Виленское барокко

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Интерьер церкви Св. Духа в Вильнюсе

Виленское барокко — условное название позднего этапа развития стиля барокко в храмовой архитектуре Великого княжества Литовского, на территории распространения Брестской церковной унии[1], в том числе и в Виленской епархии Римско-католической церкви. Архитектурно-художественная система виленского барокко получила распространение во второй половине XVIII века благодаря деятельности выпускников архитектурного отделения Виленского университета и наибольшая концентрация памятников этой ветви барокко сосредоточенa в Вильнюсе[2].

У истоков виленского барокко стоял архитектор Иоганн Кристоф Глаубиц (ум. 1767), который, перестраивая существующие храмы литовской столицы, черпал вдохновение в современных постройках Австрии и Баварии. Много общего с памятниками виленского барокко имеют польские постройки Паоло Фонтана (например, собор Винницы). Особенную популярность стиль получил среди греко-католиков; отсюда его второе название — униатское барокко.

Для стиля характерен утончённый вертикализм силуэтов, построенных на симметрии двух многоярусных башен с оконными просветами. На смену сдержанной массивности сарматского барокко приходят свобода и лёгкость. Сосредоточенная внутри зданий кинетическая энергия словно выплёскивается наружу. Интерьеры пластичны в духе рококо, фасады волнистые, фронтоны богато украшены скульптурой. Про церковь в Березвечье писали: «строительный материал здесь словно размяк и поплыл волнами выгнутых и вогнутых кривых»[3].

На территории современной Украины к кругу виленского барокко относят Свято-Успенский собор Почаевской лавры, доминиканский собор в Виннице, Крестовоздвиженскую церковь в Бучаче. Виленские мастера построили немало храмов на юге современной Латвии, наиболее известный из них — Аглонская базилика. Влияние виленского барокко ощутимо также в постройках на землях ВКЛ, ныне входящих в состав России: бывшем костёле Наисвятейшей Троицы и святого Антония в Себеже[4] и бывшей униатской базилике в Любавичах Смоленской области[5].

Николаевский собор в Полоцке, исключительная по пластичности церковь в Березвечье и другие памятники виленского барокко пострадали либо были полностью уничтожены в 1960-е годы, во время последней крупной антирелигиозной кампании в СССР. После распада Советского Союза отдельные архитектурные памятники (например, Воскресенская церковь в Витебске) были воссозданы в первоначальном виде.

Примеры

Литва

В Вильнюсе:

В Каунасе:

Беларусь

Украина

Латвия[6]

Примечания

  1. Морозова С., Виленское барокко. Дата обращения: 26 июня 2010. Архивировано 21 мая 2012 года.
  2. Vilniaus architektūros stiliai, C. 32-40. Дата обращения: 12 июля 2017. Архивировано 15 декабря 2018 года.
  3. Віленскае Барока. Дата обращения: 26 июня 2010. Архивировано 21 мая 2012 года.
  4. Nasze kościoły. T. I. Archidiecezja Mohylowska / Pod red. J. Żyskara. Cz. 3. Witebszczyzna (Repr.). Warszawa, 2001. S. 440—443.
  5. Востриков В. Г., Вострикова Н. Г., Горский И. М. Любавичи. История Успенской церкви и её уникального иконостаса (к 300-летию каменного храма). Смоленск: Свиток, 2017. — 176 с.
  6. Vilniaus barokas Latvijos rytuose (недоступная ссылка)

Литература

  • Arūnas Sverdiolas, Tojana Račiūnaitė, Irena Vaišvilaitė Barokas Lietuvoje/Baroque in Lithuania, 2007, 207 c.
  • Габрусь Т. В. Стылістычныя аспекты архітэктуры віленскага барока // Барока ў беларускай культуры і мастацтве / Пад рэд. В. Ф. Шматава. — Мн., 1998. — С. 14—166.

Ссылки