Взрыв Boeing 747 над Локерби

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рейс 103 Pan American
Мемориал рейсу 103Мемориал рейсу 103
Общие сведения
Дата 21 декабря 1988 года
Время 19:03 UTC
Характер Падение с эшелона, разрушение в воздухе
Причина Террористический акт
Место Шотландия Локерби (Шотландия)
Координаты 55°06′56″ с. ш. 3°21′31″ з. д.HGЯO
Погибшие 270 (259 в самолёте + 11 на земле)
Воздушное судно
Разбившийся самолёт за 10 лет и 8 месяцев до катастрофыРазбившийся самолёт за 10 лет и 8 месяцев до катастрофы
Модель Boeing 747-121
Имя самолёта Clipper Maid of the Seas
Авиакомпания Соединённые Штаты Америки Pan American
Пункт вылета Федеративная Республика Германии (1949—1990) Франкфурт-на-Майне (ФРГ)
Остановки в пути Великобритания Хитроу, Лондон (Великобритания)
Соединённые Штаты Америки Международный аэропорт имени Джона Кеннеди, Нью-Йорк (США)
Пункт назначения Соединённые Штаты Америки Детройт (Мичиган, США)
Рейс PA103
Бортовой номер N739PA
Дата выпуска 25 января 1970 года (первый полёт)
Пассажиры 243
Экипаж 16

Взрыв Boeing 747 над Локерби — крупная авиационная катастрофа в результате теракта, произошедшая в среду 21 декабря 1988 года. Авиалайнер Boeing 747-121 авиакомпании Pan American совершал плановый межконтинентальный рейс PA103 по маршруту Франкфурт-на-МайнеЛондонНью-ЙоркДетройт, но через 58 минут после вылета из Лондона в его грузовом отсеке в носовой части произошёл взрыв пластичной взрывчатки семтекс, уничтоживший самолёт; горящие обломки лайнера рухнули на город Локерби (Шотландия). В катастрофе погибли 270 человек — все находившиеся на борту самолёта 259 человек (243 пассажира и 16 членов экипажа) и 11 человек на земле[1].

Самолёт

Boeing 747-121 (регистрационный номер N739PA, заводской 19646, серийный 015) был выпущен в 1970 году (первый полёт совершил 25 января). 15 февраля того же года был передан авиакомпании Pan American, в которой получил имя Clipper Maid of the Seas (первоначально Clipper Morning Light)[2][3]; он был передан Pan American через месяц после того, как она начала эксплуатировать Boeing 747. Оснащён четырьмя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT9D-7A. На день катастрофы 18-летний авиалайнер совершил 16 497 циклов «взлёт-посадка» и налетал 72 464 часа[2][4][5][6].

Экипаж и пассажиры

Самолётом управлял очень опытный экипаж, состав которого был таким[7]:

  • Командир воздушного судна (КВС) — 55-летний Джеймс Б. Маккуори (англ. James B. McQuarrie). Очень опытный пилот, проходил службу в ВВС США. Проработал в авиакомпании Pan American 24 года (с 1964 года). Управлял самолётами Douglas DC-3, Boeing 707, Boeing 727 и Lockheed L-1011 TriStar. Налетал 10 910 часов, 4107 из них на Boeing 747.
  • Второй пилот — 52-летний Рэймонд Р. Уогнер (англ. Raymond R. Wagner). Очень опытный пилот, также (как и КВС) проходил службу в ВВС США. Проработал в авиакомпании Pan American 22 года (с 1966 года). Управлял самолётами Boeing 707 и Boeing 727. Налетал 11 855 часов, 5517 из них на Boeing 747.
  • Бортинженер — 46-летний Джерри Д. Эвритт (англ. Jerry D. Avritt). Проработал в авиакомпании Pan American 8 лет (с 1980 года), ранее работал в авиакомпании National Airlines (проработал в ней 14 лет; с 1966 года). Налетал 8068 часов, 487 из них на Boeing 747.

В салоне самолёта работали 13 бортпроводников:

  • Мэри Г. Мёрфи (англ. Mary G. Murphy), 51 год.
  • Милутин Велимирович (англ. Milutin Velimirovich), 35 лет.
  • Элизабет Н. Авуан (фр. Elisabeth N. Avoyne), 44 года.
  • Ноэль Л. Берти (фр. Noelle L. Berti), 41 год.
  • Сив Ю. Энгстрём (швед. Siv U. Engstrom), 51 год.
  • Стейси Д. Франклин (англ. Stacie D. Franklin), 20 лет.
  • Пол И. Гаррет (англ. Paul I. Garret), 41 год.
  • Элке Е. Кюне (нем. Elke E. Kuhne), 43 года.
  • Мария Н. Ларракоэчеа (исп. Maria N. Larracoechea), 39 лет.
  • Лилибет Т. Макалолоой (исп. Lilibeth T. Macalolooy), 27 лет.
  • Джослин Рейна (англ. Jocelyn Reina), 26 лет.
  • Мира Ж. Ройял (исп. Myra J. Royal), 30 лет.
  • Ирья С. Скйябо (норв. Irja S. Skabo), 38 лет.
Гражданство людей на борту
Гражданство Пассажиры Экипаж Всего
Аргентина Аргентина 2 0 2
Бельгия Бельгия 1 0 1
Боливия Боливия 1 0 1
Канада Канада 2 0 2
Франция Франция 2 1 3
Федеративная Республика Германии (1949—1990) ФРГ 3 1 4
Венгрия Венгрия 4 0 4
Индия Индия 3 0 3
Ирландия Ирландия 3 0 3
Израиль Израиль 1 0 1
Италия Италия 2 0 2
Ямайка Ямайка 1 0 1
Япония Япония 1 0 1
Норвегия Норвегия 1 0 1
Филиппины Филиппины 1 0 1
Южно-Африканская Республика ЮАР 1 0 1
Испания Испания 0 1 1
Швеция Швеция 2 1 3
Швейцария Швейцария 1 0 1
Тринидад и Тобаго Тринидад и Тобаго 1 0 1
Великобритания Великобритания 31 1 32
Соединённые Штаты Америки США 179 11 190
Всего 243 16 259

Всего на борту самолёта находились 259 человек — 16 членов экипажа и 243 пассажира[8].

Хронология событий

Компьютерная реконструкция теракта (момент взрыва бомбы)
Обломок носовой части рейса 103
Раскладка обломков рейса 103

21 декабря 1988 года рейс PA103 вылетел из Франкфурта-на-Майне в Лондон; его выполнял Boeing 727 авиакомпании Pan American, поскольку Boeing 747-121 борт N739PA в это время находился в Лондоне. Уже в Лондоне все пассажиры и багаж с Boeing 727 (в том числе багаж без сопровождения) фидерным рейсом были перевезены на Boeing 747, которому уже предстояло лететь в Детройт с промежуточной посадкой в Нью-Йорке.

Рейс PA103 вылетел из Лондона в 18:04 UTC и взял курс на Нью-Йорк. В 19:02, когда самолёт пролетал над Шотландией, в грузовом отсеке в носовой части самолёта произошёл взрыв, воздействие которого было усилено разницей между давлением внутри самолёта и давлением окружающей среды. В левой части фюзеляжа (под буквой «P» логотипа «PAN AM») образовалась дыра шириной 50 сантиметров. В результате повреждения тросов управления лайнер накренился влево и перешёл в пикирование[9].

Как впоследствии установили специалисты Министерства транспорта Великобритании, носовая часть самолёта вместе с кабиной пилотов фактически была оторвана от фюзеляжа в течение 3 секунд с момента взрыва, её задрало вверх и развернуло в сторону хвостовой части наподобие крышки консервной банки, после чего она отлетела назад, сбила двигатель №3 (правый крайний) и рухнула на землю на некотором расстоянии от Локерби. Основная часть фюзеляжа продолжала двигаться вперёд и вниз, и, достигнув высоты 5800 метров, перешла в практически отвесное падение[10], при этом фюзеляж разрушался на части.

Первой на землю рухнула центральная секция с правым крылом, при ударе о землю произошло воспламенение 91 тонны авиатоплива, находившегося в баках самолёта; огненный шар уничтожил несколько домов в районе падения. Ещё один крупный обломок фюзеляжа упал на жилой дом в 800 метрах к северо-востоку. В катастрофе погибли все 259 человек на борту самолёта и ещё 11 человек на земле.

Расследование

Расследование причин катастрофы рейса PA103 проводил Отдел по расследованию авиационных происшествий Великобритании (AAIB).

Окончательный отчёт расследования был опубликован 6 августа 1990 года.

Совместное расследование полиции шотландской области Дамфрис-энд-Галловей и ФБР длилось в течение 3 лет, за это время была исследована территория в 1367 км². Было установлено, что взрыв произошёл в грузовом отсеке, где следовал багаж из Франкфурта-на-Майне. При проверке накладных оказалось, что багаж, следовавший без пассажира с Мальты на рейсе во Франкфурт-на-Майне, был направлен на рейс до Нью-Йорка. Были найдены остатки радиоприёмника «Toshiba», в котором находилась бомба с семтексом в качестве взрывчатого вещества, и остатки коричневого чемодана «Samsonite», в котором находился радиоприёмник; также были найдены клочки от зонтика, двух пар брюк и детского свитера, которые находились в чемодане вместе с бомбой. После был найден кусочек зелёного пластика, который оказался частью взрывного устройства бомбы. Швейцарская компания Meister & Bollier[en], которая занималась электроникой, призналась, что этот зелёный кусочек пластика — часть таймера, который они сделали по заказу ливийской разведки (таймер был сделан таким образом, чтобы бомба срабатывала в тот момент, когда лайнер набирал нужную высоту полёта). Было установлено, где были куплены брюки и зонтик, находившиеся в чемодане, — они оказались куплены в небольшом магазине на Мальте. Владелец магазина опознал покупателя — им оказался Абдель Аль-Меграхи, проживавший в то время в отеле неподалёку от бутика[11].

13 ноября 1991 года было выдвинуто обвинение против двух ливийцев — Абдельбасета Али Махмеда Аль-Меграхи[en] (англ. Abdelbaset Ali Mohmed Al-Megrahi), главы службы безопасности авиакомпании Libyan Arab Airlines, формально являвшегося начальником службы безопасности национального ливийского перевозчика в аэропорту Валлетта на Мальте (на самом деле он был сотрудником ливийских спецслужб и двоюродным братом одного из ближайших соратников Муаммара Каддафи), и Ламина Халифа Фимаха[en] (Lamin Khalifah Fhimah).

Совет безопасности ООН ввёл санкции против Ливии.

11 декабря 2022 года бывший сотрудник ливийской разведки Абу Аджила Масуд, подозреваемый в изготовлении бомбы, уничтоживший рейс 103, доставлен в США из Ливии, арестован и в скором времени должен предстать перед судом[12]. В 2020 году власти США обнародовали обвинения против ливийца и добивались его экстрадиции[13][14].

Независимое расследование

Журналистское расследование причин катастрофы в 1994 году завершил британский и американский режиссёр-документалист Алан Франкович[15][16]. В телефильме «The Maltese Double Cross», получившем премию Эдинбургского кинофестиваля, Франкович указывает на несостоятельность официальной версии о «ливийском следе» и предполагает причастность к взрыву лайнера палестинских террористов, который они осуществили с ведома американских спецслужб, проводивших контролируемые поставки наркотиков на трансатлантических авиарейсах[17].

Мнения родственников жертв катастрофы о расследовании Франковича разделились. Противники версии Франковича добились запрета показа фильма в США[18].

Суд

В 1999 году после длительных переговоров глава Ливии полковник Муаммар Каддафи согласился выдать подозреваемых при условии, что суд состоится на нейтральной территории. 5 апреля 1999 года подозреваемые были выданы шотландской полиции в голландском Утрехте, где на бывшей американской военной базе Camp Zeist[en] состоялся суд, действовавший по шотландским законам и вынесший вердикт 31 января 2001 года. Абдельбасет Али Махмед Аль-Меграхи был признан виновным и был приговорён к пожизненному лишению свободы, тогда как Аль Амин Халифа Фимах был признан невиновным.

Аль-Меграхи содержался в шотландской тюрьме Гринок[en]. Множественные апелляции в различные судебные инстанции Шотландии и Европейского союза успеха не принесли.

В 2003 году Ливия признала ответственность своих официальных лиц за взрыв рейса Pan American-103[19]. Ливия заявила, что не намерена признавать вину за совершение теракта над Локерби, однако соглашается с тем, что взрыв был организован одним из официальных лиц ливийского государства.

В соответствии с соглашением, достигнутым между представителями Ливии, Великобритании и США, Ливия выплатила семье каждого из погибших по 10 млн долларов США в обмен на полное снятие экономических санкций с Триполи[20].

Освобождение Аль-Меграхи

Решением министра юстиции правительства Шотландии (англ. The Scottish Government Justice Secretary) Кенни МакАскилла[en] 20 августа 2009 года Аль-Меграхи был освобождён в связи с обнаруженным у него раком простаты. Категорический протест против этого решения высказала Государственный секретарь США Хиллари Клинтон[21]. Недовольство решением шотландского правительства также прозвучало в выступлениях президента США Барака Обамы, Генерального прокурора США Эрика Холдера, старшего советника президента США по борьбе с терроризмом Джона Бреннана, нескольких сенаторов США[22][23]. Директор ФБР Роберт Мюллер написал открытое письмо министру юстиции Шотландии[24].

20 мая 2012 года Аль-Меграхи умер в своём доме в Ливии[25][26].

Возвращение к «Делу Локерби»

В 2011 году бывший секретарь Главного народного комитета (министр) юстиции Ливии Мустафа Мухаммад Абд-аль-Джалиль в интервью «Associated Press» заявил, что у него якобы есть доказательства того, что Муаммар Каддафи лично отдал приказ взорвать самолёт над Локерби[27].

В декабре 2018 года дочь члена палестинской террористической ячейки рассказала, что её отец оставил досье, указывающее, что заказчиком теракта рейса PA103 был Иран[28][29].

Абу Агила Мохаммад Масуд

В 2020 году США официально обвинили в изготовлении бомбы, которая взорвалась на рейсе Pan Am ливийца Абу Агилу Мохаммада Масуда, который содержался в тот момент под стражей в Ливии. В декабре 2022 года власти США сообщили, что он взят под стражу в США, не уточнив, как он оказался в США[30].

После этого Палата представителей (парламент) Ливии потребовала возбудить уголовное дело против всех лиц, оказавших содействие экстрадиции в США Масуда, поскольку это дело было окончательно урегулировано с правительством США по официальному соглашению, освободившему ливийское государство от международной уголовной ответственности и обязавшего выплатить компенсацию пострадавшим[31]

Культурные аспекты

  • Взрыв рейса 103 Pan American показан в 7-м сезоне канадского документального телесериала «Расследования авиакатастроф» в серии «Локерби».
  • Также он упоминается в книге И. А. Муромова «100 великих авиакатастроф» в главе «„Боинг-747“ взорван над Локерби».
  • В заставке телесериала «Родина» среди радиопереговоров слышны обрывки фразы «Борт 103 упал в районе „Локерби“».
  • Песня «Blown Out Of The Sky» группы «The Exploited» посвящена взрыву рейса 103.
  • Взрыв рейса 103 упоминается в фильме «Три икса: Мировое господство».

См. также

Примечания

  1. Clipper Maid of the Seas: Remembering those on flight 103. panamair.org (2007). Дата обращения: 8 июня 2008. Архивировано 2 марта 2012 года.
  2. 2,0 2,1 Jet That Crashed Was an Early 747 (22 December 1988), С. A6.
  3. Cody, Edward. Pan Am Jet Crashes in Scotland, Killing at Least 273 (22 December 1988). Архивировано 31 августа 2020 года. Дата обращения 21 мая 2010.
  4. Cross, David. Doomed plane 'well inside its service limit' (22 December 1988).
  5. N739PA Pan Am (Boeing 747 - MSN 19646). Дата обращения: 3 октября 2016. Архивировано 5 октября 2016 года.
  6. N739PA PAN AMERICAN WORLD AIRWAYS (PAN AM) BOEING 747-100
  7. Plane-Truth, the crew of Pan Am 103. Дата обращения: 19 декабря 2012. Архивировано 5 января 2013 года.
  8. Victims of Pan Am Flight 103. Дата обращения: 29 января 2019. Архивировано 15 января 2019 года.
  9. Matthew Cox, Tom Foster. Their Darkest Day: The Tragedy of Pan Am 103. 1992. ISBN 0-8021-1382-6
  10. Aviation Safety website. Дата обращения: 27 сентября 2013. Архивировано 23 мая 2011 года.
  11. Юлия Латынина Архивная копия от 14 декабря 2013 на Wayback Machine в передаче «Код доступа» («Эхо Москвы»)
  12. США добились экстрадиции из Ливии подозреваемого в причастности к теракту в небе над Локерби в 1988 году. На это потребовалось 12 лет. Meduza. Дата обращения: 12 декабря 2022.
  13. Yulia Gritsay. Теракт над Локерби: организатор взрыва взят под стражу в США. euronews (11 декабря 2022). Дата обращения: 12 декабря 2022.
  14. Шотландия: обвиняемый в подготовке взрыва лайнера над Локерби арестован в США. BBC News Русская служба (11 декабря 2022). Дата обращения: 12 декабря 2022.
  15. Allan Francovich; Film Maker Was 56, The New York Times (3 мая 1997). Архивировано 27 декабря 2019 года. Дата обращения 27 декабря 2019.
  16. Obituary: Allan Francovich (англ.). The Independent (28 апреля 1997). Дата обращения: 27 декабря 2019. Архивировано 27 декабря 2019 года.
  17. Pilger, John. John Pilger on the political documentary (англ.), The Guardian (14 September 2006). Архивировано 27 декабря 2019 года. Дата обращения 27 декабря 2019.
  18. Film claims stir Lockerbie row (англ.). The Independent (6 февраля 1994). Дата обращения: 27 декабря 2019. Архивировано 27 декабря 2019 года.
  19. Самохоткин, Александр. «Дело Локкерби» закрывается. Газета «Время новостей», №149 (14 августа 2003). Дата обращения: 23 сентября 2008. Архивировано 4 августа 2012 года.
  20. Смотров, Александр. «Дело Локерби»: помощь в обмен на снятие эмбарго. РИА Новости (14 августа 2003). Дата обращения: 30 июня 2013. Архивировано 25 сентября 2013 года.
  21. Philip J. Crowley. Daily Press Briefing - August 20 (англ.). U.S. State Department (20 августа 2009). Архивная копия от 27 августа 2009 на Wayback Machine
  22. Adam K. Man Convicted In Lockerbie Blast Is Freed (англ.). The Washington Post (21 августа 2009). Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine
  23. Cowell A., Sulzberger A. G. Lockerbie Convict Returns to Jubilant Welcome (англ.). The New York Times (21 августа 2009). Архивная копия от 25 апреля 2015 на Wayback Machine
  24. The full letter from the FBI Director on the Lockerbie bomber release (англ.). The Telegraph (22 августа 2009). Архивная копия от 26 августа 2009 на Wayback Machine
  25. В Ливии умер единственный осужденный по делу Локерби. Русская служба Би-би-си (20 мая 2012). Дата обращения: 30 июля 2015. Архивировано 18 ноября 2015 года.
  26. В Ливии умер организатор теракта над Локерби. Lenta.ru (20 мая 2012). Дата обращения: 20 мая 2012. Архивировано 23 мая 2012 года.
  27. Mulvihill, Geoff. Report: Ex-minister says Gadhafi ordered Lockerbie (англ.), Associated Press (23 February 2011). Архивировано 26 февраля 2011 года. Дата обращения 23 февраля 2011.
  28. Дочь террориста заявила: теракт над британским Локбери устроил Иран. Девятый канал (21 декабря 2018). Дата обращения: 21 декабря 2018. Архивировано 21 декабря 2018 года.
  29. Nick Sommerlad. Lockerbie terrorist's daughter says Iran not Libya was behind bomb. mirror (20 декабря 2018). Дата обращения: 21 декабря 2018.
  30. В США взят под стражу подозреваемый в причастности к теракту над Локерби ливиец. Коммерсантъ (11 декабря 2022). Дата обращения: 13 декабря 2012.
  31. Парламент Ливии требует наказать причастных к экстрадиции фигуранта "дела Локерби" в США. ТАСС (11 декабря 2022). Дата обращения: 13 декабря 2012.

Ссылки