Вессель, Николай Христианович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Христианович Вессель

Николай Христианович фон Вессель (22 января 1837 (3 февраля), Санкт-Петербург — 3 июня 1906, там же) — русский педагог, публицист, литератор, этнограф. Один из основателей и секретарь Педагогического общества в Санкт-Петербурге (1869).

Биография

Окончил 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию в 1851 году. Затем изучал восточные языки в Санкт-Петербургском университете (1855). С 1856 работал домашним учителем, затем — эксперт-педагог Министерства народного просвещения Российской империи.

В 1867—1874 и 1884—1897 годах — член Учёного комитета; в 1897—1900 — член Совета министра народного просвещения.

Член Педагогического комитета в 1874—1882 и 1897—1901 годах при Главном управлении военно-учебных заведений.

Совместно с И. И. Паульсоном в 1861—1864 редактировал педагогический журнал «Учитель», посвящённый, главным образом, вопросам первоначального обучения, в 1864—1882 — редактор журнала «Педагогический сборник» и «Задушевное слово» (1885—1900), а также приложения к нему «Педагогического листка» (с 1887).

Писал много по экономическим вопросам в «Голосе», «Новом времени» и других столичных газетах.

Научно-педагогическая деятельность

Высшим принципом воспитания считал принцип природосообразности. Педагогическое искусство, по Весселю, заключается в побуждении к самовоспитанию и должно всегда учитывать особенности личности учащегося и современное состояние просвещения. Пытался разработать и психологически обосновать теорию общего образования, целью которого считал полное развитие способностей каждого человека, а результатом — осознание учащимся своих способностей и выбор соответствующей профессии. Решающим для преодоления отрыва школы от жизни считал использование в обучении местного материала (вплоть до создания учебников для отдельных местностей).

Предлагал программу совершенствования российских гимназий. Разработал демократическую систему народного образования, состоящую из общего и профессионального образования, и последовательно (хотя и безуспешно) защищал её в печати и правительственных учреждениях. Составил проекты создания обязательной народной 8-летней школы и 4-летней средней школы. Широкая сеть профессионального образования должна была строиться на основе общего образования. Считая сохранение классических гимназий временным (до тех пор пока университет будет требовать знания древних языков), выступил с программой совершенствования русских гимназий («Учебный курс гимназий», 1866): усиление развивающих элементов в обучении, ликвидация перегрузки учащихся и т. д.

Избранные публикации и труды

Автор трудов по теории и истории педагогики, частью им редактированных, частью самостоятельно обработанных.

  • Профшколы и обучение ремёслам (1881),
  • Начальное образование и народные училища в Западной Европе и в России («Русская школа», 1890—1891),
  • Наша средняя общеобразовательная школа (1903).
  • Очерки об общем образовании и системе народного образования в России (издано в 1959) и др.

Начал издавать 4-томное «Руководство к преподаванию общеобразовательных предметов» (1873—1874; вышло 2 тома).

Перевёл и дополнил сочинения Ф. Бенеке «Опытная психология в применении к воспитанию и обучению детей» (1862) и «Руководство к воспитанию и обучению» (1871—1872) и др.

Будучи этнографом, собирал народные песни. Вместе с Е. К. Альбрехтом составил сборник «Гусельки» (128 колыбельных, детских и народных песен и прибауток…, 1879), «Школьные песни» (115 народных, литературных, исторических и военных песен, положенных для школ, 1879).

Литература