Дзига Вертов

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Вертов Дзига»)
Дзига Вертов
В 1913 годуВ 1913 году
Имя при рождении Давид Абелович Кауфман
Дата рождения 21 декабря 1895 (2 января 1896)(1896-01-02)
Место рождения Белосток,
Гродненская губерния, Российская империя
Дата смерти 12 февраля 1954(1954-02-12) (58 лет)
Место смерти Москва, СССР
Гражданство  Российская империя  СССР
Профессия кинорежиссёр
сценарист
теоретик кино
режиссёр
Награды
Орден Красной Звезды  — 1935 SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg SU Medal In Commemoration of the 800th Anniversary of Moscow ribbon.svg

Дзи́га Ве́ртов (при рождении Давид А́белевич Ка́уфман[1], впоследствии известен также как Дени́с Абра́мович и Денис Арка́дьевич Кауфман; 21 декабря 1895 [2 января 1896], Белосток — 12 февраля 1954, Москва) — советский кинорежиссёр и сценарист, один из основателей и теоретиков документального кино. Обогатил кинематограф множеством приёмов и техник, включая методики «скрытая камера» и «киноглаз[en]»[2][3]. Его фильм «Человек с киноаппаратом» (1929) часто называют величайшим из всех документальных фильмов в истории[4].

Старший брат кинооператоров Бориса Кауфмана и Михаила Кауфмана. Жена — Елизавета Свилова.

Биография

Я, слуга рабочего класса, отдаю все силы без остатка на службу этому классу не по принуждению, а сознательно и добровольно.Дзига Вертов

Давид Абелович Кауфман родился 21 декабря 1895 (2 января 1896) года в Белостоке (Гродненская губерния, Российская империя; ныне Польша) в семье букиниста Абеля Кушелевича Кауфмана[5], владевшего книжным складом и двумя книжными магазинами, и Хаи-Эстер Рахмиелевны Гальперн, заключивших брак в Белостоке в 1894 году. Учился в музыкальной школе, в Петроградском психоневрологическом институте, в Московском университете. В 1915 году начал использовать псевдоним Дзига Вертов (от укр. дзиґа — волчок). В 1917 году работал в отделе кинохроники Московского кинокомитета. В 19181919 годах — составитель-монтажёр журнала «Кинонеделя». С 1920 года — режиссёр-документалист, инициатор выпуска киножурнала «Кино-Правда» (1922—1924 годы). Под его руководством был сделан первый советский мультфильм «Сегодня» (1923). Работал на студиях «Культкино», 3-й Госкинофабрике[6], Киевской кинофабрике ВУФКУ (1927—1930 гг.), «Межрабпомфильм», ЦСДФ. Автор сценариев нескольких своих документальных фильмов, игрового фильма «Тебе, фронт!» (1942), мультипликационного фильма «Юморески». Автор нескольких статей по теории кино[7][8][9][10]. Фильм «Кино-глаз» в 1925 году получил серебряную медаль Всемирной выставки в Париже[11][12]. С переездом Вертова на Украину распалась группа «Киноки»[13], руководителем которой он был.

Вертов является режиссёром одного из первых звуковых документальных фильмов «Симфония Донбасса» («Энтузиазм», 1930). Снимает «Три песни о Ленине» (1934), фильм в жанре образной кинопублицистики, который газета «Правда» назвала «Песней всей страны». Фильм «Колыбельная» (1937) посвящён двадцатилетнему пути страны, пройденному после революции. Во время Великой Отечественной войны снял фильмы «Кровь за кровь, смерть за смерть» (1941), «Клятва молодых» и «В горах Ала-Тау» (оба 1944), посвящённые борьбе советского народа с нацизмом и работе в тылу. Все дальнейшие кинопроекты Вертова отклонялись начальством.

C 1944 года и до самой смерти он работал режиссёром-монтажёром над киножурналом «Новости дня» (всего выпустил 55 номеров).

При съёмке документальных фильмов Дзига Вертов использовал монтаж для целей пропаганды. Так, в фильме «Три песни о Ленине» воспевается как достижение советской власти снятие женщинами советского Востока паранджи уже в начале 1930-х годов[14]. При этом режиссёр манипулирует документальным изображением для достижения идеологических целей[14]. Образ «освобождённой женщины Востока» был создан Вертовым путём монтажа разрозненных кадров[14]. В первых кадрах показана женщина из Хивы (судя по архитектуре) в узбекской парандже[14]. Далее показано строительство железной дороги и туркменская женщина — у неё закрыта по традиции только нижняя часть лица[14]. Последними в эпизоде появляются казахские женщины с открытыми лицами, которые никогда не носили паранджу[14]. Таким образом, путём изображения женщин из разных мест с разными традициями, режиссёр с помощью монтажа показал эффект снятия паранджи[14].

Дзига Вертов умер 12 февраля 1954 года. Первоначально был похоронен на Миусском кладбище рядом с матерью, в 1967 году перезахоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

В литературе

Могила Вертова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Дзига Вертов выступает под именем «Крайних-Взглядова, великого борца за идею кинофакта» и автора кинокартины «Беспристрастный объектив» в первоначальной редакции романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок». Герой Ильфа и Петрова снимает урну крупным планом, так, что она «приобретает вид жерла сорокадвухсантиметрового орудия», а также «считает своей специальностью снимки под колёсами поезда»[15].

Награды

Память

В кинематографе

Документальные фильмы, посвящённые Дзиге Вертову:

Фильмография

  1. 1918 — Годовщина революции
  2. 1919 — Кинонеделя
  3. 1919 — Процесс Миронова
  4. 1919 — Вскрытие мощей Сергия Радонежского
  5. 1920 — Бой под Царицыном
  6. 1921 — Агитпоезд ВЦИК
  7. 1922 — История гражданской войны[17]
  8. 1922 — Процесс эсеров
  9. 1924 — Советские игрушки
  10. 1924 — Кино-глаз
  11. 1924 — Даёшь воздух
  12. 1925 — Киноправда[18]
  13. 1926 — Шестая часть мира
  14. 1926 — Шагай, Совет!
  15. 1928 — Одиннадцатый
  16. 1929 — Человек с киноаппаратом[19]
  17. 1930 — Энтузиазм: Симфония Донбасса
  18. 1934 — Три песни о Ленине
  19. 1937 — Памяти Серго Орджоникидзе
  20. 1937 — Колыбельная
  21. 1938 — Три героини
  22. 1941 — Кровь за кровь, смерть за смерть
  23. 1942 — Тебе, фронт!
  24. 1944 — В горах Ала-Тау
  25. 1944 — Клятва молодых
  26. 1954 — Новости дня

Литература

  • Рошаль Л. М. Дзига Вертов. — М.: Искусство, 1982. — 264 с. — (Жизнь в искусстве).
  • Hicks, J. Dziga Vertov: defining documentary film (англ.). — London, New York: I.B. Tauris, Palgrave Macmillan, 2007. — 194 p.
  • Дзига Вертов: Киновещь // Формальный метод: Антология русского модернизма / под. ред. С. Ушанкина. — М., Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2016. — Т. 2: Материалы. — С. 11—180. — ISBN 978-5-7525-2996-2.

См. также

Примечания

  1. В записи о рождении, доступной на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org, имя записано как Давид Абелович Кауфман). Отчество братьев Моисея (1897) и Бориса (1903) также Абелович, лишь младший брат Семён (1899) записан с отчеством Абелевич.
  2. «Скрытая камера» // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. Дзига Вертов: как начать смотреть его фильмы • Arzamas. Дата обращения: 14 февраля 2022. Архивировано 8 февраля 2022 года.
  4. Результаты опроса 846 кинокритиков Архивная копия от 1 марта 2017 на Wayback Machine от Sight & Sound (2012)
  5. Индекс еврейского населения Белостока. Дата обращения: 23 июля 2018. Архивировано 23 июля 2018 года.
  6. 3-я Московская кинофабрика «Культфильм» — бывшая студия И. Ермольева, находившаяся возле Киевского вокзала.
  7. Дзига Вертов. Мы. Вариант манифеста. // Кино-фот. — 1922. — 25-31 август (№ 1). — С. 11—12. Архивировано 27 февраля 2022 года.
  8. Дзига Вертов. Киноглаз, радиоглаз и так называемый «документализм» // Пролетарское кино. — 1931. — № 4. — С. 12—15. Архивировано 23 декабря 2019 года.
  9. Д. Вертов. Чарли Чаплин, гамбургские рабочие, приказы доктора Вирта // Пролетарское кино. — 1932. — № 3. — С. 40—43. Архивировано 1 декабря 2019 года.
  10. Д. Вертов. Полная капитуляция Николая Лебедева // Пролетарское кино. — 1932. — № 5. — С. 12—18. Архивировано 17 января 2020 года.
  11. Награды кинорежиссерам // Жизнь искусства. — 1925. — 17 ноября (№ 46). — С. 21. Архивировано 31 января 2021 года.
  12. Exposition internationale (1925 ; Paris) Auteur du texte. Liste des récompenses / Exposition internationale des arts décoratifs et industriels modernes, Paris 1925. — 1925. — С. 173. Архивная копия от 17 октября 2020 на Wayback Machine
  13. КИНОКИ И КИНОГЛАЗ. Дата обращения: 27 января 2013. Архивировано 3 октября 2013 года.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 14,5 14,6 Абикеева Г. История кино Казахской ССР, перестройки и первых лет независимости Казахстана // История национальных кинематографий: советский и постсоветский периоды. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2020. — С. 118.
  15. Примечания к т.2 «Золотого телёнка» (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 октября 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
  16. О награждении работников советской кинематографии. Постановление ЦИК СССР. // Правда: газета. — 1935. — 12 января (№ 12(6258)). — С. 1. Архивировано 5 ноября 2019 года.
  17. Ледяной взгляд Колчака и улыбка молодого Кирова. Дата обращения: 22 ноября 2021. Архивировано 22 ноября 2021 года.
  18. Логотип YouTube Киноправда №21, 1925
  19. Человек с киноаппаратом (Alloy Orchestra), 01:06:40, 1929 на YouTube

Ссылки