Верховный суд Польши

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Верховный суд Республики Польши
Sąd Najwyższy Rzeczypospolitej Polskiej
Вид верховный суд
Инстанция суд высшей инстанции
Юрисдикция Флаг Польши Польша
Дата основания 1917 год
Состав судьи назначаются Президентом по предложению Всепольского Судебного Совета
Срок службы до достижения 70 лет
Членов 86
Руководство
Первый председатель Малгожата Мановская[en]
Вступил в должность 26 мая 2020 года
Зал заседаний
Highest Court of Poland.JPG
Здание Верховного суда Польши в Варшаве
Местоположение Варшава
Адрес Pl. Krasińskich, 2/4/6, 00-951 Warszawa 41
Координаты 52°15′00″ с. ш. 21°00′19″ в. д.HGЯO
Верховный суд Польши (Польша)
Точка
Сайт
http://www.sn.pl (польск.)

Верхо́вный су́д По́льши (польск. Sąd Najwyższy Rzeczypospolitej Polskiej) — высшая судебная инстанция в Польше по гражданским и уголовным делам для судов общей юрисдикции и военных судов.

Состав и структура

Фасад здания Верховного суда окружает 86 колонн, на которых указаны правовые принципы на польском и латинском языках

Верховный суд состоит из 86 судей, назначаемых Президентом по предложению Национального Судебного Совета (Krajowa Rada Sądownictwa) на неопределённый срок. Первый председатель назначается Президентом из кандидатов, представляемых Общим собранием судей Верховного суда на шесть лет. Первый председатель в свою очередь назначает председателей судебных коллегий, которые по должности являются его заместителями.

Верховный суд состоит из четырёх судебных коллегий:

  • Коллегия по уголовным делам (28 судей)
  • Коллегия по гражданским делам (31 судья)
  • Коллегия по вопросам труда, социального обеспечения и связей с общественностью (19 судей)
  • Военная коллегия (9 судей)

Юрисдикция

Верховный суд в пределах своих полномочий осуществляет:

  • судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и военных судов по уголовным и гражданским делам, является кассационной инстанцией;
  • рассмотрение жалоб о действительности проведённых выборов в Сейм, Сенат или Президента и референдумов;
  • надзор за профессиональной деятельностью адвокатских и нотариальных палат.

Изменение статуса суда и кризис отношений с ЕС

Польское консервативное правительство внесло в 2017 году законопроект, согласно которому в отставку отправлялись все судьи, кроме тех, чьи кандидатуры предоставлены министром юстиции. Несмотря на то, что законопроект прошел обе палаты парламента – и Сейм и Сенат, президент Анджей Дуда 24 июля 2017 года наложил на него вето[1]. Этот было связано с массовыми протестами оппозиции и недовольством руководства ЕС.

После этого законопроект был пересмотрен. В новой версии он ничего не говорит про полномочия министра юстиции, но сокращает максимальный возраст судей до 65 лет и увеличивает их число с 80 до 120. Закон был подписан Дудой и вступил в силу в июле 2018 года. Его исполнение отправляет на пенсию до 40% судей текущего состава, включая президента Верховного суда Малгожату Герсдорф.

Оппозиция, Верховный суд и Национальный судебный совет Польши заявили, что закон является неконституционным, поскольку он нарушает принципы независимости судебных органов.

20 декабря 2017 Еврокомиссия сочла[2], что нормы нового закона подрывают принцип независимости судебных органов и принцип несменяемости судей, что является нарушением Договора о Европейском союзе и потребовала устранить это несоответствие, пригрозив введением санкций против Польши. Это, согласно положениям статьи 7 Договора о Европейском союзе может обозначать лишение Польши права голоса в ЕС до тех пор как несоответствие не будет устранено.

В августе 2018 года Верховный суд направил в Европейский суд запрос о проводящийся реформе. В соответствии с договорами Европейского союза, этот суд может препятствовать вступлению закона в силу если он подрывает договоры ЕС о независимости судебных органов.

15 сентября 2018 года польский МИД назвал сегодня эти требования «необоснованными», отметив, что «в соответствии с Договорами ЕС организация правосудия является исключительной компетенцией государств-членов» и предложила Еврокомиссии обратиться в суд ЕС[3].

См. также

Примечания

  1. Президент Польши наложил вето на два законопроекта (24 июля 2017). Дата обращения: 15 сентября 2018. Архивировано 15 сентября 2018 года.
  2. Rule of Law: European Commission acts to defend judicial independence in Poland. Дата обращения: 15 сентября 2018. Архивировано 11 февраля 2018 года.
  3. Komunikat w sprawie przekazania do KE odpowiedzi na uzasadnioną opinię dotyczącą niektórych przepisów ustawy o Sądzie Najwyższym. Дата обращения: 15 сентября 2018. Архивировано 18 ноября 2018 года.

Ссылки