Вересаев, Викентий Викентьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Викентий Викентьевич Вересаев
B. B. Вересаев, 1913 г. Фото «Артистического заведения» А. Ф. Маркса, СПбB. B. Вересаев, 1913 г. Фото «Артистического заведения» А. Ф. Маркса, СПб
Имя при рождении Викентий Викентьевич Смидович
Псевдонимы Вересаев
Место рождения Тула,
Российская империя
Род деятельности писатель, переводчик, литературовед, врач
Направление реализм
Жанр рассказ, повесть
Язык произведений русский
Премии Сталинская премия — 1943
Награды Орден Трудового Красного Знамени Медаль «За оборону Кавказа»
Автограф Veresaev Signature.jpg

Вике́нтий Вике́нтьевич Вереса́ев (настоящая фамилия — Смидо́вич; 4 (16) января 1867 года, Тула — 3 июня 1945 года, Москва) — русский, советский писатель, переводчик, литературовед. Лауреат Пушкинской премии (1919, последнее вручение) и Сталинской премии первой степени (1943).

Биография

Викентий Вересаев — студент Санкт-Петербургского университета.
Фотография, 1885 г.
Викентий Вересаев и Леонид Андреев, 1904 год

Отец — Викентий Игнатьевич Смидович (1835—1894), дворянин, был врачом, основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей. Мать, Елизавета Павловна (урождённая Юницкая), организовала в своём доме первый в Туле детский сад.

Троюродным братом Викентия Вересаева был Пётр Смидович[1], а сам Вересаев приходится дальним родственником Натальи Фёдоровны Васильевой — матери генерал-лейтенанта В. Е. Васильева.

Семья проживала в Туле в собственном доме на Гоголевской улице, № 82, где сейчас располагается Дом-музей В. В. Вересаева.

Окончил Тульскую классическую гимназию с серебряной медалью (1884) и поступил на историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. В 1888 году окончил историческое отделение кандидатом (кандидатская диссертация: «Известия Татищева, относящиеся к XIV веку»). Осенью того же года поступил на медицинский факультет Императорского Дерптского университета. В Дерпте, на старших курсах университета, работал в лаборатории терапевтической клиники, напечатал две работы: «К упрощению количественного определения мочевой кислоты по Гайкрафту» и «К вопросу о влиянии воды Вильдунген на обмен веществ» (Журнал «Медицина», 1893, № 17, № 27—28)[2].

В 1892 году, ещё студентом, ездил на холерную эпидемию в Екатеринославскую губернию, где самостоятельно заведовал бараком на Вознесенском руднике П. А. Карпова, недалеко от Юзовки[2].

В 1894 году окончил медицинский факультет Дерптского университета и приступил в Туле к медицинской деятельности под руководством отца. Через несколько месяцев переехал в Петербург, где в 1896—1901 годах работал сверхштатным ординатором и заведующим библиотекой в Городской барачной в память С. П. Боткина больнице.

В годы разочарований и пессимизма примыкает к литературному кружку легальных марксистов (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, П. П. Маслов, Неведомский, Калмыкова и другие), входит в литературный кружок «Среда» и сотрудничает в журналах: «Новое слово», «Начало», «Жизнь». В 1901 году, по предписанию градоначальника, уволен из больницы и выслан в Тулу на два года. В 1903 году переселился в Москву.

В июне 1904 года, во время русско-японской войны, как врач запаса был призван на военную службу и направлен младшим ординатором в 38-й полевой подвижной госпиталь при 72-й дивизии 6-го Сибирского армейского корпуса в Мукдене. Участвовал в сражении на реке Шахе и Мукдене. До 1906 года находился в Маньчжурии.

В 1910 году совершил поездку в Грецию, что привело к увлечению древнегреческой литературой на протяжении всей его дальнейшей жизни.

В Первую мировую войну служил в качестве военного врача. Послереволюционное время провёл в Крыму.

В 1921 году вернулся в Москву. В 1941 году эвакуировался в Тбилиси[3].

Скончался 5 июня 1945 года и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

В 1897 году женился на своей троюродной сестре Марии Гермогеновне Смидович (1875–1963).

Литературная деятельность

Викентий Вересаев увлёкся литературой и начал писать в гимназические годы. Началом литературной деятельности Вересаева следует считать конец 1885 года, когда в «Модном журнале» было напечатано его стихотворение «Раздумье». Для этой первой публикации Вересаев выбрал псевдоним «В. Викентьев». Литературный псевдоним «Вересаев» писатель подыскивал долго. Перечитывая один из рассказов Гнедича, он натолкнулся на фамилию «Вересаев», которая ему понравилась. В 1892 году он впервые использовал этот псевдоним, подписав им очерки «Подземное царство» (1892), посвящённые труду и жизни донецких шахтёров.

Военврач полевого госпиталя Викентий Вересаев в действующей армии в годы русско-японской войны.
Фотография. Маньчжурия, 1904—1905 гг.

Как писатель он сложился на грани двух эпох: начал писать, когда потерпели неудачу и утратили свою силу идеалы народничества, а в жизнь стало настойчиво внедряться марксистское мировоззрение, когда дворянско-крестьянской культуре была противопоставлена буржуазно-городская культура, когда город был противопоставлен деревне, а рабочие — крестьянству.

В автобиографии Вересаев пишет: «Пришли новые люди, бодрые и верящие. Отказавшись от надежд на крестьянство, они указали на быстро растущую и организующуюся силу в виде фабричного рабочего, приветствовали капитализм, создающий условия для развития этой новой силы. Кипела подпольная работа, шла агитация на фабриках и заводах, велись кружковые занятия с рабочими, ярко дебатировались вопросы тактики… Многих, кого не убеждала теория, убедила практика, в том числе и меня… Зимой 1885 года вспыхнула знаменитая Морозовская стачка ткачей, поразившая всех своей многочисленностью, выдержанностью и организованностью».

Творчество писателя в то время — переход от 1880-х к 1900-м годам, от близости к социальному оптимизму Чехова к тому, что впоследствии выразил в «Несвоевременных мыслях» Максим Горький.

Викентий Вересаев (слева), поэт и художник Максимилиан Волошин (в центре) и художник-пейзажист Константин Богаевский.
Фотография. Крым, Коктебель, 1927 г.
Сергей Малютин. Портрет Викентия Вересаева. 1919 г.

В 1894 году Вересаев написал повесть «Без дороги». Автор даёт картину страстных и мучительных поисков молодым поколением путей и смысла жизни, обращается за разрешением «проклятых вопросов» к более старшему поколению (врач Чеканов) и ждёт чёткого, твёрдого ответа, а Чеканов бросает в ответ Наташе тяжёлые слова: «Ведь у меня ничего нет. К чему мне честное и гордое миросозерцание, что оно мне даёт? Оно уже давно мертво». Чеканов не хочет сознаться, «что он безжизненно нем и холоден; однако обмануть себя он не в состоянии» и погибает.

В 1890-е годы в России появляются социал-демократические кружки, пишутся «Критические заметки об экономическом развитии России» П. Б. Струве, выходит книга Г. В. Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», вспыхивает известная стачка ткачей в Петербурге, выходят промарксистские периодические издания «Новое слово», потом «Начало» и «Жизнь».

В 1897 году Вересаев издаёт повесть «Поветрие». Наташа уже не томится «беспокойными исканиями», «она нашла дорогу и верит в жизнь», «от неё так и веет бодростью, энергией, счастьем». Повесть описывает полосу, когда молодёжь в своих кружках взялась на изучение марксизма и затем пошла пропагандировать идеи социал-демократии в рабочие массы.

Всероссийская известность к Вересаеву пришла после издания в 1901 году в журнале «Мир Божий» «Записок врача» — биографической художественно-документальной повести, описывающей «изнутри» проблематику, философию и этику врачебной профессии, взаимоотношений врача и общества[4]. «Врач — если он врач, а не чиновник врачебного дела — должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной, он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова». При жизни автора книга переиздавалась 14 раз и была переведена на большинство европейских языков, а также на японский.

Одна из глав книги посвящена медицинским экспериментам на людях, которые были в те годы далеки от современных этических стандартов. Не случайно Сталинскую премию писатель получил в 1943 году, в разгар борьбы с чудовищными экспериментами нацистов. Но всемирную известность эта работа получила только в 1972 году. Действительно, с годами актуальность позиции Вересаева возрастает, — если иметь в виду те научные исследования и те новые технологии, которые так или иначе воздействуют на здоровье, благополучие, достоинство, безопасность человека. Такие исследования в наше время проводятся далеко за рамками собственно медицинской и биомедицинской науки. В полемике с противниками Вересаев показал убожество сторонников права сильного на эксперименты якобы «в интересах общественного блага» над «бесполезными членами общества», «старухами-процентщицами», «идиотами» и «отсталыми и социально чуждыми элементами»[5].

К началу XX столетия развёртывается внутренняя борьба в социал-демократии — между легальным и революционным марксизмом, между ревизионистами и ортодоксами, между «экономистами» и «политиками». В конце 1900 года начинает выходить газета «Искра». Выходит журнал «Освобождение» — орган либеральной оппозиции. Образованная часть людей увлекается индивидуалистической философией Ф. Ницше, часть зачитывается идеалистическим сборником «Проблемы идеализма».

Происходит постепенное расслоение интеллигенции. Этот процесс отражён в повести «На повороте», вышедшей в 1902 году. Героиня Варвара Васильевна не согласна с медленным и стихийным подъёмом революционного рабочего движения, это ей не нравится, хотя она и сознает: «я — ничто, если не захочу признать этого стихийного и его стихийности». Она не хочет себя чувствовать второстепенной силой, придатком к рабочему классу, каковым в XIX веке были народники по отношению к крестьянству. Теоретически Варвара остаётся прежней марксисткой, но мироощущение её изменилось. Она глубоко страдает и, как человек глубоко искренний и совестливый, кончает самоубийством, сознательно заразившись от больного. В персонаже Токарева психологический распад выражен заметнее, ярче. Он мечтает об красивой жене, большом доме, уютном кабинете и «чтобы всё это покрывалось широким общественным делом» и не нуждалось в больших жертвах. В нём не наблюдается внутреннего мужества Варвары, он рассуждает, что в учении Бернштейна «больше настоящего реалистического марксизма, чем в правоверном марксизме». Сергей — с налётом ницшеанства, он надеется и верит в пролетариат, «но он хочет прежде всего верить в себя». Он, как и Варвара, жёстко критикует стихийность протестов. Таня — наполнена энтузиазмом и самоотверженностью, она настроена на борьбу со всем жаром своего сердца.

К 1905 году общество и литературу захватил революционный романтизм и зазвучала песнь «безумству храбрых»; Вересаев не увлёкся этим, он не побоялся «тьмы низких истин». Он дорожит истиной и без приукрашивания рисует те пути, которыми шла тогда интеллигенция. Он стал художником-историком русской интеллигенции.

Русско-японская война и 1905 год нашли отражение в рассказах и очерках, составивших сборник «На японской войне» (полностью опубликовано в 1928 году).

После революции 1905 года началась переоценка старых ценностей. Часть интеллигенции отошла от революционной работы. Крайний индивидуализм, пессимизм, эротизм, мистика и церковность проявились в эти годы. В 1908 году выходит повесть «К жизни». Чердынцев, видный и активный социал-демократ, в момент деградации, утратив ценность и смысл существования, страдает и пытается найти утешение в чувственном наслаждении, но всё бесполезно. Внутренний сумбур проходит лишь в общении с природой и при общении с рабочими. Поставлен важный вопрос тех лет о взаимоотношениях интеллигенции и народных масс.

Могила Вересаева на Новодевичьем кладбище Москвы.

В 1922 году вышел роман «В тупике», в котором показано семейство Сартановых. Иван Ильич, учёный, демократ; его дочь Катя, меньшевичка, пока не знает что делать. Оба — по одну сторону баррикады. Другая дочь, Вера, и племянник Леонид — большевики, они — по другую сторону. Тяжелое переживание, споры, столкновения мнений, беспомощность, тупик. В 1928—1932 годы Вересаев работал над романом «Сёстры». «В тупике» и «Сёстры» после начала 30-х годов были изъяты из общих фондов библиотек, а переизданы уже лишь в Перестройку[6].

Вересаев пишет и о рабочих и крестьянах. В повести «Конец Андрея Ивановича», в очерке «На мёртвой дороге» и в ряде других произведений писатель изображает жизнь рабочего. В очерке «Лизар» рисуется заносчивая глупость извозчика выступающего за ограничение рождаемости. Этой теме посвящено ещё несколько очерков.

Заметный интерес представляет работа о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом и Ницше, названная «Живая жизнь» (две части)[7]. Это теоретическое обоснование повести «К жизни»; в ней автор вместе с Толстым вещает: «Жизнь человечества — это не тёмная яма, из которой оно выберется в отдалённом будущем. Это светлая, солнечная дорога, поднимающаяся все выше и выше к источнику жизни, света и целостного общения с миром!..» «Не прочь от жизни, а в жизнь, — в самую глубь её, в самые недра». Связь с миром людей, гармония с целым, любовь — вот основа жизни.

В первые годы после событий октября 1917 года вышли работы Вересаева:

В 1928—1929 годах писатель опубликовал в 12 томах полное собрание сочинений и переводов. В 10-й том вошли переводы с древнегреческого эллинских поэтов (исключая Гомера), в том числе «Труды и дни» и «Теогония» Гесиода, позже неоднократно переиздававшиеся. С 1937 по 1941 год Вересаев перевёл «Илиаду» и «Одиссею», однако впервые опубликованы они посмертно — в 1949 и 1953 годах, соответственно.

По стилю письма Вересаев — реалист. Особенно важно в творчестве писателя, — это его значительная правдивость в отображении лиц, среды, а также любовь ко всем, необузданно ищущим решения «вечных вопросов» с позиции правды и любви. Его герои представлены в основном не в процессе борьбы или работы, а чаще в поисках путей жизни.

Награды

Память о Вересаеве

В 1958 году в Туле был установлен памятник писателю, а в 1992 году был открыт Дом-музей В. В. Вересаева.

С 2016 года Городская клиническая больница в Москве (бывшая № 81, основаная в 1937 г.) носит имя В. В. Вересаева.[8][9]

В январе 2017 года, в честь 150-летнего юбилея В. В. Вересаева, ГП «Почта Донбасса» (ДНР) ввела в обращение художественную почтовую марку «Вересаев Викентий Викентьевич 1867—1945»[10].

Вересаев в топонимике

Произведения

Викентий Вересаев. Собрание сочинений в 4 томах. Москва, изд. Правда,1990

Романы

  • 1920—1923 — «В тупике»
  • 1928—1931 — «Сёстры»

Драмы

Повести

Рассказы

  • 1887—1895 — «Загадка»,
  • 1889 — «Порыв»,
  • 1896 — «Прекрасная Елена»,
  • 1897 — «К спеху»,
  • 1892 — «Товарищи»,
  • 1899 — «В сухом тумане»,
  • 1899 — «Лизар»,
  • 1900 — «Ванька»,
  • 1900 — «На эстраде»,
  • 1901 — «В степи»,
  • 1902 — «Встреча»,
  • 1902 — «Мать»,
  • 1902 — «Об одном доме»,
  • 1903 — «Звезда»,
  • 1903 — «Перед завесою»,
  • 1905 — «Враги»,
  • 1906 — «Исполнение земли»,
  • 1915 — «Случай»,
  • 1915 — «Дедушка»[11],
  • 1915 — «Мария Петровна»,
  • 1919 — «Состязание»,
  • 1926 — «Собачья улыбка»,
  • 1929 — «Мимоходом»,
  • 1930 — «Болезнь Марины»,
  • 1942 — «Княгиня»,
  • 1943 — «Всю жизнь отдала»[12],
  • 1943 — «Euthymia (Эйтемия)» (напечатан в 4-томном собрании сочинений в 1948 г.)
  • 1945 — «Невыдуманные рассказы о прошлом»[13].

Литературоведение

  • 1910 — «Живая жизнь. О Достоевском и Льве Толстом».

Документальные

  • 1925—1926 — «Пушкин в жизни»,
  • 1933 — «Гоголь в жизни»,
  • 1937 — «Спутники Пушкина».

Воспоминания

  • 1900 — «Записки врача»
  • 1927 — «В юные годы»
  • 1929 — «В студенческие годы»,
  • «Литературные воспоминания».

Библиография

  • Вересаев В. В. Полное собрание сочинений В. В. Вересаева. В 4 томах. — СПб.: Тов-во А. Ф. Маркс, 1913.
  • Вересаев В. В. Полное собрание сочинений : в 16 т. — М.: Недра, 1929—1930.
  • Вересаев В. Сочинения в 4 томах. — М.: Гослитиздат, 1948.
  • Вересаев В. Избранное в 2 томах. — М.: Гослитиздат, 1959.
  • В. В. Вересаев. Собрание сочинений в 5 томах. — М.: Правда, 1961. — илл. — 350 000 экз.
  • Эллинские поэты : в переводах В. В. Вересаева. — М., 1963. — (Библиотека античной литературы).
  • В. Вересаев. Сочинения в 2 томах. — М.: Художественная литература, 1982.
  • В. В. Вересаев. Собрание сочинений в 4 томах. — М.: Правда, 1985. — илл. — 750 000 экз.
  • В. В. Вересаев. Сочинения в 4 томах. — М.: Правда, 1990. — илл. — 1 700 000 экз.

Примечания

  1. Их дедушки — соответственно, Викентий Михайлович (дед П. Г. Смидовича) и Игнатий Михайлович (дед В. В. Вересаева) — были родными братьями.
  2. 2,0 2,1 Викентий Викентьевич Смидович (В. Вересаев). Автобиографическая справка / Сочинения в четырёх томах. Том I. Повести. В тупике: Роман. М.: Правда, 1990.
  3. 3,0 3,1 Головин В. Викентий Вересаев в Тбилиси. журнал «Русский клуб». Дата обращения: 11 июля 2016. Архивировано 19 сентября 2016 года.
  4. Бородина М.А. «Записки врача» В. В. Вересаева как настольная книга начинающего доктора // Омский научный вестник. — 2008. — Вып. 1(68). — С. 73—77.
  5. Б. Г. Юдин. Человек в медицинском эксперименте: перечитывая В. В. Вересаева. Архивная копия от 1 июня 2014 на Wayback Machine // Вопросы истории естествознания и техники. № 4, 2001
  6. Сестры. Вересаев В. В. «Жизнь и творчество В. В. Вересаева». Дом-музей В. В. Вересаева. Artefact. Дата обращения: 2 октября 2021. Архивировано 2 октября 2021 года.
  7. В. В. Вересаев. Живая жизнь Архивная копия от 27 марта 2013 на Wayback Machine — 1-я часть «О Достоевском и Льве Толстом», 1910; 2-я часть «Аполлон и Дионис. (О Ницше)», 1914
  8. Городскую клиническую больницу № 81 переименовали в больницу имени Вересаева. Дата обращения: 26 мая 2020. Архивировано 16 апреля 2021 года.
  9. Городская клиническая больница им. В.В. Вересаева.
  10. «Почта Донбасса» ввела в обращение марку № 54 Архивная копия от 15 марта 2017 на Wayback Machine Государственное предприятие «Почта Донбасса»
  11. Дедушка (Вересаев)
  12. [www.libfox.ru/445622-vikentiy-veresaev-vsyu-zhizn-otdala.html Название: Всю жизнь отдала // Автор: Викентий Вересаев // Издательство: Правда // Жанр: Русская классическая проза // Год: 1961]. Дата обращения: 21 декабря 2019. Архивировано 21 декабря 2019 года.
  13. Вересаев Викентий Викентьевич // Невыдуманные рассказы о прошлом. Дата обращения: 21 декабря 2019. Архивировано 24 апреля 2021 года.

Литература

Ссылки