Видеопоэзия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Видеопоэзия — это одна из форм видеоискусства, включающая поэтический текст на акустическом или визуальном уровне[1], или, иными словами, экранизация поэтического произведения[2]. Это пограничный вид искусства: с одной стороны оно граничит с классическим короткометражным фильмом, но, в отличие от него, в видеопоэзии ведущую роль играет поэтический текст; с другой — с музыкальным клипом, хотя стихотворение не поётся, а декламируется либо отображается на экране; с третьей — с видеозаписью поэтических чтений, но, в отличие от них, в видеопоэзии видеоряд несёт дополнительную смысловую нагрузку, обогащает произведение либо акцентирует в нём определённую интерпретацию. При этом, по мнению кинокритика Алексея Артамонова, в практике видеопоэзии изобразительный ряд занимает подчинённое положение[3]. Видеопоэзию также называют видео-визуальной поэзией, поэтроникой, поэтическим видео, медиапоэзией, кино-поэзией, стихоклипом, поэтическим клипом.

История

Родоначальником видеопоэзии как отдельного жанра считается итальянец Джанни Тоти[en]. Он придумал термин Poetronica и создал несколько концептуальных произведений, таких как «VideoPoemOpera», «VideoSyntheatronica», «VideoPoemetti» (1980-е). Затем за рубежом в этом жанре работали Ричард Костеланец, Арнальдо Антунес, Филипп Буанар, Катерина Давиньо и др.

В России, как принято считать, первыми авторами отдельных видеопоэтических произведений были Константин Кедров и Елена Кацюба[4], Александр Горнон и Дмитрий Александрович Пригов[5]. Возможно, что самым ранним произведением поэтического видеоарта была слайд-поэма «В тени Кадриорга», реализованная в 1981 г. в Перми режиссёром Павлом Печёнкиным на основе стихотворений Виталия Кальпиди и Владислава Дрожащих: 45-минутная композиция из стихов, написанных поэтами совместно, вкупе с серией слайдов, которая транслировалась на экран одновременно пятью (иногда семью) проекторами[6].

В XXI веке, как отмечает Данила Давыдов, видеопоэзия завоёвывает всё большую популярность в связи с общим трендом на размывание границ между искусствами[7]. Кроме того, как указывают филологи Т. В. Семьян и Е. А. Смышляев, видеопоэзия является естественной реакцией на общий бум визуального в современной культуре[8].

Классификации

Дмитрий Кузьмин предлагает разделять видеопоэтические произведения на синтетические и синкретические: в первом случае речь идёт о визуальной репрезентации ранее имевшегося поэтического текста, во втором стихотворный и визуальный ряды создаются вместе и не существуют один без другого[3].

Творческие группы

  • Кружок, квадрат и треугольник — московская студия видеопоэзии, организованная выпускниками ВГИКа Натальей Бабинцевой, Фёдором Кудряшовым и Артёмом Рыбаковым[9].
  • Лаборатория Поэтического Акционизма — рабочее объединение поэтов, художников и философов, которые ставят своей целью разотчуждение повседневности через насыщение городского пространства поэзией, утверждают новое понимание поэзии, реализующейся в актах коллективного артистического действия. В объединение входят Павел Арсеньев, Дина Гатина и Роман Осминкин. Помимо прочего, среди творческих работ группы присутствуют оригинальные видеопоэтические ролики[10].
  • Текст-группа «Орбита» — объединение русскоязычных поэтов Латвии, существующее с 1999 года. Помимо видеопоэзии занимается поэтическими концертами, организует поэтические фестивали.[11]
  • ДООС (Добровольное Общество Охраны Стрекоз) — творческая группа, включающая таких авторов, как Нина Зарецкая, Константин Кедров, Елена Кацюба, Людмила Кравец. Произведения группы: Шок-Шоу АТВ, Компьютер любви (Майя Опара по поэме К.Кедрова).
  • Открытая творческая Лаборатория видеопоэзии на стихи Роберта Рождественского — Инициатором проведения Творческой лаборатории стал Молодежный центр кинематографистов Алтая при участии Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая и при поддержке Министерства культуры Алтайского края. Руководители лаборатории: руководитель Молодёжного центра кинематографистов Алтая, сценарист, режиссер Дмитрий Шарабарин и продюсер Молодёжного киноцентра, режиссер, педагог Василий Романов. Лаборатория проводится с 2020 года.

Фестивали

  • Конкурс поэтического кино Zebra проводится Берлинской литературной мастерской раз в два года, начиная с 2002 г. В конкурсе принимают участие кинематографисты и поэты из разных стран. Организатор — Томас Вольфарт.[11]
  • Фестивали «Зря!» и «Пятая нога»

Первый фестиваль видеопоэзии «ЗРЯ!» состоялся в 2007 году на Книжном фестивале в Центральном доме художника (Москва). Затем он был переименован в Фестиваль видеопоэзии «Пятая нога» и с тех пор проходит каждый ноябрь в кинотеатрах Москвы. Организаторы фестиваля — Екатерина Троепольская и Андрей Родионов.[5]

  • Международный Фестиваль медиапоэзии «ВЕНТИЛЯТОР» состоялся 19 декабря 2009 года в Санкт-Петербурге в Центре Современного Искусства им. Сергея Курёхина. Это фестиваль видео, звуковой, визуальной, живой поэзии, объединяющий в себе самое разнообразное поэтическое творчество, которое может быть выражено на любом языке, в любом формате или в любом сочетании форматов.[12]
  • Фестивали EXPERIENCES и ОЧЕVIDNO

Фестиваль EXPERIENCES впервые прошёл в 2010 году в Новосибирске и представлял собой показ оригинальных поэтических жанров, в том числе и видеопоэзии. С 2011 года видео направление выделено в отдельный блок под названием ОЧЕVIDNO.[13]

  • Фестиваль видеопоэзии «СYCLOP» проводится с 2011 года в г. Киеве литературным порталом «Литфест».[15]
  • Фестиваль видеопоэзии «Поезія в кадрі» Первый фестиваль прошел 19 мая 2012 года в г. Киеве, второй планируется на 18 мая 2013 года.

Примечания

  1. Катерина Давиньо. Техно-поэзия и Виртуальная реальность = Tecno-Poesia e realtà virtuali. — Сометти, 2002.
  2. Алексей Ушаков, Юрий Ракита. Беседы дилетантов. Литературное радио (12 января 2010). Дата обращения: 18 мая 2011. Архивировано 4 марта 2016 года.
  3. 3,0 3,1 А. Артамонов. Стихи vs. видео Архивная копия от 25 августа 2021 на Wayback Machine // «Сеанс», 20.12.2016.
  4. Елена Семёнова. Клип для музы Эвтерпы // Литературная газета. — 19.01.2011. — № 1(6307). Архивировано 29 декабря 2011 года.
  5. 5,0 5,1 ГОГОЛЬFEST / Календарь / Синефантом. Фестиваль видеопоэзии "Пятая нога" (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 мая 2011. Архивировано 21 августа 2010 года.
  6. Из истории советского видеоарта. Видео-перформанс "Слайд-поэма «В тени Кадриорга» (Пермь, 1982). Дата обращения: 1 декабря 2019. Архивировано 11 сентября 2019 года.
  7. Давыдов Д. М. Видеопоэзия как феномен и как разнообразие практик Архивная копия от 25 августа 2021 на Wayback Machine // «Гвидеон», 2012, № 1.
  8. Семьян Т. Ф., Смышляев Е. А. Видеопоэзия в формировании нового читателя Архивная копия от 25 августа 2021 на Wayback Machine // «Вестник Челябинского государственного педагогического университета», 2017, № 10.
  9. Культура - "Магия кино" - "Видеопоэзия". — Телепередача. Дата обращения: 18 мая 2011. Архивировано 13 февраля 2015 года.
  10. Лаборатория Поэтического Акционизма. Дата обращения: 18 мая 2011. Архивировано 29 июля 2012 года.
  11. 11,0 11,1 Новая литературная карта России. Дата обращения: 18 мая 2011. Архивировано 23 июня 2012 года.
  12. ВЕНТИЛЯТОР. Дата обращения: 18 мая 2011. Архивировано 29 июля 2012 года.
  13. EXPERIENCES - LitGround. Дата обращения: 18 мая 2011. Архивировано 29 июля 2012 года.
  14. Воронежские новости - Ожившая поэзия (11 февраля 2011). — Информация о конкурсе. Дата обращения: 18 мая 2011. Архивировано 24 марта 2012 года.
  15. Фестиваль видеопоэзии «СYCLOP» (2 сентября 2011). — Информация о конкурсе. Архивировано 29 июля 2012 года.

«Рецитата XXI» (недоступная ссылка) — документальный фильм о современной поэзии

Ссылки