Владикавказская железная дорога

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
ВлЖД
ВЛЖД.JPG
Полное название Владикавказская железная дорога
Годы работы с 1875 года по 1918 год
Страна Российская империя
Состояние национализирована
Подчинение Акционерное общество Владикавказской железной дороги
Поезд на подъезде к Ростову-на-Дону во время разлива реки Дон.

Владикавка́зская желе́зная доро́га — частная железная дорога в Российской империи. В период с 1875 по 1885 годы называлась «Общество Ростово-Владикавказской железной дороги», с 1885 по 1918 годы «Общество Владикавказской железной дороги».

Дорога проходила по территории Кубанской, Терской, Дагестанской области, Области войска Донского, Черноморской, Ставропольской, Астраханской, Саратовской губерний.

История

Устав акционерного общества Ростово-Владикавказской железной дороги утверждён в 1872 году[1]. В число акционеров входили представители крупного капитала: А. И. Путилов, А. И. Вышнеградский, А. А. Давыдов, члены царской семьи, придворная аристократия. Сохранилась информация о братьях Терашкевич, которые осуществляли руководство Екатеринодарским и Тихорецким участками Владикавказской железной дороги. Инженер-технолог Иосиф Иосифович Терашкевич был начальником Екатеринодарского депо (г. Екатеринодар), а инженер-технолог Людослав-Северин Иосифович Терашкевич — начальником Тихорецких мастерских. Правление дороги находилось в Петербурге, Управление дороги находилось в Ростове-на-Дону. Дорога являлась одной из наиболее доходных в России. Финансирование строительства осуществлялось на кредиты Волжско-Камского банка.

Однопутная железная дорога от Ростова-на-Дону до Владикавказа длиной 700 км была открыта в июле 1875 года. Максимальный продольный уклон пути на железной дороге был 10 ‰, наименьший радиус кривых в поворотах — 320 м [2].

В 1895—1896 гг. железная дорога приобрела 80 паровозов в Соединённых Штатах Америки[3].

Протяжённость дороги на 1913 год составляет 2511 км, в том числе 684 км двухпутных участков. В подвижном составе дороги 795 паровозов, 19525 товарных вагонов, 827 пассажирских вагонов.

Владикавказская железная дорога одной из первых перешла на использование нефтяного топления паровозов. Этому способствовало наличие на дороге месторождений нефти, позволяющих вести её дешёвую добычу.

Пятиосный паровоз компаунд, с двуосной тележкой, ВлЖД

На дороге были построены несколько десятков депо и четыре крупных железнодорожных мастерских: в Ростове-на-Дону (ныне Ростовский электровозоремонтный завод), Владикавказе (ныне Владикавказский вагоноремонтный завод), Новороссийске (ныне Новороссийский вагоноремонтный завод), Тихорецкой (ныне Тихорецкий машиностроительный завод). В Новороссийске дорога строит первый в России механизированный элеватор (на 48240 тонн). Также дорога строит элеваторы на станциях: Тихорецкая, Станичная, Армавир, Нагутская, Курсавка; рыбный холодильный склад (на 177 тысяч тонн) в Дербенте, 30 нефтехранилищ, нефтепроводы в Грозном и Новороссийске. Дороге принадлежали 5 грузовых пристаней на Чёрном море (из них 2 элеваторные), нефтеналивной флот, пароход-ледокол, нефтеперегонный завод в Грозном (производительностью 1930 тонн нефти в сутки).

В 23 железнодорожных училищах принадлежащих дороге обучались 5600 учащихся.

В сентябре 1918 года Владикавказская железная дорога национализирована и передана Народному комиссариату путей сообщения. По состоянию на 2006 год основные линии дороги входят в состав Северо-Кавказской железной дороги, часть линий входит в состав Приволжской железной дороги.

Основные линии


Подвижной состав

Владикавказская железная дорога 1899 год

См. также

Примечания

  1. ПСЗ-2, 1872 г., № 51055
  2. Часть 1. Сведения о железных дорогах. Таблица II // Статистический сборник Министерства Путей Сообщения. Выпуск 8. Сведения о железных, шоссейных и внутренних водяных путях сообщения за 1880, 1881 и 1882 годы. — С-Пб: Типография Министерства Путей Сообщения, 1883.
  3. Навсегда останется в истории Архивная копия от 9 июля 2021 на Wayback Machine Газета «Железнодорожник Белоруссии» № 39 от 26.05.2021
  4. РГИА, ф. 446, оп. 30, д. 14. Доклад № 134 от 5 мая 1900 г. «Об открытии движения на ветви Владикавказской жел. д. от Ст. Петровск до Дербента».

Литература