Вершилов, Борис Ильич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Борис Вершилов
Профессия театральный режиссёр, театральный педагог
Театр МХАТ, «Фрайкунст»
Награды
Орден «Знак Почёта»  — 1948
Заслуженный артист РСФСР — 1948

Бори́с Ильи́ч Верши́лов (настоящая фамилия Вестерман; 1893 — 1957, Москва) — советский режиссёр. Заслуженный артист РСФСР (1948).

Могила Вершилова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Родился в еврейской семье[1].

Учился у Е. Б. Вахтангова в Мансуровской студии. Работал во 2-й студии МХТ (1919—1924), МХАТе (1924—1930), Оперном театре им. К. С. Станиславского (1926—1931, 1937—1939). С 1932 года преподавал (с 1945 года — в Школе-студии МХАТа).

Послужил прототипом для Ксаверия Борисовича Ильчина в «Театральном романе» М. А. Булгакова.

Был создателем Московского Еврейского театра-студии «Фрайкунст» («Свободное искусство»; 1926—1930). Работал в театре «Кунст винкл» («Уголок искусства»; Киев), Государственном еврейском театре (ГосЕТ; Киев).

Семья

  • Был женат на актрисе театра «Габима» Эстер Израилевне Бонгард (1903—1964). Их дочь — Елена Борисовна Вершилова была замужем за биофизиком Е. А. Либерманом.
  • Племянник — кибернетик М. М. Бонгард[2].

Постановки

Совместные постановки:

  • «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1927, МХАТ)
  • «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1929, Музыкальный театр им. К. С. Станиславского)
  • «Реклама» М. Д. Уоткинс (1930, МХАТ)
  • «Уриэль Акоста» К. Гуцков (1940, Малый театр)

Собственные постановки:

  • «Разбойники» Ф. Шиллера
  • «Дама-невидимка» Кальдерона (1924, 2-я студия МХАТ)
  • 1925 — «Голем» Г. Лейвика (Театр «Габима»)
  • 1925 — «Гамабул» («Потоп») Ю. Бергера (там же)
  • «Грушенька» И. В. Штока (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»; 1946, Цыганский театр «Ромэн»).

Интересные факты

Считается, что Вершилов, преподававший в Школе-студии МХАТ, посоветовал молодому Владимиру Высоцкому овладеть гитарой. «Когда я учился в театральном училище, Борис Ильич Вершилов, друг Станиславского и учитель очень многих людей, сказал мне: „Вам очень пригодится этот инструмент“, — и заставил меня овладеть гитарой. (Он прочил мне такую же популярность, как у Жарова, и поэтому, дескать, необходимо уметь играть на гитаре.)»[3]

Награды

  • Орден «Знак Почёта» (26 октября 1948 года) — за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня основания Московского орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Художественного Академического театра СССР имени М. Горького[4].
  • Заслуженный артист РСФСР (26 октября 1948 года) — за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня основания Московского орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Художественного Академического театра СССР имени М. Горького[5].

Примечания

Литература

  • Иванов В. В. Плач Вавилонский и Интернационал // Иванов В. В. Русские сезоны театра «Габима». - М.: «АРТ», 1999. - С. 121—128.

Ссылки