Вильчинский, Ян Казимир

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ян Казимир Вильчинский
Jan Kazimierz Wilczyński
Jan Wilczynski 1886.jpg
Имя при рождении Jan Kazimierz Maciej Longin Ildefons Wilczyński
Дата рождения 26 февраля 1806(1806-02-26)
Место рождения Утенский район
Дата смерти 2 марта 1885(1885-03-02) (79 лет)
Место смерти Вильна, Виленская губерния, Российская империя

Ян Кази́мир Вильчи́нский (польск. Jan Kazimierz Maciej Longin Ildefons Wilczyński, лит. Jonas Kazimieras Vilčinskis; 26 февраля 1806, Ясонис близ Утены — 18 февраля (2 марта) 1885, Вильна) — врач, коллекционер, деятель культуры, издатель «Виленского альбома».

Биография

Памятник на Расу

Родился в Ясонисе[lt] (ныне — Утенского района Литвы). Окончив гимназию в Трошкунах (1822), поступил в Виленский университет и окончил медицинский факультет (1827), но экзамены по состоянию здоровья не сдавал. Совершенствовался за границей. С 1831 года был практикующим врачом в Варшаве. Вернулся в Вильну в 1835 году. Сдал экзамены в Виленской медико-хирургической академии и получил диплом врача (1842).

Работал врачом. Увлекался коллекционированием предметов старины и произведений искусства. По инициативе и при поддержке Вильчинского в 1843 году реставрировалась часовня Святого Гиацинта на Погулянке, для которой была изготовлена новая деревянная статуя. С 1840-х годов, заручившись поддержкой коллег и меценатов, занимался изданием сборника эстампов «Виленский альбом». Состоял членом-сотрудником Виленской археологической комиссии. Похоронен на кладбище Расу в Вильнюсе.

Виленский альбом

Отступление французской армии по Ратушной площади в 1812 году

Известен главным образом как составитель и издатель «Виленского альбома» („Album de Wilna“) — серии альбомов литографий, посвящённых Вильнюсу: виды города и его окрестностей, достопримечательности и памятники культуры, отдельные здания, портреты деятелей истории и культуры. Альбомы печатались в Париже, в типографии Лемерсье, в 18421875 годах в шести выпусках, неодинаковых по объёму и формату, в двух вариантах — более дорогие цветные литографии и более дешёвые монохромные. Оригиналами служили свыше 350 произведений известных художников, работавших в Литве — Альберт Жамет, Василий Садовников, Михал Эльвиро Андриолли, Марцин Залесский и других. Эстампы делали лучшие французские художники-литографисты того времени Адольф Байо, Филипп Бенуа, Франсуа Гренье, Адольф Лафосс и другие.

Бернардинский костёл

Среди первых эстампов была литография по картине Яна Дамеля «Отступление французской армии по Ратушной площади в 1812 году» (1846), выполненная Виктором Адамом (стаффаж) и Луи Бишебуа (архитектурный пейзаж). В альбом вошли панорамные лирико-романтические пейзажи «Вильно с северо-запада» и «Костёл миссионеров» по рисунку М. Э. Андриолли, «Калвария» и «Пригород Снипишки» И. Ф. Хруцкого, изображения интерьеров — Вяркяйского дворца и бернардинского костёла по рисункам Садовникова, костёла тринитариев на Антоколе по акварели Садовникова (литография И. Деруа, 1847).

Третья серия «Виленского альбома» (1850) представляла старинную графику, девять новых эстампов с медных гравюр по рисункам Франциска Смуглевича на темы польской истории.

Значительное место в альбоме заняли репрезентационные портреты исторических личностей (Стефан Баторий, Варвара Радзивилл) и крупных учёных, меценатов, культурных и общественных деятелей Литвы (эстампы Адольфа Лафосса с портретами епископа Мотеюса Валанчюса, графа Евстахия Тышкевича, композитора Станислава Монюшко, портреты Сырокомли, Киркора и других).

Помимо высокой художественной ценности, «Виленский альбом» представляет собой важный источник иконографической информации о несохранившихся зданиях и памятниках архитектуры, облик которых существенно изменился.

Фрагменты «Виленского альбома»

Литература

  • Гасюнас В. Из художественных хранилищ // Вильнюс : журнал. — Вильнюс, 1996. — № 6. — С. 98—114. — ISSN 0236-2203.

Ссылки