Вий (фильм, 1967)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вий
Постер фильма
Жанр экранизация
фильм ужасов
На основе одноимённой повести Николая Гоголя
Режиссёр Константин Ершов
Георгий Кропачёв
Автор
сценария
Александр Птушко
Константин Ершов
Георгий Кропачёв
В главных
ролях
Леонид Куравлёв
Наталья Варлей
Оператор Фёдор Проворов
Виктор Пищальников
Композитор Карэн Хачатурян
Художник-постановщик Николай Маркин
Кинокомпания «Мосфильм»,
Творческое объединение «Луч»
Длительность 74 мин
Страна  СССР
Язык русский
Год 1967

«Вий» — советский художественный фильм, снятый на «Мосфильме» в 1967 году по одноимённой повести Н. В. Гоголя. Один из лидеров советского кинопроката 1968 года (32,6 млн зрителей). Премьера фильма состоялась 27 ноября 1967 года[1].

Сюжет

Бурсаков отпускают на каникулы, трое из них ночью сбиваются с дороги, среди них Хома Брут. Путники наталкиваются на хутор, где остаются на ночлег у старой женщины. Она оказывается ведьмой и, оседлав Хому, летает на нём. Хоме удаётся вырваться и избить ведьму до смерти, при этом старуха превращается в девушку. Испугавшись наказания, Хома убегает обратно в бурсу. Там ректор сообщает ему, что умерла панночка — дочь известного сотника, владельца хутора в 50 верстах от Киева, и её последним желанием было, чтобы именно Хома её отпевал. Хома вынужден ехать, по дороге пытаясь сбежать от сопровождающих его людей сотника.

Сотник вопрошает у Хомы, как тот познакомился с его дочерью, но не получает ответа. Увидев в горнице покойницу, Хома убеждается, что это убитая им ведьма. Сотник просит отпеть покойницу, три ночи читая в церкви Псалтирь над дочерью, за что обещает щедрое вознаграждение. Хома неохотно соглашается.

В первую же ночь, когда Хома остаётся в церкви один с покойной, начинаются странные события: на лице панночки появляется кровавая слеза, свечи сами гаснут. Уверив себя, что это случайности, Хома начинает читать Псалтирь. Неожиданно панночка встаёт из гроба и начинает искать Хому, но он защищается от неё, начертив мелом на полу магический круг. Ведьма не может увидеть и пройти сквозь него, а с первым утренним криком петуха возвращается в гроб.

Местные жители подозревают, что умершая была ведьмой и спрашивают Хому, видел ли он что-то странное. Хома не осмеливается им ответить, а для себя решает ничего не бояться и продолжить отпевание. Напившись, на вторую ночь он сразу чертит магический круг, но ведьма теперь начинает летать по церкви в гробу, пытаясь пробить им круг. Обозлённая неудачами панночка заколдовывает Хому, в результате чего тот седеет и слепнет. Хома с трудом дожидается первого утреннего крика петуха.

Находясь в шоковом состоянии, Хома требует музыкантов и танцует, чем только радует крестьян, которые замечают, что философ сильно поседел. Придя в себя, он приходит к пану сотнику и заявляет, что не будет больше читать Псалтирь. Тот грозится высечь бурсака кожаными канчуками. Тогда Хома убегает, но местные силой возвращают его обратно и запирают в церкви.

На третью ночь панночка призывает на помощь всю нечистую силу — упырей, вурдалаков, однако Хома чувствует себя в кругу в безопасности. Тогда она приказывает привести Вия, единственного из нечистой силы, способного видеть сквозь круг. Вию поднимают веки, он указывает на Хому и нечистая сила набрасывается на несчастного. С криком петуха нечисть прячется, Хому находят мёртвым, а ведьма, умирая, превращается обратно в старуху.

Через некоторое время в бурсе бурсаки обсуждают эти события. Один из них говорит другому, почему умер Хома — потому что испугался. Его товарищ, однако, не верит, что всё это было на самом деле.

В ролях

Актёр Роль
Леонид Куравлёв Хома Брут философ Хома Брут
Наталья Варлей панночка, дочь сотника панночка, дочь сотника (озвучивает Клара Румянова)
Алексей Глазырин сотник сотник
Николай Кутузов ведьма ведьма
Вадим Захарченко Халява бурсак, богослов Халява
Пётр Вескляров ректор бурсы / Дорош ректор бурсы / Дорош
Владимир Сальников бурсак, ритор Тиберий Горобець бурсак, ритор Тиберий Горобець
Дмитрий Капка Оверко Оверко
Степан Шкурат Явтух Явтух
Георгий Сочевко Степан Степан
Николай Яковченко Спирид Спирид
Николай Панасьев утешитель утешитель
Не указаны в титрах[комм. 1]
Актёр Роль
Борислав Брондуков бурсак бурсак
Любовь Калюжная селянка селянка
Александра Денисова селянка селянка
Виктор Колпаков селянин селянин
Сергей Степанов Вий Вий
Борис Веселов двуносый упырь двуносый упырь
Александр Лебедев бурсак, который доит козу бурсак, который доит козу
Михаил Крамар бурсак бурсак
Дмитрий Орловский селянин селянин
Сергей Ваняшкин дудочник дудочник

Над фильмом работали

Сценарий Александр Птушко, Константин Ершов, Георгий Кропачёв
Режиссёры Константин Ершов, Георгий Кропачёв
Операторы Фёдор Проворов, Виктор Пищальников
Художник Николай Маркин
Композитор Карен Хачатурян
Звукооператоры Евгений Кашкевич, Ирина Стулова
Художественный руководитель и постановщик трюковых сцен Александр Птушко
Монтаж Тамара Зубова, Регина Песецкая
Художник по костюмам Роза Сатуновская
Художники-гримёры Б. Егоров, З. Егорова
Маски Сарра Мокиль
Комбинированные съёмки оператор: Борис Травкин
художники: Николай Звонарёв, В. Смирнов
Директора картины Виталий Кривонощенко

История

Идея экранизации «Вия» принадлежала директору киностудии Мосфильм Ивану Пырьеву. Лишь по причине острой нехватки времени он предложил снять картину двум учащимся Высших режиссёрских курсов Союза кинематографистов СССР. Руководитель курсов Леонид Трауберг выдвинул кандидатуры Константина Ершова и Георгия Кропачёва.

Подбор актёров

Панночка в гробу

На роль Панночки сначала была утверждена Александра Завьялова (пробовались также Ёла Санько, Светлана Коркошко и Жанна Болотова). Но в процессе съёмок, по настоянию Пырьева, Завьялова была снята с роли, и её заменила Наталья Варлей. По другой версии, будущий муж Завьяловой, режиссёр Резо Эсадзе, потребовал, чтобы она отказалась от роли[источник не указан 492 дня].

Для эпизодов с нечистью приглашали артистов цирка и спортсменов, в их числе был Борис Веселов[2]. Исполнить Вия поручили артисту цирка, силовому акробату Сергею Степанову[комм. 2]. Для контраста в массовку включили нескольких карликов. Маски нечисти созданы Саррой Мокиль.

Съёмки

Церковь святого Георгия в посёлке Седнев

Съёмки проходили в трёх православных храмах Украины: в деревянной церкви Пресвятой Богородицы села Горохолин Лес Богородчанского района Ивано-Франковской области (сгорела дотла 20 февраля 2006 года, по официальной версии, в результате нарушения правил монтажа и эксплуатации электросети[6], на её месте в 2008 году построена Золотокупольная Успенская церковь из красного кирпича[7]), в деревянной казацкой церкви святого Георгия (Святого Юра) (1745) посёлка Седнев Черниговской области, выстроенной без единого гвоздя, и в Елецком монастыре Чернигова.

Отснятый на натуре материал разочаровал руководство «Мосфильма», оказавшись «слишком реалистическим». К работе было решено привлечь известного киносказочника Александра Птушко. В результате много материала, отснятого Ершовым и Кропачёвым, не было использовано, ряд идей так и остался невоплощённым. Изменён был и облик Вия (по замыслу Кропачёва и Ершова Вий должен был быть похож на сотника). Ряд сцен был переосмыслен и переснят заново. Птушко создал костюм Вия, разработал его дизайн, сконструировал механику для пальцев[8].

Комментарии

  1. Фамилии актёров приводятся по Аннотированному каталогу фильмов 1966—1967 годов (1995)[1], а также из русскоязычных порталов о кино.
  2. По воспоминаниям участника съёмок Бориса Веселова, Вия исполнял «артист цирка, акробат Степанов»[2], имя он не называет. Речь по всей видимости о художественном руководителе и основателе циркового коллектива «Акробатический квинтет Степановых» — атлете-тяжеловесе Сергее Степанове (нижний на фото[3]), — как раз на 1960-е годы приходится расцвет его коллектива[4].
    Другой артист цирка Степанов к моменту съёмок уже более двух десятков лет не выступал на манеже, перейдя на тренерско-режиссёрскую работу[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Советские художественные фильмы, 1995, с. 143.
  2. 2,0 2,1 Савинкин Павел. Борис Веселов, заслуженный тренер РСФСР. AMUR.INFO (18 октября 2006). Дата обращения: 20 июля 2008. Архивная копия от 2 января 2014 на Wayback Machine
  3. Мишин-Моргенштерн Семён. Силовые акробаты Степановы. История России в фотографиях. Мультимедиа Арт Музей, Москва. Дата обращения: 13 декабря 2022.
  4. Зуев Сергей. Акробатический квинтет Степановых. В мире цирка и эстрады. Дата обращения: 14 декабря 2022.
  5. Степанов Николай Лаврентьевич. В мире цирка и эстрады. Дата обращения: 12 декабря 2022.
  6. На Украине сгорела церковь, где являлся Вий. Lenta.ru (22 февраля 2006). Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 28 января 2008 года.
  7. Успенська церква, Горохолин Ліс (укр.). Дата обращения: 4 ноября 2019. Архивировано 4 ноября 2019 года.
  8. Влад Таупеш рассказал о проблемах чешского кинопроизводства. Дата обращения: 26 декабря 2017. Архивировано 27 декабря 2017 года.

Литература

  • Советские художественные фильмы // Аннотированный каталог (1966—1967) / Сост. М. И. Павлова, В. П. Боровков. — М.: Нива России, 1995. — 288 с. — 7000 экз. — ISBN 5-88289-005-5.

Ссылки

  • Вий. Мосфильм. Дата обращения: 22 мая 2022.