздние годы

В 1987 году общий товарооборот между Соединенными Штатами и Советским Союзом составил 2 миллиарда долларов США. Советский Союз экспортировал химикаты, металлы (включая золото) и нефтепродукты в дополнение к меховым шкурам, алкогольным напиткам и рыбным продуктам в Соединенные Штаты и получал взамен сельскохозяйственные товары, в основном зерно, и промышленное оборудование. Стоимость экспорта в Советский Союз в 1987 составила 1,5 млрд. долл., три четверти из которых составляли сельскохозяйственная продукция и на четверть промышленное оборудование[1].

Конкуренция со стороны других частей мира, улучшение производства зерна в Советском Союзе и политические разногласия между двумя странами негативно повлияли на американский сельскохозяйственный экспорт в Советский Союз в 1980-х годах. В 1985 и 1986 годах торговля была самой низкой с 1973 года. Советский Союз обратился к Канаде и Западной Европе за одной третью своих поставок зерна, а также к Аргентине, Восточной Европе, Австралии и Китаю. В 1987 и 1988 годах правительственные субсидии правительства Соединенных Штатов способствовали расширению экспорта зерна[1].

Соединенные Штаты долгое время связывали торговлю с Советским Союзом со своей внешней политикой в отношении Советского Союза и, особенно с начала 1980-х годов, с советской политикой в области прав человека. В 1949 году, например, западными правительствами был создан Координационный комитет по многостороннему экспортному контролю (CoCom) для мониторинга экспорта чувствительных высоких технологий, которые повысили бы военную эффективность членов Варшавского договора и некоторых других стран. Поправка Джексона-Вэника, которая была приложена к Закону о торговой реформе 1974 года, связывала предоставление наиболее благоприятствуемой нации с правом советских евреев на эмиграцию[1].

В 1987 году у Соединенных Штатов были основания пересмотреть свою торговую политику в отношении Советского Союза. Советский Союз реструктурировал и децентрализовал полномочия в области торговли при Министерстве внешней торговли, усовершенствовал политику в области прав человека, сотрудничал в переговорах по контролю над вооружениями и продемонстрировал готовность экспериментировать с совместными предприятиями. Кроме того, правительство Соединенных Штатов признало, что ограничительная торговая политика наносит ущерб его собственным экономическим интересам. В апреле 1988 года советские и американские торговые делегации встретились в Москве, чтобы обсудить возможности расширения торговли. Благодаря расширению торговли с Соединенными Штатами Советский Союз надеялся освоить западные навыки управления, маркетинга и производства. Такие навыки повысили бы способность Советского Союза экспортировать промышленные товары и, таким образом, зарабатывать твердую валюту, а также повысили бы его конкурентоспособность на мировом рынке. Делегации заявили, что советско-американское сотрудничество будет расширено в области пищевой промышленности, энергетики, строительного оборудования, изделий медицинского назначения, сферы услуг[1].

Западная Европа

В 1966 году Брежнев обратился к итальянской автофирме Fiat с просьбой построить завод в Тольятти, который был завершен в 1970 году. Каждый год этот завод производил от 600 000 до 700 000 автомобилей[8][25], Проект, оцененный как обошедшийся в 800 миллионов долларов к 1972 году, производил модели «Жигули»[26][27]. Последующий фирменный город в Тольятти стал крупнейшим плановым промышленным центром в СССР[28].

В середине 1980-х годов западноевропейский экспорт в Советский Союз был незначительным, менее 0,5 процента совокупного валового национального продукта стран Организации экономического сотрудничества и развития. Страны ОЭСР обеспечивали Советский Союз высокотехнологичным и промышленным оборудованием, химикатами, металлами и сельскохозяйственной продукцией. Взамен Западная Европа получала нефть и природный газ из Советского Союза[1].

Хотя нефть и газ были основным советским экспортом в Западную Европу, они составляли лишь небольшой процент от существенного импорта топлива в Западную Европу: советская нефть обеспечивала 3 процента, а природный газ - 2 процента энергии, потребляемой в Западной Европе. Завершение проекта экспортного трубопровода Уренгой-Ужгород увеличило важность советского природного газа для Западной Европы во второй половине 1980-х годов. В 1984 году Франция, Австрия, Федеративная Республика Германия (ФРГ) и Италия начали получать природный газ из Западной Сибири по трубопроводу, за который Советскому Союзу платили твердой валютой, насосным оборудованием и трубами большого диаметра. К 1990 году Советский Союз рассчитывал поставлять 3 процента всего природного газа, импортируемого Западной Европой, включая 30 процентов импорта газа Западной Германии[1].

В отличие от Соединенных Штатов, страны Западной Европы не рассматривали торговлю как инструмент влияния на советскую внутреннюю и внешнюю политику. Западная Европа отвергла торговые ограничения, введенные Соединенными Штатами после советского вторжения в Афганистан в 1979 году и объявления военного положения в Польше в 1980 году. С 1980 по 1982 год Соединенные Штаты ввели эмбарго на поставку оборудования для трубопровода Уренгой-Помары-Ужгород, но Западная Европа проигнорировала просьбы Соединенных Штатов сделать то же самое[1].

Несмотря на плохие отношения между сверхдержавами в начале и середине 1980-х годов, Западная Европа пыталась улучшить международные отношения с Советским Союзом. Одним из важных шагов в этом направлении стала нормализация отношений между СЭВ и Европейским экономическим сообществом (ЕЭК). После пятнадцати лет переговоров ЕЭК одобрила соглашение, которое установило официальные отношения с СЭВ с 25 июня 1988 года. Хотя соглашение не установило двусторонних торговых отношений, оно «заложило основу» для обмена информацией. Это соглашение ознаменовало официальное признание СЭВ ЕЭК[1].

Япония

В 1985 на торговлю с Советским Союзом приходилось 1,6% японского экспорта и 1% японского импорта; Япония была четвертым по значимости западным торговым партнером Советского Союза. Основной экспорт Японии в Советский Союз включал сталь (примерно 40 процентов экспорта Японии в Советский Союз), химикаты и текстиль. Советский Союз экспортировал в Японию древесину, цветные металлы, редкоземельные металлы и топливо. В 1986 году, несмотря на сокращение торговли между двумя странами, Советский Союз имел торговый дефицит с Японией. В 1987 году товарооборот упал еще на 20 процентов[1].

Многочисленные споры помешали советско-японской торговле. Скандал Toshiba-Kongsberg, в котором Японию обвинили в поставках в Советский Союз оборудования, запрещенного CoCom, привел к сокращению японо-советской торговли в 1987 году. Кроме того, японцы постоянно подталкивали Советский Союз к возвращению островов у японского острова Хоккайдо, перешедшего под советский контроль после Второй мировой войны. Со своей стороны, Советский Союз жаловался на торговый дисбаланс и статическую структуру японо-советской торговли[1].

В конце 1980-х годов Советский Союз пытался увеличить свой экспорт в Японию и диверсифицировать характер отношений между странами. Советские предложения включали создание совместных предприятий по эксплуатации природных ресурсов в Сибири и на дальнем Востоке СССР, в частности, угля в южной части Сибири Якутии и нефти на Сахалине; сотрудничество в денежно-кредитной сфере; совместное обследование и изучение морских ресурсов и использования космического пространства в мирных целях; и налаживание совместных мероприятий в других странах. Советский Союз также предлагал разветвляться на совместные предприятия в химической и древесной промышленности, электронике, станках и рыбопереработке. Первое японо-советское совместное предприятие, деревообрабатывающий завод на советском Дальнем Востоке, начало работу в марте 1988 года. Советский Союз поставлял сырье, а Япония поставляла технологии, оборудование и управленческий опыт[1].

Финляндия

В отличие от переменных торговых отношений, которые Советский Союз имел с другими западноевропейскими странами, его отношения с Финляндией были несколько стабильными из-за пятилетних соглашений, которые регулировали торговлю между странами. Первый был создан в 1947 году, а 1986 год ознаменовал начало восьмого. Порядок бухгалтерского учета и способы оплаты были согласованы каждые пять лет также Банком Финляндии и Внешторгбанком. Устойчивый рост торговли между двумя странами происходил в течение 1970-х и 1980-х годов[1].

В конце 1980-х годов Финляндия была вторым по значимости торговым партнером Советского Союза среди западных стран после Западной Германии. Торговля с Финляндией, однако, основывалась на двусторонних клиринговых соглашениях, а не на обмене твердой валюты, используемой с другими западными торговыми партнерами. В 1986 году Советский Союз отгрузил 4 процента своего экспорта и получил 3 процента своего импорта из Финляндии. Финляндия предоставила Советскому Союзу корабли, особенно те, которые соответствовали арктическим условиям; тяжелая техника; и потребительские товары, такие как одежда, текстиль, обработанные пищевые продукты и потребительские товары длительного пользования. Советский Союз экспортировал нефть, природный газ, топливо и технологии для атомной энергетики[1].

Система двусторонних клиринговых соглашений, на которых основывалась советско-финская торговля, требовала, чтобы любое увеличение финского импорта из Советского Союза сопровождалось соответствующим увеличением экспорта в Советский Союз для поддержания двустороннего торгового баланса. В начале 1980-х годов Финляндия увеличила импорт советской нефти, что позволило ей увеличить экспорт в Советский Союз. Эта процедура объясняла устойчивый рост советско-финской торговли в конце 1980-х годов. К 1988 году около 90 процентов советского экспорта в Финляндию состояло из нефти. Поскольку финны импортировали больше нефти, чем могли потреблять внутри страны, они реэкспортировали ее в другие скандинавские и западноевропейские страны. Финны жаловались в конце 1987 и начале 1988 года на снижение заказов на советские корабли и просроченные платежи. Доля экспорта Финляндии в Советский Союз, которая ранее достигала 25 процентов, упала до 15 процентов в 1988 году[1].

Торговля со странами третьего мира

Третий мир включает в себя те страны, которые Советский Союз назвал «развивающимися странами». В эту категорию входили те страны социалистической ориентации, которые имели какую-то привилегированную экономическую принадлежность к Советскому Союзу, такие как Афганистан, Ангола, Ирак и Никарагуа, но исключались развивающиеся страны, управляемые марксистско-ленинскими партиями, такие как Камбоджа, Лаос и Вьетнам. Советская торговля с третьим миром была отмечена двумя характеристиками. Во-первых, хотя Советский Союз, как правило, играл лишь незначительную роль в торговле третьего мира, советский импорт или экспорт составляли значительную часть общей торговли некоторых стран. Во-вторых, Советский Союз сконцентрировал свою торговлю с третьим миром в руках относительно небольшого числа партнеров. Например, в 1987 году на Индию, Иран, Ирак, Сирию, Аргентину, Египет, Турцию, Афганистан, Нигерию и Малайзию вместе приходилось 75 процентов советского импорта и 80 процентов советского экспорта в страны третьего мира[1].

Хотя объем советской торговли с третьим миром увеличился с 1965 по 1985 год, она оставалась между 13 и 15 процентами от общего объема советской торговли для экспорта и 10 и 12 процентами для импорта. Торговля стран третьего мира с Советским Союзом, однако, сократилась в 1970-х и в 1980-х годах. Эти данные включают Кубу, поскольку единственные имеющиеся данные о торговле стран третьего мира с Советским Союзом включают Кубу. В процентном отношении к общему объему торговли стран третьего мира доля Советского Союза упала с 3,9 процента в 1970 году до 2,5 процента в 1981 году. Вычет советской торговли с Кубой, которая была значительной, показал бы еще меньшую роль, которую Советский Союз играл в торговле третьего мира. В конце 1980-х годов Советский Союз искал механизмы, которые позволили бы ему поддерживать уровень торговли, который сводил бы к минимуму потери твердой валюты[1].

Торговый баланс

В течение 1980-х годов Советский Союз экспортировал больше в страны третьего мира, чем импортировал из них. Официальная советская статистика показала торговый дефицит за этот период, но продажи оружия и военной техники, о которых не сообщалось и которые, таким образом, называются «неидентифицируемым» экспортом, составляли примерно 50 процентов от общего объема экспорта в страны третьего мира в течение 1980-х годов. Таким образом, баланс торговли в твердой валюте Советского Союза, включая продажу оружия, с третьим миром был положительным с 1980 по 1986 год. Фактически, положительный торговый баланс Советского Союза с третьим миром превысил его дефицит твердой валюты с западными промышленно развитыми странами в 1985 и 1986 годах. По этой причине Советский Союз показал общий положительный баланс торговли с твердой валютой за эти годы[1].

До середины 1970-х годов двусторонние клиринговые соглашения были основным средством, с помощью которого Советский Союз рассчитывался со своими партнерами по третьему миру. К началу 1980-х годов платежи в твердой валюте стали предпочтительным средством расчетов. Клиринговые соглашения использовались менее чем в половине всех торговых операций. Иногда Советский Союз обменивал оружие на нефть[1].

Состав торговли

Не считая продаж оружия, машины составляли 20 процентов от общего объема продаж в страны третьего мира в 1985 году. Советский экспорт машин занимал еще более высокую относительную долю в общем объеме продаж в Алжир, Иран, Нигерию, Пакистан, Народную Демократическую Республику Йемен (Южный Йемен) и Турцию. С 1980 по 1984 год топливо, в основном нефть, составляло примерно 33 процента от общего объема советского экспорта в страны третьего мира, включая 50 процентов его экспорта в Азию и от 60 до 70 процентов экспорта в Латинскую Америку. С 1985 года усиление конкуренции на мировом рынке в результате падения мировых цен на нефть и роста советских затрат на добычу побудило Советский Союз попытаться заменить свой экспорт нефти промышленными товарами[1].

Советский Союз был крупнейшим экспортером оружия в страны третьего мира в течение ряда лет. Основные потребители оружия были сосредоточены в поясе стран, который простирается от Северной Африки до Индии, недалеко от южной границы Советского Союза. Около 72 процентов советского экспорта оружия шло в Алжир, Индию, Ирак, Ливию и Сирию. Другими важными клиентами были Афганистан, Ангола, Эфиопия, Южный Йемен и Йеменская Арабская Республика (Северный Йемен). Однако Советский Союз потерял покупателей оружия в 1980-х годах, когда Бразилия и Египет начали расширять свои продажи оружия в страны третьего мира. Индия, которая испытала улучшения в своем балансе твердой валюты в 1980-х годах, также начала закупать оружие у других поставщиков. Стремясь сохранить свою долю индийских покупателей оружия, Советский Союз продолжал предлагать Индии свое самое современное оружие по еще более привлекательным ценам[1].

Советский Союз уже давно является импортером сельскохозяйственной продукции стран третьего мира. Этот импорт резко увеличился после 1980 года из-за плохих советских урожаев с 1979 по начало 1980-х годов и эмбарго Соединенных Штатов на зерно против Советского Союза в 1980 и 1981 годах. С 1980 по 1985 год продовольственные и сельскохозяйственные товары, половина из которых зерно, составляли 50 процентов советского импорта из стран третьего мира. За первые девять месяцев 1986 года снижение закупок зерна составило большую часть 22-процентного падения импорта из стран третьего мира[1].

Африка и Латинская Америка поставляли большую часть импорта продовольствия, кроме зерна. На протяжении 1980-х годов импорт продовольствия неуклонно рос, но импорт из отдельных стран колебался. Из-за этих колебаний Советский Союз часто считался нестабильным торговым партнером по сравнению с западными клиентами[1].

Поскольку Советский Союз был крупным производителем и экспортером большинства полезных ископаемых в мире, его потребности в импорте многих других товаров (в частности, цветных металлов) были спорадическими. Тем не менее, Советский Союз был стабильным импортером некоторых полезных ископаемых, особенно бокситов и фосфатной руды. Советский Союз импортировал до 50 процентов своих бокситов из Гвинеи, Гайаны, Индии, Индонезии и Ямайки. Фосфатная порода была в изобилии в Советском Союзе, но поскольку затраты на добычу были высокими, большая часть этого минерала была импортирована из Марокко и Сирии[1].

Снижение советского импорта промышленных товаров в 1970-х годах привело к тому, что страны третьего мира оказали давление на Советский Союз, чтобы увеличить импорт этих товаров в 1980-х годах. В 1982 году советский спрос на продукцию третьего мира начал расти. К 1984 году промышленные товары, в том числе промышленные потребительские товары, составляли 25 процентов советского импорта из стран третьего мира[1].

Начиная с 1973 года, стремясь заработать твердую валюту, Советский Союз начал импортировать нефть из стран третьего мира для реэкспорта в западные промышленно развитые страны. Эта деятельность замедлилась с 1980 по 1982 год, восстановилась в 1983-1985 годах и продолжала расти в 1986 году. В конце того же года Советский Союз подписал соглашение с Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК), которое ограничивало количество нефти, которую он мог покупать для реэкспорта. Однако к 1988 году это соглашение не сократило общие советские нефтяные поступления, потому что нефть выплачивалась Советскому Союзу в качестве компенсации при продаже оружия[1].

Африка, Азия и Латинская Америка

В течение 1980-х годов географическая структура торговли между Советским Союзом и третьим миром заметно изменилась. Сокращение торговли с Северной Африкой и Ближним Востоком уравновешивало существенное увеличение торговли с странами Африки к югу от Сахары, Южной Азией и Латинской Америкой[1].

В 1987 году около 50 процентов от общего объема идентифицированного экспорта Советского Союза в страны третьего мира пошло в Азию, и Индия была крупнейшим торговым партнером Советского Союза. В обмен на советскую нефть и нефтепродукты Индия поставляла продовольствие, сельскохозяйственное сырье, одежду, текстиль и технику. Индия также была единственным значительным поставщиком оборудования и передовых технологий в странах третьего мира, например, компьютеров и копировальных аппаратов, большая часть которых производилась индийскими дочерними компаниями западных транснациональных корпораций. Малайзия, еще один важный партнер Советского Союза в Азии, была важным поставщиком каучука, пальмового масла и олова[1].

С 1980 по 1983 год советский экспорт в Африку немного увеличился до 30 процентов от экспорта стран третьего мира и после этого сократился. Импорт из Африки колебался с 1980 по 1985 год, но оставался на уровне около 25 процентов. Нигерия была единственным важным торговым партнером Советского Союза в Африке к югу от Сахары, получая советское оборудование и экспортируя какао[1].

Экспорт в Латинскую Америку вырос в 1980-х годах и достиг 8 процентов в 1985 году. Доля Латинской Америки в советском импорте стран третьего мира была высокой (40 процентов в 1982 году) из-за большого импорта аргентинского зерна. Будучи основным поставщиком зерна в Советский Союз, Аргентина была самым значительным импортным партнером Советского Союза в третьем мире в 1980, 1981 и 1983 годах. В 1986 году Советский Союз продлил свое зерновое соглашение с Аргентиной еще на пять лет. Однако из-за торгового дефицита с Аргентиной в размере 11 миллиардов долларов США, который Советский Союз накопил с 1980 по 1985 год, и успешного советского урожая 1986 года, Советский Союз резко сократил импорт зерна из Аргентины. В 1986 году они были на шестилетнем минимуме[1].

С 1960 года у южноафриканской De Beers была уникальная договоренность о перепродаже советских алмазов из Сибири, которая закончилась бойкотом в 1964 году[29][30]. Позже, в 1990 году, Советы заключили соглашение о продаже алмазов De Beers через швейцарскую дочернюю компанию. К тому времени алмазы были пятым по величине источником экспортных доходов СССР[31].

Страны социалистической ориентации

Страны социалистической ориентации можно разделить на две группы: те, которые имели статус наблюдателя на СЭВ, и те, которые не были наблюдателями, но имели привилегированную принадлежность к странам-членам СЭВ. Торговля Советского Союза с третьим миром всегда была сильно перекошена в сторону стран социалистической ориентации. Советская помощь обеспечивала большую часть иностранного капитала для этих стран и значительно влияла на их внутреннее экономическое развитие. Советский Союз часто получал больше политической, чем экономической выгоды от этой торговли: большинство советских излишков не погашались, а становились клиринговым кредитом, кредитом на долгосрочное сотрудничество или краткосрочным коммерческим кредитом[1].

В 1986 году странами, которые имели статус наблюдателя в СЭВ, были Афганистан, Ангола, Эфиопия, Мозамбик, Никарагуа и Южный Йемен. Все эти страны характеризовались политической нестабильностью, низким ВНП и низким экспортным потенциалом. Доля экспорта в эту группу выросла с 14 процентов от общего объема советского экспорта в страны третьего мира в 1980 году до 28 процентов за первые девять месяцев 1986 года. Афганистан, получивший советскую технику и военную технику, был самым значительным партнером Советского Союза в этой группе. Напротив, торговля с Мозамбиком и Южным Йеменом была незначительной[1].

Странами, которые имели привилегированную связь со странами СЭВ, были Алжир, Бенин, Бирма, Конго, Гвинея (до 1984), Ирак, Мадагаскар, Никарагуа (1979-85), Нигерия, Сирия и Танзания, а иногда и Гвинея-Бисау, Мали, Сейшельские острова и Зимбабве. На протяжении 1980-х годов советский экспорт в эти страны колебался, например, с 27 процентов в 1981 году до 15 процентов в 1983 году. Эти колебания, а также колебания импорта были в первую очередь результатом изменений в торговле с Ираком, крупным советским торговым партнером по торговле оружием в обмен на нефть в третьем мире[1].

Торговля с ОПЕК

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), особенно Ирак и Алжир, поглотила наибольшую долю «неидентифицированного» экспорта Советского Союза. Хотя советская статистика обычно показывала очень низкое или отрицательное сальдо торгового баланса с этими странами, сальдо, вероятно, было высоким из-за продажи оружия. В 1980-х годах некоторые страны ОПЕК, в частности Иран и Ирак, вместе с Сирией, которая не была членом ОПЕК, обменивали нефть на советское оружие и военную технику. Нефть из этих стран перепродавалась на Запад за твердую валюту. В конце 1980-х годов Советский Союз попытался увеличить экспорт невоенных товаров в эти страны. В мае 1986 года Советский Союз и Ирак договорились об увеличении продаж советской невоенной техники, а в августе 1986 года была предпринята попытка возродить продажи иракского газа[1].

Экономические реформы Горбачева

Когда 12 июня 1985 года Михаил Горбачев выступил с докладом об экономической политике КПСС, он отметил, что рост экспорта, особенно машин и оборудования, был медленным, потому что низкое качество советских товаров не позволяло им быть конкурентоспособными на мировом рынке. В последующие три года Горбачев внес много изменений, которые позволили бы внешнеторговому комплексу лучше поддерживать его экономическую политику ускорения. К маю 1988 года структура советского внешнеторгового комплекса была изменена, и операции были кардинально пересмотрены[1].

Реформа цен, к которой призывал двадцать седьмой съезд партии, стала важным шагом в улучшении участия Советского Союза в международной экономике. Советские чиновники признали, что ценообразование было «экономически необоснованным» и «нереалистичным». Они понимали, что, хотя полностью конвертируемый рубль будет невозможен в течение некоторого времени, цены, которые более точно отражают издержки производства, спрос и предложение, а также цены на мировом рынке, имеют важное значение для развития конвертируемой валюты. Неконвертируемый рубль и советская система ценообразования отпугивали западных бизнесменов, которые не могли точно спрогнозировать издержки производства или легко конвертировать свои рублевые прибыли[1].

Новый закон о совместных предприятиях, принятый 13 января 1987 года, открыл советскую экономику для иностранного участия, особенно в обрабатывающей промышленности. Было высказано мнение о том, что опыт, накопленный в ходе таких предприятий, будет способствовать интеграции в мировую экономику. В частности, благодаря модернизированным производственным процессам Советский Союз мог экспортировать более конкурентоспособные промышленные товары и уменьшить свою зависимость от энергии и сырья, чтобы заработать твердую валюту[1].

В августе 1987 года Советский Союз официально запросил статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ). Советский Союз также выразил желание присоединиться к другим международным экономическим организациям и установить контакты с другими региональными группами. Крупный шаг в этом направлении произошел в 1988 году, когда Советский Союз подписал соглашение о нормализации с ЕЭК. Советское правительство, однако, не заявляло о своей заинтересованности в вступлении во Всемирный банк или Международный валютный фонд (МВФ). Хотя советские чиновники утверждали, что международная валютная система «не управлялась должным образом», более вероятно, что правила МВФ и Всемирного банка были препятствиями: оба учреждения требовали, чтобы валюты членов были свободно конвертируемыми и чтобы члены предоставляли точную информацию о продажах золота и экономических показателях[1].

Горбачев изменил роль внешней торговли в советской экономике. В то время как импорт ранее рассматривался исключительно как средство компенсации трудностей в краткосрочной перспективе, советские экономисты при Горбачеве заявляли, что импорт следует рассматривать как альтернативу внутренним инвестициям и что экспорт должен служить для оценки технического уровня внутреннего производства. Внешнеэкономические связи должны были поддерживать рост производства за пределами возможностей отечественной экономики. Таким образом, Советский Союз мог занять место на мировом рынке, соизмеримое с его научно-техническим прогрессом и политическим весом[1].

Банки

Советский Союз контролировал ряд банков за рубежом, которые использовались во внешней торговле[32]:

Ссылки

Источники

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 1,25 1,26 1,27 1,28 1,29 1,30 1,31 1,32 1,33 1,34 1,35 1,36 1,37 1,38 1,39 1,40 1,41 1,42 1,43 1,44 1,45 1,46 1,47 1,48 1,49 1,50 1,51 1,52 1,53 1,54 1,55 1,56 1,57 1,58 1,59 1,60 1,61 1,62 1,63 1,64 1,65 1,66 1,67 1,68 1,69 1,70 1,71 1,72 1,73 1,74 1,75 1,76 1,77 1,78 1,79 1,80 1,81 1,82 1,83 1,84 1,85 1,86 Text used in this cited section originally came from: Soviet Union Country Study from the Library of Congress Country Studies project.
  2. KGB Deep Background: Reference Detail. www.pbs.org. Дата обращения: 7 декабря 2021.
  3. Barrett, George A.. AMTORG PRESIDENT RETURNS TO RUSSIA TO 'RESIGN' HIS POST; Michael Guisov Recalled by Moscow in Shake-Up of Huge Soviet Trade Agency NO EXPLANATION IS GIVEN But Departure Coincided With Protests Over 'Litter,' Nude Bathing on Morgan Estate (англ.), The New York Times (16 ноября 1946).
  4. Metcalf, James Farol Electric History. James Farol Metcalf (2009). Дата обращения: 22 января 2017.
  5. Zelchenko, Henry L. (Feb 1952). «Stealing America's Know-How: The Story of Amtorg». American Mercury 74 (338): 75–84.
  6. Benson, Robert Louis. Venona Soviet Espionage and the American Response 1939-1957 / Robert Louis Benson, Michael Warner. — National Security Agency, 1996. — P. x, xiv, 180.
  7. 7,0 7,1 Deal-maker Armand Hammer Moscow's capitalist comrade, Christian Science Monitor (3 июля 1980).
  8. 8,0 8,1 Flanigan, James Soviets Failing a Lesson Taught by Henry Ford (англ.) ?. Los Angeles Times (7 декабря 1988). Дата обращения: 28 января 2022.
  9. Melnikova-Raich, Sonia (2011). «The Soviet Problem with Two 'Unknowns': How an American Architect and a Soviet Negotiator Jump-Started the Industrialization of Russia, Part II: Saul Bron». IA, The Journal of the Society for Industrial Archeology 37 (1/2): 5–28. ISSN 0160-1040.
  10. 10,0 10,1 May 31: Henry Ford cuts a deal with the USSR, and changes world history, on this date in 1929 (англ.) ?. autos.yahoo.com. Дата обращения: 28 января 2022.
  11. Austin, Richard Cartwright. Building Utopia: Erecting Russia's First Modern City, 1930. — Kent State University Press, 2004. — ISBN 978-1-61277-321-6.
  12. Agreement Between the Ford Motor Company, the Supreme Council of National Economy, and the Amtorg Trading Corporation, May 31, 1929, Amtorg Records 1929–1930, Acc. 199, box 1a, Benson Ford Research Center, The Henry Ford, Dearborn, Mich.
  13. THE RIDDLE OF ARMAND HAMMER (англ.), The New York Times (29 ноября 1981).
  14. Lend-Lease: How American supplies aided the USSR in its darkest hour (англ.) ?. www.rbth.com (14 марта 2016). Дата обращения: 7 декабря 2021.
  15. Smith, Hedrick. Soviet and Occidental Oil In Multibillion‐Dollar Deal (англ.), The New York Times (13 апреля 1973).
  16. 16,0 16,1 THE RIDDLE OF ARMAND HAMMER (англ.), The New York Times (29 ноября 1981).
  17. Smith, Hedrick. OCCIDENTAL SIGNS DEAL WITH SOVIET (англ.), The New York Times (29 июня 1974).
  18. Rich, Spencer. Soviets Dumping Ammonia, ITC Says (англ.) (4 октября 1979).
  19. Yergin, Daniel. The Prize: The Epic Quest for Oil, Money & Power : [англ.]. — Simon and Schuster, 2011-04-05. — P. 557. — ISBN 978-1-4391-3483-2.
  20. 20,0 20,1 Deal-maker Armand Hammer Moscow's capitalist comrade, Christian Science Monitor (3 июля 1980).
  21. 21,0 21,1 THE RIDDLE OF ARMAND HAMMER (англ.), The New York Times (29 ноября 1981).
  22. 22,0 22,1 G, Jeffrey The Soviet Grain Embargo (англ.). The Heritage Foundation. Дата обращения: 13 ноября 2021.
  23. Brown, James D. J. (2013-01-01). «Oil Fueled? The Soviet Invasion of Afghanistan». Post-Soviet Affairs 29 (1): 56–94. doi:10.1080/1060586X.2013.778543. ISSN 1060-586X.
  24. Times, Clyde H. Farnsworth Special To the New York. In Shift, Carter Curbs Soviet Ammonia; Ammonia Import Quotas (англ.), The New York Times (19 января 1980).
  25. BREZHNEV SOUVENIR: VAST, LIMPING TRUCK FACTORY (англ.), The New York Times (4 февраля 1983).
  26. Fiat's Soviet Venture (англ.), The New York Times (23 января 1972).
  27. The Copycat Cars Of The U.S.S.R. (англ.). RadioFreeEurope/RadioLiberty. Дата обращения: 28 января 2022.
  28. What a Communist City Can Teach Us About Urban Planning (англ.) ?. jacobinmag.com. Дата обращения: 28 января 2022.
  29. De Beers Ends Pact To Sell Soviet Gems (англ.), The New York Times (17 мая 1964).
  30. Plaut, Martin The Chinese and Soviets had a bigger role in supporting apartheid than we previously knew (англ.). Quartz (3 November 2018). Дата обращения: 18 сентября 2021.
  31. Henriques, Diana B.. Soviets to Sell Diamond Stockpile Through a Subsidiary of De Beers (англ.), The New York Times (26 июля 1990).
  32. The piratization of Russia: Russian reform goes awry. Marshall I. Goldman.