Винклер, Гуго

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гуго Винклер

Гуго Винклер (нем. Hugo Winckler; 4 июля 1863, Грефенхайнихен — 19 апреля 1913, Берлин) — немецкий востоковед-ассириолог.

Научная деятельность

Окончил Берлинский университет. Учился у основоположника немецкой ассирологии Эберхарда Шрадера (1836—1908). Опубликовал ряд исследований, посвящённых Амарнскому архиву. В 1886 году защитил диссертацию по клинописным текстам Саргона. C 1891 года лектор Берлинского университета. С 1904 года профессор восточных языков Берлинского университета.

С 1905 по 1913 год участвовал по линии Германского археологического института в раскопках хеттского городища Хаттуса. Главным археологическим открытием экспедиции стал Богазкёйский архив.

В работах посвященных древневосточной культуре сформулировал на основании новых археологических открытий критическое отношение к традиционной церковной доктрине о богодухновенности Библии и заложил основы панвавилонистского направления библейской критики.

Научные взгляды

Винклер считал, что классическую историю следует дополнить историей "Древнего Востока" или "Вавилонии", которая зафиксирована в клинописных документах. Носителями культуры Древнего Востока он считал семитов, чей язык распадался на 5 наречий: вавилоно-ассирийское, ханаанейское (еврейское и финикийское), арамейское, арабское и южно-арабское (сабейско-химьяритское). Само изобретение клинописи он приписывает доисторическим шумерам, о которых ничего определенного сказать нельзя. Первым объединителем Вавилонии Винклер считает Саргона (восточный аналог Карла Великого), при котором и был построен Вавилон. Власть Саргона распространялось на Элам, Армению, Аравию и Палестину. Основание империи совпадает с религиозной реформой, которая ставит во главе пантеона Мардука ("бог весны"). Удар по могуществу Вавилонии наносят касситы и хетты. Вакуумом власти пытаются воспользоваться египтяне, которые впервые вторгаются в Палестину. Далее возродить было могущество Вавилонии пыталась Ассирия, известная в Библии из-за захвата Самарии в 722 г до н.э. Решающую роль в падении Ассирии Винклер приписывает "индогерманцам": мидянам, киммерийцам и скифам. Затем Вавилонию пытаются возродить халдеи во главе с Навуходоносором. Далее греко-персидское соперничество в Средиземноморье привело к противопоставлению Запада и Востока. Хотя Александр Македонский субъективно стремился к возрождению Вавилонии, но эллинизм кладет конец этой культуре, поскольку "царство Селевкидов из вавилонского превращается в сирийское". Ко времени появления христианства клинопись выходит из употребления, а во время ислама Вавилония превращается в Ирак. Для нового витка развития, считал Винклер, Вавилония должна "воспринять европейскую культуру".

Винклер характеризует "вавилонскую религию" как "религию небесных светил", поэтому в римскую эпоху Вавилония была известна как "родина астрологии". Библейскую религию (иудаизм) он рассматривает в качестве иконоборческого движения внутри вавилонской религии, отмечая ряд параллелей между библейским и вавилонским повествованием (вавилонское происхождение Авраама, сходство легенд о Саргоне и Моисее).


Библиография

На русском языке:

На немецком языке:

  • Die Keilschrifttexte Sargons,1889
  • Untersuchungen zur altorientalischen Geschichte,1889
  • Geschichte Babyloniens und Assyriens, 1892
  • Alttestamentlichte Untersuchungen, 1892
  • Geschichte Israels, 1898
  • Gesetze Hammurabis, 1904
  • Die jüngsten Kämpfe wider der Panbabylonism, 1907
  • Die babylonische Geisteskultur, 1908

Примечания