Винчи, Леонардо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Леонардо Винчи
итал. Leonardo Vinci
Leonardo Vinci.jpg
Основная информация
Дата рождения 1690(1690)
Дата смерти 27 мая 1730(1730-05-27)
Место смерти Неаполь
Страна  Италия
Профессии композитор, капельмейстер

Леона́рдо Ви́нчи (итал. Leonardo Vinci, около 1690, Стронголи — 27 мая 1730, Неаполь)[1] — итальянский композитор эпохи барокко, видный представитель неаполитанской оперной школы.

Биография

Изучал музыку в неаполитанской консерватории Повери-ди-Джезу-Кристо (Conservatorio dei Poveri di Gesù Cristo), где учился у композитора Гаэтано Греко. «Слепец-притворщик» («Lo Cecato fauzo»; Неаполь, 1719) — первая опера на неаполитанском диалекте. Наиболее известная ранняя опера — комедия «Li zite ’n galera» (Неаполь, 1722; традиционно переводится как «Девушки на галере», однако вернее будет перевести название как «Новобрачные на лодке»)[2]. Одним из первых использовал тексты Пьетро Метастазио для своих опер. Всего написал более 25 опер, в том числе «Катон в Утике» (Рим, 1728; из неё доныне популярна ария «Confusa, smarrita») и «Узнанная Семирамида»[3] («Semiramide riconosciuta»; Рим, 1729). Также оставил произведения духовной музыки (оратории, кантаты и пр.). «Артаксеркс» («Artaserse») — самый большой успех композитора (особенно популярна оттуда ария «Vo solcando» в конце I акта), плоды которого он не смог развить в связи со скоропостижной смертью. Обстоятельства смерти Винчи не выяснены. Современный исследователь К. Маркстром допускает, что композитор был отравлен мужем-рогоносцем, с супругой которого Винчи неосмотрительно вступил в любовную связь[4].

Опера «Артаксеркс», возобновлённая в наши дни[5][6], впервые была представлена публике 4 февраля 1730 года в «Teatro delle Dame» (до наших дней не сохранился) в Риме[7]. Примечателен тот факт, что после римской премьеры «Артаксеркс» удерживался в репертуаре различных европейских театров ещё более 10 лет.

Творчество

В противовес господствовавшему барочному оперному стилю, который представлял Алессандро Скарлатти, Винчи установил целый ряд новых особенностей (простая и изящная мелодия, тематический контраст, значительное снижение роли полифонии и др.), характерных для предклассического стиля. Эта тенденция была воспринята композиторами-современниками, стремившимися обновить «старую» оперу.

Сочинения

Оперы

Примечание. В скобках указана дата премьеры.

  • Слепец-притворщик (Lo cecato fauzo, 1719)
  • Lo scagno (1720)
  • Lo scassone (1720)
  • Lo castiello sacchiato (1720)
  • Барон из Троккии (Lo Barone di Trocchia, 1721)
  • Дон Чиччо (Don Ciccio, 1721)
  • Новобрачные на лодке (Li zite 'n galera, 1722)
  • Торжество Вакха (La festa di Bacco, (1722)
  • Лабиринт (Lo labborinto, 1723)
  • Сулла-диктатор (Silla dittatore, 1723)[8]
  • Фарнак (Farnace; 1-я ред., 1724; 2-я ред., 1729)
  • Верная жена (La mogliera fedele, 1724)
  • Гераклия (Eraclea, 1724)
  • Партенопа (Partenope; др. название La Rosmira fedele, 1725)
  • Астианакт (L’Astianatte, 1725)
  • Покинутая Дидона (Didone abbandonata, 1726)
  • Сир, царь Персии (Siroe, Re di Persia, 1726)
  • Эрнелинда (Ernelinda, 1726; др. название: La fede tradita e vendiciata)
  • Сигизмунд, царь Польши (Gismondo, Re di Polonia, 1727; др. название: Il vincitor generoso)
  • Падение децемвиров (La caduta dei Decemviri, 1727)
  • Катон в Утике (Catone in Utica, 1728)
  • Медей (Medo, 1728)
  • Узнанная (разоблачённая) Семирамида (La Semiramide riconosciuta, 1729)
  • Александр в Индии (Alessandro nell’Indie, 1729)
  • Спор богов (La contesa de' numi, 1729)
  • Максимиан (Massimiano, 1729)
  • Артаксеркс (Artaserse, 1730)

Частично сохранившиеся / утраченные оперы

Примечания

  1. По другим сведениям, родился в селении Винчи под Флоренцией{{подст:АИ}}.
  2. Синопсис и объяснение заглавия см. здесь Архивная копия от 6 февраля 2017 на Wayback Machine.
  3. Вариант перевода: «Разоблачённая Семирамида».
  4. Markstrom K.S. The operas of Leonardo Vinci, Napoletano. Hillsdale, N.Y.: Pendragon Press, 2007, p.342-344.
  5. Анонс релиза «Артаксеркса» с участием Филиппа Жарусски, Макса Эмануэля Ценчича, Франко Фаджоли и других контратеноров под руководством дирижера Диего Фазолиса. Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 19 ноября 2015 года.
  6. Kathleen Kuhlmann sings Vo Solcando Un Mar Crudele from Artaserse by Leonardo Vinci. Дата обращения: 7 сентября 2013. Архивировано 7 декабря 2015 года.
  7. В связи с папским указом, запрещавшим женщинам появляться на сценах Рима (действовал до 1798 года), все женские партии на премьере исполняли мужчины.
  8. Markstrom K. S. The operas of Leonardo Vinci, Napoletano. — Hillsdale, N.Y.: Pendragon Press, 2007. — ISBN 9781576470947.

Литература

Ссылки