Вилье де Лиль-Адан, Огюст де

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Филипп-Огюст-Матиас де Вилье де Лиль-Адан
фр. Comte Jean-Marie-Matthieu-Philippe-Auguste Villiers de l’Isle Adam
L'Isle-Adam.jpg
Место рождения Сен-Бриё, Королевство Франция
Место смерти Париж, Третья французская республика
Язык произведений французский

Фили́пп-Огю́ст-Матиа́с де Вилье́ де Лиль-Ада́н (фр. Comte Jean-Marie-Matthieu-Philippe-Auguste Villiers de l’Isle Adam; граф де Вилье де Лиль-Адан; 7 ноября 1838, Сен-Бриё, Бретань — 19 августа 1889, Париж) — французский писатель и драматург.

Жизнь и творчество

Огюст де Вилье де Лиль-Адан — последний потомок одного из древнейших аристократических родов, он провёл почти всю жизнь в нужде, бросался во всевозможные авантюры (с его именем связано много легенд) и иногда был вынужден добывать себе хлеб даже в качестве «ходячей рекламы» мануфактурной фирмы и тому подобными способами. Умер почти нищим. Отнесён Полем Верленом к числу «прóклятых поэтов».

Вилье де Лиль-Адан

В литературе Вилье выступил в 1858 со сборником «Первые стихи» («Deux Essais de Poésie»), затем перешёл к драме, роману и новелле. Роман «Isis» появился в 1862; в 1865, 1866 и 1870 — драмы: «Elen», «Бунт» («La Révolte»), «Моргана» («Morgane»); с 1866 печатал в периодических органах свои новеллы, объединённые в 1883 в сборнике «Жестокие рассказы» («Contes cruels»), явившемся началом высшего расцвета его творчества; к этому периоду относится ещё ряд сборников его новелл: «L’Amour suprême», 1886; «Трибула Бономе» («Tribulat Bonhomet»), 1887; «Необычайные истории» («Histoires insolites»), 1888; «Новые жестокие рассказы» («Nouveaux contes cruels»), 1888, роман «Ева будущего» («L’Eve future») 1886 и драматическая поэма «Аксель» («Axël») 1889.

Вилье принадлежал вместе с Верленом и Малларме к той ветви Парнаса, которая примкнула впоследствии к символизму; особенно близко стоял Вилье к Барбе Д’Оревильи. Всё творчество Вилье, всё его мировоззрение — живое отражение протеста против нового экономического уклада, против власти денег над каждым жизненным шагом человека, над всеми его помыслами и желаниями, которая так неприкрыто проявилась, когда во Франции пришла к власти буржуазия, и в особенности когда началась горячка роста крупной индустрии и банков, то есть в период конца Второй империи и начала Третьей республики, в 1860-е, 1870-е гг. и в начале 1880-х. Землевладельческая аристократия, сметаемая с общественной арены, могла лишь с ненавистью отнестись к новому строю. Сам же Вилье проникся ненавистью также и к культурным достижениям своей эпохи — к росту техники и положительного знания; ему чудилось, что они в грядущем превратят человека в машину; он язвительно высмеял это превращение в «Еве будущего» и во многих новеллах, проникнутых глубокой иронией. Выходом для Вилье явилось мистическое миросозерцание, превознесение ирреального над реальным. И этим определяется его художественная направленность мистика в условиях буржуазной современности. Два мистических течения владели Вилье: католицизм и оккультизм.

Большое влияние на философские воззрения Вилье оказал Шопенгауэр с его пессимизмом и отрицанием жизни. В новеллах Вилье ирония является основным моментом в трактовке современных тем. «Жестокость» — мотив бессмысленного, немотивированного страдания — определяет собой тон вообще всех сборников писателя. Поистине бессмысленными и немотивированными представлялись ему страдания той общественной группы, к которой он принадлежал, в условиях нового строя. Многие из новелл Вилье отражают его оккультные тенденции и построены по принципу ирреалистической новеллы Эдгара По, оказавшего громадное влияние на творчество Вилье: под внешней, якобы реальной, сюжетной концепцией скрывается оккультная сущность сюжета; несмотря на возможность реального объяснения, факты сгруппированы так, чтобы заставить читателя не верить реальному объяснению. Сущность своей поэтики Вилье сам определил в словах: «если бы я не был парнасцем, я бы был классиком среди романтиков». И он, так часто разрабатывающий, подобно Эдгару По и Барбе Д’Оревильи, «новеллу ужасов», строит её логически и лаконически; именно этим, а не нагромождением кошмаров, достигается то почти патологическое воздействие, которое новеллы Вилье производят на читателя. Влияние Вилье в мировой литературе очень значительно: особенно сказалось оно в 1910-х и 1920-х годах у писателей ирреального склада, типа Мак-Орлана во Франции, Г. Г. Эверса и Майринка в Германии. К писательской группе, которая в 1880-х гг. примкнула к Вилье, относятся: Гюисманс, Э. Элло, Л. Блуа, Пеладан.

Был похоронен на кладбище Батиньоль, впоследствии его останки перенесены на кладбище Пер-Лашез.

Сводные издания

  • Œuvres complètes, t. 1-11. Paris: Mercure de France, 1922—1925
  • Œuvres complètes. Paris: Gallimard, 1986

Публикации на русском языке

  • Тайны эшафота. M., 1902
  • Жестокие рассказы. СПБ., 1909 (переизд. 1912)
  • Новые жестокие рассказы. М., 1911.
  • Новеллы// Французская новелла XIX века. Т.2. М. — Л., 1959.
  • Жестокие рассказы. М.: Наука, 1975 (Литературные памятники)
  • Избранное. Л., Художественная литература, 1988
  • Произведения времен Парижской коммуны: Картины Парижа, Клубы, Кафе-концерты

Примечания

Литература

  • Фриче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1912
  • Гурмон Реми, де, Книга масок. СПБ.: Грядущий день, 1913 (переизд.: Томск: Водолей, 1996)
  • Волошин М., Лики творчества, СПБ.: Изд-во «Аполлона», 1914 (переизд.: Л.: Наука, 1988)
  • История французской литературы, т. 3, М., 1959
  • Mallarmé S., Les miens, P., 1892
  • Gide André, Prétextes, P., 1905 и 1925
  • Chapoutot H., Villiers de l’Isle Adam, P., 1908
  • Rougemont E., de, Villiers de l’Isle Adam, P., 1910
  • Clerget F., Villiers de l’Isle Adam, P., 1913
  • Vander Meulen, L’idéalisme de Villiers de l’Isle Adam, P., 1925
  • Palgen R., Villiers de l’Isle Adam, auteur dramatique, 1925
  • Drougard E., «L’Intersigne» de Villiers de l’Isle Adam, Histoire du texte («Revue d’hist. litt. de la France», P., 1927, № 1).
  • Raitt A. W., Villiers de l’Isle-Adam et le mouvement symboliste, P., 1965
  • Raitt A.W. The life of Villiers de l’Isle-Adam. Oxford: Clarendon Press; New York: Oxford UP, 1981
  • Bourre J.-P. Villiers de L’Isle Adam: Splendeur et misère. Paris: Belles Lettres, 2002
  • Jolly G. Dramaturgie de Villiers de L’Isle-Adam. Paris: L’Harmattan, 2002

В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939, перешедший в общественное достояние, так как автор — А. Шабад — умер в 1929 году.

Ссылки