Внешняя политика Европейского союза

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
European stars.svg
Европейский союз
Эта статья — часть серии
«Политическое устройство Европейского союза»

Между странами-членами Европейского союза наблюдается высокая степень интеграции, однако пока ещё внешняя политика имеет межгосударственный характер. Все 27 стран-членов контролируют свои международные отношения в значительной степени. Однако Союз приобретает всё больший политический вес в качестве единого политического блока, и существуют попытки единогласно выступать по разным политическим вопросам, особенно в области торговли и энергетики. Должность Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности персонифицирует данную роль.

Политика и политики

Внешняя политика Европейского союза осуществляется либо посредством Общей внешней политики и политики безопасности по руководством Европейского совета, либо путём международных экономических переговоров, проводимых Европейской комиссией. Ведущим дипломатом ЕС в обеих областях является Верховный представитель Жозеп Боррель. Часть оборонного сотрудничества происходит в рамках Общей политики безопасности и обороны.

Дипломатические представительства

История

Карта дипломатических представительств Европейского Союза:      Члены Европейского Союза      Страны с представительствами Европейского Союза, полностью принявшие Лиссабонские обязательства      Страны с представительствами только Европейской Комиссии      Страны с аккредитацией представительств-нерезидентов      Страны с только недипломатическими представительствами Европейского Союза      Страны с недипломатическими представительствами-нерезидентами      Страны, в которых нет представительств Европейского Союза

Высший руководящий орган Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), предшественника Европейского Союза, открыл своё первое представительство в Лондоне в 1955 году, три года спустя не европейские страны начали аккредитовать свои представительства в Брюсселе при этом Объединении. США с самого начала были горячими сторонниками ЕОУС, и госсекретарь США Дин Ачесон направил Жану Монне письмо от имени президента Трумэна, подтверждающее полное дипломатическое признание ЕОУС со стороны США. Вскоре после этого в ЕОУС был аккредитован посол США, который возглавил второе зарубежное представительство для установления дипломатических отношений с институтами Сообщества.[1]

Количество делегаций начало расти в 1960-х годах после слияния исполнительных органов трёх Европейских сообществ (и объединений) в единое Сообщество. До последнего времени некоторые государства проявили сдержанность в признании полного статуса дипломатического представительства делегаций ЕС. Статья 20 Маастрихтского договора требует, чтобы делегации и дипломатические представительства стран-членов «сотрудничали в обеспечении того, чтобы выполнялись все общие позиции и совместные действия, принятые Советом».[1]

В рамках процесса создания Европейской службы внешнеполитической деятельности, предусмотренной Лиссабонским договором, 1 января 2010 года все бывшие делегации Европейской Комиссии были переименованы в делегации Европейского Союза и до конца месяца 54 делегаций были преобразованы в дипломатические представительства, которые имеют более высокие полномочия, чем обычные делегации. Эти обновлённые делегации взяли на себя функции, ранее осуществляемые национальным посольством Государства-председателя Совета Европейского союза и объединилась с независимыми делегациями Совета по всему миру. Благодаря этому делегации ЕС взяли на себя функцию координации национальных посольств и представления интересов ЕС в целом, а не только Европейской Комиссии.[2]

Первая обновлённая делегация расположилась в Вашингтоне, округ Колумбия. Новым объединённым европейским послом стал Жоао Вале де Альмейда, который подчеркнул свои новые полномочия как представителя председателей Европейской Комиссии и Европейского Совета, и государств-членов ЕС. Он будет представлять ЕС по вопросам, по которым была достигнута единая позиция, но в остальном, по двусторонним вопросам, он не будет брать на себя полномочия национальных послов. Предполагается, что все делегации будут преобразованы к концу 2010 года.[3] Некоторые государства могут предпочесть для своей работы новые делегации ЕС и закрыть некоторые свои небольшие национальные посольства, однако Франция заявила, что будет поддерживать собственную сеть дипломатических представительств во всем мире.[4]

Расположения представительств

Обычно ЕС направляет своих делегатов только в столицы государств, не входящих в Европейский Союз, и в города с многосторонними государственными органами. Представительства ЕС работают отдельно от представительств государств-членов, однако в некоторых случаях они могут использовать общие ресурсы и средства. В Абудже они используют одно здание вместе с некоторыми послами государств-членов ЕС.[5] В дополнение к делегациям третьих стран Европейская Комиссия имеет своё представительство в каждом из государств-членов.[6]

До создания Европейской службы внешнеполитической деятельности согласно Лиссабонскому договору Совет Европейского союза имел отдельные делегации в Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке, в Африканском союзе и в Афганистане, в дополнение к местным делегациям Европейской Комиссии. В течение 2010 года они были преобразованы в единые делегации Европейского Союза.[7]

Представительства стран ЕС

Карта стран, окрашенных в соответствии с количеством представительств стран ЕС

Страны-члены ЕС имеют свои собственные дипломатические представительства, в дополнение к общим делегациям ЕС. С другой стороны в дополнение к дипломатическим представительствам третьих стран Европейская Комиссия имеет собственные представительства в каждом из стран-членов ЕС.[6] Там, где делегации ЕС не приняли полные обязанности по Лиссабонскому договору, национальное посольство государства-председателя Совета Европейского союза выполняет функции представителя общей внешней политики и политики безопасности, а делегации ЕС (ранее Комиссии) представляют только Европейскую Комиссию.

Представительства стран ЕС имеют определённые обязательства по отношению к коллегам по ЕС. Консульства обязаны поддерживать граждан из других государств ЕС за границей, если те не имеют своих консульств в данной стране. Кроме того, если одна страна ЕС делает запрос другой о помощи своим гражданам в чрезвычайных ситуациях, то та обязана помочь. Примером может быть эвакуация, при которой представительства стран ЕС должны помогать гражданам стран ЕС.[8]

Ни одна страна ЕС не имеет своих дипломатических представительств в следующих странах: Багамские Острова, Бутан (но есть офис связи Дании), Доминика, Гренада, Кирибати, Либерия (но есть офис ЕС), Лихтенштейн, Мальдивы, Маршалловы Острова, Федеративные Штаты Микронезии, Науру, Сент-Китс и Невис, Палау, Самоа (но есть офис ЕС), Сомали, Свазиленд (но есть офис ЕС), Тонга, Тувалу, Мальтийский орден, и частично признанных странах: Сахарская Арабская Демократическая Республика, Китайская Республика (Тайвань, но есть 17 недипломатических офисов). Европейская Комиссия также не имеет своих делегаций и офисов в большинстве из указанных стран (за исключением прокомментированных в скобках).

Следующие страны имеют только одно дипломатическое представительство стран ЕС: Антигуа и Барбуда (Великобритания), Барбадос (Великобритания, делегация ЕС), Белиз (Великобритания, делегация ЕС), Центральноафриканская Республика (Франция, делегация ЕС), Коморы (Франция), Джибути (Франция, делегация ЕС), Гамбия (Великобритания, делегация ЕС), Гайана (Великобритания, делегация ЕС), Лесото (Ирландия, делегация ЕС), Сент-Винсент и Гренадины (Великобритания), Сан-Марино (Италия), Сан-Томе и Принсипи (Португалия), Соломоновы Острова (Великобритания), Восточный Тимор (Португалия, делегация ЕС), Вануату (Франция, делегация ЕС). Европейская Комиссия также не имеет своих делегаций и офисов в большинстве из указанных стран (за исключением прокомментированных в скобках).

Дипломатические отношения

Африка и Средний Восток

Страна Начало официальных отношений Комментарий
 Алжир Алжир стал независимым от Франции в 1962 году. Отношения регулируются соглашением об ассоциации 2002 года, кроме того Алжир является частью Союза для Средиземноморья. Экспорт ЕС в Алжир в 2009 году составил €14,6 миллиарда, а импорт — €17,3 миллиарда.[9]
 Кабо-Верде
 Египет 1966 Соглашение об ассоциации 2004 года позволило увеличить объём торговли между Египтом и ЕС в два раза. Экспорт ЕС в Египт в настоящее время составляет €14,8 миллиарда, а импорт в ЕС из Египта — €7,2 миллиарда. В настоящее время ЕС для Египта является основным торговым партнером, а также партнером в рамках Союза для Средиземноморья.[10]
 Ирак
 Иран
 Израиль
 Иордания
 Ливан
 Ливия До гражданской войны ЕС и Ливия вели переговоры о сотрудничестве, которые в настоящее время заморожены.[11] В ходе гражданской войны ЕС применяла санкции в отношении правительства Ливии, оказывала помощь оппозиции, а некоторые страны ЕС даже участвовали в военных действиях.[12]
 Марокко
 Государство Палестина
 Южно-Африканская Республика
 Сирия
 Тунис ЕС является крупнейшим торговым партнером Туниса, который первым из средиземноморских государств подписал соглашение об ассоциации с ЕС и полностью его ратифицировал (создав зону свободной торговли). Он является членом Союза для Средиземноморья и подписал соглашение о механизме урегулирования споров с ЕС. Экспорт ЕС в Тунис в 2009 году составил €8,9 миллиарда, а импорт из Туниса — €7,9 миллиарда.[13]
 Йемен

Америка

Страна Начало официальных отношений Комментарий
 Аргентина
 Бразилия
 Канада
Карибский регион Независимые страны Карибского региона (а именно страны Карибского сообщества (CARICOM) + Доминиканская Республика) поддерживают отношения с Европейским Союзом в составе группы CARIFORUM в рамках Ломейской конвенции и Котонского договора. CARIFORUM является одной из трёх групп стран Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона (АКТ). CARIFORUM остается единственным регионом АКТ, который подписал с ЕС соглашение об экономическом партнерстве. Согласно этому соглашению ЕС проводит активные совместные парламентские ассамблеи АКТ-ЕС.
 Куба
Латиноамериканский регион Европейский Союз развивает отношения с другими региональными организациями, такими как Андское сообщество и МЕРКОСУР, и планирует заключить соглашения об ассоциации с этими блоками с целью увеличения торговли, совместных научных исследований, развития демократии и прав человека.[14][15] Чили и Мексика уже подписали соглашения об ассоциации с ЕС.

ЕС предоставила финансовый пакет в 2,6 млрд евро для Латинской Америки[14], который также включал 840 млн евро для стран Центральной Америки.[16] Основным форумом для развития отношений ЕС со странами Латинской Америки является саммит ЕС-Латино-Карибская Америка (ЕС-ЛАК), на который главы государств и правительств собираются каждые два года, начиная с 1999.

 Гренландия Гренландия является автономной территорией Дании, члена ЕС. И хотя она не входит в ЕС, всё же имеет тесные связи с ним.
 Мексика
 США

Азиатско-тихоокеанский регион

Страна Начало официальных отношений Комментарий
 Австралия
 Китай ЕС является крупнейшим торговым партнером Китая, а Китай — вторым по размеру торговым партнером ЕС. Большая часть торговли приходится на промышленные и непродовольственные товары. Только в 2009—2010 годах экспорт ЕС в Китай увеличился на 38 %, а китайский экспорт в ЕС увеличился на 31 %.[17][18] Однако существуют некоторые разногласия, например по правам человека и эмбарго ЕС на вооружение из Китая.
 Индия Индия была одной из первых стран, которые начали развивать отношения с Европейским Союзом, и ЕС в настоящее время является крупнейшим торговым партнером Индии, на который приходится 20 % индийской торговли. Однако на Индию приходится всего 1,8 % торговли ЕС, и 0,3 % европейских прямых иностранных инвестиций, хотя ЕС всё ещё является крупнейшим инвестором Индии. В 2005 году объём торговли между ЕС и Индией вырос на 20,3 %.[19]
 Индонезия
 Япония
 КНДР
 Республика Корея
 Непал
 Пакистан На долю ЕС приходится 20 % пакистанского экспорта, который достигает €3,4 млрд. (главным образом, текстильные и кожаные изделия), а экспорт ЕС в Пакистан составляет €3,8 млрд. (в основном механическое и электрическое оборудование, химическая и фармацевтическая продукция).[20]
 Филиппины Европейский Союз и Филиппины имеют большие дипломатические, экономические, культурные и политические связи. ЕС предоставил Филиппинам €3 млн, для борьбы с бедностью и €6 млн для борьбы с террористическими группами на юге Филиппин. ЕС также является третьим крупнейшим торговым партнером Филиппин. Приблизительно 31 961 европейцев (не считая испанцев) проживают на Филиппинах.
АСЕАН (организация) Ежегодно проводится форум ЕС с «АСЕАН Плюс Три» (Китай, Япония и Республика Корея). Однако в последнее время отношения ЕС с АСЕАН оставались достаточно натянутыми из-за присоединившейся к данной группе Мьянмы, которая подвергается давлению со стороны ЕС за нарушения прав человека со стороны военного режима. ЕС пригрозил бойкотировать встречу ЕС-АСЕАН во время председательства Мьянмы в АСЕАН, в итоге Мьянма отказалась от председательства.[21] По состоянию на апрель 2007 года Европейская Комиссия занималась подписанием соглашения о свободной торговле с АСЕАН.[22]

Европа и Центральная Азия

Страна Начало официальных отношений Комментарий
 Албания Является кандидатом на присоединение к ЕС.
 Андорра Андорра сотрудничает с ЕС и использует в качестве национальной валюты евро, но не стремится к членству в ЕС.
 Армения 1991
 Азербайджан 1991
 Белоруссия 1991 Беларусь находится в натянутых отношениях с ЕС, так как её называют единственной диктатурой, оставшейся на границах ЕС.
 Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина является потенциальным кандидатом на вступление в ЕС, которая выполнила соглашение об ассоциации. Является одной из немногих стран в западной части Балкан, которая всё ещё не подала официального заявления на вступление в ЕС, поскольку испытывает проблемы с интеграцией своих регионов. До сих пор находится под частичным контролем международного сообщества во главе с назначаемым ЕС Верховным представителем по Боснии и Герцеговине.
 Фарерские острова
 Грузия 1991
 Исландия Исландия входит в Европейскую экономическую зону и Шенгенскую зону. Несмотря на то, что ранее Исландия была против вступления в ЕС, недавно она подала заявление в связи с коллапсом своей экономики.
 Казахстан 1991
 Лихтенштейн Лихтенштейн входит в Европейскую экономическую зону и Шенгенскую зону.
 Северная Македония
 Молдавия 1991
 Монако Монако сотрудничает с ЕС в рамках Шенгенской зоны и использует евро в качестве национальной валюты.
 Черногория 2006 Черногория подала заявку на вступление в ЕС вскоре после обретения независимости.
 Норвегия Норвегия входит в Европейскую экономическую зону и Шенгенскую зону.
 Россия
 Сан-Марино Сан-Марино сотрудничает с ЕС в рамках Шенгенской зоны и использует евро в качестве национальной валюты.
 Сербия Сербия является официальным кандидатом на вступление в ЕС, подав заявку на членство 22 декабря 2009 года.
 Швейцария Швейцария не участвует в ЕЭЗ, но сотрудничает со странами ЕС на основе двусторонних договоров, аналогичных ЕЭЗ, и входит в Шенгенскую зону.
 Турция Турция начала процесс вступления в ЕС в 1980-х годах. Несмотря на значительное сотрудничество, существует много противников членства Турции в ЕС.
 Украина 1991 Подписала Соглашения об Ассоциации в Брюсселе 21 марта 2014 года
 Узбекистан 1992
 Ватикан Ватикан, как уникальное государство, не участвует в большинстве проектов ЕС, но использует евро.

Частично-признанные государства

Страна Начало официальных отношений Комментарий
 Республика Косово частичное признание с 2008 Суверенитет Республики Косово не признан всеми членами ЕС, но она пытается подать заявку на членство.
 Северный Кипр не признана Суверенитет Северного Кипра не признан в ЕС, и существуют серьёзные разногласия по вступлению Кипра и Турции в ЕС. ЕС стремится к объединению Кипра.

Страны Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона

ЕС, связанные страны (страны EFTA + потенциальные и официальные кандидаты), страны ENP, и страны АКТ.

Страны Европейского союза сохраняют тесные связи со многими своими бывшими колониями. С момента подписания Римского договора ЕС развивает отношения со странами Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона (АКТ) в рамках сотрудничества АКТ-ЕС, в том числе совместной парламентской ассамблеи.

ЕС предоставляет значительную гуманитарную помощь странам АКТ: более 20 % помощи региону выделяется из бюджета ЕС или Европейского фонда развития (EDF).[23]

В апреле 2007 года Европейская Комиссия предложила странам АКТ более широкий доступ на рынок ЕС: беспошлинный экспорт риса и беспошлинный и неквотированный экспорт сахара.[24] Однако это вызвало недовольство Франции, которая вместе с другими странами хочет ужесточить данное предложение.[25]

Кроме того, есть вопросы, касающиеся особых отношений между странами АКТ и Европейским Союзом после окончания Котонуского договора о партнёрстве в 2020 году. Страны АКТ начали анализировать эффективность отношений с Европейским Союзом. Независимые аналитические центры, такие как Европейский центр управления политикой развития (ECDPM), также представили различные сценарии развития отношений стран АКТ с Европейским Союзом.[26]

Международные организации

Примечания

  1. 1,0 1,1 Taking Europe to the world: 50 years of the European Commission’s External Service (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 мая 2012. Архивировано 14 апреля 2020 года.
  2. EU commission 'embassies' granted new powers Архивировано 5 июня 2011 года.
  3. EU envoy to US flaunts new powers Архивировано 18 августа 2010 года., EU Observer 11 August 2010
  4. EU foreign ministers approve diplomatic service Архивировано 30 июля 2010 года., EU Observer 27 July 2010
  5. Unified External Service of the European Commission
  6. 6,0 6,1 Representations of the European Commission Архивировано 4 января 2010 года.
  7. Council delegations (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 мая 2012. Архивировано 14 марта 2012 года.
  8. EUobserver.com / Foreign Affairs / Joint consular work to reinforce 'EU citizenship' Архивировано 25 марта 2011 года.
  9. Алжир Архивировано 22 августа 2011 года., Европейская Комиссия
  10. Египет Архивировано 22 августа 2011 года., Европейская Комиссия
  11. Ливия Архивировано 17 сентября 2011 года., Европейская Комиссия
  12. Developments in Libya: an overview of the EU’s response Архивировано 22 марта 2011 года., Европейская Комиссия
  13. Тунис Архивировано 24 августа 2011 года., Европейская Комиссия
  14. 14,0 14,1 EU And Latin America Seek New Ways Of Cooperation Архивировано 30 сентября 2007 года. playfuls.com
  15. CAN, EU to start trade talks in first quarter of 2007 Архивировано 28 августа 2009 года. xinhuanet.com
  16. EU to announce $1.14 bln aid program for Central America (недоступная ссылка) keralanext.com
  17. European Commission : Trade : China (Bilateral relations) Архивировано 30 марта 2010 года.
  18. ЕС вытеснила США и стала крупнейшим торговым партнером Китая(09/15/06) Архивная копия от 6 октября 2008 на Wayback Machine china-embassy.org
  19. Торговые отношения с Индией Архивировано 29 июня 2008 года. ec.europa.eu
  20. Европейская Комиссия: Торговля: Пакистан Архивировано 14 мая 2011 года.
  21. Burma will not take Asean chair BBC News
  22. ЕС проведет переговоры с АСЕАН, Индией и Южной Кореей о договоре по свободной торговле через месяц Архивировано 30 сентября 2007 года. eubusiness.com
  23. Mikaela Gavas 2010. Financing European development cooperation: the Financial Perspectives 2014—2020. Архивировано 16 марта 2011 года. London: Overseas Development Institute
  24. ACP countries offered full free access to EU market Архивировано 30 сентября 2007 года. Euronews.net
  25. French fight EU trade offer to poor countries Архивировано 8 октября 2008 года. ft.com
  26. G. Laporte. 2012. What future for the ACP and the Cotonou Agreement? Preparing for the next steps in the debate (ECDPM Briefing Note 34). Maastricht: ECDPM <http//:www.ecdpm.org/bn34>