Виндельбанд, Вильгельм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вильгельм Виндельбанд
Wilhelm Windelband
Wilhelm Windelband.jpg
Дата рождения 11 мая 1848(1848-05-11)
Место рождения Потсдам, Королевство Пруссия
Дата смерти 22 октября 1915(1915-10-22) (67 лет)
Место смерти Гейдельберг, Германская империя
Школа/традиция Баденская школа
Направление неокантианство
Оказавшие влияние Кант, Гегель, Куно Фишер, Лотце Авенариус
Испытавшие влияние Генрих Риккерт, Роберт Парк, Вебер, Трёльч, Альберт Швейцер

Вильге́льм Виндельба́нд (нем. Wilhelm Windelband; 11 мая 1848, Потсдам, Королевство Пруссия — 22 октября 1915, Гейдельберг, Германская империя) — немецкий философ-идеалист, глава баденской школы неокантианства.

Биография

Родился в семье прусского служащего. Учился в университетах Йены (где слушал лекции Куно Фишера) и Гейдельберга (где слушал лекции Лотце). Добровольцем участвовал во франко-прусской войне 1870. В Берлине защитил диссертацию «Учение о случайности» (1870), габилитировался в 1873.

После защиты диссертации Виндельбанд начинает преподавательскую деятельность в Лейпциге: через три года он приват-доцент, а через шесть лет — профессор. Профессор в Цюрихе (1876). С 1877 — профессор университета во Фрайбурге, с 1882 — в Страсбург, с 1903 — в Гейдельберге. Член Гейдельбергской академии наук с 1910.

Философия

Виндельбанд известен следующими трудами по истории философии:

  • «История древней философии», 1888; рус. пер. 1893;
  • «История новой философии», Bd 1—2, 1878—80; рус. пер., Т. 1—2. 1902—05.

В них философские системы прошлого излагаются с кантианских позиций. Виндельбанд устраняет из учения Канта «вещь в себе», пытаясь таким образом преодолеть дуализм его философии субъективистским путём.

Философию Виндельбанд определяет как «… критическую науку об общеобязательных ценностях» («Прелюдии», СПБ, 1904, с. 23), как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, и противопоставляет её опытным наукам, основанным на теоретических суждениях и эмпирических данных о сущем. Ценности понимаются Виндельбандом как априорные, трансцендентальные, общезначимые. Признавая конечной целью исторического прогресса самоопределение человечества в соответствии с «этическим идеалом», Виндельбанд сводит социальные проблемы к этическим. Дуализм мира действительности и мира ценностей он объявляет «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу ценностей религиозных.

Разрабатывая методологию наук, Виндельбанд расчленил науки на:

Сочинения

  • Истории новой философии (нем. Geschichte der neueren Philosophie, Bd. 1—2, 1878-80)
  • История философии (нем. Lehrbuch der Geschichte der Philosophie, 1892)
  • История и наука о природе (нем. Geschichte und Naturwissenschaft, 1894, 2-е изд. Strassburg, 1904)
  • Über Willensfreiheit. — 4. Aufl. — Tübingen, 1923.

В русском переводе:

Примечания

Литература

Ссылки