Вибхаджьявада

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Pipal.jpg
Ранний буддизм
Письменные источники

Палийский канон
Агамы
Гандхара

Соборы

1-й буддийский собор
2-й буддийский собор
3-й буддийский собор
4-й буддийский собор

Школы

Досектантский буддизм
 Махасангхика
     Экавьявахарика
         Локоттаравада
     Чайтика
         Апара Шайла
         Уттара Шайла
     Гокулика
         Бахушрутия
         Праджняптивада
         Четьявада
 Стхавиравада
     Сарвастивада
         Вайбхашика
         Саутрантика
         Муласарвастивада
     Вибхаджьявада
         Тхеравада
         Махишасака
         Кашьяпия
         Дхармагуптака
     Пудгалавада
         Ватсипутрия
             Дхармоттария
             Бхадраяния
             Самматия
             Шаннагарика

Вибхаджьявада (пали: Vibhajjavāda, санскрит: Vibhajyavāda) — школа буддизма, ставящая целью выработки начальных техник для внутреннего развития. Название произошло от «вибхаджья» (анализ) и «вада» (ведение, учение). Согласно вибхаджьяваде первый путь внутрь должен сочетаться с анализом опыта и критическим исследованием вместо слепой веры.

Третий Буддийский Собор одобрил этот аналитический подход. Те подшколы стхавиравады, которые приняли этот подход, перегруппировались и стали именовать себя Вибхаджьявадой. Из последователей Вибхаджьявады выросли школы Махишасака, Кашьяпия, Дхармагуптака, Тамрапарния  (англ.). Самой поздней школой была Тхеравада из Шри-Ланки.

В надписях Ашоки говорится, что буддисты-вибхаджьявадины пользовались покровительством и поддержкой Империи Маурьев, распространяли свою религию по всей Южной Азии, создавая различные сообщества во множестве мест. На территории современной Южной Индии их центр влияния был в древнем царстве Аванти; Вибхаджьявада также активно действовала в Андхре, Ванавасе (в современной Карнатаке), Амаравати и Нагарджунаконде[en][1][2]. Когда Вибхаджьявада пришла на Шри-Ланку в Анурадхапуру, там она стала известна под названием «Тамрашатья»[en] (санскр. ताम्रशाटीय, IAST: Tāmraśāṭīya) или «Тамрапанья» (санскр., пали IAST: Tāmraparṇīya) — по названию медно-красного цвета[3]. По местному наименованию этой школы буддизма через несколько столетий было названо первое сингалезское государство на Шри-Ланке — «Царство Тамбапанни» (синг. තම්බපණ්ණි රාජධානිය), а неформально этим именем стали называть весь остров[4][5][6][7].

По сингальской традиции буддизм вибхаджьявады первоначально был принесён на Шри-Ланку Махиндой в 246 до н. э., его считают сыном Ашоки, именно он принёс на Шри-Ланку палийский канон.

Не участвовали в соборе Вибхаджьявады представители Махасангхики, Сарвастивады и Саммитии, эти направления считались еретическими представителями Вибхаджьявады (согласно сочинению Катхаваттху).

Школа Тхеравада, которая произошла от этой школы часто упоминается в сочинении Махавибхаша сарвастивады, где ведётся также жёсткая полемика с сочинением Катхаваттху.

Примечания

Ссылки

01

  • 赤沼智善. 印度佛教固有名詞辭典 (кит.). — 1967.
  • インド学大事典 (яп.). — 1981.